Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В какую сторону покатятся монеты потребителей?

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

В какую сторону покатятся монеты потребителей?


Дмитрий Лещинский
Консультант по планированию медиабизнеса

Всегда приятно читать финансовые отчеты больших компаний, которые занимаются внедрением новых технологий. Счет идет на миллионы, правда, иногда сквозят осторожные настроения и комментарии, мол, здесь вот не добрали, а на этом месте пока приостановили продвижение услуги и так далее. "Да, — тихо говорят штатные аналитики, — где-то просчитались, наверное..." И продолжают искать новые дороги к новым деньгам потребителей

Потрогать лазами

На сегодняшний день очевидно, что в России наступило время энергичного распространения платных медийных услуг. Процент желающих получить их растет с каждым месяцем; модернизируются сети, кабельные сети воспринимаются уже как привычные носители, мобильные - как технологическое развитие мобильной связи. Начали с телефонии, продолжают мобильным контентом -новости, WAP-ресурсы, mobilmovies и так далее. Только платите.

Но все хотят, чтобы золотые монетки буратин катились именно к ним. Так кому достанется приз Папы Карло?

В этом контексте лично для меня прошедшая в феврале выставка CSTB'2007 скорее подтвердила, что чудо не снизойдет с небес, а магистрами коммуникационной магии XXI века станут, скажем так, умеренно алчные, но достаточно прогрессивные деятели рынка.

Все аналитики сходятся в одном - рынок оборудования на современном этапе определяется в соответствии с финансовыми ресурсами и задачами ведущих игроков, а основная проблема - это жестокая конкуренция в секторе продвижения услуг. То есть коммуникационная услуга превращается в товар длительного пользования, который не только необходимо продать, но и поддерживать в рабочем состоянии. Пожалуй, сегодня это самый "трагический вопрос" для коммуникационных компаний и, разумеется, предмет головной боли.

Но здесь многое тонко - стоит мне как инвестору вложить полмиллиарда евро в глобальную пропаганду новой услуги и все-таки убедить покупателя зайти в мой медийный магазин, как тут же конкуренты безжалостно начнут отбирать моего человечка прямо у входа. А я как прагматичный инвестор уже устал ждать результата, да и денег больше нет. Таковы новые реалии при разгоне платных услуг.

Голубая мечта потребителя?

А о чем думает товарищ потребитель? Ждет он, господа, ждет дешевого товара. Не столько качественного, а скорее удобного и понятного для него лично, подходящего к размеру кошелька и образовательному уровню. Именно поэтому рынок рекламы вечен, так как объясняет потребителю, что он в данный момент хочет, но не может выразить.

Что такое платное телевидение для людей, которые кроме "Первого" и "Второго" каналов отродясь ничего не видели? Это надежда на разнообразие кинофильмов и понятное желание чаще именно видеть разнокалиберных телевизионных персон, имена которых на слуху. При условии, что и с кинопрокатом у них плохо. Но так живет более 80% россиян.

Увы, как только они увидят счета "за какие-то дополнительные 10-12 каналов (!!!)", у людей наступит социальная апатия. Разумеется, эти каналы не оправдают ожидания. И платить за новые услуги будет от силы 20-30% населения. То есть пройдет еще в лучшем случае не менее 5-6 лет, прежде чем большинство россиян сможет просто привыкнуть к новым суммам за услуги платного ТВ, взамен 10-20 рублей за эфирно-антенное ТВ советской эпохи. Этот этап прошел весь мир и уже часть россиян. Придется потерпеть всем.

Это сладкое слово "контент"

Необходимо также признать профессиональное мнение К. Эрнста о том, что "правильных" телевизионных людей в РФ хватит от силы на три, ну, может быть, еще плюс три канала. Дальше наступает телеэклектика и эпигонство или просто маразм и штамповка. Да и проектов Акопова с его "Няней" и "Настями" на всех не хватит. "Амедиа" уже черпает кадровые ресурсы исключительно за пределами столицы. Новые планы Игоря Мишина в качестве управляющего пока вселяют определенный оптимизм, но не более того.

Поехали дальше. Видео по запросу? Это в целом для модников и лентяев.

И для начала придется тотально и физически истребить медийное пиратство, что представляется маловероятным. Равно как и признать, что большинство телеканалов ущербны по сути, то есть имеют 1-2 товарные позиции, а остальное - это малокондиционные медийные довески. Плюс естественное конъюнктурное торможение при показе новых фильмов или программ по федеральным каналам. Беглый анализ позиций запрашиваемого контента быстро выявит схожие тенденции. По этой причине сегмент заполнится быстро, хотя цифры в первые годы, может быть, будут радовать.

Другое дело, точный потребительский набор телеканалов, когда в кабельной сети можно набрать свои любимые 8-10 "медиатоваров" на S10 и стоп. Вот это настоящее ТВ по запросу, когда есть и возможность регулярно варьировать медиаканалы, а по сути - управлять "личным контентом". И тогда уже провайдер контента будет напрягаться, как, что и у кого закупать. Нечто похожее мы видим в гипермаркетах при выборе ежедневного продуктового набора. Это очень важный психологический аспект. Единственная работающая модель здесь - кабельная сеть-провайдер как мощный "агрегатор-носи-тель" и услуги по запросу, а не те, что есть в наличии. Плюс активное продвижение медийными силами самого оператора связи. Ну а широкополосный доступ или иной - потребителю сие малопонятно.

Скажите, сколько операторов в РФ технологически способны предоставить такую услугу для населения более чем в 20 000 домохозяйствах?

Именно здесь наблюдается несоответствие навязываемых услуг массовым запросам потребителя. То есть формально люди хотят это иметь, но очевидно, что вскоре откажутся от услуги по косвенным причинам.

Ожидание перемен

Еще долгое время будет развиваться и сегмент спутникового телевидения, формально бесплатного. Но этот сектор я считаю протестным, так как мотивации просты - поиск увеличенного разнообразия и недостатки существующего вещания. К тому же как только он наберет большую группу индивидуальных "тарелочников", все усложнится. Обострится проблема авторских прав, разовьются другие формы доставки и оплаты сигнала или появятся технологические новации. За примером далеко ходить не надо -сколько лет "НТВ Плюс" работало для Гусинского в убыток?

Таким образом, либо госмонополия, либо крупная частная сетевая монополия последовательно нивелируют ме-диаконтент и все кончится "совком". По осторожным прогнозам, в "телесовок" готовы вернуться от 40 до 60 процентов россиян. Будет ли он цифровым - многие, поверьте на слово, даже и не заметят.

Социальный сегмент в объеме до 20% примет все бесплатное или что дадут (им все равно!), будь то цифровое или аналоговое, телевидение или радио, по запросу или по почте и т.д.

Однако наиболее продвинутые медиа-пользователи уже определились с выбором: беспроводная связь - мобильная или стационарная, но принципиально не привязанная к месту. Под них уже "затачиваются" гаджеты, тарифы и контент. Их стоимость еще долго будет оптимальной и разумной, равно как и гибкой.

Ну а часть граждан, скорее всего, навсегда "замерзнет" в on-line TV + video. Что будет дешевле и удобнее - доступ по Сети/кабелю или беспроводная связь - за то и будут исправно платить. Здесь начнет формироваться питомник Web 2.0, а затем и 3.0. Как ни удивительно, но к этой группе примкнут и образованные пенсионеры. А будет ли это Wi-Fi, WiMax или что-то другое - принципиального значения не имеет.

Главная битва за монеты развернется в ближайшие годы именно в этих секторах. И на мой взгляд, участники готовы к такому развитию событий.

Словом, представление начинается. Занавес! Несите барабаны и флаги.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2007
Посещений: 11318

  Автор

Дмитрий Лещинский

Дмитрий Лещинский

Консультант по развитию медиабизнеса

Всего статей:  14

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций