Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В поисках Идеал-ТВ

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

В поисках Идеал-ТВ

В соответствии с ФЦП "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009—2015 годы" уже к концу 2011 года сети цифрового телевещания будут развернуты на части территории России, где проживает 43 млн человек. И тогда многоканальное телевидение в новом цифровом качестве получит население тех районов, где до сих пор не было ни одного российского канала. К такому повороту событий готовятся и производители программ. Используя достижения современной технологии, они создают и предлагают зрителю все новые и новые нишевые телеканалы, тем самым как бы вовлекая его в своеобразную игру по принципу “выбери меня". А зритель и сам готов “сыграть", но только по своим правилам, которые, может, даже и не осознает в полной мере
Ирина Гоголева
Эксперт

Тематика существующих уже сегодня телеканалов, казалось бы, отражает весь широчайший спектр зрительских интересов: информационные и спортивные, познавательные и семейные, развлекательные и музыкальные программы, фильмы художественные и документальные, детские каналы, каналы по интересам и даже телемагазины. А производители тем временем заявляют о новых проектах. Но, наверное, каждый из них, составляя свои бизнес-планы на будущее, задумывается над тем, какие из создаваемых ими программ будут востребованы, какому из каналов зритель окажет свое предпочтение.

Новости по-прежнему в приоритете

Как показывают результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, в 2010 году (как и два года назад) среди программ телевидения наибольший интерес для большинства россиян (59%) представляют программы новостей. Причем среди них оказалось больше мужчин, чем женщин (62 и 56% соответственно). Примечательно, что за это время доля телезрителей, внимание которых привлекают именно новостные программы, возросла с 38 до 55%.

Следующими по популярности у телезрителя форматами стали:

  • художественные фильмы (40%);
  • развлекательные передачи (34%);
  • телесериалы (25%);
  • детские программы (24%);
  • образовательные передачи (23%);
  • спортивные программы (20%);
  • телеигры и ток-шоу (по 19%);
  • передачи о природе и документальные фильмы (по 17%).

Опросы показали, что за последние два года число желающих посмотреть ток-шоу на “житейские” темы возросло с 6 до 10%. Зато реже стали высказываться пожелания увеличить эфирное время для образовательных (снижение с 28 до 23%) и военно-патриотических программ (с 17 до 12%).

В соответствии с интересами, потребностями и ожиданиями

Вполне резонно, что, включая телевизор и выбирая телепрограмму для просмотра, человек ожидает с ее помощью удовлетворить свои потребности. Это подтверждается исследованиями и многих зарубежных психологов. При этом некоторые из них выделяют два формальных подхода к выбору ТВ-программы: когнитивный и эмоциональный. В основе первой модели лежит гипотеза, что зритель, включая телевизор, уже имеет свои соображения о том, какой должна быть идеальная программа. Поэтому он останавливается на той, которая в наибольшей степени соответствует этому представлению. В противном случае (если предлагаемые передачи сильно удалены от его идеала), просто выключает телевизор. В соответствии со второй - человек выбирает программу, исходя из того, какое удовольствие он хочет и может получить от конкретной передачи.

Кроме того, на выбор программы, независимо от ее содержания, существенно влияет время трансляции (“хочу, но не могу"). А часто определяющим фактором может быть даже лояльность к тому или иному каналу (“если ненавистный мне “Дом-2” идет по ТНТ - значит, и ничего другого по нему смотреть не буду"). К значимым факторам также можно отнести и информированность зрителя, то есть его знание о том, что вообще предлагается посмотреть. А если решение о просмотре принимается в группе, то выбор программы в целом зависит от ее влияния.

Все указанные выше факторы вполне согласуются с прагматической моделью выбора ТВ-программы, предложенной Дэнисом МакКуайлом (D. McQuail). По мнению автора, решение о выборе зависит от следующих условий:

  • социокультурные условия (образование, место жительства, возраст, пол, профессия и стиль жизни человека);
  • потребности, которые человек хочет удовлетворить (приобщение к группе, расслабление, получение информации);
  • индивидуальные вкусы и предпочтения зрителя (жанры, форматы, определенное содержание);
  • доступность (временная, территориальная и финансовая);
  • знание об альтернативных возможностях;
  • условия использования (место и социальный контекст: один, в семье, с друзьями и пр.).

Впрочем, тот же Д. МакКуайл не исключал того, что выбор телезрителя иногда может быть и совершенно случайным. Правда, тут надо вспомнить, что все случайности на самом деле предопределены.

Итак, для того чтобы событие было воспринято, оно должно в соответствии с законами психологии вызвать так называемую ориентировочную реакцию. Именно она позволит человеку настроить на него свои органы чувств. Одним словом, без внимания восприятие невозможно. Это во-первых. А во-вторых, вероятность восприятия события или объекта тем больше, чем большей новизной, сложностью или интенсивностью они будут обладать.

Хорошо известен такой определяющий фактор, как повторение. Именно этот прием используют рекламодатели, заказывая (и оплачивая, разумеется) постоянный повтор своего ролика. И действительно, если сигнал (стимул) оказывается похожим на что-то уже известное, он становится узнаваемым. Правда, чаще всего, вызвав в соответствии с законом о восприятии упоминаемую выше ориентировочную реакцию, такое навязанное повторение приводит к привыканию, адаптации, а значит, снижению внимания. Но по мере поступления новых сведений они будут связываться с сохранившимися в нашей памяти следами сходных событий, создавая новые и т.д.

Краткий миг счастья

Хочется познакомить читателей с еще одним психологическим исследованием. В результате масштабного опроса, проведенного с 1975 по 2006 год, в котором приняли участие около 30 тыс. человек, американские ученые Джон Робинсон и Стивен Мартин из Университета штата Мэриленд установили, что счастливый человек, то есть тот, кто считает, что доволен жизнью, меньше смотрит телевизор. Люди, которые считают себя несчастливыми, тратят на просмотр телепередач на 30% больше времени, чем “счастливчики". Исходя из результатов исследования, Джон Робинсон и его коллега Стивен Мартин считают, что если в ближайшие годы экономическая ситуация не улучшится, то люди в целом будут чаще смотреть телевизор.

Уж и не знаю, надо ли радоваться именно таким перспективам прироста телезрителей. Но бесспорно отрадно то, что ученые при этом не делают вывода о том, что именно телевидение делает человека несчастным. Зигмунд Фрейд говорил, что люди привыкли считать себя несчастливыми, так как для этого требуется меньше усилий. Вот такие незадачливые люди и тянутся к голубому экрану, который позволяет им на время забыть о своей неудовлетворенности.

Чаще всего человек выбирает в качестве развлечения телевизор, поскольку для его просмотра не нужно никуда идти, ничего планировать, не требуется дополнительных финансовых и физических затрат. К тому же с появлением и массовым распространением с конца 90-х годов прошлого века дистанционного пульта для переключения каналов телезритель получил исключительную возможность просмотра имеющихся в его распоряжении программ, не вставая с кресла и не отрываясь от процесса поглощения своего гамбургера/бутерброда с бокалом кока-колы/пива или чашки чая.

Все удовольствия сразу - “в одном флаконе". Казалось бы, чем не полное счастье? Новые данные исследования американских ученых совсем не противоречат выводам предыдущих о том, что просмотр телевизора нередко становится для человека самым счастливым временем дня. “Только телевизор, -объясняет профессор Робинсон, - способен приносить зрителю краткосрочное удовольствие, но это происходит за счет долгосрочной неудовлетворенности”. Однако это уже тема совсем для другой статьи.

Homo Zapiens - человек переключающий

Вернемся к выбору. Появление нового удобного дистанционного устройства для переключения каналов породило новый вид просмотра программ, получившего название “заппинг", то есть быстрая смена чего-либо (от английского zap, мчаться). Сегодня выбирают передачу, не используя традиционную программу передач в газете или журнале, а переключая с канала на канал и быстро просматривая то, что предлагает каждый из них, около трети зрителей. И их количество с увеличением числа каналов постоянно растет. Но ничего страшного нет в том, что человек, удобно устроившийся у телевизора, хочет вначале осмотреться в “море соблазна" и уже затем погрузиться (или не погрузиться) в манящие его телеволны. И вот выбор сделан, процесс пошел...

Однако если пролистывание каналов продолжается в течение долгого времени, и человек не в силах из множества предлагаемых каналов остановиться на одном, смотрит понемногу все подряд, постоянно переключая их через несколько минут или даже секунд, то это должно насторожить окружающих. Именно такой маниакальный “заппинг" становится опасен и для самого человека, и для его близких.

В наш стремительный век бессмысленное щелканье каналами иногда может быть подсознательной попыткой элементарной разрядки, способом успокоиться. Многие из представителей таких условных Homo Zapiens (кстати, среди них подавляющее большинство составляют мужчины) так и говорят, что при этом они отдыхают и расслабляются, не желая сосредоточиться на однородном просмотре. Действительно, подтверждают ученые, бессмысленное нажатие на кнопки телевизионного пульта погружает человека в некое состояние транса, визуальную медитацию, лишенную всяких мыслей. Но мозг при этом не отдыхает: он продолжает пассивно следить за мелькающими на телеэкране картинками, оказывающими неосознаваемое и сильное воздействие на психику.

Воспринимаемая таким зрителем картинка состоит из обрывков мелькающей разнородной информации. В результате такого клипового просмотра у человека, конечно же, отсутствует цельное представление о передачах и, как следствие, он становится еще более уставшим, раздражительным, агрессивным, у него формируется невроз, депрессия или тревога. А там уже недалеко и до целого комплекса соматических проблем. В детском возрасте бездумное щелканье пультом может даже вызвать приостановку интеллектуального развития, ведь бессмысленно и беспрерывно нажимая на кнопки, человек погружается не только в состояние отрешенности, но и отупения: клиповое смотрение порождает клиповое сознание и такое же клиповое мышление.

Объять необъятное

Из внешней среды на каждого человека одномоментно “обрушивается” до 1 млрд бит информации в секунду. Воспринять и освоить такую информацию, конечно, невозможно: не хватает энергетических запасов для ее переработки.

Поэтому, говоря о телевизионном предпочтении зрителей, необходимо также учитывать теорию принятия решений. В соответствии с ней с течением времени человек заменяет модель полного поиска на более простую - индивидуальную модель, то есть поочередный просмотр предпочитаемых им каналов. Причем их количество обычно не превышает 7 ±2. Объясняется это тем, что мозг человека для его самосохранения всегда стремится упростить когнитивно сложные ситуации.

А что касается поиска идеала, то даже ученые-философы имели разные точки зрения на этот счет. Но все они были едины в том, что к идеалу нужно стремиться. А значит, прилагать усилия и совершать активные разумные действия.

Если применить эти философские мысли к ТВ, то все очень просто. Творцы должны создавать и постоянно совершенствовать свои программы для “вечного, никогда не завершаемого обновления духовной культуры человечества", а телезритель - “получать возможность через выявление противоречия в составе наличной стадии знания и нравственности и через разрешение этого противоречия способствовать рождению новой стадии, в свою очередь, чреватой противоречием”. Вот в этом процессе и будет всем долгожданное и долгосрочное счастье. Вот такая философия.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2011
Посещений: 10468

Статьи по теме

  Автор

Ирина Гоголева

Ирина Гоголева

Эксперт

Всего статей:  36

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций