Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Стагнация рынка телепроизводства, или Телезастой

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Стагнация рынка телепроизводства, или Телезастой

Михаил Славский
Руководитель студии “Иллюзион”, генеральный продюсер телеканала “ТелеДом”, режиссер
Славский Михаил Владимирович родился 7 марта 1971 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский кинотехникум и Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
С 1995-го – руководитель и режиссер детского и молодежного вещания, ведущий прямого эфира "Нового канала" (51-й канал).
С 1996 года – ведущий "Пятого канала".
С 1997 года – режиссер информационной программы "Добрый час" на канале "Ленинградское областное телевидение".
С 1998 года – режиссер монтажа телеканала ТВ-3.
В 2000–2001 годах – режиссер отдела художественного вещания ГТРК "Санкт-Петербург".
С 2001 года – режиссер ВГТРК "Россия – Культура".
В 2004 году вернулся на "Пятый канал" в качестве режиссера программы "Утро в большом городе".
С 2006 года – режиссер на телеканале "Первый канал-Петербург" и руководитель продакшн-студии "Иллюзион".
С 2012 года является генеральным продюсером телеканала "ТелеДом" и создателем детского телевизионного проекта "Апельсин", который неоднократно получал награды на таких значимых мероприятиях, как Всероссийский фестиваль детского телевидения "Включайся!", "Золотой луч-2013", "ТЭФИ-регион", "Разум. XXI век".
Член Всероссийского союза творческих работников культуры.
Хобби – фотосъемка

Для того чтобы говорить о стагнации какого бы то ни было рынка, необходимо сначала понять, а есть ли рынок вообще? Рынок – это когда кто-то предлагает, а кто-то покупает. Вот и давайте разберемся, кто покупает, а кто продает телеконтент в современном телемире.

Если канал не производит сам контент, то он должен его заказывать на стороне, то есть таким образом должна создаваться связь “покупатель – продавец”. И задача продавца – создать интересную программу с оригинальной идеей и заинтересовать канал. Но это в идеале. Так, собственно говоря, происходит во всем цивилизованном телевизионном мире: вы можете подать заявку с идеей или предложить каналу уже готовый продукт, и канал будет ее рассматривать. И ведь реально будет.

Специфика момента

У нас же, как всегда, есть свои “специфические особенности”. Приведу вполне конкретный пример. Мы изготовили телепродукт. Неплохой телепродукт. Сделали его на собственные деньги, без заказа от какого бы то ни было телеканала, но с надеждой, что его уникальность будет способствовать его реализации. Предложили одному крупному телеканалу, специализирующемуся на этой тематике, ответ пришел довольно быстро – “не наш формат”. И точка. Тогда попробовали иначе – вошли через служебный вход (читай “через знакомых”), реакция оказалась иная: “Где же вы раньше были?!” Вот эта история, абсолютно наглядно показывает то, как работают телеканалы. Они, как правило, не заинтересованы в оригинальном контенте от сторонних, “непроверенных” производителей. Таким образом, первый вариант рынка – создай и купят – не проходит. Ибо создашь, а купить некому, даже если ты и сделал что-то уникальное. Не помогают даже престижные профильные премии. Недавний пример: одна из наших программ стала финалистом ТЭФИ. Когда она появилась на рынке, то нам предложили за нее столько, что на эти деньги можно было бы оплатить только работу оператора. И все.


Вот еще один пример к вышеизложенному. Мой коллега из ближнего зарубежья с гордостью мне сказал, что вчера по каналу “Россия” прошел его документальный фильм. Интересуюсь – сколько заплатили, говорит – очень мало, но хорошо, что нашелся фонд, который все оплатил. То есть человек поехал, снял материал, смонтировал и озвучил, а канал не нашел денег, чтобы это оплатить? Спасибо некоему фонду, а иначе тема, поднятая в фильме, так и сталась бы нерассказанной, потому что каналу в принципе это не особенно и нужно. Вот по дешевке – это мы возьмем, а заплатить за работу – денег нет. Это то, что касается крупных каналов. Малые каналы, между прочим, больше озадачены вопросом, чем удивлять зрителя, и гораздо больше интересуются чем-то новым, незатасканным. Но, увы, их бюджеты не могут себе многое позволить, хотя они гораздо ближе к зрителям.

Теперь другой вариант. Все, кто работает в видеопроизводстве, знают, что получить заказ канала – это счастье. Это гарантированный заработок, и если повезет, то надолго. Только вот как его получить? Первый и самый проверенный путь – через знакомства. Если есть свои люди в управлении, то считай, что ты обеспечен работой. Если нет – шансы на получение заказа я бы оценил в 5%, не более. Можно предлагать синопсисы, идеи, ссылаться на прошлые заслуги, на все, что угодно. Канал – это броня, и пробить ее не каждый может. По крайней мере на моей памяти не было случая заказа от телеканала, полученного не по личным связям. Для кого-то это хорошо, но такие отношения тормозят развитие рынка и отметают все новое, что может быть создано талантливыми студиями видеопроизводства, не имеющими связей.

Дешевле и больше

Часто посещаю рынки телепрограмм – Москва, Одесса, Киев. Вот где, кажется, должны встретиться те, кто производит, и те, кто ищет для канала что-нибудь оригинальное, новое, свежее… Все, кто занимается ТВ-контентом, там бывают и хорошо знают – продать что-либо новое там нереально. Основное большинство участников таких рынков – это продавцы б/у контента, которые предлагают либо залежалый, либо относительно новый, как правило, западный контент, который, несмотря на свою залежалось, выглядит весьма привлекательно. Конечно, он будет так выглядеть, ведь в свое время каналы потратили приличные деньги и либо сами создавали, либо заказали хорошую программу, чтобы привлечь зрителя к своему экрану, заработали на нем, а теперь сбрасывают это по низкой цене. Конкурировать с таким контентом сложно.


Представители каналов на таких выставках – это менеджеры по закупкам, которые умеют лишь считать деньги: их задача – купить как можно дешевле и больше. Ну, если еще и качество будет сносное, то это вообще замечательно. Программные директора, определяющие программную политику, обычно не опускаются до уровня таких выставок, им интереснее съездить на аналогичную выставку в Канны или Венецию, где, кстати, представлено немало независимых производителей, но не российских, а иностранных. Но у них тоже не покупают, потому что дорого. Но согласитесь, кто откажется от недели в Каннах за казенный счет?

В то же время производителям на выставке предлагают свои услуги компании-посредники, которые могут включить программы в свои каталоги. В принципе дело неплохое, но суть в том, что продавать они их будут по цене вторичного контента, 100–400 у.е. за час. Много можно произвести на такие деньги? Если вы продаете готовый контент, то будете отбивать свои затраты в течение нескольких лет. Вот и здесь получается невеселая картина.

Таким образом, абсолютно убежден, что стагнация рынка независимых производителей телепрограмм происходит из-за закрытой программой политики каналов и коррумпированности отдельных представителей руководства. Собственно, это не новость на просторах нашей страны.

Что делать?

Что же будет дальше? К сожалению, мой прогноз неутешителен: там, где есть большие деньги, – нет посторонних. А бюджеты некоторых программ, не говоря уже о сериалах, немалые, так что там небольшим студиям делать нечего. Туда, где бюджеты поскромнее, тоже не попасть. Малые бюджеты объединяются в большие и отдаются тем же “проверенным”, и неважно, что они раньше никогда не снимали, например, детскую программу. Научатся, ведь главное, что они “свои”.

И ведь, с другой стороны, посмотрите, сколько у нас каналов? Уйма: и тематические, и специфические, и универсальные, и коммерческие, и бесплатные, но показывают там одно и то же. А вот почему бы не перенять опыт, например, Израиля. Там, если канал не создает 40% оригинального контента, то он существовать не может, поэтому и каналов там меньше, но они сами по себе лучше. Может, это решило бы, хотя бы отчасти, нашу российскую проблему.

Про Интернет пока вообще говорить не приходится. Несмотря на то что многие считают (и весьма справедливо), что за ним будущее, там такая монетизация, что до будущего можно и не дожить.

P.S. (вместо заключения)

Наверное некоторые, прочитав эту статью, могут спросить: “Что тут нового?” Да, многие и так это знают, но если не говорить, то ничего и не изменится. Ведь немало по всей стране талантливых авторов, режиссеров, операторов, которые могут создавать интересный контент, но хочется, чтобы его видели зрители. И поверьте, если на таких людей обратят внимание, то каналы смогут получить интересные для зрителя программы, и, что немаловажно, по разумной цене.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2014
Посещений: 10435

  Автор

Михаил Славский

Михаил Славский

Генеральный продюсер телеканала "ТелеДом" (Санкт-Петербург)

Всего статей:  3

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций