Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Спортивный контент на российском ТВ

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Спортивный контент на российском ТВ

В свете ситуации, сложившейся с трансляцией чемпионата России по футболу, редакция журнала "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" считает необходимым обсудить в целом состояние российского спортивного контента. Нам интересно мнение не только специалистов, занимающихся спортивным телевидением, но и людей, увлеченных спортом, напрямую заинтересованных в получении спортивных трансляций хорошего качества

Краткая предыстория

В конце апреля 2007 г. Российский футбольный союз, некоммерческое партнерство "Российская футбольная премьер-лига" и телеканал "НТВ-Плюс" подписали контракт на трансляцию матчей чемпионата России по футболу. По его условиям матчи национального первенства должен был транслировать канал "Наш футбол", который является платным на "НТВ-Плюс". При этом только один матч каждого тура планировался к показу на федеральном "Первом канале".

Данное соглашение вызвало широкий общественный резонанс. В частности, президент России Владимир Путин выразил озабоченность ситуацией, возникшей вокруг футбольных трансляций чемпионата России. Глава государства высказал недовольство тем, что рядовые болельщики в новом сезоне не смогут бесплатно смотреть матчи российской премьер-лиги и поручил первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву еще раз обсудить этот вопрос с руководством Российского футбольного союза и телекомпании "НТВ-Плюс".

Глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, в свою очередь, призвал развивать спорт на общедоступных, а не платных телеканалах. "Считаю в корне неверной позицию, при которой в последнее время освещение большого спорта уходит с общедоступного ТВ", - заявил он.

23 апреля 2007 г. ОАО "НТВ-Плюс" и ВГТРК сообщили о подписании сублицензионного соглашения о трансляции матчей чемпионата России по футболу на общероссийском телеканале "Спорт". Согласно достигнутой договоренности, телеканал "Спорт" покажет 4 матча каждого тура чемпионата (2 матча -в прямом эфире, 2 матча - в записи).

Позднее поступило сообщение, в котором приводятся слова генерального директора "НТВ-Плюс" Дмитрия Самохина: "Чтобы повысить социальную ответственность контракта, мы договорились с "РТР-Спорт" о показе матчей российского футбола наряду с "Первым каналом" и региональными каналами". Сейчас ведется работа по заключению сублицензионного договора с "РТР-Спорт", - сообщил Самохин 11 марта 2007 г.

Идея транслировать российский футбол за деньги была вполне в духе развития европейского футбольного рынка. Во всех по-настоящему футбольных странах болельщики платят за возможность посмотреть матчи. И, разумеется, получают товар высшего качества: отличную "картинку", сильные команды, живущие не только на деньги богатых владельцев, но и на отчисления от телетрансляций. В России складывается другая ситуация.

Мы предложили нашим читателям ответить на следующие вопросы:

  1. Как вы считаете, на каких каналах лучше развивается спортивный контент: на платных или на открытых? Разделяете ли вы мнение о том, что освещение большого спорта не должно уходить с общедоступного ТВ?
  2. Во многих странах спорт на открытых каналах идет только в режиме "дайджеста". Готов ли российский зритель платить за возможность смотреть спортивные трансляции?
  3. Устраивает ли вас техническое качество спортивного контента?
  4. Насколько перспективно развитие спортивного контента в сетях кабельного ТВ?

Ниже предлагаем вам ознакомиться с наиболее интересными высказываниями.

О перспективах развития спортивного контента в сетях кабельного ТВ


Ксения Трегубова
Руководитель программного отдела
УК "ЭР-Телеком Холдинг", г. Пермь

Ситуация со спортивным контентом в кабельных сетях на сегодняшний день характеризуется одним кратким и ясным понятием - дефицит. Налицо нехватка достойных спортивных каналов, которая выливается в монополизацию рынка немногими каналами, доступными и открытыми для продажи.

Возьмем, например, ситуацию с каналом "Наш футбол". Кабельный оператор, оказывающий услугу аналогового кабельного телевидения, уже не сможет позволить своим подписчиком насладиться каналом, потому что "Наш футбол" продается оператору только при условии, что тот будет транслировать его отдельным пакетом, состоящим из одного канала. Такая схема экономически невыгодна как самому оператору, так и потенциальным зрителям. А канал "Ев-роспорт" ощущает себя недостижимым лидером на рынке спортивного контента (что вполне соответствует действительности) и ежегодно поднимает цены на ретрансляцию в сетях кабельных операторов.

В контексте разговора о спортивном контенте хочется отметить, что кабельные операторы в настоящий момент находятся в условиях отсутствия выбора, а за неимением лучшего приходится "брать то, что есть". Появлению новых каналов сопутствуют оживление и ажиотаж - будет, чем порадовать неизбалованного российского зрителя (например, появлением в продаже канала "Виасат Спорт"). И поэтому перспективы развития спортивного контента в кабельных сетях есть, так как есть спрос на спортивные нишевые каналы, который до сих пор не удовлетворен.

Это называется бизнес по-русски

Дмитрий Олегов
Телекомпания "КАСКАД"

Освещение большого спорта ни в коем случае не должно уходить с общедоступного ТВ. На сегодняшний день абонентами "НТВ Плюс" (даже с учетом Москвы) являются около 1% жителей России. Абсолютное большинство жителей нашей страны (не считая Москвы, так как это уже практически самостоятельное государство) не способно платить по предлагаемым "НТВ Плюс" расценкам. А слова о невозможности смотреть футбол по центральным каналом из-за плохого качества - всего лишь маска руководства "НТВ Плюс", прикрывающая жадную ухмылку в преддверии падающих с неба миллионов. Руководство РФС и РФПЛ элементарно продало российских болельщиков в среднем по 1 доллару в год за болельщика, а выручка "НТВ Плюс" составила бы в сотни раз больше за тот же промежуток времени. Как говорится, бизнес по-русски. Я думаю, каждому российскому болельщику было бы интересно узнать конкретные суммы, которые повлияли на принятие такого решения.

Футбол - игра, которую смотрят миллионы. И если раньше дети и подростки смотрели футбол, болели за своих кумиров, шли в футбольные секции потому что хотели быть похожими на звезд спорта, то кому они будут подражать теперь? Героям "Бумера", "Бригады", "Парней из стали" и тому подобного контента, который будет идти по бесплатным каналам? Прикрываться "духом развития европейского футбольного рынка" здесь просто некорректно. Когда средний доход россиян (без учета москвичей и олигархов) сравняется со средним доходом жителей стран, на которые ссылается "НТВ Плюс", тогда этот вопрос и надо начинать обсуждать.

Как гласит народная мудрость, аппетит приходит во время еды. Если государство отдаст футбол (футбольные чиновники его уже отдали) на растерзание "НТВ Плюс", то российский болельщик вскоре может лишиться хоккея, баскетбола, волейбола и других любимых (но коммерчески выгодных) видов спорта.

Спортивный контент, безусловно, лучше развивается на платных каналах. Но тогда, по этой же логике, можно спросить: "А где лучше работать: где больше платят или где меньше?" А кто будет работать там, где платят меньше? В больницах, школах, детских садах, предприятиях жизнеобеспечения и так далее? Что будет со страной, если она решит жить по такой логике? Говоря словами из рекламы: "есть вещи, которые нельзя купить".

Не может не радовать позиция президента России по этому вопросу, хотя на мой взгляд, она все равно слишком мягкая. Меня и всех, кого я знаю, качество спортивного контента вполне устраивает. Если честно, я пока не видел ни одного болельщика, который захотел бы платить такие деньги только потому, что его не устроило качество показа какого-либо матча чемпионата России.

У каждого зрителя должен быть выбор. Тот, кого не устраивает качество, но устраивает цена, может смотреть спортивный контент с высоким качеством на платных каналах. Те, кто не имеет такой возможности (а это абсолютное большинство), должны иметь возможность смотреть трансляции в свободном доступе. Претензии к качеству в этом случае неуместны.

В России нельзя резко менять правила игры


Игорь Золотаревский
Генеральный продюсер компании "АртМедиа Групп"

Наша компания не занимается спортивным вещанием, однако мы, как профессионалы медиаиндустрии, конечно, имеем собственное мнение о ситуации, сложившейся в связи с чуть было не подписанным контрактом на трансляцию футбольных матчей телеканалом "НТВ Плюс".

На разных этапах развития страны в целом и медиабизнеса в частности спортивный контент формируется на каналах по-разному. Во всем мире спорт существует на государственные деньги, на спонсорские деньги или на деньги зрителей. Существуют также комбинации этих вариантов. У нашего государства денег на спорт нет. Зрители оплатить спорт в необходимых им масштабах не могут. Следовательно, остаются спонсоры. А спонсорам нужно рекламное пространство, и в этой связи платные каналы их не устраивают. Поэтому пока что для нашего спорта действительно нужен такой инструмент как бесплатный канал "Спорт". Через некоторое время, после того как рынок вырастет и соответственно изменятся и реалии нашего спорта, станет возможным переход на материальную поддержку спортивного вещания зрителями. Ни в одной стране мира спорт не финансируется только за счет зрителей.

Если оглянуться на западный опыт, то можно также увидеть, что платные сервисы внедряли систему такого вещания постепенно, показывая за деньги что-то очень эксклюзивное, то, чего нельзя было увидеть ни на одном бесплатном канале. И в России тоже резко менять правила игры нельзя. Рынок не готов к этому ни морально, ни технически. Многие операторы сейчас даже не способны поставлять всем желающим премиальный контент. А для развития платного спортивного вещания необходимо предлагать зрителю нечто эксклюзивное - редкий контент, необычные виды спорта, уникальные события. И постепенно переводить показ некоторых обычных видов спорта, например футбол, на платную основу. Лишать же всю страну разом того, что было чуть ли не национальным достоянием - это просто негуманно!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2007
Посещений: 13937

  Автор

Ксения Трегубова

Ксения Трегубова

Руководитель программного отдела УК "ЭР-Телеком Холдинг", г.Пермь

Всего статей:  1

  Автор

 

Дмитрий Олегов

Телекомпания "КАСКАД"

Всего статей:  1

  Автор

И. Золотаревский

И. Золотаревский

Компaния "Арт Медиа"

Всего статей:  2

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций