Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Рекламная пауза для победителя

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Рекламная пауза для победителя

Илья Абель
Журналист

Передача "Ирония судьбы Сергея Безрукова", прошедшая в конце января этого года на Первом канале, с формальной точки зрения ни композиционно, ни монтажно не отличается от других передач этого и других каналов, созданных в жанре творческого портрета.

Когда приходится играть самого себя

Традиционно в выпусках такого рода показывают детские фотографии артиста и любительскую видеосъемку его первых опытов в профессии. За три четверти чистого экранного времени продемонстрированы фрагменты из недавних телефильмов с участием актера. Таким образом, казалось бы, в кадре есть все, что нужно, чтобы представить, как из юноши, мечтавшего стать театральным артистом, вырос талантливый и работоспособный в профессии человек, добившийся всенародной популярности. Но при этом, во-первых, нет самого главного - повествования о том, как подававший надежды подросток стал звездой театра и кино, а во-вторых, сам фильм о Сергее Безрукове слишком похож на шоу в рекламном духе, где артист убедительно, но несколько пафосно играет самого себя. Первый из главных недостатков телепередачи состоит в том, что Сергей Безруков не показан как оригинальная личность, хотя для этого были все возможности: любительская съемка его первых вокальных опытов, фрагменты из студенческого спектакля, церемония бракосочетания. Все это, как и участие в записи передачи его отца, в свое время известного столичного драматического актера, жены актера Ирины Безруковой, его сокурсницы и партнерши по учебным спектаклям Марии Порошиной, а также Олега Табакова, художественного руководителя двух театров, в которых играет сегодня Сергей Безруков, его учителя и старшего в партнерстве на театральной сцене, при иной интонации программы помогло бы создать небанальный и персонифицированный образ главного героя, раскрыть тайну его обаяния, в котором соединяются органичность сценического бытования, искренность присутствия перед зрителем, настоящее владение профессией, кроме того, и то, что не всегда можно передать словом, но очевидно при знакомстве с визуальным рядом. Недостаток подобных передач состоит в прямолинейности и иллюстративности: они итожат то, что зрителям известно о портретируемом, и то, что о нем обязательно надо знать. Причем так, что, по сути, не говорится ничего нового. Пожалуй, такое уместно и оправданно, когда речь в кадре идет о корифее в том или ином виде творчества, но в случае с Сергеем Безруковым этот стандартный ход дал сбой, поскольку перед нами человек на пике творческой зрелости, и потому интересно узнать о его будущем, а не только о прошлом и настоящем, и поскольку его поразительная искренность выламывается из канонов иллюстративности, как навязанного ему шаблона. Оказавшись в заданной автором передачи роли, он талантливо играет самого себя, как в студенческом этюде "я" в заданных обстоятельствах", но именно это и раскрывает несоответствие индивидуальности актера тому, что несколько навязчиво хотели сказать о нем создатели данной программы. Вот он идет по набережной Мойки и рассказывает, как на съемки эпизода из фильма о Пушкине реагировал случайный прохожий, а потом заходит в Музей Пушкина и чересчур галантно (на камеру) раскланивается-здоровается со служителями этого музея, в котором снимались эпизоды из картины с его участием. И это отдает фальшью, неправдой, наигранностью, как и громадные букеты, с которыми его жена, Ирина Безрукова, приходит в его гримерку перед премьерой антрепризного спектакля "Ведьма" по рассказам Чехова. (Заметим, что ни фрагмента из этого спектакля, ни того, как Сергей Безруков играл Есенина на театральной сцене (!) в начале своей творческой карьеры, ни его Чичикова в неоднозначно принятой версии "Мертвых душ" по Гоголю в МХТ в этой передаче нет, хотя все ее участники говорят о том, какой Сергей Безруков замечательный актер.) Но зато в передаче есть другое - фрагменты из фильмов, в первую очередь из тех, что прошли именно по Первому каналу, - "Участок", "Есенин" и, конечно же, продолжение рязановской "Иронии судьбы", в съемках которой принимал участие Первый канал, обещая показать фильм на телеэкране через два года после его кинопремьеры, то есть в конце года нынешнего. И если отметить, что здесь же представлен и момент записи дикторского текста к фильму "Плесень", премьера которого была анонсирована все тем же Первым каналом, - выходит, что Сергей Безруков оказался не в оригинальном формате, а в рекламном шоу.

"Минута славы" на "Поле чудес"

Так, например, в некоторых выпусках передачи "Поле чудес" за игровой стол, наряду с другими участниками, ставили тех, кто продемонстрировал свои возможности в выпусках "Минуты славы" все того же телеканала. Они, эти народные таланты, играли на "Поле чудес", а в перерывах между отгадыванием букв и слов для развлечения телезрителей показывали то, что делали на "Минуте славы". Использовать в таком роде талантливого человека уровня Сергея Безрукова - не просто безвкусие, а, мягко говоря, кощунство. Рекламная составляющая, как задано уже в названии ("Ирония судьбы Сергея Безрукова"), мешает восприятию того, что говорит сам о себе актер, что говорят о нем те, у кого он снимался, и те, кто знает его больше и лучше других. И самое главное в том, что содержание передачи укладывается в строчку рекламного слогана: хотел стать артистом -и стал им, хотя так можно сказать, например, о его коллеге по театру Евгении Миронове. Однако весь парадокс в том, что ни в кино о Сергее Безрукове, ни в его реальной творческой жизни, ни в его биографии никакой иронии судьбы не было. Он мечтал об актерстве, продолжая семейную традицию по линии отца, и добился признания и уважения режиссеров и зрителей. А вот как конкретно это произошло, в общем-то осталось за кадром передачи. Она не просто повторила то, что уже было известно, но представила известное поверхностно и слишком пафосно. Вероятно, сказываются здесь и издержки так называемого "большого стиля", который характерен в принципе для стиля Первого канала, ориентированного на широкую аудиторию. Тем интереснее было бы в уже известном открыть что-то новое, вместо повторения старого. Однако новаций и развития в жанре телепортрета творческого человека здесь не произошло. Получилось же все с точностью до наоборот, когда своеобразие слишком жестко было вписано в устоявшийся образец, из-за чего потерялось самое главное - правда жизни и искусства, подмененная стереотипом и упрощенностью. Добротность, с которой сделана передача "Ирония судьбы Сергея Безрукова", заметна так же, как и отсутствие доверительности в рассказе о талантливом и неординарном человеке и артисте, которым является в российском искусстве Сергей Безруков.

Случай с передачей, в которой был создан творческо-биографический портрет Сергея Безрукова, отнюдь не единственный пример некорректного сосуществования рекламы на телевидении и собственно телевидения, то есть передач разных жанров.

Легкое отношение к тяжелому произведению

В качестве досадного, мягко говоря, ляпа можно вспомнить, как неуместна была реклама в последней части сериала "Тяжелый песок" по легендарному роману Анатолия Рыбакова. Сага о жителях провинциального городка, которая хронологически начиналась в начале прошлого века, завершалась в последней серии фильма рассказом о трагическом финале гетто, событиях, которые подвели черту, стали итогом всего, что сказано о героях на протяжении предыдущих пятнадцати серий. И вот идет трагическая в своем натурализме сцена казни евреев и тех, кто им помогал в борьбе с фашистами, а после этого - буквально после кадров с виселицей и отбрасыванием табуреток под ногами приговоренных к смерти - идет веселенькая, в общем-то будничная реклама всего на свете. Может быть, в другом случае контраст был бы все-таки не так заметен, но здесь боль пережитого зрителями, чувство сострадания увиденному оказались оскорбленными тем, о чем рассказывали обычные для эфира рекламные ролики. То же самое повторилось и тогда, когда шла сцена восстания в гетто, сцена прорыва оцепления и спасения в лесу. По сути, и в данной серии, и в фильме это была одна из ключевых сцен по тому, как она была снята оператором, как сыграна массовкой и профессиональными артистами. И когда следом за ней снова пошел тот же рекламный блок - это во второй раз вызвало шок, нравственный дискомфорт, искреннее сопротивление увиденному, так как вместо ожидаемого катарсиса, сопереживания давней и незабытой трагедии не только одного народа - евреев, возникло чувство стыда от такого монтажа внутри трагического фильма. Справедливости ради надо сказать, что фильм "Тяжелый песок" имел много недостатков, один из которых иллюстративность, движение по касательной к содержанию романа, в свое время ставшего не только литературным, а и общественно-политическим событием в СССР (опубликован был 30 лет назад). Можно говорить и о том, что фильм по роману известного советского беллетриста получился чересчур прямолинейным и красивым, что потребовало бы отдельного разбора. И как бы в рамках декларативности и визуального ряда подобного фильма разудалая реклама чего бы то ни было в предыдущих сериях смотрелась не так неестественно. Но, наверное, для данной серии можно было бы сделать исключение, как это делало телевидение не раз, к примеру в случае с сериалами, снятыми по классической русской литературе. Например, с "Мастером и Маргаритой" Владимира Бортко на канале "Россия", когда реклама шла блоком в начале каждой серии и не разбивала ее на отдельные фрагменты. Конечно, в данном контексте, вероятно, предпочтительнее всего случай с каналом "Культура", где реклама, причем специальная - информация о событиях культурного рода, - идет в определенное время между передачами. Но если учесть, как количественно различаются аудитории у канала "Культура" и у ведущих телеканалов, становится очевидным, что такой деликатный подход к рекламе вряд ли уместен, если речь идет о массовой аудитории. Тем более сейчас, когда в условиях кризиса за возможность размещения рекламы приходится бороться соответствующим службам телеканалов. (Во всяком случае, об этом любят рассуждать аналитики, пишущие о телевидении.)

Конечно, это большое искусство -упорядочить отдельные рекламные ролики в блоке и органично вписать их в художественную ткань того, что в данный момент демонстрируется в эфире. Может быть, надо учить не только снимать рекламу, но и правильно демонстрировать ее, чтобы не было досадных ляпов. О чем-то подобном можно, к слову сказать, и в связи с передачей "Жизнь прекрасна" на канале "Домашний". Двухчасовая по продолжительности передача разбита на отдельные фрагменты, после окончания которых идет реклама. В результате вроде бы и не прерывается телевизионное действо на полуслове, а наоборот, оно завершается логично в рамках отдельного сюжета, которые составляют композицию передачи "Жизнь прекрасна". Но при этом реклама то чуть менее, то чуть более продолжительна. И поэтому ее сосуществование с ритмом передачи не всегда оказывается точно выверенным. В результате сбивается ритм, и к концу передачи уже не так близко принимается ее доверительная интонация, как бывает в самом начале песенного шоу-концерта. И это при том, что именно ко второй половине передачи и зрители в студии, и выступающие артисты, и зрители у экранов, так сказать,   разогрелись" и их восприятие песен и разговоров о них становится более активным. Это противоречит рекламным перебивкам, которые нарушают органичность происходящего в телестудии.

В заключение

Повторюсь, сейчас, может быть, трудное время для рекламы на телевидении. И тут уж не до изысков вроде соотношений внутри рекламного блока и вне его в рамках телезрелища. И все же об этом тоже необходимо думать: учитывать принципы размещения рекламы в телеэфире, чтобы не было неудачных стыковок традиционного телевещания и того, о чем без комплексов и пессимизма сообщается при рассказе о продуктах питания, услугах или тому подобному. В качестве положительного примера использования рекламы можно назвать ее присутствие в передаче "Поле чудес". Сама атмосфера любимой многими телепередачи, которая создается в том числе и благодаря ее артистичному и позитивному ведущему Леониду Якубовичу, позволяет в художественную ткань каждого из выпусков передачи включать естественным образом любую дополнительную информацию, какой и является по сути своей реклама. Кстати, уж сколько сотен раз Леонид Якубович произносил сакраментальную фразу "Рекламная пауза", и на протяжении отдельной передачи, и за все время существования "Поля чудес" в эфире он делал и делает это с такой искренностью и непосредственностью, так интонационно и содержательно разнообразно, что вспоминаешь тут же актерские байки о маленьких ролях: и одну фразу можно сыграть так, что зрители это запомнят. (В этом мы еще раз убедились, когда по каналу "Культура" в дни юбилея драматурга Володина снова показали фильм "Старшая сестра", где Татьяна Доронина говорила со сцены реплику о том, что "доброе слово и кошке приятно", и это трогало как откровение.)

Разговор о "Поле чудес" и о Леониде Якубовиче подтверждает простую истину, что, когда речь идет о штучном, четко выстроенном в частном и общем телевизионном зрелище, нет и не может быть чего-то лишнего или случайного. Правда, пока такие совпадения художественного и прикладного (реклама) являются скорее исключением, нежели правилом, хотя, как представляется, могут и должны быть нормой, пусть и в некоторой отдаленной перспективе. К этому стоит и полезно стремиться, как к образцу и идеалу телевещания.



Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2009
Посещений: 11975

  Автор

 

Илья Абель

Журналист

Всего статей:  5

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций