Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Предпочтения зрительской аудитории и новые тренды в производстве контента

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Предпочтения зрительской аудитории и новые тренды в производстве контента

В связи с переходом нашей страны на цифровое вещание, ростом абонентской базы кабельных и спутниковых операторов, удешевлением предложения для абонента, увеличением числа каналов и бурным развитием ОТТ-телевидения не могут не меняться предпочтения и запросы зрительской аудитории. Какие тренды прослеживаются в последнее время в производстве контента, мы обсудили с экспертами
Сергей
Кошляков
Генеральный директор телеканала “Моя планета”

Зрителю нужен предсказуемый сюжет

– Следите ли вы за предпочтениями аудитории при выстраивании программной политики? Как вы их отслеживаете?
– Безусловно, мы отслеживаем потребности наших зрителей. Во-первых, мы регулярно проводим условные фокус-группы – выявляем предпочтения, пожелания и то, что вызывает особые эмоции среди разных категорий аудитории нашего телеканала. Во-вторых, мы вкладываем много сил в развитие интернет-площадок, которые принесли нам более 100 тыс. лояльных подписчиков, – это пользователи клуба “Моя планета”, собственный канал в YouTube и социальные сети Facebook, Vkontakte и Instagram. Эти площадки дают нам обратную связь со зрителем, причем со зрителем увлеченным и неравнодушным к нашей работе, так что эти каналы коммуникации с аудиторией показывают объективную картину восприятия нас по ту сторону экрана.

Поскольку “Моя планета” – это нишевой телеканал, у нас нет точных замеров эфира TNS, так называемых поминуток, так что объективно и точно оценить телесмотрение тех или иных проектов в рамках эфирной сетки, как это принято на эфирных каналах, мы не можем. Но при этом ряд наших линеек выходит на федеральных телеканалах ВГТРК, где мы видим высокий интерес к познавательным программам. Так, “Планета собак” на телеканале “Россия 1” выходит утром по воскресеньям и собирает значительную аудиторию, “Рейтинг Баженова”, “Человек мира с Андреем Понкратовым”, “За кадром с Марком Подрабинеком” и другие имеют значительные показатели на “России 2”. Мы понимаем погрешность данных, связанную со спецификой аудитории этих каналов, но имеем условное представление о популярности или непопулярности тех или иных выпусков, и задаем им соответствующие направления развития.

– Какие тренды в производстве контента прослеживаются на сегодняшний день? Насколько сильно поменялись тренды за последние 3–5 лет? С чем это связано?
– Сейчас востребованы игровые и “предсказуемые” форматы – программы, выстроенные в линейки с примерно одинаковым развитием сюжета, с узнаваемыми ведущими или героями… За этим трендом мы наблюдаем на примере западных производителей. Зрителю хочется предсказуемого гарантированного результата, как в рамках сюжета, так и в режиссерских решениях, как бы парадоксально это ни звучало. Существует определенная система привыкания, и аудитория хочет получать знакомые и ожидаемые эмоции от просмотра телепрограмм, а не ждать каждый раз экспромта.

– Увеличиваются или, напротив, оптимизируются средства, вкладываемые вашей компанией в производство и закупку контента?
– Мы увеличиваем наши инвестиции как в собственное производство, так и в закупку. С одной стороны, это связано с объективными инфляционными показателями, с другой – с повышением конкуренции и требованием новых инвестиций в качество наших программ: очевидно, что и сейчас, и в будущем зрительское внимание будут удерживать игроки с максимально высоким качеством продукта. Тем не менее это не отменяет нашей деятельности, направленной на оптимизацию затрат. Так, мы создали унифицированный продакшн, что позволяет нам совершенствовать технологию, делать только самое лучшее, меньше экспериментировать и совершать меньше ошибок. Наша основная инвестиция – это опыт и команда.

– Растет ли, на ваш взгляд, качество контента и соотношение цены и качества его производства?
– Безусловно. Опыт и дополнительные инвестиции всегда положительно влияют на качество продукта. Когда режиссер и продюсер присутствуют на съемочной площадке, когда каждую серию проекта снимают от двух до трех операторов, а не один, когда они снимают с земли, с воздуха, а иногда и под водой, когда над проектом работают специалисты с именем – это положительно влияет как на форму, так и на содержание картинки. Оптимизируя затраты, мы можем позволить себе все вышеперечисленное.

– Каким вы видите рынок контента через 3–5 лет? Какие тенденции прослеживаются уже сегодня?
– Потребность в контенте непрерывно растет. Если раньше видео можно было смотреть исключительно на экране телевизора, то теперь оно присутствует практически везде: в Интернете, в телефоне, на втором экране, в других средах. В этом направлении мы себя чувствуем уверенно, потому что на сегодняшний день являемся лидерами в производстве познавательного контента – по качеству мы создаем контент для завтрашнего дня, а не для сегодняшнего. Каким будет этот рынок через 3–5 лет? Высококонкурентным и интересным, где мы видим себя в роли лидеров.

Михаил
Славский
Руководитель студии “Иллюзион”, Санкт-Петербург

Тренды формируют телеканалы

– Следите ли вы за предпочтениями аудитории при выстраивании программной политики? Как вы их отслеживаете?
– Безусловно, мы следим, так как студия “Иллюзион” – это студия видеопроизводства и в наши задачи входит создание контента для телеканалов. Мы советуемся с редакторами канала, они лучше знают предпочтения своей целевой аудитории.

– Какие тренды в производстве контента прослеживаются на сегодняшний день? Насколько сильно поменялись тренды за последние 3–5 лет? С чем это связано?
– Тренды формируют сами телеканалы. Со свой стороны я могу сказать, что при заказе контента телеканалы предъявляют высокие технические требования, не уделяя внимания смысловой нагрузке. Это происходит во многом благодаря Интернету.

Несмотря на то что меньше времени просмотру ТВ зрители уделять не стали, отношение к нему изменилось. Если раньше телевизор включали для того, чтобы получить конкретную информацию, то теперь его используют больше в развлекательных целях, поэтому каждый телеканал старается расширить доступ к своим проектам за счет различных интернет-ресурсов. Любую телепрограмму можно найти в записи на видеосервисах вроде YouTube. Это необходимо и потому, что зрители больше не хотят смотреть видео по составленному кем-то графику, предпочитая делать это в удобное для них время, а также иметь возможность нажать на паузу и отложить просмотр телепрограмм и фильмов по собственному желанию. Все большую популярность набирает короткое видео, поэтому аудитория провоцирует телеканалы создавать видео с динамичным монтажом, который не наскучит зрителю и позволит смотреть программу на одном дыхании.

– Увеличиваются или, напротив, оптимизируются средства, вкладываемые вашей компанией в производство и закупку контента?
– Мы создаем контент. То, во что мы вкладываем силы и средства, – это оборудование, которое позволяет создавать контент в форматах, наиболее популярных сегодня на телевидении, – HD и SD. Для нас также важно оформление павильонов, чтобы они были достаточно современными и удобными для съемок.

– Растет ли, на ваш взгляд, качество контента и соотношение цены и качества его производства?
– Все больше телеканалов заказывают видео в HD-качестве. А что касается цены, то все просто: какую цену будут устанавливать каналы на видео, такое качество и будут получать.

– Каким вы видите рынок контента через 3–5 лет? Какие тенденции прослеживаются уже сегодня?
– И сейчас эфир заполнен развлекательными передачам в куда большем количестве, нежели аналитическими. Эта тенденция будет развиваться, на мой взгляд. В техническом плане контент будет производиться в формате Ultra HD.

Андрей
Громковский
Глава канала Paramount Comedy

Контент – всему голова

– Следите ли вы за предпочтениями аудитории при выстраивании программной политики? Как вы их отслеживаете?
– Следим, используя все возможные ресурсы – обратную связь и пожелания зрителей, анализируем пиратские и легальные онлайн-ресурсы (где можно получить статистику), проводим исследования, включая фокус-группы. Хорошим инструментом является анализ рейтингов эфирных каналов – мы понимаем, какие тренды сейчас главенствуют, что работает лучше, а что хуже. После возникновения моды на стенд-ап на федеральных каналах, мы, например, решили запустить на нашем канале серию концертов лучших стенд-ап комиков США и Англии, включая таких комиков, как Зак Галифианакис и Луиc Си Кей. Раньше никто из каналов за это не брался, а мы взялись, и у нас получилось.

– Какие тренды в производстве контента прослеживаются на сегодняшний день?
– Главные тренд – это рост себестоимости производства из-за того, что многие нишевые каналы, которые ранее ничего не производили, вовсю решили инвестировать в производство.

– Увеличиваются или, напротив, оптимизируются средства, вкладываемые вашей компанией в производство и закупку контента?
– Бюджеты на закупку растут, но у всех, видимо, по-разному. В этом и заключается талант ТВ-менеджера: взять никем не востребованный продукт и сделать из него что-то действительно стоящее. Тот же западный стенд-ап до нас никто не покупал и он стоит очень дешево, но благодаря профессионализму нашей редакторской команды мы смогли его адаптировать и сделать действительно смешным. Более смешным, чем отечественные аналоги, идущие на других каналах.

– Растет ли, на ваш взгляд, качество контента и соотношение цены и качества его производства?
– Качество всегда растет медленнее, чем бюджеты. Но в принципе растет и качество, и жанровое разнообразие, и режиссерское мастерство. Медленно, но верно мы следуем за мировыми тенденциями.

– Каким вы видите рынок контента через 3–5 лет? Какие тенденции прослеживаются уже сегодня?
– Влияние Интернета и конкуренция через какое-то время сравняют эфирные и неэфирные каналы по смотрению. Тогда же и сложится единая система измерений в России. Это будет революция, о которой многие предпочитают молчать. Ведь не зря многие крупные эфирные каналы решили создавать семейства кабельно-спутниковых каналов. Они пытаются удержать аудиторию, которая уходит. Контент будет только дорожать, потому что контент – всему голова.

Сергей
Беднов
Главный редактор управления телевизионных услуг “АКАДО”

Ярких открытий практически нет

– Следите ли вы за предпочтениями аудитории при выстраивании программной политики? Как вы их отслеживаете?
– Несмотря на то что я выступаю в качестве представителя провайдера, а не телеканала, постоянный мониторинг контента каналов, входящих в состав услуг цифрового телевидения “АКАДО”, позволяет мне сделать определенные выводы по данной теме. Тем более что наша платформа как раз позволяет отслеживать процесс телесмотрения абонентов, определять их предпочтения. Разумеется, эти данные мы используем при решении вопроса о сотрудничестве с каналами.

– Какие тренды в производстве контента прослеживаются на сегодняшний день? Насколько сильно поменялись тренды за последние 3–5 лет? С чем это связано?
– Приходится констатировать, что в сфере производства контента наступил период стагнации. Каких-либо ярких открытий практически нет, ощущается исчерпанность идей, причем как в сфере художественной и развлекательной продукции, так и в сфере познавательно-документальной. Часто возникает ощущение, что одни и те же сюжеты по кругу кочуют с канала на канал, меняются только лица ведущих, голоса за кадром и компьютерная графика. Не говоря уже о фильмах и сериалах. Даже крупные западные каналы штампуют проекты по многократно проверенному лекалу.

Создатели контента во все большей степени уходят в технические и формальные поиски. Тотальная мода на формат HD приводит к тому, что производители больше думают о качестве “картинки”, нежели о креативной составляющей. А например, вопрос о том, как их продукт будет смотреться на мобильных устройствах, оказывается более актуальным, чем вопрос о том, как показанное будет воспринято зрителем, какие эмоции и чувства у него вызовет.

Не случайно новость о смене дизайна того или иного канала появляется значительно чаще, чем новость о смене программной политики.

– Увеличиваются или, напротив, оптимизируются средства, вкладываемые в производство и закупку контента? Растет ли соотношение цены и качества его производства?
– Из разговоров с коллегами, работающими на телеканалах, могу сделать вывод о том, что затраты на создание контента расти практически перестали. И это во многом, по-видимому, объясняется тем, что рекламного прорыва в сфере платного ТВ, который предсказывали еще года три назад, так и не произошло. Соотношение цены и качества в основном стабилизировалось. Во всяком случае, не припомню за последний год ни одного дорогостоящего проекта, сумевшего произвести фурор.

– Каким вы видите рынок контента через 3–5 лет? Какие тенденции прослеживаются уже сегодня?
– Предполагаю, что ситуация на рынке будет развиваться следующим образом. Постепенно будут выдавливаться каналы, не сумевшие перейти на современные технические форматы вещания. Затем рынок стабилизируется, тогда-то и встанет остро вопрос о креативном качестве контента. На смену нынешним производителям придет поколение, полностью сформировавшееся в “онлайновую” эпоху. Вероятно, оно и принесет какие-то принципиально новые идеи.

Татьяна
Бердникова
Директор департамента международного развития и дистрибуции World Fashion Channel

Преобладает контент собственного производства

Следите ли вы за предпочтениями аудитории при выстраивании программной политики? Как вы их отслеживаете?
– Конечно! С помощью TNS Gallup Media.

– Какие тренды в производстве контента прослеживаются на сегодняшний день? Насколько сильно поменялись тренды за последние 3–5 лет? С чем это связано?
– Преобладает контент собственного производства или адаптированный контент. Изменения, естественно, есть, и они весьма заметны. Связано это с высокой конкурентной ситуацией в целом на рынке медиа.

– Увеличиваются или, напротив, оптимизируются средства, вкладываемые вашей компанией в производство и закупку контента?
– Закупать контент телеканал WFC начал совсем недавно, это не более 10% от эфира. Документальные фильмы о дизайнерах, моделях, известных домах моды, селебрити и персоналиях фэшн-индустрии – это качественный, интересный для всех, красивый и дорогостоящий контент.

– Растет ли, на ваш взгляд, качество контента и соотношение цены и качества его производства?
– К сожалению, не всегда. Если брать сегмент развлекательного ТВ, то сериалы или видеоклипы, “сделанные на коленках”, преобладают. Но пока некачественный контент востребован конечным потребителем – зрителем, ситуация меняться не будет. Это мое мнение именно как зрителя.

С другой стороны, если учитывать все нюансы процесса создания того или иного материала, начиная от минимальных сроков, высоких бюджетов, “попадания” в аудиторию, капризов заказчика и так далее, – невозможно делать хороший и качественный продукт за 3 рубля. Но при этих условиях контент становится невостребованным и изначально убыточным именно из-за ценовой политики.

– Каким вы видите рынок контента через 3–5 лет?
– Более насыщенным и креативным.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2013
Посещений: 13835

  Автор

Сергей Кошляков

Сергей Кошляков

Генеральный директор "Моя Планета"

Всего статей:  3

  Автор

Михаил Славский

Михаил Славский

Генеральный продюсер телеканала "ТелеДом" (Санкт-Петербург)

Всего статей:  3

  Автор

Андрей Громковский

Андрей Громковский

Глава канала Paramount Comedy

Всего статей:  4

  Автор

 

Сергей Беднов

Главный редактор управления телевизионных услуг “АКАДО”

Всего статей:  2

  Автор

 

Татьяна Бердникова

Директор департамента международного развития и дистрибуции World Fashion Channel

Всего статей:  1

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций