Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Малый юмор на телеэкране

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Малый юмор на телеэкране

Илья Абель
Журналист

Если к юмору на телевидении подходить с традиционными искусствоведческими мерками, то нетрудно убедиться в том, что в эфире наряду с передачами значительного масштаба (типа "Кривого зеркала" Петросяна и им подобных) есть передачи иного качества, иного уровня и иного отношения к юмору. Но дело не в протяженности подобных передач и даже не в том, участвуют ли в них известные артисты, работающие в этом жанре. Проблема в другом — смешно ли показываемое зрителям.

На разных каналах в настоящее время существуют юмористические передачи, которые, как представляется, имеют много общего, хотя и заведомо отличаются друг от друга. Это "Саша + Маша" и "Женская лига" на ТНТ, "Дальние родственники" на Рен ТВ и "6 кадров" на СТС. Если просмотреть выпуски этих передач непредвзято, то может возникнуть впечатление, что перед нами одна и та же передача, только идущая по разным каналам. Это связано с тем, что само построение передач - разыгрывание перед камерой сценки, ситуации, анекдота - есть композиционный лейтмотив каждой из названных программ. Кроме того, похожа здесь в общем-то и режиссура, поскольку каждый сюжет достаточно невелик по времени и вписан в реальную или имитирующую реальную декорацию. Да и количество основных участников передач небольшое: в "Саше + Маше" их двое, в "Дальних родственниках" - трое, количество участников постоянное и редко увеличивается. Понятно, что в программе "6 кадров" именно столько участников, сколько определено в ее названии. А вот в "Женской лиге" все держится на игре четырех актрис, которым помогают по необходимости (для развития действия) массовка и партнеры. Но объединяет названные юмористические программы малой формы не только форма и режиссура, а нечто большее. По существу, в них представлены смешные и трагикомичные истории любви и взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Несомненно, что все показанное происходит в наши дни, но приметы времени переданы ненавязчиво, без политизированности и намеков сатирического рода, поскольку в данных программах приоритет отдан юмору. И выходит, что отношения между мужчиной и женщиной - тема поистине неисчерпаемая, если не доходить до банальности. Можно отметить, что в сетке телевещания есть и другие образцы так называемого малого юмора, например "Наша Russia", о чем вообще не хочется упоминать при всем профессионализме тех, кто снимает такой сериал и играет в нем. Да и четырех передач одного вроде бы плана вполне достаточно для того, чтобы понять, как реализуется на телеэкране потребность зрителей в смешном.

...равняется любовь?

Передача "Саша + Маша" в своем роде является и старожилом телевизионного юмора малой формы, и некоторой точкой отсчета, поскольку найденное когда-то здесь в концептуальном плане и существующее в некотором развитии и сейчас востребовано теми, кто делает схожие передачи на других каналах. Но сначала о самой передаче. Как следует из названия -это милые и трогательные сценки из повседневной жизни взрослеющей семейной пары. Случайно или нет, но традиционный дворовой слоган не продолжен словом "любовь", и это в данном случае более чем принципиально. Артисты Георгий Дронов (Саша) и Елена Бирюкова (Маша) играют уже не страстное чувство между их персонажами, а то, что остается в сухом остатке после нескольких лет совместного проживания. Конечно, выглядит это все не так нарочито прямолинейно, как в программе "Счастливы вместе", являющейся русским вариантом соответствующего американского сериала. Георгий Дронов и Елена Бирюкова не выходят за рамки своего амплуа, что идет от их внешности и органики. Он - в чем-то простак, свой парень, один из многих, который может обратить внимание на красивую блондинку и немного устал от общения с женой, но по-своему верен ей и старается многое сделать, чтобы не доводить до ссор и конфликтов, что порой приводит к прямо противоположным результатам, вызывая не гомерический смех, а улыбку. Елена Бирюкова не педалирует в своей героине напористость и эгоизм, но и не делает Машу этакой обаятельной простушкой. У ее героини тоже есть характер, узнаваемые черты, некоторая типажность, которые не подчеркнуты демонстративно, а даны по-чеховски полутонами и намеками. В чем-то "Саша + Маша" есть урок добрых отношений в семье, как бы психологическая консультация в виде игры в семейные отношения. Во всяком случае, нравоучительный посыл в этой передаче достаточно заметен, и поэтому ей не хватает заведомой остроты, собственно говоря, смешного. Основная часть комических ситуаций разыгрывается в декорациях квартиры этой пары и снята средним планом, что несколько ограничивает артистов в их возможностях. В некоторых выпусках передачи съемки проходили в реальном антураже, что привнесло очевидное изменение к лучшему впечатления от увиденного. Персонажи сценок, разыгранных Георгием Дроновым и Еленой Бирюковой, становятся все более приближенными к реальным мужчине и женщине. И это тоже на пользу передаче "Саша + Маша", потому что участникам ее явно не хватало правдоподобия - уж больно они воспринимались и интерпретировались как идеальные. Тем не менее очевидно, что трогательная интонация, заявленная и последовательно разрабатываемая от выпуска к выпуску, является залогом того, что у "Саши + Маши" есть будущее на телеэкране. (Собственно говоря, нечто подобное можно сказать и о любой из перечисленных выше передач, поскольку потребность в смешном у телезрителей неизбывна и у любой передачи подобного рода всегда найдется свой зритель, как бы к ней ни относились критики разного рода.).

С уверенностью можно утверждать, что своеобразный юмористический сериал "Саша + Маша" стал по сути своей прообразом всех других передач такого содержания.

Бенефис одного актера

До того как на канале Реи ТВ появилась передача "Дальние родственники", здесь была подобная программа - "Дорогая редакция", но она перестала существовать на экране. И теперь весь юмор на канале - это вариации программ с участием Михаила Задорного (юмор большой формы) и все те же "Дальние родственники" (юмор малой формы). Уже отмечалось, что в данной программе ограничение количества участников проводится с завидным постоянством, что и определяет как достоинства, так и недостатки передачи. С одной стороны, интересно, как Максим Виторган, Валентина Смирнова, Михаил Крылов разыгрывают юмористические сценки, а с другой - за каждым из них все очевиднее закрепляется типаж: Максим Виторган играет начальника, врача, следователя, бизнесмена; Валентина Смирнова -подчиненную, жену; у Михаила Крылова всегда роль неудачника и простака. Очевидно еще, что внешние данные используются тут чересчур прямолинейно -Максим Виторган своим темпераментом и габаритами подавляет субтильного Михаила Крылова, внешний вид которого прекрасно обыгрывается в имитации семейных сцен с участием Валентины Смирновой. А сама она, будучи единственной представительницей прекрасного пола в этой буффонадной тройке, нередко ограничивается даже не характером персонажа, а фактом своего бытования перед камерой. По существу, перед нами именно бенефис одного актера. И в первую очередь это касается сцен с участием Максима Виторгана. Он прекрасно реализует предлагаемые ему образы, его профессионализм (хорошая театральная школа) здесь очевиден, поскольку каждая роль - узнаваемый этюд на заданную тему. Но для юмористической передачи артисту не хватает внутренней легкости, раскованности и свободы. Когда на экране появляется Валентина Смирнова, то и ее присутствие похоже на бенефис по определению, поскольку других артисток в проекте нет. Но если она органична в ролях стервозной и упрямой жены, то в ролях подчиненной начальнику (Максиму Виторгану) ее героини выглядят несколько поверхностными вариациями на женскую тему. Как это ни парадоксально, наиболее удачна в "Дальних родственниках" игра Михаила Крылова. Формально ему необходимо подыграть солисту в очередной сценке - Максиму Виторгану или Валентине Смирновой. И во всех своих ролях Михаил Крылов играет чуть ли не чаплиновского "маленького человека", по сути он вечный и неизменный Дон Кихот, хотя ему все время приходится в буквальном смысле слова быть на вторых ролях. Герои Михаила Крылова вызывают сочувствие своей неприхотливостью, хотя напористость персонажей Максима Виторгана и женственность героинь Валентины Смирновой тоже оказываются в более выигрышном положении из-за такого искреннего и самозабвенного партнерства. Михаил Крылов играет человека с улицы, тихого и скромного, что особенно заметно рядом с тем, как мощно ведет свои роли Максим Виторган или как воспитывают мужа те, кого играет Валентина Смирнова. Несомненно, можно говорить о том, что в передаче "Дальние родственники" удачно подобран состав участников, они представляют сложившийся ансамбль исполнителей.

Анекдот по "системе Станиславского"

Программа "6 кадров" позиционировалась как новое слово в жанре малого юмора на телеэкране, как качественный рывок вперед по сравнению с тем, что было освоено в достаточно успешной программе "Дорогая передача". Да само присутствие в сетке вещания на канале СТС, где не один сезон идут удачные ситкомы "Моя прекрасная няня" и "Папины дочки" и юмористические бенефисы Татьяны Лазаревой и Михаила Шаца "Хорошие шутки" и "Слава богу, ты пришел!", требовало от новой юмористической программы действительно прорывного уровня мастерства и отменного качества юмора в единицу экранного времени. Надо сказать, что передача "6 кадров" несомненно выдержала конкуренцию с тем, что в данном роде уже было задействовано на канале СТС. Но все же безоговорочной удачей она не стала по ряду причин, хотя, строго говоря, с точки зрения профессионализма ее участников (от авторов текста до режиссеров и исполнителей) эта программа, наверное, одна из лучших. Федор Добронравов, Эдуард Радзюкевич, Сергей Дорогов, Ирина Лебедева, Андрей Каиков и Галина Данилова обладают блистательным мастерством присутствия в роли. Проблема же пока в том, что мастерство это в чем-то подавляет смешное - несомненно, и анекдот можно разыграть в лицах, но все же важно сохранить ауру анекдотической интонации. Передача "6 кадров" позиционируется в качестве скетч-шоу. Если следовать определению, которое дано в "Словаре иностранных слов", то "скетч" есть небольшая эстрадная пьеса шутливого содержания. С формальной точки зрения, если говорить о содержании каждого сюжета "6 кадров", - это, конечно же, скетч, и ничто иное. Но артисты, играя эту маленькую пьесу, делают все же не эстрадный номер, а театральный мини-спектакль. И в нем несколько нарушена пропорция между раскованностью существования в роли и содержанием каждого сюжета. Кроме того, слишком заметно, что максимально обыгрывается реальная декорация, то есть в книжном или продуктовом магазине, например, записываются сразу несколько сцен. А потом они попадают в разные выпуски передачи, из-за чего кажется, что где-то раньше мы уже это видели. Надо сказать, что и здесь максимально обыгрывается типаж артистов, хотя заметны и элементы бенефиса. Так, премьерами постоянно оказываются (и вполне заслуженно) Галина Данилова и Эдуард Радзюкевич. Она всегда играет женщину-вамп, которую просто нельзя не заметить где бы то ни было, с ее житейским опытом и четкой самооценкой своих возможностей и внешних данных. Эдуард Радзюкевич всегда покоритель женских сердец, самоуверенный и наивный мужчина, не лишенный хитрости и жизнелюбия. Федор Добронравов здесь показывает искусство мгновенного перевоплощения, а Андрею Кайкову в полном соответствии с его внешними данными досталось амплуа опереточного персонажа, простака и доверчивого молодого человека, в чем-то похожего на то, что играет Георгий Дронов в "Саше + Маше" и Михаил Крылов в "Дальних родственниках". Другое дело, что артист уходит от поверхностного изображения так называемого своего парня. В его персонаже есть и хитрость, и уверенность в себе, и умение быстро среагировать на необычную ситуацию. А вот Сергею Дорогову и Ирине Лебедевой здесь достались явно роли второго плана. Ирина всегда исполняет роль провинциалки с характерной дикцией и заметным простодушием, искренностью манер и поведения. А Сергею достаются персонажи, которые подыгрывают то Эдуарду Радзюкевичу, то Федору Добронравову, то Галине Даниловой по отдельности или всем сразу. Надо отметить, что здесь заметно и своеобразие каждого из артистов, участвующих в юмористическом телепроекте, и ощущение ансамбля. Каждая миниатюра разыграна обстоятельно и с любовью, следить за тем, как в течение нескольких минут экранного действа артисты обживают данность своих персонажей, - настоящее удовольствие. Однако при этом несколько сбивается темп передачи, которая состоит из нескольких сценок, каждая из которых безусловно хороша по отдельности, а в рамках единого целого выглядит затянутой и немного скучной. Что-то подобное заметно было и в "Дальних родственниках", но тут это особенно ощутимо, поскольку каждый из участников проекта органичен в любой из ролей, а в результате получается несколько медлительный спектакль в жанре театра миниатюр, но без естественного для него темпа реализации смешного. Передача "6 кадров" показывает, какого уровня профессионализма можно достичь в рамках демонстрации смешного, кроме того, и то, что оно еще не до конца своей заведомой академичностью вписалось в природу телевизионного зрелища. И все же для воспитания хорошего вкуса (и не только в развитии чувства юмора) подобная передача просто необходима, поскольку показывает отличный уровень работы в сложном и одновременно легком жанре.

Посмеяться над собой

Уже замечено было ранее, что канал ТНТ является лидером по количеству юмористических передач. В первую очередь это "Комеди Клаб", некоторым продолжением которого стала программа "Смех без правил: юмористическое шоу"; уже называвшаяся программа "Наша Russia" при всей неоднозначности отношения к ней. Но и в этом ряду популярных передач особое место занимают выпуски программы "Женская лига: парни, деньги и любовь". На первый взгляд она снята в полном соответствии с форматом канала ТНТ - здесь неприхотливый юмор, незатейливые персонажи и ситуации, в которых они оказываются. Но на самом деле "Женская лига" поистине лучшая юмористическая передача не только на ТНТ, но и на всем российском телевидении, если иметь в виду известные московскому зрителю традиционные каналы. И успех ее обусловлен многими причинами. Во-первых, эта программа вобрала в себе все лучшее, что до этого времени было использовано в передачах так называемого телеюмора малых форм. Здесь есть типажность и характерность в игре четырех актрис и достоверность репортажной съемки. Присутствует и тема существования женщины в современном обществе, когда обычные проблемы в их интерпретации получают несколько неожиданную, действительно комическую развязку. А во-вторых, и это самое главное, здесь удалось взглянуть на чисто тендерные проблемы как бы со стороны, отсюда и легкая ирония, и умение показать повседневное чуть утрированно и смешно. В этом и заключается основная причина успешности этого проекта, ведь, как повествует песенка из спектакля Театра Сатиры "Проснись и пой", надо порой посмотреть на себя со стороны и улыбнуться, чтобы не зацикливаться на неприятностях и не воспарять слишком высоко от удачи и везения. Анна Ардова, Ольга Тумайкина, Ольга Медынич, Анна Антонова именно таковы в "Женской лиге", как это и нужно было в контексте чуть отстраненного взгляда на женские проблемы. Причем женская тематика представлена в данном случае не то чтобы совсем по-новому, а легко и остроумно. (Для примера можно сравнить ситуацию, как героини "6 кадров" и "Женской лиги" работают, например, на телефоне доверия.) Несмотря на то что в названии передачи однозначно обозначена тендерная тематика, ее содержание, к счастью, не замыкается только на женских проблемах. Рядом с женщинами всегда мужчины, которые не просто подыгрывают им, как это видно в других передачах малых форм юмора, а сосуществуют с ними на равных. Да и сами женщины в рамках одной передачи немного меняют свои амплуа - они могут быть сослуживицами, подругами, родственниками. Благо типажность здесь присутствует не прямолинейно, а используется гибко и достаточно убедительно. Так, Анна Ардова по жизни и в своих героинях беспредельная оптимистка, которая при этом может и разрыдаться, если что-то не так, как ей хотелось. Ольга Тумайкина играет внешне уверенных в себе женщин нордического типа, но ее героини не лишены комплексов и самоедства. Анна Антонова часто выступает в роли женщины-вамп, ученой дамы, эмансипированной особы неопределенного возраста. А Ольге Медынич нередко достаются роли юных и не очень юных героинь, секретарш, дочерей, практиканток и тому подобное. Примечательно, что режиссером-постановщиком "Женской лиги" выступала женщина - Ольга Ланд (новый сезон "Женской лиги" снимал уже Максим Виторган. - Прим. ред), что в данном случае особенно хочется подчеркнуть, поскольку в результате ее совместных с артистками усилий и удалось создать в чем-то пародийное шоу. Принципиально не "кривое зеркало" в любом смысле этого понятия, а повествование о современной женщине, которая может постоять за себя, может быть сильной и слабой. Стоит заметить, что вторая часть названия передачи - "Парни, деньги и любовь" - является очевидной отсылкой к культовому фильму режиссера Гая Ри-чи "Карты, деньги, два ствола". Если вспомнить к тому же, что он был до недавнего времени мужем певицы Мадонны, шокировавшей когда-то своим поведением и ставшей идолом эмансипированных женщин, то пародийный подтекст "Женской лиги" становится все более очевиден, хотя именно здесь это не является самым главным. Передача делается с той мерой достоверности, когда забываешь, что перед тобой профессиональные исполнители. Например, иногда в рубрике "Женсовет" берется интервью у прохожих, которые не являются, скорее всего, профессиональными артистами. А рядом здесь же о той или иной теме рассуждают и участницы передачи, что требует и владения искусством перевоплощения, и аутентичностью совпадения с интонацией импровизированного интервью. С композиционной стороны "Женская лига" состоит из нескольких взаимосвязанных рубрик. Это и то, что есть в других юмористических программах, - смешные сценки на самые разные житейские сюжеты. Но наряду с этим есть и рубрика "Женсовет", в которой остроумно представлены телепрограммы, посвященные волнующим женщин вопросам, как это представляют их создатели. А также и "Служба знакомств", где все участницы передачи выступают в разных ипостасях. Рубрика эта появилась до того, как на Первом канале стала идти программа "Давай поженимся". А теперь, в соседстве с нею, мини-монологи женщин о том, каковы они и с кем хотели бы познакомиться, выглядят очень смешно. По сути и это маленькие бенефисы каждой из участниц проекта, органично вписанные в общую атмосферу подлинно смешной передачи.

За кадром время от времени звучит зрительский смех, записанный в дополнение к основной фонограмме, что есть и в других передачах этого жанра на телевидении. Но надо отметить, что именно как нигде здесь смех этот не вступает в явное противоречие с тем, что происходит на телеэкране, а становится уместным дополнением к происходящему. Во всяком случае, "Женская лига" вызывает при своем просмотре смех добрый и долгожданный, чего нельзя сказать в таком контексте про остальные передачи похожего содержания. Самое поразительное состоит в том, что женская тема может быть в своей интерпретации безграничной, как заявлено это уже было в выпусках "Саши + Маши", но только в "Женской лиге" нашло себе адекватное воплощение. Парадоксально и то, что при всем постоянном присутствии женщин в кадре повествование тут не кажется однообразным, поскольку затрагивает самые разные стороны не вымышленной, не идеализированной, а реальной жизни. И поэтому у "Женской лиги", как думается, может быть долгое будущее, если и далее удастся сохранить присущую передаче искренность и достоверность. Жанр своей программы ее создатели обозначают как скетчком и позиционируют ее как чисто женское зрелище. При этом явно видно, что смотреть "Женскую лигу" интересно и мужчинам, поскольку, как уже говорилось, здесь есть место для легкой иронии, взгляду со стороны на сугубо женские проблемы, которые, как и в жизни, оказываются таковыми и для мужчин. Как бы ни определяли создатели "Женской лиги" ее жанр, ясно, что, прежде всего, это настоящее телевидение. Не маленький спектакль, снятый на камеру, а именно телевизионное зрелище, непосредственно существующее на экране и запоминающееся. А для того, чтобы как-то закончить сюжет о юморе малых форм на современном российском телевидении, заметим, что существует он не на центральных каналах, это также влияет на его бытование.

Подводя итоги

Надо иметь в виду, что каждая из названных в статье передач юмористического плана вполне достойна отдельного разговора, поскольку в своеобразии своем является чем-то самодостаточным и достойным внимания. Конечно, при сравнении передач, которое было в данном случае сделано непредвзято, возможно, остались неосвещенными в полной мере какие-то специфические особенности каждой из названных выше передач как юмористических проектов. Очевидно, важнее было показать и доказать, что и юмор малых форм вполне жизнеспособен на телевидении и ему должно найтись место в программе передач, поскольку именно в таких программах можно сыскать то, что дорого нам в телевещании, - правдивость и доброжелательность, в чем есть потребность и в искусстве, и в жизни и что порой бывает по каким-то причинам слишком дефицитным. Более того, именно юмор позволяет справляться и с кризисами любого рода, частными и общественными. Тем заметнее необходимость в юморе на телеэкране, какой бы формы - большой или малой - он ни был по своему характеру.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2009
Посещений: 15061

Статьи по теме

  Автор

 

Илья Абель

Журналист

Всего статей:  5

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций