Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Далекое близкое радио

В рубрику "Коммутационно-распределительное оборудование, аксесуары" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Далекое близкое радио


Дмитрии Лещинскии

Консультант по планированию медиабизнеса

Если бы Александру Степановичу Попову дали сотовый телефон образца 2008 года и предложили позвонить, скажем, военному министру, я полагаю, что он сначала спросил бы, какой у министра номер, а потом задал другой коварный вопрос: а есть ли у министра такой же аппарат для приема звонка? Что касается того, как работает и для чего нужен сотовый - это бы он понял сразу. Поскольку последние 100 лет люди жили в концептуальной технической эпохе Попова-Маркони - беспроводная связь и передача звукового сигнала на большие расстояния.

Концепция радиовещания как идеологического, развлекательного и рекламного носителя принадлежит Д. Сарнову и сформирована в 30-е годы в Америке. Передатчики, усилители, антенны и студийное оборудование - это все еще из XX века, а их системная модернизация не изменяла принципы действия передачи и приема сигнала.

Но к началу XXI века стало очевидно, что эра Попова-Маркони-Сарнова благополучно завершается и ее можно назвать детско-подростковым периодом коммуникации по имени Радио. Впереди нас ждет буйный тинейджерский возраст со всеми вытекающими последствиями. Цифровые технологии меняют и достаточно скоро окончательно изменят классические устоявшиеся форматы вещания, стереотипы восприятия, механизмы производства и - если хотите - формы и способы потребления аудио-контента. По-другому пока трудно назвать то, во что превратится массовое радийное вещание в ближайшие 10-15 лет.

Радиовещательные медиакоммуникации - весьма консервативная субстанция, поскольку напрямую зависят от человека и его уровня мышления, образования, культуры и только в последнюю очередь от технических возможностей.

С одной стороны, это хорошо, так как главное для радио - живой голос человека, переданный и принятый с адекватным качеством, с другой - плохо: технологии цифровой передачи и приема сигнала будут очень медленно входить в мир производителей, а значит, и слушателей. Скорее, даже аудиовизуальных зрителей. Нет ни одного убедительного контраргумента, что это не произойдет уже в ближайшие годы, а общество в своем приближении к новому Радио пройдет такие же этапы, как и после Маркони... и, на мой взгляд, очень быстро.

Ошибется и любой медийный пророк, если назовет конечную дату победы цифрового радиовещания над аналоговым. Даже после его глобального директивного запрета старые радиоприемники останутся в каждом доме как некие вехи памяти или сувениры из прошлого, а может, и как запасной вариант при сбоях цифрового вещания. Такое уже было не раз - стоит уничтожить старую технологию, как тут же происходит событие, которое заставляет вернуться к ней.

DRM как светлое будущее

И сегодня можно долго спорить о преимуществах и технических достоинствах цифровых форматов DAB, DRM, HD или иных, но выиграет сильнейший, а точнее, удобный.  Можно потратить миллионы на их продвижение, но люди будут требовать тот, который поймут быстрее. Точнее, тот чей контент окажется более востребованным и простым при приеме. И дело не в цене приемника, как ошибочно полагают некоторые радиобизнесмены, дело исключительно в контенте, и как следствие - в конструкции приемника.

У DRM свои плюсы и минусы, у DAB - свои. Однако по состоянию на 2008 год - эти форматы еще "сырые" и несовершенные... Они созданы радиотехнологами, а не производителями радиоконтента. Они не усиливают новые возможности формирования цифрового медиапотока и созданы скорее с целью замены старой технологии, чем форматирования новой идеологии производства и вещания. Но главное - форматы пока не обеспечивают качественный перевес радиовещания на современном этапе в конкуренции с новыми информационными волнами: мобильного Интернета, мобильного телевещания DVB-T, без которого DAB ничего нового из себя не представляет, а также слабы на фоне потенциальной мощи и ресурсности беспроводных проектов категории WiMax и других перспективных стандартов. Мягко говоря, до комфортного массового цифрового радиовещания весьма далеко. Инженерам еще есть над чем поработать.

Все прекрасно понимают: если у Попова есть сотовый телефон, а у министра нет - они не поговорят. Нет приемника -нет сигнала, нет сигнала - нет приемника. А вот кто первый должен начать -производители и продавцы массовых цифровых радиоприемников или массовые вещатели, - вопрос в меру спортивный. Наивно полагать, что рекламодатели сразу начнут отваливать миллионные бюджеты в цифровую радиосферу. Однако почти все государственные информационные "монстры" во многих странах уже начали как минимум звуковое DRM-вещание, имея в запасе и проекты DAB на случай технологических "военных действий"... Разумеется, они будут первыми на новом цифровом радиорынке и поэтому сейчас спокойно отрабатывают вещательные технологии. Частный радиобизнес отреагирует оперативно, тем более что придется заменить в основном только вещательные узлы.

Уход главного идеолога формата (DW - DRM) Питера Зенгера на пенсию и, как следствие, отстранение от активного участия в прикладном развитии DRM, на мой взгляд, повлияет в целом на работу Консорциума DRM. По его прогнозу, только к 2014-2018 годам начнется массовое распространение приемников DRM, и будет жаль, если РФ окажется на последних местах - по соседству с африканскими странами.

А возможности DRM актуальны, ибо это уже и не радио в чистом виде, но и не телевидение в своей навязчивости -"цветное радио в картинках". Золотая середина для консерваторов и для усталых прогрессистов. При всевозрастающей зависимости информационного поля от платного трафика по всем каналам DRM дает уникальную возможность иметь хороший звук, минимум иллюстраций, инвариантность потребления, а также возможность уйти от директив-ности "однолинейного" стандарта традиционного радио и телевещания только за счет единовременных затрат на приемник и возможной подписки на индивидуальные информационные услуги. Необходимо лишь учитывать, что российский концепт радиовещания DRM должен быть отличным от европейского в силу разницы менталитета, целей и задач вещания.

Поэтому у "старого" Радио тоже пока есть время подумать, как пережить глобальную конвергенцию и превратиться в новое Радио, на новых технологических платформах, концепциях, с новыми идеями и новациями.

Решения оправдывают выбор

Выбирая оборудование для модернизации существующих радиостанций, желательно сразу концептуально выстроить технологическую цепь - в каком месте нужно заменить минимум, чтобы сразу выйти на цифровой формат, а производственные модули быстро и логично интегрировать в эту цепь. Расходы при этом можно разумно оптимизировать, чтобы не покупать заведомо устаревающее или еще неотработанное, пусть и современное, оборудование. Реалистичные бизнес-модели цифрового вещания пока не выстроены в силу своей новизны и многофакторности. Производственные схемы тоже будут видоизменяться. Можно только предполагать, в каком регионе будут более или менее востребованы отдельные возможности полнофункционального вещания... Во многом решения могут быть интуитивными, как часто бывает при появлении новых идей для массового пользования. На мой взгляд, для РФ в целом лучше подходит ресурсность DRM, но немецкие концепт-идеи приемников неадекватны для российского производства. Выдача лицензий на вещание в формате DRM в диапазонах 26 МГц и на FM - пока вопрос туманного завтра, хотя формат сертифицирован и принят на территории РФ. Но оборудование частично можно закупать, приемники - завозить и продавать. Лучше иметь на первом этапе 5000-6000 своих "цифровых" слушателей в тестовом режиме и их перспективное ожидаемое увеличение, чем неопознанную убывающую FM-массу... Экономика вещания в DRM по сути инновационна и просчитывается, а оргпроект рассматривается как среднесрочная инвестиция с высокой ликвидностью на момент продажи.

Необходимо также понимать, что "правильная" современная радиостанция XXI века - это, скорее, многомодульный комплекс, который состоит из аудиовизуальной многокамерной эфирной радиостудии, привычных студийных площадок, функционального сайта, сложной интеграции прямой и обратной связи со слушателем и... зрителем, вещательного комплекса одновременно для сети и для эфира, скоростных архиваторов, конвертеров и мощных серверов, систем дублирования и внутренней связи плюс рабочие места, ну а центр управления подобной махиной будет, видимо, как на подводной лодке. Про кадры - отдельный и тяжелый разговор.

Новое Старое Радиовещание

Впрочем, при всем богатстве арсенала цифрового медиапотока, в локальном вещании на мелкие и средние города до 500 000 населения будут востребованы малобюджетные американские идеи местных радиостанций - три человека в штате, живой голос, минимум "радиохимии" в виде ретрансляции чужих форматов, максимум автоматизации, сильные люди-модераторы. Нечто вроде радио-ПТС - суперсовременная станция на колесах с системой мобильной передачи цифрового аудиопотока прямо в эфир. По сути, так же как и раньше, но на новой технологической платформе. В этом и заключается консерватизм радиовещания. Меняется оборудование -но сам смысл процесса прежний. И самое удивительное - эти станции будут набирать и держать высокие рейтинги прослушивания. Причина простая -когда радиовещание было безальтернативной технологией распространения звука, приходилось плодить форматы под каждую целевую группу. С появлением индивидуальных плейеров, сетевых on-line-сервисов, спутникового и кабельного телевидения, а также собственных коллекций звукозаписей люди могут вернуться к радио исключительно для того, чтобы узнать, как идет жизнь в соседнем дворе и в своей мэрии, а не в далекой Африке.

Ну а цифровое или аналоговое - это придется решать именно вещателю. Будет интересно - люди купят новые приемники, нет - скорее, выключат все, что мешает им потреблять другие информационные каналы.

А вот "серединные" решения приведут к коммерческим провалам. Можно отстроить великолепную студию, но иметь плохое качество вещательного звука, собрать отличные кадры, но при этом не иметь сайта и не уметь пользоваться достижениями сети, создать отличную сетку вещания, но не сделать Интернет-вещание. Для ретрансляции федеральных форматов создавать радиостанцию как проект не надо. Достаточно купить стандартный проверенный опцион по спецификации поставщика и не ломать себе голову на чем можно ужаться в расходах.

Слушать и видеть

При формировании современной радиостанции - от идеи до первого эфирного звука - теперь принципиальное значение имеет регион и уровень развития коммуникаций в целом в отдельно взятой информационной точке РФ. В большом городе оперативность радиостанции будет частично вытесняться мобильным контентом, а музыкальный фон - индивидуальными проигрывателями.

Выиграют концептуальные вещатели, ориентированные на новое поколение слушателей. А эти новые слушатели будут требовать и новых форм подачи радиовещания. И если еще 3-4 года будет сохраняться некое статус-кво между традиционным радио и цифровыми перспективами, то потом многое пойдет по кривой вниз. Не секрет, что отдельные рекламодатели используют радио по инерции. В малых городах -учитывая, что информация распространяется достаточно быстро, в больших - ожидая, что услышит почти весь город. Эффективность невысока, но есть удовлетворение от экономии денег взамен использования современных и актуальных источников и носителей. Только социальный и демографический предварительный расчет аудитории станции на уровне 2010 года поможет избежать ненужных закупок дорогостоящей техники, равно как и сэкономить время. А если принять во внимание, что отдельные операторы кабельного телевидения в перспективе пустят в свои сети и радиоканалы, то комплектация станции в этом случае имеет серьезное значение.

В общем, непростые времена ждут радиовещание, а поэтому, принимая решения о пути развития станции, нужно спокойно оценивать переходное время. Хотите долго работать - инвестируйте по частям, хотите быстро получить отдачу - принимайте самые современные и дешевые решения.

Ключевые слова: инвариантность, целесообразность и прогрессивность.

Желаю удачи при выборе собственного радийного пути...

Опубликовано: -2008
Посещений: 10316

Статьи по теме

  Автор

Дмитрий Лещинский

Дмитрий Лещинский

Консультант по развитию медиабизнеса

Всего статей:  14

В рубрику "Коммутационно-распределительное оборудование, аксесуары" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций