Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Автоматизация радиостанции: зачем это надо?

В рубрику "Автоматизированные системы радиовещания" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Автоматизация радиостанции: зачем это надо?


Дмитрий Васильев
Технический директор компании "Дигитон"

Если радиостанция планирует начать круглосуточное вещание, то у ее руководителей сразу же возникнут вопросы "как это сделать?" и "сколько это будет стоить?"

Если речь идет о радио музыкального формата, то для круглосуточного вещания достаточно установить пару CD-плейеров и взять на работу несколько человек, меняющих диски. Это недорогое по начальным вложениям и удобное решение позволит реализовать и дополнительную задачу: в студии всегда кто-то будет находиться.

До поры до времени такая организация работы радиостанции будет вполне нормально функционировать. Но с увеличением количества рекламы на радио и выпуском новых передач неизбежно возникнет необходимость автоматизации выполнения рутинных задач и координации в работе различных служб. Всем сотрудникам станции надо платить зарплату, и гораздо выгоднее нагрузить их не рутинной, а творческой работой, приносящей прибыль.

Таким образом, стремясь сделать работу персонала более эффективной и снизить затраты на производство, руководство станции рано или поздно приходит к пониманию необходимости автоматизации рабочего процесса.

Радиостанция состоит из нескольких служб, каждая из которых в итоге работает на общий эфир. Качество эфира определяется слаженностью и качеством работы этих служб вместе и каждой в отдельности. Это значит, что музыкальная редакция должна заниматься подбором музыки и ее ротацией, рекламная служба — работать с клиентами и вовремя поставлять рекламное расписание, информационная служба — оперативно и качественно предоставлять новости, техническая служба — улучшать качество звука и увеличивать надежность эфира, а ведущим необходимо знакомиться с музыкальным материалом и готовить свои эфиры.

При небольших объемах работы каждая служба может функционировать практически автономно, обмениваясь только результатами работы, но с увеличением количества задач решение вопроса интеграции станет неизбежным.

Перед рекламной службой будут вставать задачи ведения базы данных заказов, сведения их в рекламный плей-лист, контроля над выходом рекламы, формирования отчетов перед заказчиками.

Музыкальная редакция начнет испытывать потребность в автоматизации ротации песен, в средствах подготовки материала к эфиру и формировании отчетов.

Новостной службе будет необходима оперативная и качественная подготовка материалов к эфиру, а технической службе потребуется гибкое средство для решения все более сложных задач формирования эфира и его контроля.

Решение всех этих задач невозможно без единого интегрированного комплекса автоматизированного вещания.

Выбор комплекса

Качественный, привлекательный для слушателя эфир складывается из многих составляющих. Это музыкальное и информационное наполнение, оформление, качество звука, различная сопутствующая информация и, конечно, отсутствие "дыр" в эфире из-за технических проблем.

Одно из основных требований к комплексу — надежность. Надежная работа программного обеспечения неотделима от бесперебойной работы компьютеров и другого "железа" станции, поэтому наряду с выбором комплекса следует обратить внимание и на выбор оборудования, совместно с которым планируется его использование.

Сформируйте требования к комплексу

Первое, с чего начинается выбор комплекса, — это формулирование требований, которым он должен удовлетворять.

Из чего состоит типовой комплекс?

Основными его составляющими, как правило, являются:

  • вещательная станция;
  • станция планирования;
  • станция музыкального редактора;
  • станция подготовки программ;
  • станция подготовки рекламы;
  • мониторинг эфира.

Эти станции должны соответствовать следующим основным требованиям.

Вещательная станция

  • высокая надежность и "защита от дурака";
  • работа в автоматическом и ручном режимах;
  • поддержка многоканальных звуковых карт и различных звуковых форматов;
  • передача информации о песнях сторонним программам для организации различных дополнительных сервисов (таких, как передача названия песен с помощью RDS или бегущая строчка с названием песни на сайте);
  • возможность самостоятельной записи ведущим своих выходов в эфир;
  • формирование управляющих сигналов для стороннего оборудования (таких, как сигналы запуска региональной рекламы).

Вещательная станция ретранслирующая

Кроме вышеперечисленных требований она должна иметь функцию опознавания запускающих джинглов с переходом на собственное вещание и обратное переключение с миксом, а также возможность автоматического переключения на резервный плей-лист при пропадании основного сигнала.

Музыкальный редактор

  • доступ к музыкальному архиву;
  • возможность подготовки фонограмм к эфиру;
  • работа с музыкальным ротатором;
  • формирование отчетов.

Станция подготовки рекламы

  • ведение базы данных заказов;
  • генерация рекламных плей-листов;
  • формирование отчетов;
  • доступ к рекламной фонотеке.

Станция подготовки программ

  • оперативная запись и редактирование материалов;
  • подготовка материалов к эфиру;
  • выдача материалов в эфир и возможность их установки в расписание.

Планировщик

  • подготовка расписания по музыкальным, рекламным и новостным плей-листам;
  • корректировка разметки фонограмм;
  • возможность видеть, что происходит на вещательной станции в реальном времени;
  • прослушивание контрольной записи эфира с привязкой к отыгранному расписанию.

Мониторинг

  • запись эфира круглосуточно и по расписанию;
  • контроль эфирного сигнала по его наличию, уровню, фазе;
  • возможность формирования сигнала тревоги при проблемах в эфире;
  • ведение протокола событий;
  • поддержка различных звуковых форматов записи.

На практике некоторые станции могут быть совмещены: например, станция музыкального редактора может быть совмещена с планировщиком, а станция подготовки программ при необходимости может являться резервной вещательной студией.

Потенциал предлагаемых решений

Ознакомьтесь с возможностями систем и прайс-листами. Будьте готовы к тому, что на этом этапе на вас, как на потенциального покупателя, обрушится лавина информации о возможностях систем различных производителей. На что же следует обратить внимание в первую очередь?

1. Производитель.
Вряд ли система, стоящая небольших денег, выдержит конкуренцию по возможностям с дорогостоящей. Производитель, который постоянно совершенствует комплекс, вынужден содержать штат программистов, поэтому итоговая стоимость комплекса не может быть низкой.

Останавливая выбор на продукции зарубежных производителей, следует учитывать, что обратная связь с ними может быть затруднена.

2. Способ поставки комплекса.
У одних производителей станции, выполняющие различные функции комплекса, являются отдельными компонентами, у других - назначение станции определяется конфигурацией окон с возможностью гибкой настройки. В процессе эксплуатации приходится заботиться о резервировании, поэтому во втором случае стоимость решений обычно получается ниже. Кроме того, если назначение станции можно легко изменить, просто сменив конфигурацию окон, это позволит решать широкий круг задач с использованием минимального количества станций.

3. Возможности.
Не следует слепо верить заявленным возможностям, лучше поговорить с разработчиками, обрисовав им предполагаемую схему вещания, и уточнить, позволит ли их комплекс выполнить требуемую задачу.

4. Стадия разработки комплекса.
Если комплекс является завершенным, то внести изменения в него практически невозможно или же очень дорого, поэтому выбор такого комплекса может быть оправдан только в том случае, если вы заранее уверены, что он соответствует предъявленным требованиям. Кроме того, постоянное совершенствование операционных систем может привести к тому, что купленный комплекс в дальнейшем нельзя будет установить на новую ОС.
В развивающемся комплексе какой-то операции, возможно, не хватает, но при этом может оказаться, что внести в него необходимые именно вам возможности будет намного проще.

5. Планы разработчиков.
При покупке комплекса автоматизации стоит поинтересоваться планами его дальнейшей разработки. Возможно, в комплексе отсутствует какая-то необходимая опция, но разработчики планируют ее введение, и есть шанс, что она будет реализована именно в том виде, в котором она нужна вам.

6. Поддержка связи комплекса автоматизации с остальным оборудованием.
Программное обеспечение не работает само по себе, поэтому необходимо выяснить, какие требования оно "предъявляет" к компьютеру и операционной системе, поддерживается ли связь с сопутствующим оборудованием (таким, как вещательный пульт, кодер RDS) и насколько эта связь универсальна.

7. Где уже используется комплекс?
Всегда полезно узнать, на каких еще радиостанциях используется выбранный вами комплекс, есть ли среди клиентов производителя станции с похожими форматами вещания. Если комплекс новый, поинтересуйтесь опытом разработки подобных систем производителем.

8. Как решается вопрос резервирования вещания?
Рано или поздно приходится встречаться с техническими неполадками, и лучше об этом побеспокоиться заранее.

9. Мнение пользователей.
Получая оценку пользователей, вам следует учитывать, что мнение о комплексе может быть различным в зависимости от должности человека. Руководителя прежде всего интересует выполнение поставленных задач и надежность работы оборудования, работника - удобство выполнения специфических задач.
Следует также поинтересоваться, насколько сложен комплекс в освоении и эксплуатации. При оценке возможностей отдельных модулей комплекса следует отдавать себе отчет в том, что они оптимизированы для решения специфических задач, стоящих перед радиовещателями. К примеру, вряд ли стоит ожидать от встроенного аудиоре-дактора тех же функций, как у мощных мультитреккерных студийных программ.

Установка комплекса

При установке программ комплекса приходится решать проблемы его стыковки с остальным оборудованием. Нужно поинтересоваться, проста ли эта процедура. Кроме того, рано или поздно станции приходится переустанавливать, например, из-за модернизации оборудования, поэтому операция должна быть максимально проста, во избежание потерь настройки и накопленного рабочего материала. Комплекс должен иметь интуитивно понятный интерфейс и предустановки, которые позволяют пользователю освоить его в кратчайшие строки. Слишком сложный и неудобный интерфейс может свести все планируемые от внедрения выгоды на нет.

Поддержка комплекса

Независимо от производителя, каждый комплекс требует обслуживания и подержания работоспособности. Любой комплекс выгоден в работе только тогда, когда на его обслуживание тратится минимум времени и сил. Поэтому нелишне поинтересоваться, какие именно работы следует проводить, как часто и насколько сложно их выполнять.

Напутствие

Охватить все многообразие требований и пожеланий невозможно. Надеюсь, этот короткий обзор даст ориентиры, которыми можно будет руководствоваться при выборе комплекса.

Пусть ваш выбор будет обоснованным и удачным!

Опубликовано: -2005
Посещений: 10313

  Автор

Дмитрий Васильев

Дмитрий Васильев

Технический директор компании "Дигитон"

Всего статей:  1

В рубрику "Автоматизированные системы радиовещания" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций