Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Предложения по организации взаимодействия кабельных операторов, вещателей и лицензирующих органов

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Предложения по организации взаимодействия кабельных операторов, вещателей и лицензирующих органов

Сегодня в нашей стране идет становление кабельного бизнеса. В связи с этим автор статьи выделяет несколько этапов в процессе его построения и вносит предложения по организации взаимодействия кабельных операторов, вещателей и лицензирующих органов

Этап построения технической базы

В этот период главное внимание уделялось решению технических вопросов создания интерактивных кабельных телевизионных мультисервисных сетей. Определялись требования к оборудованию, к топологии сетей, методикам проектирования, настройке и эксплуатации. И хотя создание сетей еще продолжается, но к сегодняшнему дню этот этап можно считать достаточно проработанным. Он теряет свою остроту, постепенно переходя в стадию текущего строительства, рутинной подготовки нормативной документации, выработки методик и правил.

Переход к эксплуатации мультисервисных сетей

На данном этапе происходит создание правовой базы деятельности кабельных операторов и определение правил взаимодействия между кабельными операторами, абонентами и государством. Сегодня переходный период, волнующий большинство кабельных операторов. От скорости и безошибочности решения правовых вопросов на этом этапе в значительной степени зависит, насколько быстро и эффективно будет развиваться индустрия кабельного телевидения в обозримом будущем.

Этап широкого коммерческого предоставления услуг

Это наиболее длительный, сложный и важный этап деятельности кабельных операторов, от правильности организации которого зависит судьба каждого из них. Можно с уверенностью утверждать, что в следующие годы вопросы поиска контента, новых услуг, методов привлечения абонентов, маркетинговые исследования будут больше всего привлекать внимание кабельных операторов.

Целью данной статьи является попытка структурировать отношения между кабельными операторами, вещателями, регулирующими органами и абонентами. Автор надеется, что сформулированные предложения позволят кабельным операторам быстрее пройти переходный период, создать эффективно работающую нормативную базу и начать предоставлять своим абонентам весь широкий спектр услуг мультимедийных сетей. Ведь правильно разработанная законодательная база способна оказать огромное воздействие на развитие отрасли. В этом смысле весьма показателен опыт наших соседей. Как сказал в своем докладе "Десять лет Закону Украины "О кабельном телевидении" на выставке CSTB-2003 А.И. Ляхов: "Ошибки на старте создали большие проблемы у кабельных операторов Украины, в том числе и в регулировании частотного ресурса".

При создании законодательной базы нужно как можно больше разделить технологическую часть и контент. Это позволит ограничить вмешательство чиновников в хозяйственную деятельность кабельных операторов.

Глобальные тенденции организации доступа к мультимедийным услугам

Во всем мире сегодня идет интенсивный процесс конвергенции технологий и услуг. Различные виды информационных услуг: теле- и радиовещание, голосовая связь, передача данных, доступ в Интернет и др., сливаются в единый поток широкополосных мультимедийных услуг. Причем отчетливо проявляется тенденция того, что потребители этих услуг получают доступ к ним, используя множество различных каналов связи (рис. 1). Все мы видим, что сегодня операторы телевизионных сетей включают в состав своих услуг телефонию и доступ в Интернет, провайдеры телефонии обеспечивают доступ в Интернет и занимаются Интернет-вещанием, сотовые операторы осуществляют передачу данных и т.д.

Необходимо признать, что широкополосные мультимедийные услуги стали товаром, служащим для удовлетворения информационных потребностей населения. И работа с ними подчиняется таким же правилам, как и для других товаров. Этот товар нужно создать, прорекламировать, локализовать, доставить потребителю и гарантировать его качество. Но товар этот специфический, он воздействует на сознание и имеет массовый спрос. Поэтому государство должно создать законодательную базу, обеспечивающую учет интересов государства, а также других участников процесса, этим будет гарантировано отсутствие вредного воздействия этого товара на потребителей.

Взаимодействие государства, кабельных операторов и абонентов должно быть определено в Законе "О кабельном телевидении", который сейчас находится в процессе рассмотрения в Государственной думе. Качество же услуг должно подтверждаться наличием лицензий на виды деятельности. Обсуждение правил лицензирования деятельности кабельных операторов активно ведется последние 1,5-2 года. Сегодня эти вопросы обрели особую остроту.

К сожалению, приходится признать, что пока отсутствует четкое понимание как чиновниками, так и кабельными операторами места кабельных операторов на рынке информационных услуг. Все это привело к многочисленным конфликтам и к завышению требований с обеих сторон. Это, с одной стороны, и попытка ограничения чиновниками числа транслируемых каналов в кабельных сетях, и требование к вещателям о получении лицензий на трансляцию их программ в конкретных кабельных сетях, с другой стороны, присутствует требование кабельных операторов на выдачу единой лицензии на предоставление всех видов услуг - "универсальной" лицензии. К крупным зарубежным вещателям в качестве условия получения регистрации их СМИ предъявляется нереальное требование о том, что они должны стать резидентами на территории РФ.

Для того чтобы сформулировать разумные требования к участникам рынка, необходимо более детально разобраться в процессе доставки мультимедийных услуг от их производителя до потребителя.

Взаимодействие кабельных операторов с вещателями

На рис. 2 показана типичная техническая схема организации взаимодействия кабельных операторов с вещателями. Вещатели в различных странах мира создают информационные продукты. Затем провайдеры услуг на местах собирают, используя различные каналы связи, ряд программных продуктов в пакеты, производят их локализацию (перевод, транскодирование, лицензирование), а затем через оператора связи доставляют их абонентам. В нашем случае роль оператора связи выполняет кабельный оператор, но это может быть и оператор MMDS, спутниковый оператор и т.п. Зачастую оператор связи выполняет и роль провайдера.

Однако вследствие высокой стоимости локализации программ часто бывает выгоднее, чтобы этим занималась сторонняя специализированная организация, которая может продавать подготовленный ею пакет программ потребителям, используя услуги многих кабельных операторов, а также других альтернативных операторов связи.

Программы могут создаваться в различных странах, и их создатели часто не являются резидентами в РФ, что формально делает невозможным получение ими лицензии на вещание в РФ. Кроме того, крупные вещатели иногда не имеют большой заинтересованности в получении лицензий в нашей стране из-за небольшого оборота кабельного рынка. В такой ситуации перекладывание на кабельного оператора несвойственных ему функций вещателя (что имеет место из-за отсутствия законодательного определения понятия провайдера) приводит к тупиковым ситуациям. Так в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1359 от 07.12.1994 г. кабельные операторы не могут транслировать более двух каналов. Требование, очевидно, предназначено для того, чтобы избежать монополизации рынка создания телевизионных программ. Оно применяется не к создателю программ, а к участнику рынка, занимающемуся только их доставкой!

Выходом из этой ситуации может быть переход к трехступенчатой структуре доставки мультимедийных услуг потребителям, показанной на рис. 3. При такой структуре выделяются три ступени доставки услуг потребителям: создание программ, локализация и подготовка пактов к передаче, а также доставка программ потребителю. Кстати, такая структура соответствует структуре производитель-дилер-дистрибьютор, успешно работающей при распространении многих других видов товаров. Интересно заметить, что в проекте закона о СМИ просматривается эта же структура. В законе о СМИ в роли вещателя (правообладателя) выступают владелец и редакция издания, а в роли провайдера выступает издатель. При разнице в терминологии функции здесь совпадают полностью. В законе о СМИ отсутствует только аналог "оператора связи", но только по той причине, что сеть распространения СМИ не подпадает под действие данного закона.

Построение взаимоотношений между участниками рынка в соответствии с трехступенчатой структурой позволяет гармонизировать юридические отношения как внутри цепочки доставки услуг с использованием кабельных сетей, так и при смешанных видах доставки с использованием услуг альтернативных операторов связи.

При такой структуре создатель программы (ее правообладатель) должен получать лицензию на право распространения этой программы (вещания) на заданной территории, без ограничений в использовании услуг различных операторов связи. На создателя программ должно распространяться действие ограничений постановления Правительства РФ №1359 от 07.12.1994 ". в части вещания не более двух каналов.

Провайдер услуг должен заниматься локализацией пакета программ и подготовкой его для передачи потребителю. В его задачу входит сбор пакета программ, их юридическая подготовка, получение в необходимых случаях от имени вещателя лицензии на право вещания на обслуживаемой территории. На него должны распространяться положения о том, что он должен быть резидентом на территории вещания. Организации, занимающиеся этим, должны иметь лицензию на данный вид деятельности. В мультисервисной сети, через которую будет оказываться множество разнотипных услуг, будут присутствовать пакеты услуг ряда провайдеров - телефонии, доступа в Интернет, платного телевидения, консультационных услуг, торговли и многого другого. Некоторые из этих услуг на сегодняшний день еще не сформированы, и совершенно очевидно, что кабельный оператор будет не в состоянии сам эффективно обеспечить предоставление всех видов этих услуг.

При трехступенчатой модели ввод новых видов услуг не потребует от кабельного оператора изменений в связной лицензии, а также изменений в лицензиях уже действующих в сети провайдеров других видов услуг. Вопросы же условий лицензирования новых видов услуг будут решаться с провайдером нового вида услуг в зависимости от их вида. Это позволит расширять спектр услуг, предоставляемых через кабельные сети, без необходимости замены уже действующих лицензий. Ответственность за наличие необходимых лицензий лежит на провайдере услуги. Кабельному же оператору достаточно, при предоставлении услуг связи, убедиться в наличии действующей лицензии у провайдера услуги.

В функции оператора связи должна входить доставка с заданным уровнем качества услуг конечным абонентам. Этим оператором может быть кабельный оператор, оператор MMDS, эфирный оператор и т.д. Таким образом, можно обеспечить унификацию законодательства применительно к различным способам доставки услуг. Операторы связи должны иметь лицензию на предоставление услуг связи с использованием соответствующей физической среды. Государство может, как сегодня часто и происходит, учитывая социальную значимость кабельного телевидения, обязать оператора предоставить часть пропускной способности сети по фиксированной цене для предоставления населению "социального" пакета. Однако при этом, государство должно выступать в роли провайдера этого социального пакета и должно обеспечить наличие договоров с правообладателями программ. Такой подход позволит избежать конфликтных ситуаций, когда власти обяжут кабельного оператора ввести в свои сети ряд программ, а правообладатели этих программ выставят кабельному оператору неприемлемые коммерческие условия.

Кроме решения правовых проблем упрощается решение многих вопросов о взаиморасчетах между кабельными операторами и вещателями (правообладателями). Ведь выделение в отдельные статьи доходов от предоставления услуг связи и от выполнения функций провайдера разделяет источники получения прибыли. Совершенно очевидно, что вещатель не может претендовать на участие в доходах от оказания услуг связи, но имеет полное право претендовать на часть доходов, получаемую от продажи контента.

В заключение этого раздела хочу заметить, что не обязательно эти три функции должны выполняться различными организациями. Они могут в любом сочетании выполняться единой организацией, но она при этом должна иметь соответствующие лицензии на выполнение каждой из этих функций.

Выводы

Предлагается принять трехступенчатую структуру доставки мультимедийных услуг потребителям и ввести понятие провайдера услуг - организации, занимающейся подготовкой пакета услуг к передаче их конечному абоненту. К провайдеру может быть предъявлено требование о необходимости быть резидентом на территории РФ, представлять вещателя и, в необходимых случаях, обеспечивать получение от его имени лицензии на право вещания на территории провайдера. Эту функцию может (но не обязан) выполнять и сам кабельный оператор, деятельность которого должна лицензироваться.

Деятельность вещателей необходимо лицензировать на право распространения программы (вещания) на заданной территории, не привязывая их к операторам связи, работающим на различных технических принципах и в различных физических средах.

Требования постановления Правительства РФ № 1359 от 07.12.1994 г. в части вещания не более двух каналов должны применяться только к вещателям-правообладателям (создателям контента).

Кабельный оператор всегда является оператором связи и, следовательно, должен иметь лицензию на оказание этого вида услуг. Эта лицензия обязательная для любого кабельного оператора. Лицензирующие органы не должны вмешиваться в вопросы технологических особенностей и частотного планирования в кабельных сетях.

Провайдеры различных услуг должны получать лицензии на виды предоставляемых ими услуг. Если в роли провайдера некоторых видов услуг (например, социального пакета) выступает кабельный оператор, то ему необходимо получить лицензию на данный вид услуг.

В обязанности провайдеров услуг должно входить заключение договоров и решение юридических вопросов с правообладателями информационного содержания и потребителями информации.

Реализация на практике предложенных подходов позволит гармонизировать правовые отношения как внутри отрасли кабельного телевидения, так и с другими видами доставки мультимедийных услуг. Я надеюсь, что это позволит ускорить развитие отрасли и успешно перейти к основному этапу - широкому предоставлению потребителям широкополосных мультимедийных услуг.

Начальник управления технического развития ОАО "Мостелеком"
Вячеслав Чулков

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2005
Посещений: 12833

  Автор

Вячеслав Чулков

Вячеслав Чулков

Начальник управления технического развития ОАО "Мостелеком"

Всего статей:  3

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций