Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Вперед к цифровому будущему

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Вперед к цифровому будущему


Леонид Михалевский
Заместитель директора ФГУП Главный радиочастотный центр


Ольга Слюсар
Старший инженер ФГУП "Главный радиочастотный центр

Региональная конференция радиосвязи по наземному цифровому вещанию проходила в Женеве , с 15 мая по 16 июня 2006 г. На ней рассматривались вопросы планирования цифровой наземной радиовещательной службы в отдельных частях Районов 1 иЗ в полосах радиочастот 174—230 МГц и 470—862 МГц. Работа делегации администрации связи России основывалась на результатах подготовки, проведенной в межсессионный период. Позиция России и стран Регионального содружества в области связи (РСС) стала отправной точкой для поиска компромисса на конференции

Конференцией были приняты следующие предложения администрации связи России и стран РСС:

  • установлен срок окончания переходного периода - 2015 г.;
  • обеспечена гибкость Плана для цифрового вещания (далее - План) с учетом перспектив развития технологий связи;
  • приняты регуляторные механизмы защиты Плана и присвоений станциям других служб после конференции.

В ходе конференции Администрация связи (АС) России провела 26 переговоров с заинтересованными сторонами и заключила 16 соглашений, что позволило получить 100%-ный результат по удовлетворению своих заявок на цифровое телевизионное и звуковое вещание.

Российская делегация участвовала и в разработке международных законодательных основ использования, развития и защиты цифрового Плана с учетом обеспечения совместного его использования с другими службами (фиксированная, подвижная, радионавигационная службы и др.), а также использования аналогового вещания в переходный период.

О необходимости принятия новых соглашений

В наземном радиовещании для регулирования использования радиочастотного спектра телевизионными станциями в полосах ОВЧ/УВЧ исторически использовались два соглашения: Региональное соглашение "Стокгольм-1961" (ST-61) для стран Европейской зоны радиовещания (ЕЗР) и Региональное соглашение "Женева-1989" (GE-89) для стран Африканской зоны радиовещания (АЗР). Входящие в эти соглашения Планы касались только аналогового вещания. В век стремительного раз-
вития цифровых технологий возникла острая необходимость разработки нового Соглашения и создания Плана для цифрового вещания.

На собраниях Совета Международного союза электросвязи (МСЭ) в 2001-2002 гг. были приняты Резолюции 1180 и 1185, в которых было решено созвать и провести две сессии Региональной конференции радиосвязи (РКР) по планированию наземного радиовещания в ОВЧ/УВЧ-полосах для объединенной зоны, охватывающей ЕЗР, АЗР и страны вне АЗР, но входящие в Соглашение GE-89. Резолюцией Полномочной конференции (Марра-кеш, 2002 г.) было решено расширить зону планирования до территорий стран, которые не входят или входят частично в зону планирования Соглашений ST-61 и GE-89, а именно: Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Российская Федерация (часть территории к западу от меридиана 170° в. д.), Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

В соответствии с Резолюцией 1185 Совета МСЭ в 2004 г. состоялась первая сессия Региональной конференции радиосвязи, на которой были разработаны технические основы для работы второй сессии, а также для упрощения работы по планированию до начала второй сессии РКР. Было принято решение о формате данных, в котором администрациям следует представлять заявки для частотных присвоений станциям аналогового ТВ, цифрового телевизионного вещания (DVB-T), цифрового звукового вещания (T-DAB) и станций других служб.

В период с 15 мая по 16 июня 2006 г. в Женеве (Швейцария) состоялась вторая сессия Региональной конференции радиосвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы в частях Районов 1 и 3 в полосах частот 174-230 МГц и 470-862 МГц (РКР-06).

Помимо разработки частотных Планов аналогового и цифрового вещания, одной из важнейших задач РКР-06 была разработка текста нового Соглашения "Женева-06" (GE-06), которое описывает процедуры модификации и координации наземных радиовещательных служб. Оно стало предвестником окончания эры аналогового вещания.

В течение двух лет в рамках МСЭ Группой по регулятор-ным и процедурным вопросам (WG RPG) и СЕРТ (WG RRC-06) велась разработка проектов текстов нового Соглашения для РКР-06. В качестве основы был взят текст, разработанный WG RPG, в котором учитывался опыт применения Соглашений "Женева-89" и "Стокгольм-61".

Процедура регистрации частотных присвоений

В соответствии с положениями Регламента радиосвязи любое частотное присвоение, которое может стать причиной помехи существующим и/или планируемым станциям другой страны или само оказаться под воздействием таких станций, должно быть заявлено в Бюро Радиосвязи (БР) МСЭ для регистрации в Международном справочном регистре частот (МСРЧ).

Как было предложено WG RPG, в новом Соглашении использован такой вариант привлечения Бюро радиосвязи к изменению Планов, при котором администрации, планирующие изменить один из Планов (аналоговый или цифровой) должны получать согласие других администраций, чьи интересы будут затронуты, желательно напрямую, а когда это не представляется возможным, то использовать процедуру с участием БР МСЭ.

Соглашение GE-06 включает в себя следующие статьи: ст. 1 "Определения", ст. 2 "Выполнение Соглашения", ст. 3 "Приложения к Соглашению", ст. 4 "Процедура изменений Планов и процедура координации других первичных наземных служб", ст. 5 "Заявление частотных присвоений", ст. 6 "Разрешение споров", ст. 7 "Присоединение к Соглашению", ст. 8 "Сфера применения Соглашения", ст. 9 "Утверждение Соглашения", ст. 10 "Денонсация Соглашения", ст. 11 "Пересмотр Соглашения", ст. 12 "Вступление в силу, срок действия и временное применение Соглашения".

Ключевыми статьями являются статьи "Процедура изменений Планов и процедура координации других первичных наземных служб" и "Заявление частотных присвоений".

Ст. 4 "Процедура изменений Планов и процедура координации других первичных наземных служб"

Данная статья является основной в Соглашении. В ней определены процедуры и сроки для изменения Планов, то есть оговорено, когда администрация может внести предложение об изменении, добавить или исключить из Планов выделение или присвоение радиовещательной станции.

Одной из наиболее сложных проблем при подготовке Соглашения стала процедура определения затронутых администраций при модификации Планов и координации присвоений другим службам. Для них были определены следующие варианты:

  • По территории. Бюро радиосвязи разделяет затронутые модификацией администрации (п. 4.1 ст. 4) по территориальному принципу, то есть оно определяет, когда превышаются защитные пределы в любой точке на границе территории этой администрации.
  • По выделениям/присвоениям. Затронутая администрация аргументирует свои возражения относительно модификации Планов или координации присвоений другим службам только на основании имеющихся у нее выделений/присвоений.

При обсуждении вариантов администрации отдельных стран считали, что целесообразнее использовать одинаковый подход для радиовещания и других первичных наземных служб. Участие Бюро радиосвязи при применении положений ст. А и сроки Соглашения "Женева-06"

Соглашение определяет сроки рассмотрения запросов на модификацию частотного присвоения Плана той или иной администрацией. В отчете WG RPG были определены следующие варианты развития действий в случае отсутствия ответа администрации, чьи интересы были затронуты, на запрос о координации после определенной даты:

  • Вариант А: администрация, согласия которой добиваются и которая не дала ответа до установленной даты, считается давшей свое согласие.
  • Вариант В: администрация, предлагающая изменение, может запросить помощь у Бюро, с тем чтобы напомнить о принятии решения администрации, согласия которой добиваются и которая не дала ответа. Если после этого администрация не дает ответа Бюро, то считается, что она дала свое согласие.
  • Вариант С: считается, что не ответившая администрация дала свое согласие.

Поскольку принятие решения по данному вопросу усложнялось наличием диаметрально противоположных точек зрения (СЕРТ — вариант А; РСС и Россия — вариант В, арабские страны — вариант С), был проведен ряд консультаций региональных групп, в результате которых было принято решение реали-зовывать вариант В. При этом срок представления администрацией обоснованного отказа (п. 4.1.4.6) с предлагаемым изменением в отношении своей радиовещательной службы составляет 75 дней после даты публикации Международного информационного циркуляра по радиочастотам Бюро радиосвязи (BR IFIC).

По окончании этого срока администрация, предлагающая изменить Планы, может попросить Бюро оказать содействие путем направления напоминания администрации, которая не ответила, с просьбой о принятии решения. Это положение вызвало дискуссию в отношении вопроса, в течение какого срока администрация может запросить помощь Бюро. Однако по результатам обсуждения было внесено положение, согласно которому не разрешается увеличивать срок модификации или координации более чем на 24 месяца.

В случае если администрация не сообщает в Бюро радиосвязи о своем решении в течение 40 дней после даты направления напоминания, считается, что администрация согласна с предлагаемым изменением Планов.

В отчете WG RPG были определены максимальные (удовлетворяющие интересам арабских стран и Африки) и минимальные сроки. При этом администрации СЕРТ настаивали на максимальном сокращении сроков всех процедур ст. 4, для того чтобы работа в соответствии с новым Соглашением "Женева-06" занимала меньше времени по сравнению с Соглашениями "Сток-гольм-61" и "Женева-89". Указанный в предыдущем соглашении ("Стокгольм-61") срок в 90 дней был сокращен до 40 дней, в течение которого Бюро после получения информации от администрации, предлагающей изменить Планы, определяет затронутые предложенной модификацией администрации, публикует полученные характеристики в Специальном разделе BR IFIC вместе с названиями администраций, согласие которых необходимо получить, а также публикует затронутые присвоения другим первичным наземным службам. Однако администрация, о согласии которой было сообщено администрацией, предлагающей модификацию Планов, может в течение 40 дней после публикации BR IFIC направить в Бюро Радиосвязи запрос об исключении ее названия из опубликованного списка администраций.

Временные сроки для модификации Планов были также реализованы не только для радиовещательной службы (п. 4.1), но и для процедур координации присвоении другим наземным первичным службам (п. 4.2).

Следует отметить, что все принятые в новом Соглашении "Женева-06" временные пределы приводят к тому, что общее время, отводимое администрации для предоставления ответа на координационный запрос, составляет минимум 115 дней, что полностью соответствует интересам администраций, имеющих продолжительную процедуру согласования запросов на модификацию внутри самой администрации. Потенциально этот срок может достигать 24 месяца в случае, если администрация, предлагающая модификацию Плана, не торопится запрашивать помощь Бюро по истечении срока в 75 дней.

Таким образом, принятые сроки по сравнению со сроками Соглашения "Стокгольм-61" являются хорошим компромиссом в связи с тем, что они позволяют сократить сроки координации частотных присвоений, а это в свою очередь ускоряет процесс начала использования присвоений операторами радиовещательной службы.

Ст. 5 "Заявление частотных присвоений"

Основными вопросами при обсуждении данной статьи являлись следующие:

  • наличие самостоятельной процедуры заявления в Соглашении "Женева-06" или использование процедур Регламента радиосвязи;
  • использование частотных присвоений при условии, что не будут создаваться помехи и не будет требоваться защита.

Ряд стран (Иран, Сирия, Ливан) поддерживали наличие полной и независимой процедуры для заявления частотных присвоений в Соглашении GE-06. Одним из аргументов в пользу такого подхода было то, что недавние Планы, пересмотренные МСЭ, не содержат ссылку на Регламент радиосвязи и являются самодостаточными. Однако принятие таких положений потребовало бы принятия соответствующих решений на Всемирной конференции 2007 г., что отложило бы на год применение процедур GE-06.

Что касается второго вопроса, то в текст Соглашения были включены положения, при которых цифровая запись в Плане может заявляться с характеристиками, отличными от содержащихся в Плане, для радиовещательной службы или других первичных наземных служб при условии, что пиковая плотность мощности в любых 4 кГц заявленных присвоений не превышает спектральную плотность мощности в тех же 4 кГц цифровой записи в Плане. Такое использование не должно требовать большей защиты, чем защита, которая предоставляется цифровой записью.

Если в результате проверки получено положительное заключение, присвоение заносится в МСРЧ. Если заключение не получено, то администрация представляет повторно заявку, которая должна содержать подписанное обязательство заявляющей администрации о том, что использование присвоения, представленного для занесения в МСРЧ, не должно создавать неприемлемых помех и не требует защиты от любой станции администрации, работающей в соответствии с GE-06 и МСРЧ, но с которой сохраняется несогласие. И если при использовании присвоения создаются неприемлемые помехи, то причиняющая их администрация по получении извещения должна немедленно устранить указанные помехи.

Переходный период

В новом Соглашении в качестве приложения содержится два Плана: цифровой, разработанный на РКР-06, и аналоговый, который аннулируется по окончании переходного периода и присвоения которого не защищаются. Новый цифровой план разрабатывался без учета присвоений аналоговым станциям, поэтому данные два Плана являются несовместимыми и внесение цифрового присвоения в Справочный регистр может осуществляться только после решения вопросов совместимости со станцией аналогового вещания. Также важно обеспечить бесконфликтный переход от аналогового к цифровому вещанию на региональном уровне в связи с тем, что страны-участники РКР-06 имеют разную степень развития отрасли связи.

Вопрос о дате окончания переходного периода был одним из наиболее актуальных при разработке Соглашения GE-06.

До РКР-06 позиции администраций в отношении окончания срока переходного периода были следующими:

  • РСС-2015г.;
  • Европейские страны - 2012 г. (по возможности - 2008 г.);
  • Африканские и арабские страны - 2020 г.

Вопрос об окончании переходного периода обсуждался на уровне региональных организаций и Бюро радиосвязи. В качестве компромисса было предложено рассмотреть установление различных дат переходного периода для различных регионов и различных диапазонов частот. Вопрос о наличии нескольких дат полностью отрицался СЕРТ при подготовке к РКР-06 в связи с тем, что это повлекло бы за собой изменение регуляторных положений нового Соглашения.

В результате продолжительных обсуждений было принято следующее решение:

Переходный период начинается 17 июня 2006 г. и заканчивается 17 июня 2015 г. Однако для некоторых стран (Алжир, Буркина-Фасо, Камерун, Конго, Кот-д'Ивуар, Египет, Габонская Республика, Гана, Гвинея, Иран, Иордания, Мали, Марокко, Мавритания, Нигерия, Сирийская Арабская Республика, Судан, Республика Чад, Тоголезская Республика, Тунис, Йемен) в полосе частот 174-230 МГц (ОВЧ) переходный период завершается 17 июня 2020 г.

Следует отметить, что страны, соседствующие со странами с более поздней датой окончания переходного периода, должны в течение периода между 2015 и 2020 гг. защищать свои частотные присвоения аналоговому радиовещанию при реализации и модернизации цифрового Плана, в то время как страны с переходным периодом до 2020 г. уже могут не принимать во внимание аналоговые частотные присвоения стран с переходным периодом до 2015 г.

Вопрос использования аналоговых присвоений после окончания переходного периода нашел свое отражение в ст. 12 Соглашения GE-06, в соответствии с которой введенные в действие до окончания переходного периода аналоговые станции могут работать и после переходного периода при условии, что они не будут создавать неприемлемые помехи станциям цифрового вещания, работающим в соответствии с цифровым Планом. Также в соответствии со ст. 5 GE-06 аналоговые станции могут работать после окончания переходного периода в рамках цифровых присвоений/выделений Плана при условии, что спектральная мощность излучений аналоговой станции в любых 4 кГц не превышает величины для соответствующего цифрового выделения/присвоения.

Прошедшая конференция, как и Всемирная конференция радиосвязи 2003 г., в очередной раз продемонстрировала возрастающую роль региональных организаций в процессе гармонизации международного регулирования радиочастотного спектра. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что РСС во время РКР-06 вышло на новую ступень взаимодействия с другими региональными организациями. Также хочется отметить слаженную работу в период подготовки и во время РКР-06 Администрации связи Российской Федерации; благодаря проделанной работе принятое новое Соглашение "Женева-06" и разработанные Планы отражают интересы и потребности нашей страны.

Результаты РКР-06 позволяют со всей уверенностью сказать, что казавшееся еще недавно нереальным "полностью цифровое будущее" уже не за горами, и новые технологии, стандарты и средства связи активно входят в наш дом и способствуют уменьшению разрыва в отрасли цифровой связи разных стран.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2006
Посещений: 14297

Статьи по теме

  Автор

Леонид Михалевский

Леонид Михалевский

Заместитель директора ФГУП Главный радиочастотный центр

Всего статей:  1

  Автор

Ольга Слюсар

Ольга Слюсар

Старший инженер ФГУП "Главный радиочастотный центр

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций