Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Трансграничное вещание с "человеческим лицом"

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Трансграничное вещание с "человеческим лицом"

Алексей Самохвалов
Директор Национального исследовательского центра телевидения и радио, эксперт Совета Европы

Владимир Алексеев
Депутат Верховной рады Украины, зам. председателя парламентского Комитета по информации в 1994-2002 гг.

Грансграничному телевидению (ТГТВ), в том числе отечественному, уже несколько десятков лет. Еще в советское время, в 1970-е годы, была создана система спутникового телевидения, более известная под названием "Москва глобальная". Она предназначалась для приема передач из столицы -прежде всего в посольствах, в колониях советских граждан и на советских военных базах за рубежом, на судах и т.д.

О свободе выбора

Одновременно программы, транслируемые "Москвой глобальной", могли смотреть и просто иностранные граждане, которые имели дома спутниковые антенны. Правда, таких в те времена было мало. В 1980-е годы по сути трансграничный характер приобрел Первый канал советского Центрального телевидения. Благодаря проводившейся тогда политике "идеологической интеграции" членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) программы советского ЦТ в ретрансляции через местные передатчики видели миллионы жителей Болгарии и Монголии, Польши и ГДР, Чехословакии и Кубы, некоторых других стран соцлагеря. Работая над этой статьей, мы решили найти в одной из баз данных, в которой собраны материалы отечественной прессы за несколько лет, упоминания об этом. Поиск велся по слову "трансграничный". Выяснилось, что таковыми могут быть заповедники, реки, ЛЭП, водные ресурсы и объекты, загрязнение воздуха, преступность, мафия, криминальные группировки... И лишь в нескольких из сотен документов со словом "трансграничный", просмотренных нами, попалось сочетание - "трансграничное телевидение". Журналисты почему-то не особенно жалуют вниманием это явление, хотя в последние десятилетия его роль в мире быстро растет, да и Россия, и Украина в этой области, пожалуй, совсем не аутсайдеры. Ведь именно ТГТВ дает телезрителям реальную свободу выбора.

Когда границы - не помеха

Так, в настоящее время трансграничными можно считать по меньшей мере дюжину российских телевещателей. Среди них столичные Первый канал, ВГТРК, НТВ, ТВ-Центр, PEH-TB, программы которых принимаются в целом ряде государств ближнего и дальнего зарубежья, начиная от Белоруссии и вплоть до Израиля и США. Трансграничным фактически является и ряд региональных телекомпаний вроде петербургской, калининградской, хабаровской и т.д., передатчики и ретрансляторы которых способны "доставать" до территорий соседних стран.

С другой стороны, и наши сограждане в пограничных регионах смотрят передачи "из-за бугра" - из Польши, Финляндии, Китая и ряда других стран. В минувшее десятилетие и жители большинства регионов России и Украины получили возможность принимать зарубежные телеканалы. В регионах многие местные кабельные коммерческие телекомпании уже давно предлагают своим подписчикам продукцию иностранных каналов, в том числе специализированных -спортивных, познавательных, детских, кино и пр. В ряде больших городов, в Москве в особенности, эфирные компании "Космос ТВ" и "НТВ Плюс", кабельные "Акадо", "Национальные кабельные сети" и некоторые другие формируют пакеты программ ведущих российских, украинских, других европейских и американских телекомпаний на законном основании и в состоянии удовлетворить запросы самого требовательного телезрителя. Правда, массового зрителя у ТГТВ в регионах России и Украины ( в частности, из-за низких доходов основной части населения) пока нет. Но в крупных городах ситуация значительно благополучнее. Ведь в "старой маленькой", но экономически благополучной Европе, а также в целом ряде других регионов мира уже сотни миллионов людей ежедневно свободно путешествуют по многим десяткам программ "телевидения без границ" - как иногда называют трансграничное телевидение, используя возможности эфирного (включая спутниковое) и кабельного телевидения, а также Интернета.

Эхо "холодной войны"

Со временем и всем нам неизбежно предстоит интегрироваться в новое информационное пространство. Что даст такая интеграция телезрителям наших стран, надо разбираться уже сейчас. Не случайно один из видных французских деятелей телевидения Патрик Имхаус сравнил появление ТГТВ "с началом новой геологической эпохи, пугающей и непредсказуемой". И он же не без оснований отметил, что одни трансграничные телестанции ведут себя "как миролюбивые вегетарианцы, а другие - как плотоядные тираннозавры из "Парка юрского периода", полные решимости прикончить своих соседей".

К сожалению, трансграничное телевещание многих стран и отношение к нему соответствующих властей генетически связано с эпохой конфронтации между Востоком и Западом, когда, например, трансграничное радио было важным средством "холодной войны" на ее психологическом фронте. Остатки и рецидивы этой конфронтации мы наблюдаем и сегодня, но уже в новых политических обстоятельствах.

Например, в ходе памятного косовского кризиса самолеты НАТО сознательно бомбили югославские телерадиоцентры и передатчики, которые, с точки зрения натовских пропагандистов, предвзято освещали конфликт. Установленные же по всему периметру Югославии радиостанции ряда натовских стран начали осуществлять прямое вещание на сербском языке, обосновывая это необходимостью донести "правду" о своих действиях до простых сербов. Говорят, были разработаны и планы телевещания. В совсем другом регионе мира - в пограничных районах Северной Кореи -под страхом жестокого наказания строжайше запрещено смотреть телепередачи из Южной Кореи, России и даже идеологически близкого Китая. В КНР и целом ряде других стран власти пытаются запретить рядовым гражданам пользоваться спутниковыми телеантеннами, ограничить возможности использования Интернета, а на Украине, явно в ущерб интересам телезрителей и вещателей, в последнее время началась "борьба" с российскими телеканалами в местных кабельных сетях... Не вступая здесь в дискуссию о том, насколько демократично или недемократично поведение руководства тех или иных стран, включая украинский Нацсовет по телевидению или российский Центризбирком, подчеркнем: с помощью запретов, аналогичных "китайскому Интернету", технологический прогресс и обмен информацией в современном мире не остановить.

Что бы произошло с нашими читателями, если бы они перешли границу иностранного государства, например Польши или Финляндии, нелегально, без разрешения властей? Легко догадаться, что их в лучшем случае отправили бы обратно домой, но внесли при этом в список нежелательных гостей, в худшем - в зависимости от целей нелегального перехода границы, наличия контрабанды, поведения при задержании и т.д. - могло бы и лишить свободы. Но если мы пересекли границу легально, с паспортом, если в нашем багаже нет запрещенных к ввозу вещей, если мы ведем себя в другой стране, не нарушая ее законов, по международным признанным правилам, мы - желанные гости. Надо полагать, нечто подобное имели в виду разработчики Европейской конвенции о трансграничном телевидении (ЕКТТ), которую Совет Европы принял еще в 1989 году. Сегодня к ЕКТТ присоединилось подавляющее большинство стран, входящих в Совет Европы, включая наши страны.

Авторитетное мнение

Действительно, и Россия, и Украина подписали ЕКТТ не случайно. Ответственный сотрудник МИД России, Виталий Макаров, в одном из номеров "Дипломатического вестника" так написал о ЕКТТ: "Сфера применения Конвенции - все программы, которые передаются или ретранслируются организациями государств-членов, независимо от того, используются ли при этом кабельная связь, наземный передатчик или спутник, и которые могут приниматься на территории договаривающихся сторон. ЕКТТ провозглашает свободу приема и ретрансляции программ. Организации телевещания обязаны следить за тем, чтобы в телевизионных выпусках новостей события и факты излагались объективно и чтобы они способствовали свободному обмену мнениями. Кроме того, каждая передающая сторона обеспечивает любому физическому или юридическому лицу, независимо от его национальности или места проживания, право на ответ..." Вывод российский дипломат делает такой: "Даже этот короткий перечень проблем, которые регулируются Конвенцией, убедительно доказывает необходимость установления таких же стандартов для российского телевидения, а значит, для присоединения России к ЕКТТ". Россия подписала, но пока не ратифицировала ЕКТТ. Действительно, Конвенцию можно сравнить с Правилами дорожного движения, которые исходят из того, что автомобиль признается средством, представляющим повышенную опасность для окружающих. А потому им разрешается пользоваться в состоянии технической исправности, при наличии водительских прав (которые, как правило, серьезно больным людям не выдаются), соблюдая определенные правила и, конечно, на трезвую голову.

Трансграничное телевещание - в определенном смысле - тоже средство повышенной опасности, для которого в Конвенции составлен краткий свод "правил хорошего поведения", и этих правил должны придерживаться страны, подписавшие документ. Участники Конвенции "обеспечивают свободу слова и информации... и гарантируют свободу приема и не ограничивают ретрансляцию на своей территории программ, соблюдающих положения Конвенции". При этом к наиболее существенным ее положениям, безусловно, следует отнести требования к содержанию программ, рекламе и спонсорству, включая и ряд ограничений и запретов (см. главы II, III, IV). Например, программы "не должны быть непристойными и в особенности содержать порнографию; чрезмерно выделять насилие и способствовать расовой ненависти". Запрещена реклама, воздействующая на подсознание человека, не допускается скрытая реклама, реклама табачных изделий, реклама алкоголя ограничена рядом условий, нельзя включать рекламу в религиозные передачи, не допускается спонсорство программ новостей и текущих событий и т.д. В статье 3 "Общих положений" говорится, что "Конвенция применяется к любой программе, транслируемой или ретранслируемой организациями с помощью технических средств, находящихся под юрисдикцией ее участника, как по кабельному телевидению, так и наземным передатчиком или спутником, и которые могут приниматься прямо или косвенно в одном или более государств-участников".

В рамках Конвенции

Россия стала членом Совета Европы еще в феврале 1996 года, и сразу после этого руководство Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию по согласованию с МИД РФ направило в Постоянный комитет Совета Европы по трансграничному вещанию одного из авторов этой статьи в качестве наблюдателя от России. Сотрудниками ФСТР России была проделана многолетняя подготовительная работа по участию РФ в данной Конвенции по трансграничному вещанию, подготовлены изменения в российские нормативные документы, регламентирующие деятельность телерадиовещания, включая ужесточение норм распространения рекламы. Несколько лет назад руководство уже Минкультуры РФ подписало ЕКТТ, но, увы, Конвенция пока не ратифицирована. Почему же Россия не спешит ратифицировать, а Украина - на деле руководствоваться ЕКТТ? Авторы этой статьи, представлявшие Россию и Украину в Постоянном комитете по трансграничному вещанию в 1996-1999 годах, могут дать простой ответ - из-за традиционного для наших стран разгильдяйства, постоянных реорганизаций информационных ведомств, бездеятельности профильных парламентских комитетов. Но не исключено, что в этой медлительности есть и умысел. Ряд положений ЕКТТ для многих отечественных игроков (в основном государственных) на трансграничном телевизионном поле явно невыгоден. Определение четких "правил игры" в области трансграничного вещания по международным стандартам способно повредить корыстным интересам многих чиновников и недальновидных коммерсантов от телевидения. По этой же причине Государственная дума ФС РФ уже несколько лет никак не может довести до ума и принять соответствующий европейским стандартам закон о телерадиовещании. А он, по идее, должен в полной мере учитывать положения ЕКТТ.

Рынок диктует

Однако полностью присоединяться к ЕКТТ нашим странам все-таки придется. Вынудят обстоятельства и законы эволюции медийного рынка, диктующие развитие Интернета и цифрового вещания. Ведь совершенно ясно, что система трансграничного вещания на территории бывшего Советского Союза требует скорейшего упорядочения. В рамках СНГ не существует документов, регламентирующих это вещание. Но не секрет, что отсутствие общепризнанных правил ведет к тому, что те или иные силы в ближнем зарубежье пытаются использовать российские трансграничные телеканалы для достижения политических целей. Например, некоторые лица из команд соперничавших кандидатов во время прошлых президентских выборов в Украине предлагали, как говорят, крупные суммы денег за размещение на российских телеканалах политической рекламы в пользу своих кандидатов. К специфическим "услугам" российских трансграничных телеканалов, по некоторым данным, прибегают политические деятели Казахстана, Киргизии, Грузии, Молдавии, Азербайджана, ряда других стран СНГ и даже Израиля, где у выходцев из бывшего СССР московские телеканалы пользуются большой популярностью. Похожие конфликтные ситуации возникают и в наши дни. Это подтверждает и принятие накануне очередных выборов на Украине существенных ограничений вещания на русском языке. Хотя Украина и подписала Европейскую конвенцию о трансграничном вещании, но опираться на ее положения на практике украинские чиновники не спешат и готовы выполнять ее требования лишь по отношению к государствам, подписавшим и ратифицировавшим ЕККТ. То, что трансграничное телевидение несет в себе не только огромные возможности, но и серьезнейшие проблемы и угрозы, авторы статьи неоднократно убеждались, можно сказать, на личном опыте, участвуя в разработке двусторонних соглашений о телерадиовещании между некоторыми постсоветскими странами.

Но на эту проблему - использование трансграничного телевидения одной страны для достижения политических целей в другой - нетрудно взглянуть и под другим углом, трактуя ее в отношении самой России. Ведь на российскую политическую жизнь и выборы тоже можно влиять через ТГТВ. Очень скоро это будет более чем реально. А ведь Россия не самая мощная информационная держава. Представьте себе ситуацию: половина россиян ежедневно смотрит не программы ВГТРК, Первого канала, ТВ-Центра, а скажем, новости (в переводе) Би-би-си, Си-эн-эн и прочих мировых телеграндов, а также "Эхо-ТВ". У них нет пиетета перед российскими властями, зато имеется свой взгляд на ситуацию в Закавказье и многие другие связанные с Россией события. Как бы тогда развивались предвыборные "информационные" баталии в нашей стране?

Не только в Европе

Авторы статьи согласны с российским дипломатом Макаровым и в том, что трансграничное вещание не ограничивается рамками Европы. Его активно формируют США, Япония, Китай. Спутниковое, а фактически трансграничное телевидение активно развивают некоторые арабские страны, Бразилия, Индия, Индонезия, Иран и т.д. Одни из этих стран считаются более демократическими, другие - менее. Одни - патриархи телевидения, другие - новички. Одни экономически мощные, а другие - развивающиеся. Но, участвуя в трансграничном вещании, они, по сути, создают глобальное, всемирное телевидение. В этих условиях регулирование телевизионных потоков через границы можно осуществить лишь путем сотрудничества всех заинтересованных сторон, не ограничиваясь рамками Европы. Подключение ООН к решению вопросов международно-правового регулирования глобального телевидения и Интернета неизбежно. Давайте не будем забывать и то, что проблема трансграничного телевещания вызывала и вызывает неоднозначную реакцию в разных странах. Ведь не случайно еще в 1960-х годах в рамках комитета ООН по космосу была создана специальная группа для изучения всех аспектов так называемого непосредственного телевещания -НТВ (обеспечивающего прием телепрограмм со спутника на бытовые телевизоры с использованием довольно простых антенн) и для подготовки проекта конвенции "О принципах использования государствами ИСЗ для непосредственного телевещания". После долгих обсуждений был достигнут консенсус по многим правовым основам НТВ. Тогда главное внимание было обращено на принцип предварительного согласия, предполагавший введение НТВ в соответствии с договоренностями между передающей и принимающей сторонами. Но окончательного текста конвенции подготовлено не было -из-за тогдашних разногласий по ряду вопросов. Конечно, сегодня эти разногласия можно рассматривать исключительно в контексте имевшего место идеологического противостояния двух военно-политических блоков, "холодной войны", которое в то время определяло характер отношений в мировой политике. Но, на наш взгляд, это слишком упрощенный подход. К трансграничному телевидению с разной степенью настороженности многие относятся и сегодня. Прежде всего в развивающихся, бедных и малых странах. Но и в развитых и небедных высказывают свои опасения относительно роли ТГТВ.

В правовое русло

Выступая на конференции "Интернет с человеческим лицом" Совета Европы в Варшаве (март 2004 года), один из авторов статьи подчеркнул, что многие общеевропейские нормы в сфере массовой информации могут использоваться для совершенствования национального законодательства и вовсе не ограничивают свободу слова, а лишь вводят огромный поток массовой информации в цивилизованное правовое русло. Все эти обстоятельства надо учитывать при выработке решения о ратификации Россией Европейской конвенции о ТГТВ. А коллегам из Совета Европы, возможно, следует подумать, как сделать текст Конвенции более привлекательным для еще не присоединившихся к ней стран. Присоединение как России, так и Украины к ЕКТТ, конечно, не является панацеей. Но без этого шага трудно двигаться дальше и развивать, например, кабельное вещание, значительную часть программ которого составляют зарубежные телеканалы. В интересах и Украины, и России, чтобы ЕКТТ была дополнена правилами, четко регламентирующими политическую рекламу, обеспечивающими недопущение вмешательства во внутренние дела других стран, и в частности в избирательные кампании, с помощью трансграничного телевидения. Практика совершенствования ЕКТТ ее членами существует, но сначала надо стать ее полноценными участником и снять искусственные препятствия для развития системы трансграничного телевещания в наших странах. Ведь и Россия, и Украина стоят на пороге цифровой революции, которая приведет к значительному увеличению предлагаемых телезрителям телеканалов. И хорошо, если это будут телепрограммы на ционального производства, а не низкокачественный телепродукт "из-за океана". Ведь наши страны, вольно или невольно, уже находятся в едином, глубоко и взаимно интегрированном, цифровом мультимедийном пространстве. Государственные и частные вещатели должны предложить телезрителям качественный и свободный выбор телепрограмм, учитывая их тематические привязанности и выбор языка вещания.

В складывающейся ситуации возрастает необходимость в правовом регулировании трансграничного вещания не только в Европе, но и в мире в целом. Спутниковое, кабельное, цифровое и Интернет-вещание, а также иные формы вещания будут активно развивать трансграничное телевидение во многих странах мира. Подключение Совета Европы и ООН к решению вопросов международно-правового регулирования глобального телевидения неизбежно. Уверены, что новая телеэпоха сможет предложить телезрителям наших стран трансграничное вещание с "человеческим лицом".

Киев—Москва, август 2008 года.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2008
Посещений: 14896

  Автор

 

Алексей Самохвалов

Директор Национального исследовательского центра телевидения и радио

Всего статей:  4

  Автор

 

Владимир Алексеев

Депутат Верховной рады Украины, зам. председателя парламентского Комитета по информации в 1994-2002 гг.

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций