Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Телевещание: возраст магического преображения. Часть 7. Цифровая перезагрузка медиакаравана

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телевещание: возраст магического преображенияЧасть 7
Цифровая перезагрузка медиакаравана

Не дай вам бог жить в эпоху перемен.
Конфуций (очень давно)
Какие изменения происходят в мире!
Какой шанс для газет!
SP Scot, редактор Gurdian (1921 г.)
Степенное некогда шествие каравана медиа, возглавляемого телевидением, ранее "робким гигантом" (М. Маклюэн), а теперь гегемоном четвертой власти, сменилось ускорением цифровой перезагрузки, похожей на технологическую мистерию, разрушающую привычную иерархию. Караван рассыпался, а его участники меняют облик и идентичность. Впереди по курсу новый уровень сложности — технологический уклад цифрового образа жизни. Его более или менее зрелая фаза ожидается в 2025—2030 годах

Александр Калин
Начальник информационно-аналитического центра РТРС

Крутая перемена участи

В сообществе старых медиа — сумятица настроений, порой переходящая в панику: кто агитирует за безбашенное ТВ, кто "кивер чистит весь побитый", кто "прячет тело жирное в утесах" Лондона, прагматики же делают ставку на инновации. Например, выросшее из газеты интернет-издание Huffington Post 13 августа 2012 года запустило собственный онлайн-канал HuffPost Live.

Высшим градусом пессимизма отмечена печать, газетчики первыми соприкоснулись с "концом традиционного бизнеса" (business as usual), утратили конкурентоспособность в новостном жанре, сокращают тиражи и периодичность выпусков. Во все более сложном положении оказываются новостные агентства и радио. Однако одна будущая технологическая инновация может радикально изменить ситуацию.

Применительно к новым медиа еще недавно были названы два ключевых определения: облако и толпа (cloud and crowd), сейчас в США модно говорить so-lo-mo-glo ("социальные — локальные — мобильные — глобальные"). Но это не единственный и не интегральный контекст. Эксперты отмечают "сгущение медиа и потрясающее разнообразие векторов их развития". На авансцене больше фактов, тенденций (рис. 1), прогнозов и вопросов, чем надежных решений и ответов.


Комбинации технологий и творчества рождают новый контекст, новые облики и виды медиа, преображают их экосистему. Роль контекста (что, где, когда, как, почему, почем и сколько) резко возросла и стала ключевой. Медиадизайнеры получили оперативный простор, но крайне недолговечный цифровой инструментарий переходного периода: экосистема кишит множеством промежуточных короткоживущих особей. РИА "Новости", например, использует несколько технологических платформ и более 30 мультимедийных форматов, которые требуют регулярного обновления.

Цифра (точнее цифровая сетевая платформа, становящаяся стандартом для всех медиа) — главный субъект и ускоритель темпа перемен. Причем ее проникновение все больше приобретает "подрывной (disruptive)" характер. Алгоритм — приложение — интерфейс приобретают все большую жизненную значимость и уменьшают, если не сказать убивают, жизненный цикл сетевых инноваций (рис. 2, Чизхольм, 2012). Инновационную суматоху привносят, конечно, не сами социальные медиа (СМ), Интернет и создаваемые им рынки (рис. 3), а набежавшие волны перехода к новому технологическому укладу, волны проникновения вездесущих вычислений (ubiquitous computing = ubicomp).


Умножается число медиа, преображаются прежние, продвигаясь в направлении гипермедиа, соединяющих с помощью гиперссылок мультимедиа (рис. 1). Прорастают основы управления нелинейным медиаконтентом (программирование, редактирование, моделирование, форматирование).

Цифра умножает возможности для всех видов манипуляций с видео. Через зрение человек получает 80% информации, а видео — это концентрированная (интегрированная) информация. Прогнозируется резкое увеличение потребления и трафика видео.

ТВ и видео становятся ведущей опцией многих медиа и даже проникают в живопись. Эксперты порой уже затрудняются однозначно сказать, где ТВ, видео, и даже живопись, а где искусство новых медиа.

Экосистема медиа, как патриархальная семья, состоит из особей разных поколений: пубертатные СМ, моложавый Интернет, зрелые ТВ и радио, квазипрестарелые печатные СМИ. Иногда пишут про "пещерные порядки", новое "средневековье", нравы "дикого Запада" новых медиа. Также заметно упрощение и огрубление их языка в сопоставлении с классикой. Словно цифровой виток технологий оживил атавизм каменного века, раздул пламя костра в пещере. Это обнажает уровень социокультурной зрелости новых особей и отличия СМ от других, указывая на необходимость и долгий путь очеловечивания. А в другом отношении, открывается еще больший простор для ubicomp, в частности, для ускоренного развития автоматического перевода голоса и текстов в ТВ и Интернете. Уже есть пилотные проекты индустриального масштаба для специальных целей, например проект BBN, реализованный SRI International, IBM и Raytheon BBN на средства DARPA.

Понаехали...

Новые медиа (rich media, participatory media, социальные медиа, user-generated media, self-media), как правило, живут в Интернете в облике невиданных ранее явлений, используя ТВ и видеоопции — вики, блоги, посты, подкасты, ленты RSS, геосоциальные услуги, сайты знакомств, виртуальные миры и игры, коллективные проекты, ПО (попробуйте отделить его от цифрового контента) и многое другое. Динамика их роста наводит на размышления о возможном исчезновении медиа, связанных с физическими носителями, сокращение рынка которых уже началось.

Однако в Европе on-line-видео еще не "каннибализирует ТВ" (рис. 3, IDATE, обратите внимание на масштаб по осям), так как, может быть пока, плохо "монетизируется" (лексика отраслевых медиа). Разница объемов рынка — более 50 раз в пользу ТВ. Увеличение доходов от видео отстает от экспоненциального роста предложения. Более того, даже в США наблюдается рост потребления бесплатных ТВ-услуг по сравнению с платными.


В последнее время особое внимание уделяется социальным медиа, отнесенным к геосоциальному явлению, которое революционно изменит мир, встроенный в онлайн. Появившись с десяток лет назад, в 2012 году они давали свои услуги уже примерно двум миллиардам человек, что составляет более 85% онлайн-аудитории. К 2016 году эти цифры увеличатся, по прогнозам, до 2,5 млрд человек и около 90% населения сети. Однако, несмотря на масштаб, фактическое значение рынка СМ является довольно скромным, всего 10,4 млрд долл. сегодня и 19,4 млрд в 2016 году. Для сравнения, размер мирового рынка интернет-рекламы составляет 114 млрд долларов, а рынок платного ТВ — 275 млрд долл.

По сравнению с традиционными медиа сектор СМ в состоянии собрать только небольшой процент от стоимости контента и услуг, доставляемых пользователям: ARPU газетной отрасли более чем в 12 раз превышает этот индикатор СМ.

Рыночная стоимость создания контента, который был добавлен в Facebook в 2011 году, составляет 6,4 млрд долл., тогда как доход компании — 371 млн долл. Facebook эффективно использует краудсорсинг, но не планирует вознаграждать пользователей за участие, разве что предоставляет бесплатный сервис. Доля компании на мировом рынке СМ в 2012 году - более 50%. Но летом 2012 года IPO завершилось оглушительным провалом, после чего посыпались проблемы и пришла беда... Уходят сотрудники, клиенты и... рекламные "пиастры".

Видео широко проникло в СМ, но еще не стало обязательной опцией. Инновационный ажиотаж царит в так называемом социальном телевидении — применении технологий СМ для реализации интерактивных опций ТВ-и медиаизмерений. Недавно ВВС транслировало Олимпийские игры в Facebook. Еще один проект компании Bluefin-Labs обещает расшифровать "геном" ТВ.

Важной составляющей инноваций остается конвергенция разрозненных прежде факторов, формировавших облик того или иного вида медиа. В итоге возникают гибриды, мутанты и, кажется, медиа становится всем или все становится медиа. Так, консорциум развития Интернета W3C отказался от термина webTV, там будут использовать webmedia. С их точки зрения, технологическая разница между ними уже исчезла. Торжественно объявлено также: "IPTV умерло, да здравствует ОТТ IPTV". Европейский вещательный союз (ЕВС) аккуратно заменил определение PSB (public services broadcasting) на PSM (public services media). Может возникнуть соблазн сказать, что все медиа становятся ТВ, а затем и гипермедиа. Так, например, платежная интернет-система PayPal занялась ТВ-торговлей.

И снова все о нем, о будущем вещательного ТВ

Цифровая конкуренция медиасфер обостряет постановку вопроса о будущем ТВ. На семинарах ЕВС идут дискуссии — не заменят ли приложения традиционные каналы? Однако сокращение канализации ТВ — не главная проблема.

В ТВ-вещании по полной программе действуют тенденции, приведенные на рис. 1, которые формируют целую систему вызовов (рис. 4). К ним можно также добавить обещание Apple "взломать код ТВ" — привет от GAFA = ГАФА (см. ВС № 5/2012, Телевещание: возраст магического преображения, ч. 6).


И все же главным вызовом является не столько модернизация языка вещания (трансляции, послания = message) на паству, сколько равноправное его дополнение живым (online) диалогом (вовлеченностью, коммуникацией, интерактивом). Предпосылки для этого дают новые технологии, в частности НВВ (hybrid broadcast + broadband) TV (см. ВС № 1/2012, Телевещание: возраст магического преображения, ч. 3) и решения, основанные на big data. Однако новое ТВ может стать коммуникационной платформой будущего не только за счет появления эффективного обратного канала, но и контента, более релевантного базовым ценностям и потребностям общества. Ситуация побуждает взглянуть на эту проблему системно, переосмыслить место ТВ в экосистеме медиа, выявить новые идентичность и облик ТВ-вещания. К примеру, ЕВС в следующем году намерен завершить работу над Vision 2020.

Сегодня ТВ, как сказал, выступая весной этого года на Оксфордском медиаконвенте, руководитель британского регулятора Of com Э. Ричарде, во время интернет-апокалипсиса демонстрирует живучесть таракана. Казалось бы, все обстоятельства против него, а на деле в телевидении довольно успешно используются все новые и новые достижения Т + М + Т (технологии + медиа + телеком) для укрепления позиций в борьбе за души и кошельки аудитории, и превращают новые артефакты в своих агентов влияния.

Эксперты полагают также, что еще довольно долго у ТВ сохранятся все основания, чтобы лидировать в жанрах большого стиля (события мирового масштаба, например Олимпиада, и национального, например новогоднее поздравление президента) и чрезвычайных ситуаций (опыт Японии).

В самом деле, пока кластер средств доставки линейного ТВ (спутник, эфир, кабель, Интернет) продолжает рост, его экономические позиции укрепляются, однако инновационное лидерство утеряно, будем надеяться временно.

ТВ, эксплуатируя и развивая потребительские свойства видеокартинки, все шире использует опции других медиа, особенно текст, данные, инфографику, продвигаясь, таким образом, в область самых крутых развлечений и зрелищ (см. ВС № 8/2011, Телевещание: возраст магического преображения, ч. 2).

Другую линию развития представляет НВВ TV. Большинство новинок становятся дополнительной опцией ТВ (второй экран, виджет, обратный канал и т.д.). Но инновации еще не развиты, их сумма не достигла критической массы, вызывающей качественные изменения. Плюрализм подходов к НВВ затрудняет бесшовную работу и совместимость (interoperability). Однако, несмотря на переменчивость технологий, и здесь открывается простор для технологического, дизайнерского и экономического творчества. Как упоминалось ранее (см. ВС № 1/2012, Телевещание: возраст магического преображения, ч. 3), ЕВС считает данное направление магистральным на среднесрочную перспективу.

Насколько хватит потенциала подобных инноваций и инициативы FoBTV (см. ВС № 5/2012, ч. 6) для обеспечения достойного будущего вещания, покажет время.

Сегодня, с учетом развития медиа-технологий, намечается несколько основных моделей интерактивного просмотра ТВ и видео зрителями и пользователями:

  • переключение каналов или персональный канал, созданный из программ, подготовленных и распространяемых вещателями (все останется, как при бабушке);
  • пользовательский поиск (серфинг, дайвинг, VoD) в сети (In Google & Yandex we trust);
  • доставка программ, сертифицированных сообществом соцсети (In Facebook & Vcontacte we trust);
  • автоматическая доставка облачными системами, созданными "империями добра больших братьев", на основе изучения повадок, предпочтений и образа жизни абонента (In GAFA we trust);
  • автоматическая доставка отобранного персональным гаджетом ("малым братом") на основании изучения повадок, предпочтений и образа жизни пользователя (In Apple & Samsung we trust).

В реальной жизни можно ожидать динамичного использования разнообразных сочетаний этих моделей. В сочетании с разными жанрами и потребительскими свойствами контента это открывает широкий простор для креативного и экономического развития, ограниченного, как говорят, только воображением. Гибридное ТВ ждет своих гениев медиа-дизайна, которые смогут привнести в него решения, дающие так называемый масштабируемый эффект.

Переосмысливая медиа

Цифровая перезагрузка медиа еще далека от завершения, однако даже промежуточные результаты показывают, что прежние методы их понимания уже недостаточны, наступает время переосмысления, замены аналитического инструментария. "Надо что-то менять в консерватории..."

Такая задача усложняется множественностью линий развития, скоротечностью процессов, тотальным наступлением новых явлений. По теории, ее решение должно принять либо облик математической формулы, либо компьютерной модели или аналитики больших данных (big data), нацеленной на расшифровку "генома" медиа. Проблема для таких амбициозных целей заключается в том, что они имеют дело с незавершенным объектом, претерпевающим магическое преображение, когда нынешнее состояние объекта, включая ТВ, это не венец творения, а точка, движущаяся по кривой крутого разворота истории, который неясно чем и когда закончится.

На исторической кривой развития медиа уже выделяют три основные точки фазовых переходов: текст — видео — гипермедиа. Следующая ожидаемая точка: медиамашины (устройства — devices) — М2М. Ассоциация GSMA, к примеру, считает, что планшеты, такие как iPad, следует рассматривать в качестве участников М2М. К числу авторов медиаконтента уже сейчас причисляют боты (так в сети часто проверяют, не робот ли ты), а также автоматические устройства, имеющие доступ в сеть. Прогнозируют, что через 20 лет их популяция будет больше человеческой. Далее — нейромедиа, еще далее — трансгуманизм.

Сегодня в этой области еще работает гениальный бином М. Маклюэна The Media is the message (M = M), как стартовый пункт идентификации. Он адекватно отвечал времени прихода радио, а затем ТВ в каждый дом (типа коллективного пропагандиста и организатора). Всуе его используют также как пафосную мантру или как еще одно оправдание для цехового апломба.

Сейчас М = М адекватен как контексту имперского сознания и глобального доминирования США в сфере медиаконтента и технологий коммуникаций, так и в целом претензиям на иерархическое общение с паствой. Его современная интерпретация в устах руководителя Google Эрика Шмидта прозвучала так:  "Мне на самом деле кажется, что большинство людей хочет не того, чтобы Google отвечал на их запросы. Они хотят, чтобы Google им сказал, чем им дальше заниматься".

Однако этот бином давно вызывает скепсис таких европейских интеллектуалов, как, например У. Эко, Р. Дебрэ. Так, Р. Дебрэ (автор "Введения в медиалогию") назвал этот подход иррациональным и отнес бином М = М к религиозно-мистическому миру. Автор, столетие которого пришлось на этот год, видимо, и сам чувствовал уязвимость своей формулы и переставлял члены бинома местами, расщеплял на составляющие, добавляя им новые интерпретации (например, медиа — это массаж).

Сегодня, в пору перезагрузки, мы не знаем медиа, которые создаем, и сейчас бывает справедливо как the media is the everything, так и the everything is the media. Под этим соусом радикальные визионеры включают в экосистему медиа еду, тактильные ощущения, предметы труда (словом, все), расширяют ее историю в дошумерские времена. Медиа ли становятся всем или все становится медиа, по их мнению, определяют контекст и статистика. Для одних это уже параноидальная клиника, для посвященных — догмат всемирной симпатии.

Так или иначе, прежние систематика и иерархии деградируют, возникают более сложные отношения, требующие новых концепций, деклараций о намерениях, манифестов. И цифровая эпоха предлагает множество таких манифестов новых медиакоммуникаций, претендующих на универсальность.

Нынешний генеральный директор ЕВС I. Deltenre, заступая на свою должность, обещала опираться на Cluetrain Manifesto, как концептуальную основу корпоративных отношений. На русский язык переведены 95' тезисов (как у инициатора Реформации М. Лютера) этого манифеста. В них сформулирован запрос на новые социальные отношения. Например, тезис 1: "Рынки — это обсуждение (беседа)", тезис 7: "Гиперссылки ниспровергают иерархию" и т.д.

Такого рода, как считают, утопические декларации — не редкость и не новость. Задайте поиск Digital Manifesto и вам хватить чтива на всю оставшуюся жизнь. Недавно отметили 50-летие Port Huron Statement. Принятая летом "Декларация свободы Интернета" — этап в причудливой его истории, в которой густо замешаны результаты исследований DARPA, калифорнийская идеология self-reliance and grass-roots, а также традиции посвященных европейцев. Еще один из свежих примеров — The Digital Humanities Manifesto 2.0, BCG Digital Manifesto.

Хотелось закончить пафосным оптимизмом: какие изменения происходят в мире! Какой шанс для всех! Или все же не дай бог жить в эпоху перемен, отмеченную таинственной цифровой тенью костра...

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2012
Посещений: 12601

Статьи по теме

  Автор

Александр Калин

Александр Калин

Первый заместитель генерального директора ФГУП "РТРС"

Всего статей:  38

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций