Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Рынок приобрел надежного партнера

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Рынок приобрел надежного партнера в сфере выплаты авторских вознаграждений


Лейла Нейман

Генеральный директор ООО "Штайнер, Нейман и Партнеры"

—  На Ваш взгляд, как аккредитация РАО повлияет на ситуацию на рынке прав на интеллектуальную собственность и  кабельного телевидения?

- С получением аккредитации РАО рынок прав на интеллектуальную собственность ничего не потерял, а только приобрел надежного партнера в сфере выплаты авторских вознаграждений. Отныне у вещателей нет необходимости искать правообладателей и заключать с ними прямые договоры на использование авторских прав. Это позволит работать более эффективно и самим вещателям, упрощая процедуру очистки, и РАО, что напрямую выгодно самим правообладателям, так как до сегодняшнего дня ни одна из созданных организаций по сбору авторских вознаграждений не заслужила такого доверия, какое большинство правообладателей оказывают РАО.

—  Упорядочит ли это взаимоотношения между кабельными операторами и РАО?

— Это значительно упростит процедуру очистки прав, поскольку теперь вместо множества договоров с авторами достаточно одного договора с РАО. То есть РАО, как и раньше, будет заниматься поиском авторов и выплатой им вознаграждений, а вещатели своим непосредственным делом - вещанием в кабельных сетях, при этом отчисляя за все права сразу.

—  В связи с получением государственной аккредитации РАО можно ли будет говорить о появлении четкой нормативной и договорно-правовой базы?

—  Четкая нормативно-правовая база была обозначена с момента принятия  части 4 ГК РФ, где недвусмысленно говорилось о том, что с 1 января 2008 года собирать вознаграждения за авторские права можно только при наличии прямых договоров с авторами либо организацией, имеющей государственную аккредитацию. Поэтому вопрос о появлении нормативной и договорно-правовой базы в связи с получением аккредитации РАО несколько некорректен. РАО или какая-то другая организация -это в данном случае не принципиально. Здесь мы можем говорить о выработке единого механизма отчисления авторских вознаграждений и полной легализации вещателей в этой сфере.

—  Есть ли возможность уменьшить размер отчисления, выплачиваемого операторами кабельных сетей при ретрансляции эфирных каналов, за использование прав на произведение? Соответствует ли сейчас размер авторского вознаграждения заложенному в законе принципу оплаты пользования правами?

-  Размер авторского вознаграждения устанавливается правообладателем или организацией, которая является представителем правообладателя (например, РАО). Если кого-то не устраивает этот размер, можно попытаться заключить договор с правообладателем напрямую, на более выгодных условиях. Соответствие размера авторского вознаграждения -это оценочное суждение, поскольку даже плата за пользование правами в сумме одного рубля уже соответствует этому принципу. А отношение к размеру оплаты у всех разное. Кому-то достаточно, кому-то нет.

—  Как Вы считаете, существует ли сейчас механизм проверки "чистоты" прав на аудиовизуальные произведения?

-  Существует. Авторы произведения, по сложившейся практике, передают исключительные права компании, которая производит данное аудиовизуальное произведение. В первую очередь проверяется, относится ли данное произведение к охраняемым, или оно уже является общественным достоянием. После этого ведется поиск по каталогам кинокомпаний.

—  Существует ли на сегодняшний день избыточность административного регулирования в сфере СМИ?

-  Вопрос, конечно, далеко не однозначен. С одной стороны, законодательство о СМИ провозглашает свободу массовой информации в связи с ее поиском, получением, производством и распространением, а также гарантирует свободу учреждения, владения, использования, хранения, и распоряжения средствами массовой информации. Кроме того, законодательство устанавливает прямой запрет на цензуру массовой информации, то есть на требования от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно и на наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

С другой стороны, закон "О СМИ" содержит и положения о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, создавая определенный баланс в сфере государственного регулирования СМИ. При этом объем статьи, содержащей положения о недопустимости злоупотребления СМИ, значительно превосходит по объему положения статей, гарантирующих свободу СМИ. Помимо того, в законодательстве существуют и другие административные ограничения, налагаемые на деятельность СМИ. Наиболее важным из них является требование к учредителю СМИ, в соответствии с данным требованием, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, и граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм, а также не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, где проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.

—  Возможно ли с помощью РАО влиять на политику СМИ?

-  РАО на сегодняшний день является наиболее авторитетной в России организацией, представляющей интересы авторов и иных правообладателей. Благодаря такому статусу РАО в обществе его сотрудники нередко приглашаются в качестве экспертов на различные мероприятия при обсуждении наиболее сложных вопросов, связанных с охраной авторских прав и обеспечением соблюдения законных прав и интересов авторов. Нередки случаи привлечения РАО при создании и обсуждении различных законопроектов в данной сфере, что косвенным образом (через посредство принятых нормативных актов) может повлиять на политику СМИ.

—  Каким, на Ваш взгляд, должен быть срок выдачи лицензий на телерадиовещание?

-  В соответствии с действующим законодательством в сфере регулирования СМИ срок выдачи лицензии на телерадиовещание (по общему правилу) составляет 1 месяц. Аналогичный срок установлен для рассмотрения письменных заявлений граждан и юридических лиц практически во всех государственных органах, учреждениях, организациях, при этом степень важности вопроса заявителя значения не имеет. Такая ситуация приводит порой к неоправданному затягиванию процессов оформления документов, искусственному раздуванию бюрократических механизмов и, как следствие, - к потере авторитета государственных административных структур в обществе. Поэтому очень хотелось бы, чтобы срок выдачи лицензии на телерадиовещание, равно как и иных документов, был минимальным, с учетом пропорционального распределения времени рассмотрения заявлений государственными административными органами, а также адекватен конкретным целям и поставленным задачам.

—  Может ли сейчас юридическое лицо владеть лицензией более чем по двум телевизионным или радиоканалам?

-  Согласно нормам действующего законодательства, ни одно юридическое лицо не может получить лицензии на осуществление теле- и (или) радиовещания более чем по двум каналам вещания на одну и ту же территорию, если зоны обслуживания совпадают полностью или более чем на две трети.



Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2008
Посещений: 10916

Статьи по теме

  Автор

Лейла Нейман

Лейла Нейман

ООО "Штайнер, Нейман и партнеры"

Всего статей:  3

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций