Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Развитие нормативно-правовой и нормативно-технической базы современного телерадиовещания

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Развитие нормативно-правовой и нормативно-технической базы современного телерадиовещания


Роман Майзульс

ФГУП НИИР

Юрий Шавдия

ФГУП НИИР

Современное законодательство Российской Федерации в области формирования и распространения телерадиопрограмм опирается на нормативные акты, созданные в разное время и построенные на основе различных юридических и технологических концепций.

Нормативно-правовая база телерадиовещания

В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие нормативно-правовые акты отрасли:

  •  федеральные законы и кодексы (см. табл. 1);
  •  международные правовые акты (кодексы, уставы, конвенции - см. табл. 2);
  •  указы Президента РФ (см. табл. 3);
  •  постановления и распоряжения Правительства РФ (см. табл. 4а и 46);
  •  документы Мининформсвязи РФ (концепции, правила, требования, инструкции и т.д. - см. табл. 5а и 56).

Технологическое развитие телерадиовещательной отрасли сегодня значительно опережает развитие нормативной базы, которая при этом имеет много пробелов и противоречий. Данная ситуация вынуждает всех участников рынка телерадиовещания (производителей программного продукта -правообладателей, вещателей и операторов связи) действовать зачастую вне пределов правового поля.

Основными проблемами в нормативно-правовом обеспечении работы отрасли являются:

  •  недостаточный учет международных тенденций совершенствования законодательства;
  •  противоречия действующих и разрабатываемых в настоящее время правовых актов;
  •  неоднозначность нормативного определения многих терминов как предметного свойства, так и терминов, касающихся основных субъектов рынка телерадиовещания и видов их деятельности;
  •  громоздкая и противоречивая система регулирования, осложняющая распространение новых технологий и тормозящая работу бизнеса;
  •  длительные сроки оформления лицензий, согласования использования частот и выдачи разрешительных документов на ввод в эксплуатацию радиоэлектронных средств.

Практически каждый из действующих в настоящее время нормативно-правовых актов отрасли требует в той или иной мере коррекции. При этом одним из основных недостатков нормативно-правового обеспечения работы отрасли телерадиовещания является неупорядоченность ее терминологической базы. Прежде всего, это относится к основополагающим определениям отрасли:

  •  самого вида деятельности по телевизионному вещанию и радиовещанию (телерадиовещанию);
  •  основных субъектов рынка телерадиовещания (правообладатель программы, вещатель, оператор связи...) и нормативного разделения их прав, обязанностей и ответственности;
  •  основных видов деятельности этих субъектов и их технологических особенностей (вещание, трансляция, ретрансляция, сетка вещания, индивидуальный прием, зона обслуживания...);
  •  основной продукции этих субъектов (телевизионная программа, радиопрограмма, телевизионная передача, радиопередача, телевизионный канал, радиоканал, телевизионная продукция, радиопродукция, видеофонограмма, фонограмм...);
  •  основных объектов технического регулирования (сеть связи для целей вещания, сеть кабельного вещания, сеть проводного вещания, сеть спутникового вещания, сеть наземного эфирного вещания...).

При этом терминологические недостатки распространяются не только на разную трактовку терминов (т.е. на их определения) в различных документах, но и на их названия.

В российском правовом пространстве нет единого нормативного определения деятельности по телерадиовещанию. В разных документах используются различные понятия, имеющие по сути одно и то же значение. Подобная ситуация усложняет, а иногда просто исключает однозначное толкование и применение правовых норм.

Для примера в табл. 6 приведен ряд терминологических синонимов, используемых в различных действующих в настоящее время документах для таких понятий, как "Телевизионное вещание и радиовещание", "Вещатель", "Государственный (региональный) вещатель".

Упорядочение терминологии должно предшествовать всем остальным шагам по нормативному упорядочению отрасли. Для этого терминология должна быть зафиксирована на достаточно высоком нормативном уровне - в федеральном законе, постановлении правительства или терминологическом регламенте (регламентном глоссарии). Далее все действующие подзаконные акты тем или иным способом должны быть приведены в соответствие с этим документом, а вновь создаваемые акты должны разрабатываться с обязательным учетом этого документа.

Те нормативные акты, в которых терминологическая неупорядоченность заключается только в применении одного или нескольких синонимов базового термина, могут быть приведены в нормативное соответствие с помощью соответствующих ссылок на регламент. Те нормативные акты, в которых некорректное использование терминов приводит, в свою очередь, к неправильному пониманию процессов и некорректному регулированию отрасли, должны быть скорректированы с учетом требований регламента.

К таким актам относится, например, отмененный с 1 января 2008 г. Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах", в котором некорректное использование понятий "вещание" и "организация эфирного или кабельного вещания" приводит к неправильному пониманию функций, прав и обязанностей вещателей и операторов связи.

То же относится к Гражданскому кодексу РФ (часть 4), который регулирует правовые отношения, связанные с

использованием организациями эфирного или кабельного вещания объектов авторского права. При этом технологические особенности взаимодействия различных участников вещательной деятельности (вещателей и операторов связи) в данном документе не рассматриваются, не приводятся определения основных понятий отрасли (вещатель, трансляция, ретрансляция по кабелю, сигнал телерадиопрограммы...) и не фиксируются различия в ответственности вещателей и операторов связи за использование продуктов интеллектуальной деятельности.

Соответственно это приводит к финансовым претензиям Российского агентства по авторским правам (РАО) как к вещателям, так и операторам связи по поводу нарушения ими авторских и смежных прав при оказании услуг телерадиовещания.

Законные требования РАО по соблюдению положений об авторском и смежных правах должны прежде всего относиться к производителям СМИ и вещателям, которые составляют программы и вводят в сигналы этих программ свои логотипы. Естественно, если оператор связи кроме основной деятельности по оказанию услуг связи формирует собственные ТВ-программы, занимается размещением рекламы в программах, формирует цифровые мультиплексы, то он должен иметь лицензию на вещание и соответственно оплачивать использование продуктов интеллектуальной деятельности правообладателей программ.

Деятельность основных субъектов рынка телерадиовещания (правообладателей программ, вещателей, операторов связи, абонентов и органов государственной власти) регулируется взаимными договорными отношениями. На рис. 1 условно показана схема взаимодействия этих субъектов с помощью основных нормативных регуляторов (1-8). Пунктиром показаны дополнительные (не основные) регуляторы.

Так, например, договорные отношения (см. таблицу на рис. 1) операторов связи с абонентами (регулятор 8) регулируются Законом "О связи", Законом "О защите прав потребителей" и "Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания". На этом же рисунке можно видеть, например, что Закон "О связи" регулирует договорные отношения органов государственной власти с операторами (регулятор 3), операторов связи между собой (регулятор 7) и операторов связи с абонентами (регулятор 8).

На рис. 1 показаны нормативные регуляторы 2 и 6, характеризующие взаимные отношения органов государственной власти, вещателей и операторов связи, возникающие при оказании абонентам услуг телерадиовещания.

Частично эта область регулирования (только в части заключения и исполнения договоров между вещателями и операторами связи) охвачена "Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания". Однако сразу после обнародования текста этих Правил они вызвали большую критику операторской общественности. Дело в том, что в этом документе нет симметричного толкования прав, обязанностей и ответственности вещателей и операторов связи, что противоречит Гражданскому кодексу в части регулирования принципов заключения договоров.

Отсутствие в российском законодательстве федерального закона "О телевизионном вещании и радиовещании" создает обстановку правовой неопределенности для вещателей и операторов связи, а также для потенциальных и реальных заявителей на получение лицензий в области телерадиовещания.

Подобные законы существуют во многих странах, например во Франции, Голландии, Украине... Проект закона "О телевизионном вещании и радиовещании" рассматривался Государственной думой РФ в 1997 г., прошел первое чтение, но затем работа над ним была прекращена. Именно этот закон должен обеспечить область телерадиовещания полным объемом регулирования. Действующий Закон "О средствах массовой информации" регулирует деятельность производителей СМИ (в том числе программ, предназначенных для телерадиовещания), но не рассматривает вопросы распространения этих программ.

Утвержденная Правительством РФ "Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 -2015 годы" (см. табл. 46, п. 20) предусматривает наряду с широким использованием рыночных механизмов и ряд внерыночных мер. Одной из таких мер является создание и распространение "пакета телевизионных каналов и радиоканалов, предоставляющих совокупность социально значимой информации, обязательной к трансляции на всей территории Российской Федерации" (далее - социального пакета). Доставка этих каналов должна гарантироваться всем гражданам России при финансировании этой деятельности за счет государственного бюджета.

Финансовые и социологические критерии создания и распространения этих каналов должны быть закреплены на уровне федерального закона, а конкретные перечни общероссийских и региональных каналов, составляющих социальный пакет, должны быть утверждены в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, Федеральный закон "О телевизионном вещании и радиовещании" применительно к нашему законодательству должен регулировать следующие вопросы:

1.  Основные понятия телерадиовещания (в том числе понятия, касающиеся создания и распространения программ социального пакета).
2.  Органы государственного и общественного регулирования в области телерадиовещания .
3.  Виды вещателей (государственные, общероссийские, региональные, общественные...).
4.  Лицензирование деятельности в области телерадиовещания (в том числе многоканального цифрового вещания).
5.  Принципы договорных взаимоотношений субъектов рынка телерадиовещания.
6.  Финансирование деятельности в области телерадиовещания.
7.  Меры государственной поддержки деятельности вещателей и операторов связи по созданию и распространению каналов социального пакета (в том числе - одновременно в аналоговогом и цифровом форматах в период перехода от аналогового вещания к цифровому).
8.  Организация телерадиовещания:
- распространение официальных и экстренных сообщений, предвыборная агитация;
- распространение каналов социального пакета;
- распространение зарубежных телерадиоканалов;
- телерадиовещание в особых ситуациях, ограничения вещания;
- антимонопольные ограничения.
9.  Обязанности, права и ответственность вещателей и операторов связи в области телерадиовещания (в том числе при создании и распространении каналов социального пакета).
10.  Права телезрителей и радиослушателей.

11.  Международное сотрудничество в области телерадиовещания.
12.  Ответственность за нарушение законодательства в области телерадиовещания.

Нормативно-техническая база телерадиовещания

Для осуществления планируемого перехода от аналогового к цифровому телерадиовещанию и последующего развития систем цифрового телерадиовещания, а также их сопряжения с международными системами цифрового телерадиовещания необходимо создание соответствующей нормативно-технической базы.

С целью регламентирования технических аспектов цифрового телерадиовещания должны быть разработаны и введены в действие национальные стандарты на системы и методы цифрового телерадиовещания. Названные стандарты должны основываться на положениях стандартов европейской зоны телерадиовещания, издаваемых Европейским институтом стандартов электросвязи ETSI и применяемых на сетях в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи (МСЭ) и документами Региональной конференции радиосвязи РКР-06.

Согласно правилам и процедурам института ETSI рекомендуется, чтобы в странах Центральной и Восточной Европы оригинальные стандарты, выпущенные на английском языке, применялись по возможности "как есть", т.е. без перевода (ETSI SR 002 087). Если по условиям национального законодательства перевод на язык страны обязателен, то определенные категории стандартов должны быть переведены на национальный язык и изданы в течение года после их выпуска в ETSI.

Согласно российскому законодательству по ГОСТ Р 1.0-2004 международные и региональные стандарты применяют на территории Российской Федерации путем принятия национального стандарта, представляющего собой аутентичный текст соответствующего документа на русском языке (идентичный стандарт) или аутентичный текст соответствующего документа на русском языке с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей национальной экономики (модифицированный стандарт). Поскольку единовременный квалифицированный перевод на русский язык и издание всей базы стандартов ETSI/DVB является практически невыполнимой задачей, то единственной возможностью остается разработка собственных национальных стандартов России с включением в них наиболее существенных требований стандартов ETSI/DVB, стандартов ИСО и рекомендаций МСЭ. Преимущество такого подхода состоит также и в том, что в стандартах ETSI/DVB заложена избыточность, связанная с возможным применением в различных регионах мира вещательных радиоканалов с различной шириной полосы частот. Поэтому становится возможным подготовить национальные стандарты России, отличающиеся полнотой, но не несущие лишней информации.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.05.2004 N 706-р ("О внедрении в РФ европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB") в период до 2005 г. были разработаны:

  •  нормативно-технические документы (правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации);
  •  первоочередные национальные стандарты (17 стандартов) по цифровому телевизионному вещанию DVB, которые введены в действие с 2007 г. приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии России, находятся в доработке или в печати (см. табл. 7а и 76).

Поскольку за рамками уже подготовленных национальных стандартов осталась большая часть систем телерадиовещания DVB, а также методов обработки и передачи сигналов в этих системах, то необходима дальнейшая работа по их национальной стандартизации, что находится в полном соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. № 266-р.

Анализ номенклатуры опубликованных стандартов ETSI показывает, что по проблеме цифрового телерадиовещания до 2012 г. следует разработать еще около 50 национальных стандартов России.

Выводы

Таким образом, для развития нормативной базы современного телерадиовещания необходимо принятие мер государственного регулирования:

  •  нормативное упорядочение терминологической базы отрасли на достаточно высоком нормативном уровне - в федеральном законе, постановлении правительства или терминологическом регламенте;
  •  принятие Федерального закона "О телевизионном вещании и радиовещании";
  •  завершение формирования национальных стандартов на цифровое передающее и приемное оборудование DVB.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2008
Посещений: 19517

  Автор

Роман Майзульс

Роман Майзульс

НИИР

Всего статей:  5

  Автор

Юрий Шавдия

Юрий Шавдия

Директор НТЦ телевизионного вещания ФГУП НИИР

Всего статей:  4

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций