Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пойдем в кино

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пойдем в кино


Александр Калин
Заместитель генерального директора ФГУП "РТРС"

Кино — важнейшее из искусств и ремесел, к раскрутке которого причастно и телевещание. ТВ — ведущее СМИ, успех которого в прайм-тайм поддерживается кинопоказами. Но в то же время они — конкуренты. Кто более "матери истории" ценен в цифровую эпоху? Где и как пересекутся эти миры? Чтобы узнать ответ, на этот раз идем в кино

Канун пандемии цифрового кино

К лету этого года число цифровых кинотеатров в мире превысило 1200 единиц. Примерно половина из них приходится на Америку, в основном на Северную, а остальные — на Европу (чуть больше) и Азию (чуть меньше). Существует проект на 13 000 систем DLP Cinema на весь мир, его инвестиционную заявку оценивают в S5 млрд. В мире за 8 лет уже снято 1342 цифровых блок-бастера. Все это — ответ Голливуда на взросление рынка домашнего видео, на развитие многоканального ТВ, на вызовы странного времени, когда бесплатные телепрограммы более привлекательны, чем фильмы на DVD или даже в кинотеатрах. Ведь всего лишь 17% доходов киноиндустрии приходится на киносеансы, остальное дают DVD-и телепоказы.

Цифровое кино (ЦК) движимо борьбой с пиратством, возникающим вследствие разновременности показа фильмов в разных странах. Во имя увеличения кассовых сборов благодаря синхронизму кинопремьер кинотеатры соединяются мощными телекоммуникационными сетями.

Уже существует официальная спецификация ЦК, обнародованная консорциумом DCI летом 2005 г. Однако, как говорят специалисты, это еще не стандарт, стандарт — не технология, а технология — не бизнес. Тем не менее первые серверы уже тестируются. Начало пандемии цифрового кино прогнозируется на 2007-2008 гг.

К 2015 г. ЦК сулит трехмерное видео и аудио, интерактивность, 48/60/72 кадров в секунду и формат 8192 х 4096. Красиво? Красиво.

Состоится ли эта красота?

Кто-то говорит "нет": Голливуд снова в кризисе, конкуренты (Интернет, цифровое ТВ, DVD, видео по загрузке и по требованию, домашние кинотеатры) крепчают, молодежь запала на "паутину", кинопоказ превращается во вспомогательное средство.

Другие говорят "да". За Голливудом — развитие цифрового кинопроизводства в Европе и даже в России. ЦК дает качество выше, чем HDTV, уменьшает эксплуатационные затраты и генерирует новые бизнес-модели. Наконец, киносеанс — это встречи, общение.

Отсюда прописываются разные киносценарии.

Один, назовем его "Красота по-американски", таков: Голливуд на борту ударного авианосца цифровой революции несет миру ЦК, что означает:

  • дистанционный контроль;
  • доминирование прокатчиков;
  • уменьшение роли киносеанса до маркетингового инструмента;
  • развитие глобальной монокультуры.

Второй сценарий —"Европейские мечтатели", в нем ЦК — это:

  • объединение регионов;
  • развитие независимых сетей кинопроизводства и/или проката (сотрудничество в кодировании, переводе и оборудовании);
  • защита культурного многообразия, основанного на евроидентичности.

Постановка проблем далеко не праздная, ведь готовых решений пока нет.

Консенсус в ближайшей перспективе также не ожидается.

Есть альтернатива и для российской аудитории. Один из топ-менеджеров Unique Digital Ltd. (UK) год назад сформулировал ее следующим образом. Если речь идет о коммерции, о желании показывать голливудские "нетленки", то надо-де использовать ЦК (JPEG 2000) и приготовить около 10 млрд. руб. Развитие же социальной модели электронных кинотеатров (MPEG-2) отсекает-де аудиторию от заморских кинояств и не обещает возврата инвестиций. Процесс уже пошел. Намедни в кинотеатрах 23 стран Европы шла прямая телетрансляция матчей Чемпионата мира по футболу. На очереди концерты мегазвезд шоу-бизнеса и другие пафосные мероприятия.

Что день грядущий нам готовит?..

Однако технический прогресс по-прежнему быстро разрушает концептуальные построения. В июне 2006 г. Doremi Cinema показал сервер DCP-2000 V2 с возможностью воспроизведения контента версий JPEG 2000 и MPEG-2 и другими "примочками" для мастеринга.

К тому же еще не обозначено мнение коллег из Болливуда и Китая. Они вряд ли упустят возможность заявить о своих интересах. Так недавно, КНР представила свой собственный стандарт цифрового ТВ, который неофициально называют Digital Multimedia Broadcast -Terrestrial/Handheld (DMB-T/H), ориентированный на мобильные приложения.

Так что же принесет и кого увлечет ЦК? Станет ли оно бронтозавром индустрии развлечений или цифровым волшебным фонарем?

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2006
Посещений: 10238

  Автор

Александр Калин

Александр Калин

Первый заместитель генерального директора ФГУП "РТРС"

Всего статей:  38

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций