Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О некоторых подходах к разработке Федеральной целевой программы развития телерадиовещания в России на период с 2005 по 2015 год

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О некоторых подходах к разработке Федеральной целевой программы развития телерадиовещания в России на период с 2005 по 2015 год

Часть 2

В соответствии с распоряжением Правительства РФ признано целесообразным внедрение в России европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB. В связи с этим возникает ряд вопросов: какие основные подходы и мероприятия могли бы быть учтены при разработке Федеральной целевой программы развития телерадиовещания в России на период с 2005-го по 2015 год, а также какова должна быть структура разрабатываемой программы развития?
Прежде всего, хотелось бы акцентировать внимание на том, чем вызвана необходимость разработки Федеральной целевой программы и в чем состоит ее актуальность?

В настоящее время возможности современных аналоговых вещательных систем фактически исчерпаны, и присущие им технические и экономические ограничения сдерживают развитие телерадиовещания. На сегодняшний день в целом ряде зарубежных стран развернуто серийное производство цифрового профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования, которое поставляется на рынки многих стран, в том числе и на российский рынок.

Поэтому перед российской промышленностью стоит задача дальнейшей разработки и освоения в серийном производстве новейших технологий радиотелевизионного вещания, своевременного создания отечественного рынка цифрового радиотелевизионного оборудования и обеспечения наиболее полного удовлетворения спроса населения в высококачественных услугах связи, информации и вещания.

Телекоммуникационная инфраструктура аналоговых сетей распространения радиотелевизионных программ была создана в 70-80-е годы прошлого столетия и сегодня нуждается в реконструкции с учетом проводимой цифровизации единой сети электросвязи, перевода спутниковых распределительных сетей на цифровые технологии, развития наземного цифрового телевизионного вещания, а также спутникового непосредственного телевизионного и звукового вещания и радиовещания в FM-диапазоне.

Разработка под эгидой Международного союза электросвязи для стран первого и части стран третьего района нового соглашения и нового плана цифрового радиотелевизионного вещания, в соответствии с которыми в дальнейшем будет осуществляться частотное планирование и международная координация частотных присвоений телевизионным и радиовещательным станциям, выдвигает перед администрацией связи Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти задачу своевременного проведения частотно-территориального планирования и создания наземных цифровых сетей радиотелевизионного вещания.

При разработке Федеральной целевой программы необходимо учитывать, что государственная передающая сеть является стратегической основой информационной безопасности в области электронных СМИ и должна строиться на основе отечественного оборудования и отечественных систем управления и контроля.

Развитие цифрового телевизионного вещания идет по пути конвергенции с другими информационными и телекоммуникационными технологиями. Стационарный телевизионный приемник благодаря реализации обратного канала превращается в интерактивный терминал, что существенно расширяет спектр доступных для абонента услуг и по своим функциональным возможностям приближается к персональному компьютеру, включенному в сеть Интернет.

Программа развития телерадиовещания является важнейшей составной частью стратегии развития инфокоммуникаций в России.

Федеральная целевая программа развития телерадиовещания в России на период с 2005-го по 2015 год должна определить порядок, сроки, объемы инвестиций на решение всего комплекса задач: разработка программной концепции развития телерадиовещания; создание телекоммуникационной инфраструктуры нового поколения для распространения радиотелевизионных программ; развитие отечественной производственной инфраструктуры профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования; размещение государственного заказа на поставки высокотехнологичного профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования на российский и зарубежные рынки; перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии; развитие рынка услуг связи в области телерадиовещания и др.

Проект структуры предлагаемой Федеральной целевой программы развития телерадиовещания в России может состоять из отдельных подпрограмм.

1. Подпрограмма (концепция) развития государственного и коммерческого телевизионного и радиовещания.

В ней должны быть отражены:

  • мировые тенденции развития телера-диовещания;
  • основные положения Конвенции по трансграничному телевидению;
  • основные направления развития радиотелевизионного вещания в России;
  • равные условия работы для коммерческих и государственных телерадиокомпаний;
  • демонополизация российского рынка радиотелевизионного вещания;
  • развитие рекламного рынка радиотелевизионного вещания;
  • охват населения России многопрограммным радиотелевизионным вещанием;
  • создание современного контента для многопрограммного радиотелевизионного вещания;
  • создание социального пакета радиотелевизионного вещания и доведение его до всего населения России;
  • лицензирование цифрового радиотелевизионного вещания;
  • законодательное и нормативно-правовое регулирование радиотелевизионного вещания.

2. Подпрограмма создания сети распространения радиотелевизионных программ нового поколения.

Она должна включать:

  • модернизацию сети распространения радиотелевизионных программ;
  • создание современной телекоммуникационной инфраструктуры распространения радиотелевизионных программ;
  • перевод спутниковых распределительных сетей радиотелевизионного вещания на цифровой формат;
  • развитие сетей наземного цифрового телевизионного вещания;
  • развитие сетей наземного цифрового радиовещания;

  • развитие систем спутникового непосредственного телевизионного вещания (СНТВ);
  • развитие сетей кабельного телевидения;
  • частотное обеспечение сетей распространения радиотелевизионных программ;
  • лицензирование операторской деятельности по связи в области цифрового телерадиовещания;
  • разработка технических регламентов и национальных стандартов для цифрового радиотелевизионного вещания.

3. Подпрограмма организации производства профессионального радиотелевизионного оборудования.

В этой подпрограмме необходимо отразить:

  • меры государственной поддержки отечественных производителей;
  • создание современной технологической инфраструктуры для производства электронной компонентной базы и радиотелевизионного оборудования;
  • обеспечение таможенных и налоговых льгот, стимулирующих отечественных производителей радиотелевизионного оборудования;
  • размещение на конкурсной основе государственных заказов по производству промышленного радиотелевизионного оборудования на отечественных предприятиях;
  • развитие технопарков в области цифрового радиотелевизионного вещания;
  • привлечение льготных бюджетных инвестиций для выполнения важнейших НИОКР;
  • составление плана перспективных НИОКР.

4. Подпрограмма организации производства бытового радиотелевизионного оборудования.

Здесь должно найти отражение:

  • привлечение на конкурсной основе инвестиций для технологического оснащения отечественных предприятий, ориентированных на производство бытовой радиотелевизионной аппаратуры;
  • организация серийного производства и поставок в торговую сеть конкурентоспособной бытовой радиотелевизионной отечественной аппаратуры;
  • создание совместных предприятий с зарубежными фирмами по производству бытовой цифровой радиотелевизионной аппаратуры;
  • формирование отечественного рынка цифровой радиотелевизионной аппаратуры и освоение рынков ближнего и дальнего зарубежья;

  • проведение НИОКР по разработке перспективных образцов бытовой радиотелевизионной аппаратуры и исследованию в области технической реализации интерактивных услуг, функционированию синхронных одночастотных сетей радиотелевизионного вещания, обеспечению ЭМС с РЭС других служб и т.п.

5. Подпрограмма перевода государственных сетей телерадиовещания, таких как "Россия", "Первый канал", "Культура", "Радио России", "Маяк", "Голос России," на цифровые технологии.

Подпрограмма должна предусматривать:

  • разработку системного проекта по переводу государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии;
  • разработку частотно-территориальных планов для государственных сетей цифрового телерадиовещания (с учетом сохранения зон охвата и принеобходимости их расширения);
  • создание на государственных сетях опытных зон цифрового телерадиовещания;
  • оснащение государственных сетей телерадиовещания аналогово-цифровыми (гибридными) радиопередающими средствами;
  • поэтапный перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии. План-график поэтапного перевода сетей.

6. Подпрограмма развития рынка услуг связи в области телерадиовещания.

Она включает:

  • анализ современного состояния рынка услуг связи в области телерадиовещания;
  • цели и задачи развития рынка услуг связи в области телерадиовещания;
  • роль и место телерадиовещания в экономике России;
  • прогноз структурных сдвигов и развития рынка услуг связи в области телерадиовещания;
  • государственную политику по развитию рынка услуг связи в области телерадиовещания;
  • основные этапы развития рынка услуг связи в области телерадиовещания.

В интересах своевременной разработки Федеральной целевой программы развития телерадиовещания в России представляется целесообразным создать межведомственную рабочую группу из компетентных представителей заинтересованных министерств и ведомств, а также научно-исследовательских организаций и операторских компаний. Только хорошо скоординированная совместная работа специалистов-представителей позволит разработать содержательную Федеральную целевую программу развития телерадиовещания в России, отвечающую современным требованиям, предъявляемым к инфокоммуникационным системам.

ВАСИЛИЙ ПАВЛОВ
Эксперт

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2005
Посещений: 12091

  Автор

Василий Павлов

Василий Павлов

Заместитель руководителя делегации Администрации связи Российской Федерации

Всего статей:  3

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций