Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Переход на цифровое вещание. Финальный год

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Переход на цифровое вещание. Финальный год

Приблизился к своему экватору 2018 год – очевидно, завершающий год реализации федеральной целевой программы “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы”. Ни переноса сроков реализации Программы, ни изменения перечня задач, в нее входящих, ни дополнительного финансирования наверняка больше не случится. С 2019 года неизбежно начнется поэтапное отключение аналогового распространения ТВ-сигналов и прекратится его субсидирование государством для населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек. И хотя еще рано подводить итоги, уже можно окинуть взглядом пройденный путь и решить, каким в 2019 году увидят телезрители результат – получилось “как хотелось” или же в чем-то “как всегда”
Юрий Иванов
Эксперт

Развернуть на всю территорию нашей необъятной страны цифровое эфирное вещание – задача беспрецедентная по масштабам, это не десяток стадионов построить. По срокам и затратам, может, проекты и сравнимы, но по значимости для страны – отнюдь. Пусть мундиаль, на первый взгляд, и звонче, и престижней, но значение конституционно гарантированного обеспечения наших граждан информацией, без сомнения, неоспоримо выше.

Существенная особенность проекта сети цифрового вещания состоит и в том, что темпы развития техники в телевидении и связи настолько высоки, что пока возводятся конструкции объектов вещания, рассчитанные на десятилетия эксплуатации, некоторые технологии успевают устареть и обновиться. Поэтому нет ничего удивительного в том, что стартовавшая в 2009 году Программа несколько раз претерпела корректировки и по своему содержанию, и по объемам финансирования, и по срокам.

Пожалуй, самой существенной потерей Программы стало исключение из нее всех мероприятий, направленных на создание сети цифрового радиовещания. Относительно причин этого решения оценки экспертов разнятся. Есть мнение, что виной тому стала неразвитость рынка цифровых радиоприемников. Однако к моменту первой корректировки Программы рынок тех же приемников цифровых телевизионных программ был почти столь же невелик, да и таких “цыплят”по осени считают, то есть важна насыщенность цифровыми приемными устройствами к моменту отключения аналогового вещания. Поэтому наиболее правдоподобна версия, что к руководству проекта вовремя пришло осознание, что строить сеть телевизионного вещания на основе отмирающего стандарта DVB-T не слишком разумно. Благо к тому моменту завершенными строительством стали только объекты цифровой сети первой очереди всего в 9 субъектах РФ на Дальнем Востоке, а не более 5 тыс. пунктов вещания по всей стране. Для срочного перехода на DVB-T2 потребовались дополнительные средства, и их нашли… в разделе цифровизации радио, скорректировав Программу.

К чести руководителей РТРС, не ограничившихся возложенной на организацию ролью застройщика, им удалось инициировать ряд изменений Программы, позволивших дополнительно ввести в систему строящейся сети ряд новых важных функций, повысивших надежность, упростивших эксплуатацию и сокративших издержки. Применение стандарта DVB-T2 не стало просто данью моде, оно позволило увеличить количество телеканалов в мультиплексах с восьми до десяти плюс решить задачу регионального вещания в цифровом формате, повысить качество сигнала, создать платформу для развития новых сервисов, таких как HDTV, Hbb TV и другие.

Самым ярким известным примером является разработанное в РТРС решение по использованию функции multy-PLP в DVB-T2 для замещения федерального контента на местный непосредственно на входе эфирных передатчиков передающих станций (РТПС). Это дало возможность сократить ЧЭР, задействованный для второго переподъема, до 20% по сравнению с полным повторным формированием и подъемом региональной версии первого мультиплекса. Заслуживает также упоминания разработанное РТРС в интересах вещателей техническое решение бесшовной вставки рекламы в поток мультиплекса, которое используется для локализации и таргетирования рекламного контента и внедрено в более чем 100 крупнейших городах РФ.


Отдельно следует сказать о создании автоматизированной системы управления и контроля, охватывающей все объекты инфраструктуры сети цифрового эфирного телерадиовещания РТРС. Ахиллесовой пятой сети аналогового телерадиовещания было отсутствие контроля работы тысяч передатчиков, распределенных по огромной территории. В таких условиях о пропадании вещания в какой-либо местности узнать можно было зачастую только по реакции телезрителей – по телефонному звонку, если такая связь исправна. К тому же при переходе на “цифру” все телерадиоканалы мультиплекса на РТПС излучаются в эфир одним-единственным передатчиком, выход из строя которого лишает сигнала всю покрываемую территорию. Резервирование оборудования решает проблему лишь частично, поскольку для перехода на резервный передатчик необходимо знать, что основной тракт излучения неисправен, и понимать причину нарушения его работы. Звонок разгневанного телезрителя в этом случае мало чем поможет. А вот передача контрольной параметрической и управляющей информации по недорогому низкоскоростному спутниковому каналу – самый оптимальный способ обеспечить своевременную реакцию технических служб на нарушение вещания, ради которой не жаль потраченных средств.

Говоря о резервировании в целом, не все мероприятия по обеспечению бесперебойности вещания, включенные в Программу в ходе одной из последних корректировок, выглядят несомненными. Если резервирование энергоснабжения передающих станций, например, не вызывает вопросов, то дублирование эфирных передатчиков, к возможному удивлению, предусматривается только на РТПС в крупных населенных пунктах, где в основном применяются передатчики с повышенной излучаемой мощностью и, соответственно, более дорогие.

Надо сказать, что в крупных городах с доступом обслуживающего персонала к отказавшему оборудованию меньше проблем и ремонт не так сложен, как в полевых условиях, и доставка резервного оборудования происходит неизмеримо быстрее, чем, например, в удаленные местности. Более того, в городах такой отказ не столь чувствителен для телезрителя, поскольку городское население имеет широкие возможности получения телерадиоканалов по альтернативным сетям. Казалось бы, для чего в этих условиях повышенная бесперебойность вещания?

Напротив, на необслуживаемой РТПС, находящейся далеко на периферии, было бы логично иметь маломощный резервный передатчик, который активировался бы при необходимости по вышеупомянутым каналам управления. В реальности же при отказе на такой станции будет неизбежен выезд ремонтной бригады, когда это позволят сделать погодные условия, и доставка подменного передатчика со склада. Хотя надо признать, что количество резервного оборудования на сети при этом существенно меньше.

Видимо, выбор решения по резервированию передатчиков во многом сделан с учетом принадлежности населенных пунктов к панели измерения Mediascope, а также исходя из минимизации капитальных затрат, ведь полторы сотни дорогих передатчиков повышенной мощности в сумме стоят все-таки меньше, чем 5 тыс. маломощных и более дешевых.

Способ резервирования каналов доставки мультиплексов, принятый РТРС, тоже может вызвать некоторые сомнения. В принятой схеме с использованием только спутниковых каналов связи и двумя “переподъемами” уязвимым участком является первый подъем, отказ которого (или нарушение условий приема со спутника вследствие климатических, геомагнитных или иных факторов) нарушил бы доставку полностью. Поэтому по согласованию с вещателями в случае аварийной схемы доставки будет осуществляться вещание программ из состава мультиплексов, сформированных для других зон вещания (часовых поясов) и принимаемых с альтернативного ИСЗ, для чего предусмотрены резервные приемные спутниковые станции, размещаемые на РТПС. Телезритель, конечно, увидит при этом не совсем то, что ожидает, зато увидит гарантированно.


Вместе с тем более надежной, экономичной и вариабельной, как считают некоторые специалисты, стала бы схема доставки мультиплексов с использованием вместо первого подъема на спутник наземных каналов связи (как правило, последние внутренне резервированы и не подвержены нежелательным воздействиям).

Какие бы сомнения ни посещали критиков, создаваемая сеть цифрового эфирного телевизионного вещания выглядит вполне жизнеспособной и востребованной, если, конечно, возможности населения принимать цифровые эфирные каналы к 2019 году будут соответствующими. Дело в том, что Программой изначально не предусматривалось обеспечение населения цифровыми ТВ-приставками, однако РТРС ответственно отнесся к этому вопросу, создав 80 центров консультирования граждан, и организовал заключение соглашений с главами всех 85 субъектов РФ о совместной работе по подготовке к переходу на цифровое телевизионное вещание, в рамках которых предусмотрены меры адресной помощи отдельным группам населения. Это касается и 1,6% граждан, не охватываемых цифровым эфирным вещанием, как и предполагалось Программой, и которые должны получить возможность принимать обязательные общедоступные телеканалы иным способом, например через непосредственное спутниковое телевещание. Таким образом, есть все основания надеяться, что общими усилиями успешный переход на “цифру” состоится.

Меньше оптимизма видится в части эфирного радиовещания, которое на долгие годы останется полностью аналоговым, несмотря на цифровой способ доставки радиоканалов “Вести ФМ”, “Маяк” и “Радио России” внутри потока первого мультиплекса. Хотя уже получено разрешение ГКРЧ на использование стандартов цифрового радиовещания DRM+ и DRM30, а также подана заявка на DAB+, цифровой радиовоз “и ныне там”. И регулятор пока бездействует. А ведь радио, при все возрастающей мобильности наших граждан, наиболее действенное средство оперативного оповещения населения, особо актуальное для удаленных территорий, которых в РФ не счесть. Можно вспомнить, для примера, ночную трагедию в Крымске, которая могла стать не столь масштабной, если бы информацию о чрезвычайной ситуации приняли бодрствующие водители и полуночники у радиоточек в квартирах. Другой пример – наводнение в Амурской области. Поскольку другого средства просто не нашлось, для информирования на этой обширной территории были вновь включены передатчики диапазона СВ, к счастью, не демонтированные, а лишь законсервированные ввиду отсутствия “коммерческой привлекательности”.

Если востребованность населением эфирного телевидения снижается из-за естественного роста альтернативных средств распространения телеканалов (по разным оценкам, реально она составляет от 15 до 35%), то популярность радио, как свидетельствуют эксперты, напротив, остается на прежнем уровне за счет прироста числа мобильных слушателей и несмотря на отток владельцев проводных и стационарных приемников. Транслируемые в мультиплексах радиоканалы не могут быть прослушаны на радиоприемниках непосредственно (а стационарные цифровые ТВ-приставки населением в режиме прослушивания радио практически не используются), их необходимо сначала принять со спутника, выделить из потока и отправить на передатчики аналогового радиовещания. Поскольку диапазоны КВ, СВ и ДВ по упомянутым причинам для этих целей уже практически не используются, покрытие радиовещанием обеспечивается множеством передатчиков УКВ с небольшим радиусом действия, ограниченным свойствами распространения волн данного диапазона. По неподтвержденным данным, сейчас только 35% населения имеют УКВ-приемники, а с 2019 года до 70% граждан окажутся не обеспеченными каким-либо радиовещанием. По некоторым оценкам, для 5–10 млн граждан России с 2019 года будут доступны только телерадиоканалы, включенные в состав первого и второго мультиплексов, и никаких других источников они не будут иметь, так что вопрос гарантированного получения радиопрограмм миллионами граждан, занятых полевыми, изыскательскими, сезонными работами, да и просто находящихся в дороге, – болезненный.

Коль скоро модернизация (цифровизация) национальной сети радиовещания, как говорилось выше, вынесена за пределы Программы, остается надеяться, что по завершении оной последуют новые государственные решения, которые позволят выполнить на современном уровне и эту важнейшую задачу, возвратив стране суверенитет в области радиовещания как альтернативного источника информации по отношению к глобальным системам (Интернет и т.п.).

При подведении итога сказанному может напроситься вывод, что исполнение мероприятий Программы оставляет желать лучшего. Однако это совершенно не так, ведь сеть практически построена и уже функционирует! Просто всегда хочется лучшего, а оно порой, как говорится, “враг хорошего”.

На сегодняшний день первый мультиплекс транслируют 5011 объектов связи с охватом 98,25% населения России. Построено 4645 пунктов вещания второго мультиплекса, технический охват – 94,3% населения. В 2018 году планируется построить еще 383 пункта вещания плюс завершить создание 17 объектов связи на Крымском полуострове. По завершении строительства ожидается, что жители всех 85 субъектов РФ получат многоканальное цифровое эфирное телевидение с заложенным в Программе охватом населения.

Кроме прочего, данную Программу следовало реализовать хотя бы ради получения результатов, которые не очень на слуху, но являются наиважнейшими.

Во-первых, с отключением аналогового телевещания произойдет высвобождение значительного спектра частот в метровом и дециметровом диапазонах, которого давно ожидают операторы связи для развития своих сервисов и которое, по мнению многих экспертов, являлось истинной, не заявленной целью Программы.

Во-вторых, будет сохранено конституционное право граждан на подлинно бесплатное получение общедоступных общероссийских телеканалов, без лукавых формулировок о плате за доступ к спутниковой медиаплатформе или к сети кабельного оператора, за что искреннее спасибо Господу Богу, Правительству России и РТРС.

Автор благодарит за предоставленную информацию и квалифицированные мнения экспертов, пожелавших остаться неназванными, а также персонально А.А. Черникова, директора Департамента стратегии развития и технической политики РТРС.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2018
Посещений: 2247

Статьи по теме

  Автор

 

Юрий Иванов

Эксперт

Всего статей:  2

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций