Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Оптимизация внедрения цифровых технологий в эфирное, кабельное и спутниковое телевещание

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Оптимизация внедрения цифровых технологий в эфирное, кабельное и спутниковое телевещание

Нужно как можно активнее расширять свободное пространство Интернета и цифрового телевидения
Президент РФ Дмитрий Медведев


Олег Кислов

Директор дирекции регионального развития и мониторинга ГТРК "Культура"

Сеть распространения телеканала "Культура" — это одна из наиболее динамично развивающихся национальных телевизионных сетей Российской Федерации. Если в момент образования телеканала "Культура" в 1997 году его потенциальная аудитория составляла 27,8% населения России, то сейчас она увеличилась почти в три раза. Сегодняшнее состояние сети распространения телеканала "Культура" отражает общие закономерности обеспечения телевизионным вещанием населения Российской Федерации

Телеканал "Культура" в 2008 году

Сегодня на территории Российской Федерации программы телеканала "Культура" распространяются в открытом виде, в основном через сеть из 889 наземных эфирных передатчиков, дополненную кабельными распределительными сетями (383 населенных пункта) и системами непосредственного спутникового вещания (3,6 млн телезрителей). Вне зависимости от технических способов распространения телеканал "Культура" остается для своих зрителей бесплатным общедоступным средством массовой информации.

В 2008 году потенциальная аудитория телеканала " Культура" в Российской Федерации составила 106 млн человек (73,1% населения). В городах с населением более 100 тыс. человек программы канала принимают 85% населения. Вещание организовано во всех республиках, краях и областях Российской Федерации. В Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах с населением более 1 млн человек программы канала доступны практически 100% населения.

В 12 субъектах Федерации, многие из которых находятся на Крайнем Севере нашей страны или являются труднодоступными регионами, охват населения каналом приближается к 90% или уже превысил этот показатель (республики Марий Эл, Мордовия, Хакасия; Чукотский АО; Камчатская, Ивановская, Магаданская, Московская, Мурманская, Сахалинская, Томская и Ярославская области).

Осталось 9 регионов, где в силу особенностей расселения эфирным и кабельным вещанием охвачено менее половины населения (республики Дагестан, Коми, Ингушетия, Саха-Якутия, Чеченская Республика; Ямало-Ненецкий АО; часть Красноярского края; Забайкалье и Тамбовская область). Реализация принятой правительством программы перехода на цифровое вещание позволит довести телеканал "Культура" до всего населения нашей страны.

Сеть распространения телеканала "Культура" отражает общие закономерности распространения телевизионных программ в Российской Федерации.

Десять лет работы по расширению сети распространения телеканала "Культура" выявили определенные общие закономерности, позволяющие определить оптимальные приемы сочетания трех способов вещания. Сегодня развитие вещания нашего телеканала перешло на качественно новый этап.

Установив 162 передатчика в российских городах с населением более 100 тыс. человек, вещатель сразу получает потенциальную аудиторию в количестве 64,6 млн человек (45,5% населения РФ). Коммерческим телеканалам этого вполне достаточно, дальнейшее расширение их сетей не влияет на уровень доходов от размещения сетевой рекламы.

Расчеты показывают, что при оптимальном размещении средств эфирного вещательного телевидения для достижения 88% покрытия России в целом и не менее 80% каждого региона в отдельности потребуется организация трансляции не менее чем в 2600 пунктах.

Резкий рост количества пунктов вещания начинается после достижения примерно 70% общего охвата. Особенно серьезных усилий требует обеспечение телевидением сельского населения. Количество передатчиков, транслирующих телеканал "Культура", по месту установки делится примерно поровну между сельскими и городскими населенными пунктами, а общий охват сельского и городского населения различается более чем в два раза (41,3% и 84,1% соответственно). Спутниковое непосредственное вещание еще не может существенно помочь телезрителям на селе, и кабельное телевидение не получило заметного распространения за пределами городов.

Спутник и кабель

Три отечественных спутниковых оператора обеспечивают трансляцию телевизионных программ для более чем 10% российских семей. В 2008 году количество абонентов спутникового непосредственного телевизионного вещания (СНТВ) в России стало сопоставимо с показателями крупнейших мировых операторов. Однако плотность распределения СНТВ крайне неравномерна. Кроме Ленинградской (охват 36,8%) и Московской (охват 19,2%) областей, что вполне естественно, в лидеры с охватом 25-30% вышли Ненецкий АО, Смоленская область, Республика Калмыкия и Краснодарский край.

На картах показано распределение абонентов СНТВ (3 оператора и около 5,1 млн абонентов) и КТВ (около 1200 операторов и 15 млн абонентов) - по данным, представленным операторами связи.

Более 30% российских семей подключены к кабельным сетям общедоступного и платного телевидения. Свои услуги телезрителям предоставляют более 1200 операторов связи. В крупных городах-миллионниках (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Йошкар-Ола), в больших промышленных центрах (Нижневартовск, Ковров, Тольятти, Новый Уренгой) охват кабельными сетями составляет 60-100% населения. В Москве и Санкт-Петербурге число абонентов кабельных компаний уже превысило число жителей, некоторые домохозяйства подключены к двум сетям одновременно. Однако ни в каком другом субъекте Федерации охват кабельными сетями даже при самых благоприятных условиях в целом не превышает 45-60% (Ярославская, Мурманская, Тверская области; Удмуртская Республика и Ханты-Мансийский АО).

Что смотрят и что хотят смотреть телезрители?

По данным медиаисследовательской компании "TNS Россия", 57,7% опрошенных респондентов полностью удовлетворены количеством телеканалов, принимаемых через обычную (комнатную или коллективную) антенну. Примечательно, что среди этих телезрителей охват кабельного телевидения составляет 53,8% (источник: "TNS Россия"; проект TV Index Plus, Россия; совокупность городов с населением 100 000+; сентябрь-октябрь 2008-го, методика сбора данных: личные интервью). Смотрят же эти телезрители большую часть времени (52,6%) только три основных эфирных канала - "Россия", Первый канал и НТВ. Если сложить доли 17 общедоступных каналов, то получится, что они контролируют около 90% времени телезрителей (источник: "TNS Россия"; проект TV Index, Россия; совокупность городов с населением 100 000+, сезон 2007-2008; методика сбора данных: медиаметры).

Приведенные цифры показывают, что примерно 60% телезрителей вполне удовлетворены общедоступным эфирным телевидением, около 30% пользуются платными телевизионными услугами в разных видах и еще 10% имеют спутниковые приемники. Все это происходит в городах с населением более 100 тысяч человек, представляющих менее половины населения России. В остальной (большей!) части России соотношение основных способов доставки телевидения еще больше смещено в сторону эфира. 1-2% населения России просто отлучены от телевидения или не имеют телевизоров совсем.

Некоторые итоги развития сети телеканала "Культура"

Сейчас нет такого оператора СНТВ или КТВ, который не транслировал бы телеканал "Культура". Выполняя поручения правительства, совместно с РТРС и другими операторами связи ВГТРК провела большую работу по расширению сети вещания телеканала "Культура". В результате в распространение телеканала "Культура" включились практически все операторы связи нашей страны, большие государственные, муниципальные и частные предприятия, а также операторы с 1-2 передатчиками или с сотней кабельных абонентов, индивидуальные частные предприниматели. Использованы практически все возможности аналоговых технологий вещания. Установленные контакты с операторами связи носят глобальный, исчерпывающий характер.

Анализ соотношения трех видов вещания (наземного эфирного, кабельного и непосредственного спутникового) в сети распространения телеканала "Культура" позволяет сделать некоторые выводы.

В регионах с охватом более 90% основной способ распространения телепрограмм - эфирное вещание. Для обеспечения охвата более 90% обычно требуется установить в регионе не менее 30-40 передатчиков (Сахалинская область, Чукотский АО), однако в некоторых областях бывает достаточно 1-6 передатчиков (Магаданская, Московская, Ярославская области). Но в некоторых регионах и 40 передатчиков недостаточно, чтобы обеспечить даже близкий к 90% охват (Республика Башкортостан). Даже там, где получили значительное распространение кабельные сети и спутниковое вещание, их вклад в достижение большого общего охвата невелик (Московская, Мурманская, Ярославская области), поскольку кабельные сети расположены в тех же населенных пунктах, где можно эффективно организовать эфирное вещание. В зонах эфирного вещания на головных станциях кабельных сетей сигнал принимается чаще всего из эфира, кабельные сети выступают в качестве присоединенных сетей связи общего пользования и не несут самостоятельной функции распространения сигнала.

Низкий охват эфирным вещанием подчас стимулирует развитие кабельных сетей и прием со спутников (Ленинградская, Тамбовская, Кемеровская области; Ямало-Ненецкий АО). Однако в таких регионах общий охват обычно находится в диапазоне 40-60% и не достигает больших значений.

В ряде регионов не получило достаточного распространения ни эфирное, ни кабельное, ни спутниковое вещание, общий охват в них не превышает 30% (Забайкалье; Республики Дагестан и Саха (Якутия).

На карте нашей страны можно провести линию, разделяющую территории Крайнего Севера и приравненные к ним районы, малонаселенные, труднодоступные местности с преобладающим сельским населением от густонаселенных регионов со значительным количеством городов. Две этих части страны имеют различающуюся в 40 раз плотность поселений. На этой основе можно было бы сделать вывод о необходимости различного подхода к обеспечению телевидением на этих двух территориях.

Однако, как видно из практики развития сети распространения телеканала "Культура", и благополучные регионы с более чем 90%-ным охватом и неблагополучные с менее чем 35%-ным охватом располагаются по обе стороны от проведенной линии.

Успешное развитие телевещания в регионе зависит и от рельефа местности, и от объективных условий расселения жителей, и от субъективного человеческого фактора.

Так, в Ленинградской, Тамбовской, Кемеровской областях не нашлось операторов связи для достойной организации эфирного вещания, Ростовскую область спас частный предприниматель, развернувший сеть из 400 маломощных многопрограммных передающих станций.

В Чукотском АО 43 передатчика легко обеспечивают вещанием 94,8% жителей, поскольку в регионе всего 57 населенных пунктов. Сложно обеспечить вещанием Вологодскую и Псковскую области, поскольку в них существует по 8000 населенных пунктов. Однако в Ярославской области, где более 6000 населенных пунктов, напротив, это сделать легко, потому что 95% населения живет в крупных городах, в зонах действия четырех передатчиков.

Сравнительно небольшие по площади Дагестан и Краснодарский край, где примерно по 1500 населенных пунктов, сложно обеспечить телевидением из-за горного рельефа местности, ограничивающего зоны действия эфирных передатчиков.

В ряде крупных городов, с большой протяженностью, сложным рельефом или неудачным расположением основного передающего центра в удаленном районе города, требуется установка более одного передатчика, и организация полноценного вещания сдерживается существующими правилами оформления вещательных лицензий. Это такие города, как Волгоград, Сочи, Омск, Хабаровск, Владивосток, причем не во всех этих городах успешно работают и кабельные сети.

При реализации планов надо учитывать накопленный опыт и особенности нашей страны.

Спутниковое вещание уже полностью перешло на цифровые технологии, все шире распространяются IP-сети и цифровые пакеты в коаксиальных кабельных сетях. На повестке дня переход на цифровое наземное эфирное вещание: только оно в условиях нашей страны может обеспечить доступ к многопрограммному телевидению для большинства граждан.

Однако простая замена аналоговых передатчиков на цифровые на существующих пунктах вещания не может быть оптимальной. Дело не только в том, что имеющееся расположение передающих станций было распланировано для массового вещания трех программ с использованием мощных передатчиков I—111 частотных диапазонов, ресурс которых давно исчерпан. Бурное развитие КТВ, СНТВ и IP-технологий позволяет более оптимально решить задачу обеспечения населения общедоступным телевидением и избежать установки наземных эфирных передатчиков, обслуживающих малое число телезрителей.

На заседании Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, которое состоялось 16 декабря 2008 года, одобрена Концепция ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.". Предполагается, что в пакет телеканалов, обязательных для распространения на территории нашей страны, войдут Первый канал, "Россия", "Вести плюс", "Культура", "Спорт", НТВ, "Пятый канал", "Детский канал", который будет скомбинирован из передач "Бибигона" (ВГТРК) и "Теленяни" (Первый канал). Создаваемые сети цифрового вещания должны обеспечить распространение местных каналов в каждом регионе. Кроме того, на базе радиотелевизионных передающих центров единого государственного оператора будут созданы центры формирования региональных пакетов каналов. Они обеспечат прием каналов со спутников и из местных студий, их обработку, включая местные врезки, формирование и последующую доставку пакета каналов на цифровые эфирные передатчики по спутниковым или наземным линиям связи.

Таким образом, формирование сети распространения телерадиопрограмм будет происходить на территории каждого региона отдельно.

Возможности трех видов распространения телерадиопрограмм и выбор технических средств доставки программ зависят от особенностей конкретного субъекта Федерации и должны учитываться при реализации планов перехода на цифровое вещание.

Иллюстрации и таблицы подготовили Д.В. Козин и П.Д. Владимирова


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2009
Посещений: 14174

Статьи по теме

  Автор

О. Кислов

О. Кислов

Директор дирекции регионального развития ГТРК "Культура"

Всего статей:  4

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций