Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О том, как dot.communist испугался "цифрового коммунизма"

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О том, как dot.communist испугался "цифрового коммунизма"

Пока россияне тихонько "допивали" нечаянную радость новогодне-рождественских каникул, на другом краю планеты, в Лас-Вегасе, отшумела ежегодная выставка Consumer Electronic Show (CES) 2005 - 2 тыс. компаний-участников, 120 тыс. посетителей, около 50 тыс. новинок бытовой электронной техники.

На CES были широко продемонстрированы возможности техники цифровых мультимедиа "в любое время в любом месте" (как портативных терминалов, так и цифровых (DVR) и персональных (PVR) устройств видеозаписи). Благодаря применению американской модели TiVO и английской Sky+ зрители получают возможность опускать просмотр рекламы и формировать удобные для себя программы. Еще одним полюсом притяжения на международном шоу стала демонстрация плазменного телевизора Samsung с диагональю 110 дюймов.

Привычной для CES мегазвездой был и в этом году глава компании Microsoft Билл Гейтс, который поделился своими соображениями о широком развитии конвергенции и рассказал о совместных с телеканалом MTV, телекоммуникационной компанией Bell South и производителем Fuji Photo Film проектах использования платформы Windows XP Media Center для дозволенных манипуляций с мультимедийным контентом. Однако наиболее интересными были его оценки пиратства и свободы творчества в цифровом мире. Многие СМИ воспроизвели пророчества главного (как считают некоторые) dot.communista, предрекающего наступление эры "максимального творчества" (от каждого по способности) и угрозу зарождения "коммунизма" XXI века ("цифрового"), апологеты, которого не хотят платить ни за креатив, ни за софт (то есть каждому по потребности).

Это амбивалентное заявление одного из богатейших людей мира вряд ли вызовет симпатии потребительской паствы, не без успеха саботирующей использование созданной в его компании парадигмы DRM (digital right management). Оно подтвердило прогноз об открытости и ожесточении борьбы proprietary на электронном фронтире в США, где решается краткосрочная участь теле(ком)вещания и широковещания.

Активным антиподом Билла Гейтса выступает писатель-фантаст Кори Доктороу (doctorow at craphound.com), разместивший в Сети свою книгу "Бродяга в Волшебном королевстве" и разрешивший создавать на ее основе любые ее производные, включая телепроизведения. Этот шаг он сопроводил всего двумя оговорками: не использовать книгу для бизнеса и не чинить препоны сетевым "братьям" своим творить подобное с плодами трудов своих. Считая DRM оплотом цифрового бесправия и предложив отправить его на свалку истории, 17 июня 2004 г. он начал свою лекцию для сотрудников Microsoft словами: "Приветствую вас, собратья пираты! Йо-хо-хо!" К. Доктороу полагает, что надо искать новую гибкую бизнес-модель медиаиндустрии. При этом он уповает на технический прогресс и здравый смысл людей, каждый из которых благодаря новейшим и будущим технологиям получает равные возможности заниматься креативной деятельностью.

В Европе подобные проблемы еще не приобрели американского размаха и остроты - основная часть бизнеса создателей и провайдеров цифрового мультимедийного контента приходится на США, где, как считает все тот же писатель-фантаст, "некоторые уравнения находятся вне закона". Но европейцы уже сейчас пытаются перевести конфликт интересов участников цепочки создания-потребления контента в форму баланса тех же интересов. Их надежды связаны как с четкой изоляцией организованного криминала от индивидуального пиратства, с достижением гарантии прибыльности мультимедиапродукции посредством свободного выбора способов и средств ее доставки (кинопрокат, эфирное, платное и on-line-ТВ, DVD), так и с обеспечением простого доступа конечного потребителя ко всему репертуару по приемлемым ценам без ущемления интересов создателей и производителей. Ох, и намучаются они, но надо... По обе стороны Атлантики также обсуждаются предложения о применении свежих подходов, таких как non-commercial use OK, derivative work or not, OK to copy in developing nations. Интересно, а что обо всем этом думают торговцы на Горбушке, а также другие компетентные господа-товарищи?

Первый заместитель генерального директора ФГУП "РТРС"
Александр Калин

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2005
Посещений: 10707

Статьи по теме

  Автор

Александр Калин

Александр Калин

Первый заместитель генерального директора ФГУП "РТРС"

Всего статей:  38

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций