Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Москва - Пекин - Сочи Олимпиада - двигатель телевизионных технологий

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Москва-Пекин-Сочи

Три города: две столицы двух стран и курортный город на берегу Черного моря - словно ключевые точки одного маршрута. Курс - на Олимпийские ш игры. Место проведения - Пекин (лето 2008) и Сочи (зима 2014). Москва - город, который будет принимать телевизионный сигнал с этих мероприятий. Отсюда этот сигнал будет распространяться для всех российских зрителей. Известие о том, что зимняя Олимпиада будет проводиться в Сочи, наша страна встретила ликованием. Однако для российского телевидения освещение такого масштабного мероприятия связано и с особой ответственностью. Время на подготовку есть, но сделать предстоит очень много. Освещение Олимпиады в Пекине - важный этап в освоении новых технологий и накоплении необходимого опыта.

Редакция журнала "Broadcasting" встретилась с руководителем производственно-технологического департамента ВГТРК Алексеем Малининым и главным редактором общероссийского телевизионного канала "Спорт" Василием Кикнадзе, чтобы выяснить, будет ли наша страна претендовать на освещение Олимпиады 2014 г., и узнать, как будут вестись трансляции с предстоящей Олимпиады в Пекине

Олимпиада - двигатель телевизионных технологий

Алексей Малинин
Заместитель генерального директора - руководитель производственно-технологического департамента ВГТРК

- Алексей Весьмирович, с каким настроением Вы восприняли новость о том, что зимняя Олимпиада будет проходить в Сочи?

- С оптимизмом. Это вызов, это новые возможности, это престижно для страны и очень важно с точки зрения развития спорта, развития курортной инфраструктуры. И, конечно, это мощный импульс к быстрейшему переводу российского телевидения на новые технологии, к переходу на цифровое вещание, в том числе на HDTV.

- Есть ли потенциал у наших телевизионщиков, чтобы браться за освещение такого масштабного мероприятия? Готов ли к этому творческий и технический персонал российского телевидения?

- Я в этом нисколько не сомневаюсь. И наш опыт работы на таких крупных международных событиях, как 300-летие Санкт-Петербурга, 60-летие Победы, "Большая восьмерка" в Санкт-Петербурге, показал, что мы способны не просто это делать, но делать на совершенно новом уровне. Даже наши западные коллеги отметили качество работы наших специалистов на перечисленных мероприятиях. Наши объемы трансляций были значительно выше, чем с аналогичных мероприятий в других странах, и зарубежные коллеги не стеснялись перенимать у нас опыт.

- Как Вы считаете, можно ли назвать Олимпиаду двигателем новых телевизионных технологий?

- Рассуждая об Олимпийских играх в Сочи, я бы в первую очередь вспомнил опыт Советского Союза по проведению Олимпиады в Москве. Во время подготовки к Олимпиаде 1980 г. были выработаны и опробованы механизмы и решения, которые, на мой взгляд, актуальны и сегодня. Безусловно, с тех пор произошли серьезные изменения и в телевизионном вещании, и в принципах организации Олимпийских игр. Сегодня Олимпийский комитет является соучредителем такой компании, как Olympic Broadcast Systems, то есть компании, которая основана специально для организации и освещения Олимпийских игр.

Эта компания создавалась именно с учетом того, что информационное обеспечение на сегодняшний день является одной из основных составляющих любого мероприятия. Таким образом, Olympic Broadcast Systems может провести любые Игры с точки зрения технического обеспечения, за исключением персонала. С тем чтобы оптимизировать свои расходы, в Олимпийском комитете была разработана соответствующая программа подготовки местных кадров, которая касается не только организации вещания, но еще и эксплуатации спортивных объектов и т.д.

Вообще Олимпийский комитет заинтересован в наибольшем привлечении кадров из той страны, где проводятся Игры. У нас в этом плане появляется уникальный шанс - модернизировать техническую базу российского телевидения (в первую очередь с уклоном на спорт). Это действительно важно, ведь мы видим, что техника и технологии, которые были разработаны и внедрены к Олимпийским играм 1980 г., до сих пор эксплуатируются в регионах. Многие футбольные и хоккейные матчи в регионах до сих пор транслируются с применением той техники, которая досталась нам от 1980 г. Таким образом, не только техника, но и механизм ее внедрения прошли проверку временем. Так почему бы не использовать такой же подход и сейчас, однако уже на новом технологическом уровне?

Но для того, чтобы нас допустили к максимальному участию в техническом обеспечении освещения Олимпийских игр в Сочи, мы должны доказать нашим коллегам (не только Олимпийскому комитету, но и федерациям спорта), что у нас есть соответствующие технологии и специалисты, которые полностью отвечают их критериям. Для этого таких людей надо искать, обучать, готовить, а значит, необходимо модернизировать техническую базу, к чему мы на сегодняшний день уже и приступили.

Не дожидаясь Олимпийских игр, ВГТРК уже сегодня инвестирует достаточно большие деньги (как из собственного бюджета, так и из государственного) в приобретение оборудования формата High Definition (HD). Мы рассчитываем в течение ближайших двух-трех лет получить новый парк ПТС, передвижных телевизионных спутниковых станций, строим новый комплекс телеканала "Спорт" в формате HD на Шаболовке.

Но все это я расцениваю только как первые, осторожные шаги. Далее, на мой взгляд, необходимо будет приступить к подготовке и обучению команд из наших региональных филиалов. Работы здесь очень много.

Мы предварительно уже провели ряд встреч и консультаций в Олимпийском комитете, но здесь надо понимать, что непосредственно Играми в Сочи Международный олимпийский комитет начнет заниматься не раньше, чем через год. Потому что сегодня все мысли и устремления МОК связаны с Олимпийскими играми в Ванкувере. Нам же нужно как можно быстрее определиться с тем, кто у нас будет обладателем прав на проведение трансляций.

А в данный момент мы ведем первичные переговоры с Европейским вещательным союзом и с рядом производителей о том, чтобы в рамках освещения Олимпиады в Сочи опробовать некоторые новые технологии. В качестве про-граммы-максимум планируем осуществить первые съемки и трансляции в формате 3D TV. Надеемся, что к этому времени уже будут готовы соответствующие технологии. Конечно, мы не имеем в виду какой-то массовый показ, но, думаю, что на тестовые трансляции такой картинки в кино- или концертных залах можно рассчитывать. Во всяком случае, наши коллеги за рубежом серьезно заинтересовались этим, и то, что инициатива исходит от России, -это важный, положительный момент. Хотелось бы, конечно, привнести сюда какие-то инновации.

Ну а в качестве программы-минимум попробуем сделать то же самое в формате телевидения супервысокой четкости.

- Как Вы считаете, перспективно ли для России внедрение форматов HD и Super HD?

- Вы знаете, я считаю, что High Definition - это состоявшийся факт, с учетом того, что вся мировая промышленность сегодня производит бытовую технику в этом формате, сериалы и многие программы снимаются в HD. Вам, наверное, известно, что мы собираемся уже с Олимпийских игр в Пекине начать тестовое вещание канала "Спорт" в формате High Definition, причем это будет первое эфирное вещание в России. Мы начинаем с Москвы, дальше в наших планах Санкт-Петербург, Сочи, ну и другие города, по мере того, как мы будем получать соответствующий частотный ресурс.

- Кто сможет смотреть эти трансляции HD?

- Любой желающий, у кого есть телевизор с тюнером, соответствующий формату, в котором мы собираемся вещать. По большому счету, даже если у вас есть просто дисплей HD, то можно приобрести в магазине тюнер стоимостью $200-300 и смотреть эти программы бесплатно.

Следующим этапом будет запуск в HD канала "Культура". Мы планируем сделать это в ближайшие 2-3 года. По нашим расчетам, как раз в полосе одного нынешнего частотного канала можно осуществлять вещание не более двух каналов HD с надлежащим качеством. Тем самым мы включимся в процесс, который уже начали наши коллеги из "НТВ-Плюс" и из других коммерческих операторских компаний, которые ретранслируют каналы в формате HD (замечу, что "НТВ-Плюс" уже создает свои каналы в HD). Думаю, постепенно этот формат станет массовым и в России.

Что же касается Super HD, то здесь я, возможно, покажусь пессимистом, так как считаю, что это уже не революционный путь. Ну, сделают изображение еще качественнее. Но для того размера экрана, к которому мы привыкли дома, даже для дисплеев 50-60 дюймов, HD абсолютно достаточно. Super HD, скорее всего, будет интересен для использования в кинотеатрах, на больших экранах.

А революционным я считаю развитие трехмерного телевидения, внедрение которого может стать таким же важным этапом, как введение цветного телевидения.

- Алексей Весьмирович, скажите, как будет решаться вопрос звукового сопровождения при вещании в HD?

- Мы, конечно, рассчитываем, что весь тракт будет построен в соответствии со стандартом и использованием Surround Sound Dolby Digital, то есть что звук будет объемным. Кстати, как ни парадоксально это звучит, но проблем здесь даже больше, чем
с видео. Требуется обучение всех звукорежиссеров работе с этой технологией, обучение принципам элементарной расстановки микрофонов и получения соответствующей звуковой картины с площадок. С ретрансляцией кино все более или менее понятно: если саундтрек к фильму сделан в Dolby Digital, то его легко ретранслировать и дублировать. А вот при трансляции с концертных площадок передача такого звука потребует очень серьезной подготовки кадров.

В России вообще очень плохо обстоит дело с профессией звукорежиссера. Телевидение по-прежнему работает в моно. В стерео вещает фактически только 2-3 канала. Наши коллеги из "НТВ-Плюс" сегодня уже работают с Dolby Digital, но это, в основном, киноканалы. Формирование новой касты звукорежиссеров, способных работать с материалом в этом формате, требует соответствующей подготовки и сертификации.

- То есть обучение должно предусматривать стажировку в зарубежных компаниях?

- На этом этапе я не знаю ни одного сертифицированного центра обучения здесь, в России. Вообще, как я уже сказал, у нас плохо с этой профессией.

А с моей точки зрения, HD наиболее интересен для зрителя именно в виде прямых спортивных трансляций либо трансляций каких-либо культурных событий: концертов, театра, балета, оперы. То есть там, где зритель должен получить ощущение присутствия, звук играет огромную роль.

- Получается, в России контент для HD-вещания будет формироваться на основе спортивных и культурных мероприятий?

- Двигателем HD является, в первую очередь, спорт. А во вторую очередь - культурные, музыкальные программы. Также интересны научно-развлекательные программы. Вот на "НТВ-Плюс" есть канал HD Life, где представлен материал, который компания NHK снимала по всему миру. То есть познавательные программы тоже очень интересны в HD.

В то же время не вижу большой разницы в восприятии кино в High Definition или просто хорошего качества на DVD. Звук и там и там одинаковый, а разница в картинке несущественная.

- На какие регионы будет ориентироваться ВГТРК при модернизации парка оборудования на этапе подготовки к Олимпийским играм? Прежде всего на крупные компании или на все свои филиалы?

- Невозможно "осчастливить" всех, тем более что есть регионы изначально "спортивные", где спорту уделяется много внимания, где существуют команды высших лиг. Не важно, по баскетболу, волейболу, хоккею или футболу.

В первую очередь мы ориентируемся на филиалы, в чьих регионах спорт играет большую роль и где существует определенный набор специалистов, на которых можно опереться. Конечно, мы рассчитываем в ходе этого процесса заново привлечь молодежь к телевидению. Вы посмотрите на возраст технических специалистов в большинстве телекомпаний страны! Это люди, чей возраст далеко за 40. Молодежь не идет на телевидение только потому, что ей это неинтересно.

Недостаточно быстро модернизируется технологическая база. С этого года мы начинаем активно модернизировать технологическую базу наших филиалов. А что касается Олимпийских игр и спорта, то планируется оснащение де-сяти-пятнадцати базовых компаний. Идеальным представляется вариант, при котором мы смогли бы оснастить и обучить персонал двадцати компаний, то даже если мы сделаем это в десяти ГТРК, будет очень здорово. Это будет полезно всему рынку, а не только ВГТРК, потому что в качественной картинке из регионов заинтересованы наши коллеги с "НТВ-Плюс" и с "Первого канала", да и другие тоже. Это, в свою очередь, подтолкнет и развитие рынка прямых трансляций с различного рода культурных мероприятий.

- Алексей Весьмирович, на какой стадии сейчас находится подготовка к обеим Олимпиадам: к Пекинской и к Сочинской?

- По Пекину у нас уже завершающий этап: мы получаем оборудование, ведем обучение персонала. Непосредственно с HD будем работать уже на чемпионате Европы по футболу 2008 г., который является для нас тестовой площадкой, где формируется структура того, что мы вывозим на мероприятия за рубеж, и того, что будет работать здесь, в Москве. Мы надеемся, что сможем начать тестовое вещание в HD с отдельных матчей. Другое дело, что официальная дата запуска HD-канала, конечно, в августе и связана она с Олимпийскими играми в Пекине.

- Стоит ли перед ВГТРК задача организации собственных трансляций с Пекинской Олимпиады?

- Существуют два типа освещения Олимпийских игр в разных странах, в зависимости от уровня развития каждой страны. Скажем, уже на протяжении многих Олимпиад такие страны, как Германия, США, Япония, фактически привозят полный комплекс своего оборудования и формируют свой национальный сигнал, используя международный сигнал в качестве базового. Но все равно они ориентированы, прежде всего, на своих спортсменов и на то, что интересно их публике.

Поэтому, начиная с Олимпийских игр в Пекине, мы будем делать фактически то же самое. То есть впервые Россия будет присутствовать на Олимпийских играх за рубежом с такой большой командой, чтобы иметь возможность организовать прямые включения со всех спортивных арен, для возможности работать в смешанных зонах, для оперативного получения интервью со спортсменами, главами делегаций, тренерами.

Для нас это будет неоценимый опыт. Насколько я знаю, на сегодняшний день по уровню присутствия на Олимпийских играх в Пекине Россия будет являться уже пятой страной в мире, уступая только США, Японии, Германии, ну и, конечно, Китаю, как хозяину Игр.

А уж на Олимпийских играх в Сочи мы в любом случае должны будем формировать свой национальный сигнал. Использоваться будет международный сигнал, но нашему зрителю всегда интереснее видеть, как финишируют наши спортсмены и т.д.

- Как будет распространяться сигнал с Пекинской Олимпиады в HD?

- Он будет распространяться в эфире в Москве, а также, думаю, к тому времени мы успеем поднять его и на спутник. Правда, на спутнике он будет закодирован и рассчитан, в первую очередь, на операторов кабельного телевидения. Мы собираемся начать серьезные переговоры с крупнейшими игроками этого рынка о возможности включения HD-канала "Спорт" в их кабельную сеть. В эфире же он будет представлен, к сожалению, только в Москве.

- Планирует ли ВГТРК организовывать Интернет-вещание или вещание на мобильные телефоны с предстоящих Игр?

- Это связано с вопросом прав. Мобильное телевидение - рыночная функция. Насколько я знаю, у нас, кроме компании "Система Мультимедиа", никто этим активно не занимается. Может быть, и занимается, но действующих сетей с каким-то количеством пользователей на сегодняшний день нет. Если к нам поступят предложения о сотрудничестве в этом направлении, мы с удовольствием их обсудим. Нас интересует направление, и мы ведем переговоры с "Системой Мультимедиа" о запуске вещания наших каналов для мобильных телефонов в Москве.

- Считаете ли Вы перспективным такой вид вещания?

- Человечество вообще становится очень мобильным. С учетом тех же пробок на дорогах мы очень много времени проводим вне офиса, вне дома, а информационная зависимость становится все выше. Мы все больше привязаны к своим электронным почтовым ящикам, к SMS-сообщениям.

Нам хочется быстро и мобильно получать ту информацию, от которой, скажем, зависит наш бизнес или наши интересы. Скажем, мне бы хотелось оперативно получать результаты футбольных матчей очередного тура, даже находясь в поездке или еще где-то. Таким образом, это общая тенденция человечества. Информация становится основным продуктом потребления.

- Алексей Весьмирович, в заключение нашей беседы расскажите, пожалуйста, о приоритетных направлениях технического развития ВГТРК.

- Это большой отдельный вопрос. Как вы знаете, план развития страны сегодня уже разрабатывается до 2020 г. Мы тоже ставим перед собой глобальные задачи.

Это полная модернизация нашего производства и его перевод на безленточные технологии.

Это повсеместное внедрение цифровых архивов с целью сохранения тех уникальных фондов, которыми обладает не только ВГТРК, но и страна в целом. То, что у нас находится, - это достояние общества, история, культура страны, ее память. Постоянно происходит пополнение этих фондов. Мы владеем уникальными материалами, которые только из-за того, что они не обработаны, недоступны нашим гражданам. А это неправильно. Более того, многие уникальные вещи просто теряются. Таким образом, одна из главных задач на предстоящие годы - организация цифрового медиахранилища, которое было бы доступно всем гражданам страны.

А вот задачи в среднесрочной перспективе вытекают из понимания того, как нам тесно на нынешних площадях. Даже введение нового административного зда-в ния и освобождение помещений для технологий и вещания не решает всех проблем. Поэтому ВГТРК ставит перед собой задачу строительства новой производственной базы - мы планируем создание крупного медиацентра на базе телецентра на Шаболовке. Рассматриваем возможность строительства про-дакшн-комплекса со студиями для производства больших форматов.

Если говорить о творческих задачах, то основная из них - это информирование населения страны, однако и производство культурных программ, фильмов, документальных фильмов не менее важно. Все это требует технологической модернизации. Задач много, и все они масштабные.

- Спасибо!

Беседу вела Светлана Богданова

Из Пекина до Москвы в High Definition

Василий Кикнадзе
Главный редактор общероссийского телевизионного канала "Спорт"

- Василий Александрович, что Вы почувствовали, когда стало известно, что Сочи выиграл тендер на проведение Олимпийских игр в 2014 г.?

- Появилось ощущение, что можно спокойно ложиться спать: все узнали об этом под утро, часа в 3-4 по московскому времени.

- Решение о проведении Олимпиады в нашей стране налагает особую ответственность на российское телевидение. К освещению такого масштабного мероприятия нужно тщательно готовиться...

- Начиная с 2001 г. ответственность за освещение Олимпийских игр несет Международный олимпийский комитет. Это записано в City Contract (контракт, который обусловливает передачу прав на проведение Олимпийских игр тому или иному городу, стране). То же записано в контракте на проведение Игр в Сочи, и с этим связано два важных вопроса. Первый касается участия нашей страны в организации освещения Олимпийских игр. На мой взгляд, решение этой задачи является не только вопросом престижа, но и вопросом международного признания, соответствия современному уровню телевизионной работы.

Второй вопрос - создание так называемой "национальной картинки". Ответственность за формирование международного сигнала лежит на международном олимпийском комитете, а создание картинки, которую увидят российские зрители, с акцентом на выступление российских спортсменов - наша задача. Это серьезная тяжелая работа, которая, впрочем, пока не началась.

- Когда планируется ее начать?

- Это должен планировать оргкомитет.

- То есть наша страна будет претендовать на организацию собственных трансляций?

- Точнее, участвовать в организации трансляций международных. Помимо этого, я считаю, что обязательно нужно ставить вопрос об организации российских трансляций для наших зрителей. Это международная практика, правда, во всех странах ее осуществляют по-разному. Например, американцы и японцы привозят на Олимпиаду свою технику и полностью самостоятельно освещают соревнования. На многих точках съемок стоят по три камеры: одна камера принадлежит тем, кто формирует международныи сигнал, вторая -японской компании NHK, третья - американской NBC.

Мы можем пойти по этому пути, но есть другой, возможно более оптимальный с точки зрения соотношения цена/качество путь. Его суть в следующем. За основу берется международная картинка, которая формируется на месте проведения Игр. К этой международной картинке добавляется сигнал, сформированный дополнительными десятью-двенадцатью камерами. Эти камеры позволят нам создать дополнительный акцент, обратить больше внимания на наших спортсменов: как они стартуют, как финишируют, как разминаются, как получают награды. В результате на территорию страны будет идти уже "обогащенная" картинка.

- Какое место в подготовке трансляции Сочинской Олимпиады будут занимать специалисты канала "Спорт"?

- Еще раз повторю, что мы были бы рады этому, мы готовы к этой работе и заинтересованы в ней. Я, как член Совета по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Параолимпийских игр 2014 г. в Сочи, постараюсь сделать все возможное, чтобы журналисты, режиссеры, операторы, инженеры канала "Спорт", накопившие уникальный опыт работы на крупнейших соревнованиях, приняли участие в освещении предстоящих Игр. Это принципиально важно как с точки зрения развития специалистов ВГТРК, так и с точки зрения качества работы, которая будет представлять всю страну. Тем не менее этот вопрос находится в юрисдикции оргкомитета. Именно оргкомитет должен определить, кем и как будет вестись работа по организации трансляций Олимпийских игр в Сочи.

В составе названного президентского совета сформирована межведомственная комиссия по информационной работе, которую возглавляет пресс-секретарь президента РФ - А.А. Громов. Думаю, что сначала комиссия подготовит соответствующие предложения, и после этого совет будет принимать окончательные решения, а оргкомитет их реализовывать.

- Какие этапы подготовки к Олимпиаде 2014 г. Вы как руководитель намечаете для канала "Спорт"?

- Подготовка к такому спортивному событию - это не вопрос одной компании или одного канала; он должен полностью находиться в ведении Совета по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних
Олимпийских игр и XI зимних Параолимпийских игр 2014 г. в Сочи

Задача перед нами стоит глобальная: решая вопросы освещения Олимпиады, добиться прорыва в освоении технологий, как это было в 1980 г. Тогда страна совершила в телевидении огромный технологический рывок, последствия которого мы ощущали до конца 1990-х - начала 2000-х гг. -именно до этого времени эксплуатировалась телевизионная техника, которая была закуплена накануне Московской Олимпиады 1980 г.

На сегодняшний день Россия, к сожалению, заметно отстала от мирового телевизионного процесса. Мы до сих пор не ушли от аналогового производства, в то время как мир уже переходит на High Definition - телевидение высокой четкости (ТВЧ). Это большая проблема, для решения которой нам и нужен технологический прорыв. Очень надеюсь, что Олимпиада 2014 г. поможет в решении и этой задачи.

- Технологический прорыв Вы связываете с внедрением цифровых технологий?

- Не только с цифровыми технологиями, но прежде всего с ТВЧ.

- До Олимпиады в Сочи есть еще несколько лет, в то время как на подготовку к летней Олимпиаде в Пекине остается лишь несколько месяцев. Планируете ли вы работать с High Definition при освещении этого события? В большинстве стран вещание крупнейших спортивных событий в этом формате уже ведется...

- Давайте внесем ясность. Во многих странах сигнал создается в High Definition, вопросов нет; передается тоже в HD, но вот распространяется сигнал в этом формате сегодня только в двух странах: в Японии и в США.

Европа ведет экспериментальное вещание в HD: итальянцы, немцы, англичане пробуют работать в HD, понимая, что это формат будущего. Его приход так же неотвратим, как в свое время был неотвратим приход цветного телевидения. Но в Европе реальное коммерческое распространение High Definition - пока еще утопия. Поэтому перед нами стоит серьезная задача: идти в ногу с мировым телевизионным процессом, чтобы к 2014 г. быть во всеоружии.

- Что вы планируете сделать для решения этой задачи в процессе подготовки к летней Олимпиаде 2008 г. в Пекине?

- Впервые в истории отечественного телевидения мы доведем сигнал из Пекина до Москвы в High Definition и будем вести трансляции этого события полностью в HD. Это означает, что все наше оборудование, а это более четырех тонн груза, который мы вывезем в Пекин: ТЖК, пульты, студийное оборудование - будет оборудованием High Definition. В Россию сигнал мы поведем в HD и только в Москве будем превращать его в стандартный сигнал.

- Какую технику вы закупили специально для этого?

- На Олимпиаде в Турине полностью оправдала себя серверная технология обработки входящих сигналов. При работе с этой технологией мы сооружаем выездной NewsRoom, который позволяет четырем операторам одновременно работать с поступающими сигналами, сокращать материал, формировать информационные блоки, создавать дневники и т.д. Весь комплекс нового оборудования "заточен" под работу с сигналами высокой четкости изображения.

- Как будет идти подготовка программ с летней Олимпиады-2008 в Пекине?

- Мы сформировали достаточно большую группу творческих и технических специалистов, которые 80% этой работы возьмут на себя. Наша задача - максимально обеспечить эфирные потребности ВГТРК прямо на месте, в Пекине, а в Москву доставлять уже почти готовый продукт. Задача эта очень серьезная, потому что мы планируем 3-4 часа трансляций с Пекинской Олимпиады на телеканале "Россия", 23 часа (если брать в среднем) на телеканале "Спорт" (я говорю о 23 часах, а не о 24, потому что одновременно с Олимпиадой будут проходить некоторые соревнования, которые мы будем показывать в силу контрактных обязательств - например, чемпионат России по футболу).

У нас есть "Маяк" и "Радио России", есть "Вести" и "Вести 24", и Интернет-портал www.sportbox.ru - вот тот объем работы, который мы должны выполнить. Есть еще несколько проектов, о которых я предпочел бы говорить ближе к самим Олимпийским играм. Они достаточно амбициозные, я бы даже сказал, злые, но находятся в стадии проработки, поэтому пока я бы не стал о них рассказывать.

Вместе с тем, чтобы иметь определенный резерв прочности и пластичности при таком объеме работ, мы заказываем достаточное количество каналов для перегона сигнала. Это обеспечит нам возможность передавать каналы с трансляциями напрямую в Москву. Так что схема проработана достаточно подробно и детально.

- Как вы будете решать вопрос работы звукового сопровождения при работе с High Definition?

- На Олимпиаде будет производиться звуковой сигнал 5.1. Его мы будем получать и перегонять в Москву, где на упомянутых каналах он будет превращен в моносигнал (возможно, стерео).

Мы достаточно внимательно изучили международный опыт. Настоящий, "чистый" звуковой сигнал 5.1 на соревнованиях используется лишь в 3% случаев. Иногда с технической точки зрения используемый звук вполне можно назвать 5.1, но с точки зрения работы звукорежиссера все окажется значительно проще.

- Василий Александрович, скажите, готовы ли российские телевизионные специалисты к работе с High Definition и со звуком 5.1?

- Это очень серьезная тема. На каком бы канале вы не задали этот вопрос, все скажут, что и с творческими, и с техническими кадрами сегодня тяжело.

Во всех контрактах для сотрудников телеканала "Спорт" предусмотрено обучение, мы предоставляем возможность стажировки наших сотрудников за рубежом. Мы достаточно серьезно подходим к задаче обучения специалистов, которые будут заняты в освещении Олимпиады в Пекине летом 2008 г.

- С какими трудностями приходится сталкиваться при подготовке трансляций Олимпиад в Пекине и в Сочи?

- Про Сочинскую Олимпиаду говорить еще рано. МОК еще "не взял" ее в "работу". Подготовкой этого мероприятия вплотную займутся лишь после Олимпиады 2010 г. в Ванкувере, за 4 года до Сочинской Олимпиады. На мой взгляд, ждать оставшиеся 2 года до Ванкувера - это неправильно, надо готовиться уже сейчас, потому что к Ванкуверу мы должны показать МОК, что способны выступать в качестве равноправного партнера.

Что касается текущей подготовки, о которой я уже говорил, самым сложным мне кажется то, что мы находимся в ситуации "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". Сегодня весь мир учится принципам работы с телевидением высокой четкости. Это некий джинн, с которым надо справиться, особенно при производстве спортивных трансляций. При работе с HD обнаруживается очень много специфических, до этого незаметных технических и креативных проблем, связанных с изменением формата экрана и другими возможностями показа. Например, если раньше для показа подачи мяча в волейболе нужно было делать панорамную съемку, то теперь, благодаря тому что формат экрана меняется с 4x3 на 16x9, подачу можно практически полностью "брать" без движения камеры. Для оператора теперь становятся важными 3, 4, и 5-й планы, потому что глубина фокуса позволяет достаточно четко видеть все детали на таком фоне, который раньше во внимание просто не принимался.

Есть скептики, которые говорят, что осуществить наши планы будет достаточно тяжело, поскольку мы выезжаем в Пекин с оборудованием, которое не успеем в достаточной мере протестировать. Мы внимательнейшим образом изучили эти критические замечания и считаем, что у нас достаточно резервов и возможностей, поэтому за этот проект принимаемся со спокойной душой. Это не означает, что не может быть сложностей, казусов и т.д. К примеру, на последней Олимпиаде в Турине наш перевозчик умудрился уронить груз с четырехметровой высоты. Нетрудно представить себе наши впечатления в тот момент, когда мы вскрыли багаж. Но ничего, нашли выход из ситуации. Вечером того же дня к нам летели специалисты из Англии, Финляндии и Америки с запчастями. Так что не имей сто рублей, а имей сто друзей. Поставщики, партнеры отработали в той ситуации безукоризненно.

- Василий Александрович, как Вы оцениваете состояние спортивного вещания в России сегодня?

- Мы переживаем период бурного расцвета и развития спорта. Спорт вошел в число приоритетных направлений социального развития в нашей стране. Я думаю, что результатом этого внимания должно стать количество наград, завоеванных нашими спортсменами на Олимпиаде в Пекине. Соответственно очень быстрыми темпами меняется и технология производства спортивного вещания. Не могу сказать, что сегодня мы находимся на одном уровне с мировыми телекомпаниями, занимающимися производством спортивных программ, но в то же время неправильным будет считать, что мы плетемся где-то в хвосте.

- В чем нам надо еще преуспеть?

- Есть три основных составляющих, которые полностью дают понятие о состоянии телевизионного процесса. Первая - техника и технология. Об этом мы уже говорили.

Вторая, очень существенная составляющая - это кадры. Нам предстоит огромная кампания по переобучению специалистов и по созданию новых кадров. Конечно, в этом смысле дорога открыта молодежи. Проблема телевизионных кадров касается не только Москвы, ее нужно поднимать и решать на уровне всей России. Нужна серьезная образовательная программа, которую в рамках подготовки к Сочинской Олимпиаде неминуемо придется продумывать. Уже существует предварительная договоренность с МОК об участии их специалистов в такой программе, так что я надеюсь, что эта задача будет решена.

И, наконец, третья составляющая - это проблемы, связанные с организацией производства, потому что в этом отношении мы до сих пор живем по калькам, созданным еще Гостелерадио, а современные технологии подразумевают совершенно другое функционирование всего телевизионного организма. И этому функционированию тоже надо учиться.

- Каким Вам представляется дальнейшее развитие спортивного вещания в нашей стране?

- Думаю, при сохранении общей экономической ситуации в стране такой, как сегодня, в течение 4-5 лет при производстве спортивных трансляций страна перейдет на High Definition.

В Москве и Петербурге этот вопрос будет решен в течение 2-3 лет. А следом пойдет вся страна.

Помимо этого, изменится отношение телевизионщиков, участвующих в организации спортивных трансляций, к спецтехнике, которой они до сих пор пренебрегали.

- Что такое спецтехника?

- Я имею в виду специальные экраны, камеры, тележки, без которых показ спортивных состязаний просто невозможен. Сегодня в регионах при организации спортивных трансляций используется 5-6 камер. В лучшем случае еще Betacam для повторов.

Года через четыре будут работать с Super Slow Motion (это система, позволяющая делать замедленные повторы при сохранении высокого качества сигнала). Возможно, станет актуальным вопрос многоканального освещения соревнований, когда пользователь у себя будет дома выбирать, изображение с какой из установленных на стадионе камер ему хочется посмотреть. В Европе эта технология уже реализована. Она требует цифровой платформы вещания и реализации интерактивных возможностей.
Помимо всего прочего на сегодняшний день очень остро стоит проблема по воспитанию журналистских, комментаторских, операторских и звукорежиссерских кадров. Мы накануне большой революции, большого прорыва и в этой области.

- Решая эти проблемы, сотрудничаете ли вы с коллегами из спортивных редакций других каналов?

- Да, конечно, мы общаемся с коллегами каналов 7ТВ, "НТВ-Плюс", с теми, кто работает на "Первом канале", с нашими коллегами в регионах. Понятно, что мы живем в условиях жесткой конкурентной борьбы, однако это не означает, что мы не можем сотрудничать. Скажем, финал футбольной Лиги чемпионов в Москве мы делаем совместно с "НТВ-Плюс". Это серьезный проект, который будет сделан в формате High Definition, его увидят во всем мире. Мы работаем рука об руку, обмениваемся впечатлениями, опытом.

Освещение игр в Сочи - это не проект одного канала или одной компании. Это проект всей страны. И работать над ним надо будет всем вместе, сообща, укрепляя тем самым экономику отрасли, усиливая конкуренцию телеканалов, которая после Олимпийских игр будет особенно сильна. Но в момент Игр мы должны работать одной командой.

Беседу вела Светлана Богданова

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2008
Посещений: 13911

  Автор

Малинин Алексей Весьмирович

Малинин Алексей Весьмирович

Генеральный директор ФГУП "РТРС"

Всего статей:  4

  Автор

 

 

Всего статей:  4

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций