Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Государственное регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации. Цели и задачи

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Государственное регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации. Цели и задачи


Андрей Бескоровайный
Руководитель Федерального агентства связи,
заместитель председателя Государственной комиссии по радиочастотам


Андрей Бескоровайный окончил Киевское высшее инженерное училище связи по специальности "радиоинженер" и Военную академию связи в Санкт-Петербурге. Имеет ученую степень кандидата технических наук. С 1997 г. Андрей Бескоровайный Руководитель Федерального агентства связи, заместитель председателя Государственной комиссии по радиочастотам работал в ЗАО "Северо-Западный GSМ", где прошел путь от инженера отдела развития до заместителя генерального директора. С апреля 2002 г. А. Бескоровайный был директором ФГУП "Главный радиочастотный центр", с января 2004 г. являлся заместителем министра РФ по связи и информатизации. С июля 2004 г. Андрей Бескоровайный занимал должность заместителя руководителя Федерального агентства связи, исполняющего обязанности руководителя. С 2005 г. и по настоящее время он является руководителем Федерального агентства связи. Надеемся, нашим читателям будет интересен доклад Андрея Бескоровайного, которым он открывал пленарное заседание "Принципы государственной технической политики по управлению и повышению эффективности использования радиочастотного спектра" на Международной конференции "Спектр-2006". В своем сообщении он затронул актуальные вопросы, касающиеся получения лицензий на вещание

В нашей стране вопросам регулирования использования радиочастотного спектра придается большое значение. Впервые эти вопросы были затронуты в Федеральном законе "О связи". В нем, в частности, описаны основные вопросы регулирования и определены главные участники этого процесса. После выхода в 2004 г. постановления, устанавливающего функции и задачи Министерства информационных технологий, первым документом было постановление о государственной комиссии по радиочастотам. Этот факт говорит о том, что Правительство РФ и Министерство связи вопросам регулирования и использования радиочастотного спектра уделяют особое внимание. В Законе "О связи" впервые появилась глава № 5, посвященная вопросам регулирования, и был определен и основной регулирующий орган — Государственная комиссия по радиочастотам. Сейчас в нее входит 15 органов исполнительной власти и 18 членов государственной комиссии, которые собираются ежемесячно.

Обсуждение проблем, касающихся радиочастотного спектра, помогает решать первоочередные задачи и вносить изменения в российское законодательство. В РФ использование спектра частот осуществляется сообразно с определенными документами, регулирующими разрешительный порядок доступа к пользованию радиочастотного спектра. В соответствии с международными документами использование радиочастотного спектра в России осуществляется тремя путями: распределением, выделением, назначением. Распределение часто производится в соответствии с таблицей распределения полос частот. Следующий документ — план перспективного использования частот на ближайшие 10 лет, в соответствии с которым будет осуществляться конверсия радиочастотного спектра. Выделением радиочастотного спектра занимается уже упоминаемая выше Госкомиссия по радиочастотам.

В настоящее время принимаются обобщенные решения, позволяющие пользователям не обращаться в государственную комиссию за частными решениями, а получать частоты в Федеральном агентстве связи. Есть проблемные вопросы, связанные со сроками прохождения документов. Возможно, в ближайшее время будут найдены ответы и на них. Некоторые технологии в соответствии с решением Госкомиссии по радиочастотам уже сегодня можно использовать без разрешительных документов на назначение частот. Это касается и технологии беспроводного доступа, которая используется в рамках закрытых помещений.

В Законе "О связи" не рассмотрен целый ряд важных вопросов, например о радиолюбителях. Но решением Госкомиссии мы постарались упростить процедуру использования частот и для этой категории пользователей.

Следующий вопрос я бы выделил особо. Речь идет о сближении документов, регулирующих распределение полос радиочастот в РФ, с международным разрешением использования радиочастот. Государство выделило большие средства на конверсионные мероприятия, Федеральным агентством связи были проведены конкурсы по работам, в которых участвовали НИИ Министерства информационных технологий, НИИ Министерства обороны. В дальнейшем будут проводиться мероприятия по освобождению полос частот для гражданских пользователей. Министерство обороны в этом вопросе работает эффективно и освобождает некоторые частоты для гражданских пользователей.

Один из самых обсуждаемых на сегодняшний день вопросов — плата за использование радиочастотного спектра. Новое постановление об оплате еще не принято. Думаю, что в ближайшее время Министерство информационных технологий договорится с Министерством обороны и другими пользователями об оплате частотного спектра, и постановление будет соответствовать Закону "О связи". Уже сейчас существует ряд резолюций, согласно которым производится плата за использование спектра. Радиочастотный спектр должен оплачиваться согласно принятым резолюциям. Чтобы у пользователей не было двойственного представления, хочу напомнить, что есть старые постановления, которые никто не отменял. Как бы ни сопротивлялись некоторые операторы, но за спектр им все равно придется платить.

Есть еще один проблемный вопрос — бессрочное выделение полос радиочастот назначения. Раньше радиочастотная комиссия, выделяя пользователям полосы частот, не назначала срок их использования. Понятие "реализация" подразумевало бессрочное пользование частотой. В настоящее время Государственная комиссия совместно с Россвязьнадзором и Россвязью проводит мероприятия по анализу использования полос частот. По результатам этих мероприятий все ранее выданные разрешения будут продлеваться с установлением срока либо на 10 лет, либо до 2016 г.

Мининформсвязи России планирует провести конверсию тех участков спектра, которые будут использоваться под новые технологии, затрагивая диапазоны цифрового ТВ и беспроводного доступа, чтобы как можно больше участков освободить для гражданского использования.

Многих пользователей волнует прозрачность процедуры распределения и назначения частот. Сегодня все решения Госкомиссии публикуются на сайте Министерства информационных технологий (www.minsvyaz.ru). Думаю, в ближайшее время на сайте радиочастотного центра — основополагающего подразделения по вопросам дисциплины — также будут вывешиваться все заявки, подаваемые в центр, чтобы пользователь мог определить, на каком этапе рассмотрения находятся его документы.

К вопросу о сроках прохождения документов:

1. Плата за проводимые работы.
Часто оплата счета происходит очень долго, это преимущественно связано с пересылкой документов, порой уточнение данных между радиочастотным спектром и оператором тоже затягивает сроки. Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) проводит работы по модернизации автоматизированной системы. Это позволит оператору отслеживать, на каком этапе прохождения контроля находятся его документы, запрашивать номер счета, с тем чтобы его оплатить, что ускорит процедуру выдачи заключительных документов.

2. Согласование с Министерством об ороны.
К сожалению, это министерство в который раз изменило процедуру прохождения документов. Раньше вопросами экспертизы занимался "Воентелеком", сейчас эти вопросы находятся вне его компетенции. Это вносит сумятицу в процесс выдачи заключений, но Министерство информационных технологий, Россвязь и ГРЧЦ настаивают на том, чтобы выдерживались те сроки, которые закреплены в положении о выделении радиочастот (75 суток плюс 15, это максимальный срок). Будем проводить переговоры с Министерством обороны, чтобы согласовывать сроки прохождения документов.

Ранее существовавшая одношаговая система претерпела изменения в ходе административной реформы, сроки "поплыли". Сегодня мы опять стремимся к сроку в 4 месяца. В первую очередь это связано с заключением "рамочных договоров", которые упрощают отношения между ГРЧЦ и оператором. Но и тут есть ряд проблем. Почта работает медленно, пересылка документов часто длится несколько недель. Некоторые операторы, чтобы избежать потери счетов при почтовой пересылке, получают документы непосредственно на предприятиях ГРЧЦ. Нужно более детально проработать систему пересылки, в частности, рассмотреть вариант с отправкой заказных писем.

Количество пользователей радиочастотного спектра стремительно растет. В 2003 г. ГРЧЦ выдал около 20 тыс. разрешений на использование радиочастот, в 2005 г. — 26 тыс. По данным, на 1 октября 2006 г. выдано уже 34 тыс. разрешений. И главная задача регулирующих органов на нынешнем этапе — решить все проблемы, возникающие в процессе получения разрешений на вещание.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2006
Посещений: 15301

Статьи по теме

  Автор

Андрей Бескоровайный

Андрей Бескоровайный

Руководитель Федерального агентства связи, заместитель председателя Государственной комиссии по радиочастотам

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций