Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Организация взаимодействия кабельных операторов, вещателей и лицензирующих органов

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Организация взаимодействия кабельных операторов, вещателей и лицензирующих органов

Вячеслав Чулков
Начальник Управления технического развития ОАО "Мостелеком"

Целью данной статьи является попытка структурировать отношения между кабельными операторами, вещателями, регулирующими органами и абонентами. Автор надеется, что сформулированные предложения позволят кабельным операторам быстрее преодолеть переходный период, создать эффективно работающую нормативную базу и начать предоставлять своим абонентам весь широкий спектр услуг мультимедийных сетей

Правильно разработанная законодательная база может оказать значительное воздействие на развитие отрасли. В этом смысле весьма показателен опыт наших соседей. Как отметил в своем докладе "Десять лет Закону Украины "О кабельном телевидении" на выставке CSTB'2003 президент Союза кабельного телевидения Украины А.И. Ляхов: "Ошибки на старте создали большие проблемы у кабельных операторов нашей страны, в том числе и в регулировании частотного ресурса... При создании законодательной базы необходимо как можно дальше развести технологическую часть и контент. Это позволит ограничить вмешательство чиновников в хозяйственную деятельность кабельных операторов".

В России сегодня идет становление кабельного бизнеса. Этот процесс состоит из нескольких этапов.

1. Этап построения технической базы. В этот период главное внимание уделялось решению технических вопросов создания интерактивных кабельных телевизионных мультисервисных сетей. Определялись требования к оборудованию, к топологии сетей, методикам проектирования, настройке и эксплуатации. И хотя создание сетей еще продолжается, к сегодняшнему дню данный этап можно считать достаточно проработанным. Он теряет свою остроту, постепенно переходя в стадию текущего строительства, рутинной подготовки нормативной документации, выработки методик и правил.

2. Этап перехода к эксплуатации мультисервисных сетей. На данном этапе происходит создание правовой базы деятельности кабельных операторов и определение правил взаимодействия между кабельными операторами, абонентами и государством. На сегодня это переходный этап, наиболее волнующий большинство кабельных операторов. От скорости и безошибочности решения правовых вопросов в значительной степени зависит, насколько быстро и эффективно будет развиваться индустрия кабельного телевидения в обозримом будущем.

3. Этап широкого коммерческого предоставления услуг. Это наиболее длительный, сложный и важный этап деятельности кабельных операторов, от правильности организации которого зависит судьба каждого из них. Можно с уверенностью утверждать, что в последующие годы больше всего привлекать внимание кабельных операторов будут вопросы поиска контента, новых услуг, методов привлечения абонентов, маркетинговые исследования.

Глобальные тенденции организации доступа к мультимедийным услугам

Сегодня во всем мире идет интенсивный процесс конвергенции технологий и услуг. Различные виды информационных услуг (теле- и радиовещание, голосовая связь, передача данных, доступ в Интернет и др.) сливаются в единый поток широкополосных мультимедийных услуг. Причем отчетливо проявляется следующая тенденция: потребители этих услуг получают доступ к ним, используя множество различных каналов связи (рис. 1). Все мы видим, что сегодня операторы телевизионных сетей включают в перечень своих услуг телефонию и доступ в Интернет, провайдеры телефонии обеспечивают доступ в Интернет и занимаются Интернет-вещанием, сотовые операторы осуществляют передачу данных и т.д.

Необходимо признать, что широкополосные мультимедийные услуги стали товаром, который служит удовлетворению информационных потребностей населения. И работа с ними подчиняется таким же правилам, как и те, которые существуют и для других товаров. Этот товар нужно создать, прорекламировать, локализовать, доставить потребителю и при этом гарантировать его качество. Но товар этот специфический: он водействует на сознание потребителя этих услуг и имеет массовый спрос. Поэтому государство должно создать законодательную базу, в которой будут учтены интересы как самого государства, так и других участников процесса и будет гарантировано отсутствие вредного воздействия указанного товара на потребителей.

Взаимодействие государства, кабельных операторов и абонентов должно быть определено в Законе "О кабельном телевидении", который сейчас находится на стадии рассмотрения в Государственной думе. Качество же услуг должно подтверждаться наличием лицензий на виды деятельности. Обсуждение правил лицензирования деятельности кабельных операторов активно ведется последние 1,5-2 года. На сегодняшний день эти вопросы обрели особую остроту. К сожалению, приходится признать, что пока отсутствует четкое понимание места кабельных операторов на рынке информационных услуг. Все это привело к многочисленным конфликтам и к завышению требований как со стороны чиновников, так и со стороны самих кабельных операторов. Это и попытка ограничения чиновниками числа транслируемых каналов в кабельных сетях, и требование к вещателям о получении лицензий на трансляцию их программ в конкретных кабельных сетях, а также требование кабельных операторов о выдаче единой лицензии на предоставление всех видов услуг — "универсальной" лицензии. К крупным зарубежным вещателям предъявляется нереальное требование: для того, чтобы получить разрешение на регистрацию своего СМИ, они должны стать резидентами на территории РФ.
Для того чтобы сформулировать разумные требования к участникам рынка, необходимо более детально разобраться в процессе доставки мультимедийных услуг от их производителя до потребителя.

Взаимодействие кабельных операторов с вещателями

На рис. 2 показана типичная схема организации взаимодействия кабельных операторов с вещателями. Вещатели в различных странах мира создают информационные продукты. Затем провайдеры услуг на местах собирают ряд программных продуктов в пакеты, используя различные каналы связи, производят их локализацию (перевод, транскодирование, лицензирование), а затем через оператора связи доставляют их абонентам. В нашем случае роль оператора связи выполняет кабельный оператор, но это может быть и оператор MMDS, спутниковый оператор и т.д. Зачастую оператор связи выполняет и роль провайдера. Но вследствие высокой стоимости локализации программ часто бывает выгоднее, чтобы этим занималась сторонняя специализированная организация, которая может продавать подготовленный ею пакет программ потребителям, используя услуги многих кабельных операторов, а также альтернативных операторов связи. Создаваться программы могут в различных странах, и их создатели часто не являются резидентами в РФ, что формально делает невозможным получение ими лицензии на вещание в России. Кроме того, крупные вещатели иногда не заинтересованы в получении лицензий в нашей стране из-за небольшого оборота кабельного рынка. В такой ситуации перекладывание на кабельного оператора несвойственных ему функций вещателя (это происходит из-за отсутствия законодательного определения понятия "провайдер") приводит к тупиковым ситуациям. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1359 от 07.12.94, кабельные операторы не могут транслировать более двух каналов. Требование, очевидно, предназначенное для того, чтобы избежать моно­полизации рынка создания телевизион­ ных программ, применяется по отношению не к создателю программ, а к участнику рынка, занимающемуся только их доставкой!

Выходом из этой ситуации может стать переход к трехступенчатой структуре доставки мультимедийных услуг потребителям (рис. 3). При такой структуре выделяются три ступени доставки услуг потребителям:

  • создание программ;
  • локализация и подготовка пакетов к передаче;
  • доставка программ потребителю.

Кстати, подобное разделение соответствует структуре "производитель - дилер - дистрибьютор", успешно работающей при распространении многих других видов товаров. Интересно заметить, что в проекте закона "О СМИ" просматривается эта же структура. В действующем Законе "О СМИ" в роли вещателя (правообладателя) выступает владелец и редакция издания, а в роли провайдера — издатель. При разнице в терминологии функции здесь совпадают полностью. В Законе "О СМИ" отсутствует аналог "оператора связи", но только по той причине, что сеть распространения СМИ не подпадает под действие данного закона.
Построение взаимоотношений между участниками рынка в соответствии с трехступенчатой структурой позволяет гармонизировать юридические отношения как внутри цепочки доставки услуг с использованием кабельных сетей, так и при смешанных видах доставки с использованием услуг альтернативных операторов связи.

При такой структуре создатель программы (ее правообладатель) должен получать лицензию на право распространения этой программы (вещания) на заданной территории без ограничений в использовании услуг различных операторов связи. На создателя программ должно распространяться действие ограничений Постановления Правительства РФ №1359 от 07.12.94 в части вещания не более двух каналов.

Провайдер услуг должен заниматься локализацией пакета программ и его подготовкой для передачи потребителю. В задачи провайдера входит сбор пакета программ, их юридическая подготовка, а при необходимости — получение от имени вещателя лицензии на право вещания на обслуживаемой территории. Необходимо, чтобы на него распространялось требование быть резидентом на территории вещания. Организация, занимающаяся этим, должна иметь лицензию на данный вид деятельности. В мультисервисной сети, через которую предоставляется множество разнотипных услуг, будут присутствовать пакеты услуг ряда провайдеров - телефонии, доступа в Интернет, платного телевидения, консультационных услуг, торговли и многого другого. Некоторые из этих услуг на сегодняшний день еще не сформированы, и совершенно очевидно, что кабельный оператор будет не в состоянии самостоятельно эффективно обеспечить предоставление всех видов этих услуг.

При трехступенчатой модели введение новых видов услуг не потребует от кабельного оператора изменений в связной лицензии, а также изменений в лицензиях уже действующих в сети провайдеров других видов услуг. Вопросы же условий лицензирования новых видов услуг будут решаться с провайдером этих услуг в зависимости от их вида. Это позволит расширять спектр услуг, предоставляемых через кабельные сети, без необходимости замены уже действующих лицензий. Ответственность за наличие необходимых лицензий лежит на провайдере услуги. Кабельному же оператору достаточно при предоставлении услуг связи убедиться в наличии действующей лицензии у провайдера услуги.

В функции оператора связи должна входить доставка конечным абонентам услуг с заданным уровнем качества. Этим оператором может быть кабельный оператор, оператор MMDS, эфирный оператор и т.д. Таким образом можно обеспечить унификацию законодательства применительно к различным способам доставки услуг. Операторы связи должны иметь лицензию на предоставление услуг связи с использованием соответствующей физической среды. Учитывая социальную значимость кабельного телевидения, государство может обязать оператора предоставить часть пропускной способности сети по фиксированной цене для предоставления населению социального пакета. Однако государство при этом должно выступить в роли провайдера этого социального пакета и обеспечить наличие договоров с правообладателями программ. Такой подход позволит избежать конфликтных ситуаций, когда власти обяжут кабельного оператора ввести в свои сети ряд программ, а правообладатели этих программ выставят кабельному оператору неприемлемые коммерческие условия.

Кроме решения правовых проблем упрощается решение многих вопросов о взаиморасчетах между кабельными операторами и вещателями (правообладателями) . Ведь выделение в отдельные статьи доходов от предоставления услуг связи и от выполнения функций провайдера разделяет источники получения прибыли. Совершенно очевидно, что вещатель не может претендовать на часть доходов от оказания услуг связи, но имеет полное право претендовать на ту их часть доходов, которая получена от продажи контента.

В заключение этого раздела хочу заметить, что три указанные функции не обязательно должны выполняться различными организациями. Они могут быть реализованы в любом сочетании в единой организации, но она при этом должна иметь соответствующие лицензии на выполнение каждой из функций.

Выводы

Предлагается принять трехступенчатую структуру доставки мультимедийных услуг потребителям и ввести понятие "провайдера услуг" — организации, занимающейся подготовкой пакета услуг к передаче их конечному абоненту. К провайдеру может быть предъявлено требование необходимости быть резидентом на территории РФ, представлять вещателя, а в некоторых случаях обеспечивать получение от его имени лицензии на право вещания на территории провайдера. Эту функцию может (но не обязан) выполнять и сам кабельный оператор. Его деятельность должна лицензироваться.

Деятельность вещателей необходимо лицензировать на право распространения программы (вещания) на заданной территории, отдельно от операторов связи, работающих по различным техническим принципам и в различных физических средах.

Требования Постановления Правительства РФ № 1359 от 07.12.94 в части вещания не более двух каналов, должны применяться только к вещателям-правообладателям (создателям контента).

Кабельный оператор всегда является оператором связи и, следовательно, должен иметь лицензию на оказание данного вида услуг. Эта лицензия обязательна для любого кабельного оператора. Лицензирующие органы не должны вмешиваться в вопросы технологических особенностей и частотного планирования в кабельных сетях.
Провайдеры различных услуг должны получать лицензии на виды предоставляемых ими услуг. Если в роли провайдера некоторых видов услуг (например, социального пакета) выступает кабельный оператор, то ему необходимо получить лицензию на данный вид услуг.

В обязанности провайдеров услуг должно входить заключение договоров и решение юридических вопросов с правообладателями информационного содержания и потребителями информации.

Реализация на практике предложенных подходов позволит гармонизировать правовые отношения как внутри отрасли кабельного телевидения, так и с другими видами доставки мультимедийных услуг. Хочется надеяться, что это позволит ускорить развитие отрасли и успешно перейти к главному этапу — повсеместному предоставлению потребителям широкополосных мультимедийных услуг.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2003
Посещений: 14779

Статьи по теме

  Автор

Вячеслав Чулков

Вячеслав Чулков

Начальник управления технического развития ОАО "Мостелеком"

Всего статей:  3

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций