Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Особенности восприятия изображения и звука в D-cinema

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Особенности восприятия изображения и звука в D-cinema


Александр Блохин
Заведующий лабораторией НИКФИ

Происходящее на наших глазах развитие технологий HDTV и электронного цифрового кинематографа привело к тому, что эти понятия часто стали считать синонимами, тогда как на самом деле они глубоко различны

HDTV, как и любая телевизионная система, предназначена для отображения видеоинформации на экране телевизоров.

В SDTV-системах (телевизионных системах обычного разрешения) угол поля зрения (то есть тот угол, под которым зритель видит телевизионный экран) не превышает 15-20°. Величина угла поля зрения определяется исходя из рекомендуемого расстояния зрителя от экрана, составляющего 4-5 Н, где Н -высота экрана. Такое условие соответствует незаметности строчной структуры телевизионного изображения SDTV (для отечественного вещательного телевидения 625 строк, 50 полей/с).

Что зрителю удобно...

Телезритель HDTV видит изображение под реальным углом поля зрения не более 25-30°. Подобное ограничение угла поля зрения определяет и степень эмоционального воздействия изображения на наблюдателя. Телезритель всегда четко осознает, что в своем доме он уютно расположился перед телевизором и в любую минуту может отвлечься от просмотра телевизионной программы. Это явление получило название "эффект окна", потому что события на экране зритель воспринимает как при наблюдении изображения через небольшое окно.

На телевизионном экране принципиально невозможно показать в реальном пространственном масштабе большинство сюжетов как павильонной, так и натурной съемки. По этой же причине не удается получить значительный зрительский эффект при создании систем трехмерного (объемного) телевизионного изображения, ибо в таком изображении "эффект окна" оборачивается "эффектом аквариума" с прозрачными стенками, в пределах которого происходят наблюдаемые события.
Действительно, как показывает опыт наблюдения телевизионных изображений, в событиях, отображаемых на телевизионном экране, практически невозможно добиться эффекта присутствия, или эффекта участия, зрителя.

Эффект присутствия

Принципиально иная ситуация наблюдается в кинематографических системах. В современных кинотеатрах угол, под которым зритель наблюдает экранное изображение, составляет 70° (и более), а в некоторых кинематографических системах (IMAX) угол поля зрения может достигать или даже превышать 180°.

Для человеческого зрения горизонтальный угол поля зрения (с учетом периферического зрения) составляет около 170°.

Таким образом, в кинематографических системах оказывается принципиально возможным приблизить углы поля зрения экрана к углам человеческого поля зрения. При этом создаются благоприятные психофизиологические условия для создания эффекта присутствия, или эффекта участия, зрителя в событиях, происходящих на экране.

Эффект присутствия дополнительно усиливается при объемном, охватывающем зрителя со всех сторон звуковом сопровождении. При демонстрации современных кинофильмов в залах, оборудованных системами объемного звука, приходится иногда принимать специальные меры, чтобы исключить слишком сильное эмоциональное воздействие на зрителя, которое может привести к возникновению чрезмерных стрессовых реакций.

Новое экранное зрелище

Стремительное развитие в последнее десятилетие систем электронного цифрового кинопроизводства и кинопоказа (D-cinema) приводит к необходимости осмысления технологических характеристик этого нового экранного зрелища. Это нужно, во-первых, для максимальной реализации творческих замыслов создателей фильма, а во-вторых, для максимального удовлетворения потребностей зрительской аудитории.

Технологии цифрового контента

Процесс создания кинофильма в D-cinema принципиально отличается от традиционного с использованием кинопленки, как основного носителя визуальной информации. Основой технологии создания цифрового кинофильма, или, как принято в современной терминологии, цифрового контента, является процесс Digital Intermediate (DI).

Базовыми компонентами для получения цифрового контента могут служить как киноматериалы на пленке, так и на любых других носителях информации. На первом этапе DI все исходные материалы оцифровываются. При этом пленочные материалы оцифровываются при помощи специального фильм-сканера, а материалы на других носителях информации — посредством специальных аналогоци-фровых преобразователей в составе современных компьютерных комплексов. Сканирование обычно выполняется с разрешением 4К (4096x3112 пикселей), но в некоторых случаях возможно использование разрешения 2К (2048x1556 пикселей).

Следующим этапом в производстве DI является очистка каждого кадра от грязи, царапин и других дефектов. Для осуществления очистки используются как специальные программные средства компьютерных технологий, так и покадровая ручная коррекция.

Далее очищенный цифровой контент подвергается цветовой синхронизации, целью которой является получение заданной цветопередачи в соответствии с творческими замыслами создателей фильма. Цифровая система DI предоставляет создателям фильма гораздо более широкие возможности по сравнению с традиционными пленочными технологиями. Значения любых параметров изображения, вид гамма-характеристики, контрастность, насыщенность цвета могут быть настроены независимо для красной, зеленой и синей цветовых составляющих или для всего изображения. Возможно изменять характеристики выбранных фрагментов изображения, оставляя остальную часть неизменной. Все это дает практически неограниченную творческую свободу создателям фильма.

Преимущества новой системы

Важное преимущество DI перед традиционными пленочными технологиями состоит в том, что весь процесс проходит в реальном масштабе времени при наличии постоянного контроля на экране специального монитора или на большом экране при помощи калиброванного по цвету видеопроектора. При этом возможно оперативное вмешательство в процесс цветоустановки в случае каких-либо неверных цветовых решений.

Описанный выше процесс предполагает, что исходный материал был собран и смонтирован. Однако возможности DI далеко не исчерпываются работой с уже смонтированным кинофильмом. Процесс DI дает возможность выполнять монтаж в автоматическом режиме, при этом фильм монтируется из рабочих материалов непосредственно при выполнении самого процесса DI. В этом режиме оцифровываются не все рабочие материалы, а только те их фрагменты, которые должны войти в создаваемый фильм. Оцифрованные таким образом фрагменты собираются в соответствующем порядке прямо на компьютере во время процесса цветовой синхронизации, то есть создается окончательная версия фильма. Для этого используется лист монтажных решений (EDL-Edit Decision List), который производится с помощью системы чернового монтажа. На основе этого листа выполняется автоматический монтаж всего фильма.

Носители информации

Последним этапом DI является перенос полученного цифрового контента на выбранный носитель информации. Выбор соответствующего носителя определяется дальнейшими намерениями создателей фильма, которые решают, как будет показан фильм. Это может быть кинотеатральный показ в электронном цифровом кинотеатре, передача по телевидению любого вещательного формата или перевод на кинопленку для демонстрации в обычных кинотеатрах.

Производительность современной аппаратуры DI позволяет создать цифровой мастер-фильм двухчасовой длительности за несколько недель при стоимости процесса не более 200 тыс. долларов.

Проекция цифрового кинофильма

В соответствии с рекомендациями группы компаний Digital Cinema Initiatives, разработавшей документ Digital Cinema System Specification, v.1.0, July 20, 2005, который регламентирует параметры систем цифрового кинематографа в США, изображение на киноэкране должно отвечать требованиям, указанным в таблице.

Экранная поверхность должна обеспечивать равномерное отражение по всему углу поля зрения для зрителей, находящихся в зале, и не иметь искажений в спектре отраженного света, а у экрана должна быть черная свето-поглощающая окантовка.

Яркость экрана от посторонних источников света в зале (указателей выхода, контуров ступеней и т.п.) не должна превышать 0,03 кд/м2.

Приведенные в таблице характеристики экранного изображения в системе D-cinema существенно превосходят соответствующие характеристики систем пленочного кинопоказа, что повышает качество экранного зрелища и соответствующий эмоциональный эффект при просмотре цифровых кинофильмов.

Звуковое сопровождение в соответствии с рекомендациями Digital Cinema Initiatives должно осуществляться по 16 отдельным цифровым каналам с дискретизацией 24 бит 48 кГц или 96 кГц. Система звукового сопровождения предусматривает преобразование звуковой информации в двухканальную систему.

Рассмотренные рекомендации Digital Cinema Initiatives представляют значительный интерес для проектирования отечественных цифровых кинотеатров. Необходимо отметить, что в приведенных рекомендациях оставлено довольно широкое поле для вариаций многих параметров, однако как в процессе создания цифрового киноконтента, так и в цифровом кинопоказе необходимо стремиться к максимальной унификации параметров для обеспечения международного обмена киноконтентом.

Опубликовано: Каталог "Техника кино"-2006
Посещений: 12360

  Автор

Александр Блохин

Александр Блохин

Зав. лабораторией НИКФИ

Всего статей:  2

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций