Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Не только "цифра"

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Не только "цифра"


Валентин Валентинович Лазуткин
Председатель Редакционного совета журнала

Уважаемые читатели! Среди многочисленных проблем, волнующих сегодня профессионалов электронных СМИ, две имеют судьбоносное значение: председатель Комиссии по подготовке Федеральной целевой программы развития телерадиовещания в РФ Д.А. Медведев заявил, что эта программа уже согласована на 95%; Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина объединены Росохранкультура и Россвязьнадзор. Поговорим об этом. Государственной программы развития отрасли в родном Отечестве нет уже давно: в 1984 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР была утверждена "Программа развития материально-технической базы телевизионного вещания в стране на 1984-1990 гг.", надолго ставшая руководством к действию. Отличительной чертой этого мощного документа было то, что он не перераспределял имевшееся достояние отрасли, а давал толчок интенсивному развитию телерадиовещания в стране. В постановлении содержались конкретные задания 18 союзным министерствам и ведомствам, создававшие основу для общенациональной научно-исследовательской, опытно-производственной и промышленной работы в интересах телевидения и радио. Пункты с 17-го по 20-й этого постановления носили гриф "секретно". Не нарушая секретности, скажу лишь, что в них были прописаны очень жесткие правила приемки новой вещательной техники, установленные для оборонной промышленности. Именно поэтому технические комплексы, спутниковые группировки и средства связи того периода отличает высочайшая степень надежности: многие из них работают и сегодня, хотя давно вышли за ресурсные сроки.

В 1996 г. Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию совместно с Министерством связи РФ по поручению правительства разработали "Программу развития телевидения и радиовещания в Российской Федерации до 2010 г.". Она успешно прошла рассмотрение в Экспертном совете при Правительстве РФ, но как Федеральная программа не была утверждена - в бюджете не были найдены средства для ее финансирования. Прошло 10 лет, за которые было принято немало указов и постановлений высших органов власти, которые неизменно начинались со слов "В целях дальнейшего совершенствования телерадиовещания...", но основ для качественных перемен они не создавали, а только лишь "перераспределяли". Сегодня глобальные перемены в области вещания заставили и нас задуматься о новых системных решениях. Правительственная комиссия и ее рабочие группы проделали большую работу. Что же продолжает волновать отраслевиков? Прежде всего то, что на 5%, отведенных по словам Д. А. Медведева на доработку проекта Программы, приходится слишком много не только нерешенных, но даже неописанных в этом проекте проблем, таких, например, как технологически обоснованные изменения системы отношений в цепочке "правообладатель - вещатель - оператор связи - потребитель (абонент)", разработка единого частотного плана вещания, нормативно-правовая основа для совершенствования рыночных механизмов развития отрасли, пути взаимодействия власти и бизнеса в реализации разрабатываемой Программы. Иногда кажется, что словосочетание "переход на цифровое вещание", как гоголевский "Нос", уже начало жить своей отдельной жизнью, а ведь на самом деле этот переход должен прежде всего решить кричащую проблему ликвидации огромного разрыва в доступе наших сограждан к программному многообразию сегодняшнего телевидения. Если упомянутое постановление 1984 г. ставило задачу обеспечить к 1990 г. возможность приема одной программы Центрального телевидения для 97% населения и двух программ - для 87% населения (в том числе соответственно для 95% и 76% сельского населения), то Комиссия Медведева обсуждает вопрос о формировании целого пакета общедоступных программ для всего населения страны. Вопрос стоит остро: если механизмы реализации Программы, предлагаемые Комиссией, окажутся эффективными, то в ликвидации информационного неравенства будет сделан большой скачок; в противном случае сегодняшнее состояние будет усугублено. Третьего не дано. Несколько слов о создании нового федерального органа. Это решение соответствует пожеланиям и ожиданиям отрасли. Подчиненность новой службы непосредственно Главе Правительства и наделение ее широкими полномочиями открывают серьезную перспективу, для реализации которой ключевое значение будет иметь система новых нормативных документов. Их еще предстоит разработать в довольно сжатые сроки. Хорошо знаю, что чиновники не любят поспешать, но уж больно отрасль заждалась...

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2007
Посещений: 10570

  Автор

Валентин Лазуткин

Валентин Лазуткин

Председатель редакционного совета журнала "Broadcasting", академик Академии российского телевидения

Всего статей:  27

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций