Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мы отвечаем за то, что смотрит зритель

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мы отвечаем за то, что смотрит зритель


Олег Максимович Попцов

Президент Евразийской академии телевидения и радио

Что есть телевидение? Это сфера обслуживания или инструмент, влияющий на формирование мировоззрения нации. Конечно, все в нашей жизни сфера обслуживания, в этом смысле и президент страны - сфера обслуживания. Так ли это? Нет, это не так. Есть услужение в формате - "кушать подано, барин", а есть понятие - служить обществу, народу. Это совсем разные вещи. Не случайна поговорка: "Услужливый дурак опаснее врага". Мы отвечаем за то, что смотрит зритель. Опробованное рассуждение преуспевающих менеджеров: "Наше дело - выложить материал на канал, а дальше уже дело зрителя - нравится ему или нет". Правомерно ли оно? И да и нет.

Замечательные слова прекрасного поэта:  "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется".  Это в том числе и про нас, про журналистов. С одним уточнением: не можешь предвидеть, просчитать реакцию, не берись. Время такое. А коли сотворил -не обессудь - с тебя спросится. Что такое творчество? Порыв, торжество воображения, взрыв эмоций? Разумеется. Но главное не в этом. Творчество - это, прежде всего, ответственность перед собой, перед читателем или зрителем, перед слушателем.

Сейчас очень много разговоров о нанотехнологиях, инновациях. Возникает вопрос: какое общество мы строим и сможет ли оно решить проблему нанотехнологий и инноваций? Это может сделать только общество, обладающее мощным интеллектуальным ресурсом. Но этот ресурс дает массовое образование, а значит, доступное. Пусть оно будет специализировано, но оно должно быть всесторонним. В достаточно давнее время я был потрясен собственным прозрением, что авторскую песню создали не лирики, а физики. Большинство авторов этой новой песенной моды были выпускниками физмата, Бауманского института и т. д. И это потому, что есть два полушария головного мозга, и физик более успешен, когда задействовано второе полушарие, которое ориентировано на гуманитарные направления, тогда он делает более глубокие открытия в математике и физике.

Телевидение, конечно, является фактором массовой культуры. Но что делает массовую культуру значимой? Насколько она способна проложить коридор в большую культуру? Оперетта возникла как уличная музыка, но она породила классику. Никто не скажет сегодня, что Оффенбах, Штраус, Кальман - это музыка улицы. Это классика! То же самое произошло с джазом. Задача телевидения, как творца массового зрелища, - пробить коридор в ту истинную, большую культуру, а не оторвать общество от нее. Есть просто конвейер, а есть штучный конвейер, и никогда не надо жить по принципу рейтингов. Рейтинг обслуживает бизнес рекламодателя, которому нет дела до того, морально ли показанное, нравственно ли, насколько значим смысл. Рекламодатели живут другими принципами и нормами: реклама — деньги — товар — деньги. Поэтому их интересует только рейтинг. А рейтинг - это спрос. Их не интересуют проблемы беспризорных детей,  нуждающихся учителей и врачей, проблемы инвалидов, пока они сами не станут инвалидами. В такие программы рекламу не дают, потому что у этих передач нет "бешеного" рейтинга. И проблема здесь в профессионализме. Надо научиться социальные программы делать интересными, острыми, захватывающими. И зритель ринется к экранам, так как на экране его жизнь. При этом одно уточнение: все надо делать "до того", и телевидение существует для создания среды "до того", ибо когда придет "то самое", мир может быть потерян. И свобода слова - ключ в этом процессе. Просто необходимо правильное понимание свободы слова, поскольку она предполагает не беспредел: "говорю что хочу"... Конечно, говорить можно все, но нужно знать когда, как и для кого - в этом и есть профессионализм. Всегда следует помнить истину: в начале было Слово. Говорить надо, поскольку молчание или замалчивание, ставшее нормой заказной журналистики, способно погубить общество, так же, как искусство и телевидение. Да и все, что угодно. Достигает цели только зрячий и слышащий, только он способен изменить мир к лучшему.

Из выступления с анонсирующей видео пресс-конференции XI Евразийского телефорум


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2008
Посещений: 9367

  Автор

Попцов Олег Максимович

Попцов Олег Максимович

Президент Евразийской академии телевидения и радио

Всего статей:  1

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций