Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Хроника борьбы за права кабельных операторов

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Хроника борьбы за права кабельных операторов

Владимир Григорьевич Маковеев, вице-президент АКТР
Владимир Григорьевич Маковеев
Вице-президент АКТР


Уважаемые читатели! В этом номере публикуется Резолюция Общего собрания Ассоциации кабельного телевидения России, принятая 6 февраля 2007 г. За ней стоит большая работа АКТР в стремлении обеспечить достойные условия участия компаний кабельного телевидения и других современных вещательных систем в разрабатываемой Правительством РФ "Программе развития телерадиовещания в Российской Федерации".

Совсем недавно мы ратовали за новый закон "О СМИ", но все попытки создать его приемлемый вариант не удались. Очередной проект стоит в плане Минкультуры на конец предвыборного 2007 г., что реально означает неопределенный срок. Закон "О связи" (в части ст. 30 п. 4) висит дамокловым мечом над каждой современной вещательной системой: можно объявить незаконным предпринимательством любое коммерческое применение многоканальных технологий, в том числе цифровых. Та же ситуация с п. 13 Постановления Правительства РФ № 1359 от декабря 1994 г. - его действие, вопреки здравому смыслу, переносится на кабельные системы. Власти вынужденно закрыли глаза на несуразности в документах, и кабельные лицензии снова выдаются. Минсвязи для этого "подстелило соломку" в "Перечне лицензионных условий..." (Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 № 87), а Росохранкультура с этой же целью опубликовала "Информационное письмо". Однако в преддверии выборов и цифровой революции в телерадиовещании возникла нешуточная борьба за доступ к аудитории, обнажившая противоречия между вещателями и операторами, а в кабельном сообществе начались активные процессы консолидации. В новой ситуации правовые полумеры перестали быть надежными, и кабельный бизнес снова оказался незащищенным. Примеры тому - недавние претензии Россвязьнадзора к "Стрим-ТВ" и "Мостелекому". Наши партнеры - вещатели не прекращают попытки закрепить на будущее свои преимущества: "силой власти" заставить кабельщиков транслировать в своих сетях все эфирные программы. Первая попытка, отбитая АКТР, была предпринята "Первым каналом" в конце 2005 г., который предложил поправки в уже упомянутый " Перечень...". Эти предложения заслуживают цитаты: "...обеспечение доставки сигналов общероссийских телерадиовещательных организаций в неизменном виде, в режиме реального времени, из источников, осуществляющих наземное эфирное вещание, с использованием каналов, имеющих наилучшие характеристики по помехозащищенности..."

Тут недостает только концовки из очень похожих по тону документов: "Шаг вправо, шаг влево -побег!". Летом 2006 г. вещатели попытались использовать Правительственную комиссию, чтобы снова провести свои поправки в тот же документ. Представителям АКТР удалось их отвести: для частного оператора любая "обязательность" может быть создана только Законом.

Однако попытки поставить кабельщиков "на колени" продолжаются: в Правительство РФ в декабре 2006 г. был внесен проект "Правил оказания услуг связи для целей телерадиовещания". Однако мы узнали, что этот вариант "Правил" отличается от ранее согласованного. АКТР обратилась в Комиссию с протестом, и "Правила" были возвращены на доработку. Кстати, эти "Правила" разрабатывались по инициативе и финансовой поддержке АКТР.

К сожалению, "Правила", утвержденные 22 декабря 2006 г., доработаны чисто формально. В них сохранился раздел IV "Порядок заключения договоров с вещателями", нарушающий дух и букву Закона "О связи". В п. 39 явно нарушается Гражданский кодекс: частный вещатель может обратиться в суд с требованием о понуждении частного оператора к заключению договора (кстати, оператор такого права почему-то лишен!). Теперь АКТР придется судиться с Российской Федерацией! Не решен вопрос о социальном пакете телерадиопрограмм. В России строится социально ориентированное правовое государство, и важно сохранить термин "социальный": он понятен народу, парламенту и общественности. За ним стоят наработанные механизмы компенсации расходов частных компаний на осуществление социальной услуги, и есть своя статья в госбюджете. Попытки вещателей уйти от термина "социальный" - явное проявление безответственности. В октябре 2006 г. АКТР опротестовала в антимонопольных органах распоряжение Правительства Москвы "О дальнейшем совершенствовании организации телерадиовещания на территории Москвы", разрушающее рынок кабельных услуг в городе. ФАС признала нашу правоту, но Распоряжение пока не отозвано.

В декабре 2007 г. Правительство РФ ускоренным порядком без общественного обсуждения провело через Федеральное Собрание часть 4 Гражданского кодекса РФ (326 статей!), посвященную проблемам интеллектуальной собственности. Характерно, что Госдума, опомнившись, сразу же создала специальную рабочую группу по его доработке. АКТР будет с ней сотрудничать: анализ документа говорит о том, что он создаст кабельщикам больше проблем, чем решит.

Уважаемые кабельные операторы! Прочтите Резолюцию повторно: она создает основу для сплочения кабельных компаний, для формирования механизмов лоббирования ваших интересов во власти, решения спорных проблем внутри сообщества, а также сотрудничества с братскими ассоциациями. Будем оптимистами!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2007
Посещений: 9433

  Автор

Владимир Маковеев

Владимир Маковеев

Заместитель председателя редакционного совета

Всего статей:  69

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций