Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Preview

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Уважаемые коллеги!

На наших глазах происходит подлинная революция в телевизионном вещании. Последний раз подобные революционные изменения происходили более 40 лет назад при переходе от черно-белого телевидения к цветному.

Уже второй год подряд на крупнейших международных выставках практически не демонстрируется студийное телевизионное оборудование стандартной четкости (SD), все стенды ведущих фирм-производителей посвящены оборудованию высокой четкости (HD). Уже все специалисты, да и не только они, видели ТВ-изображение в HD-качестве и постепенно привыкают к нему. Сейчас, наверное, уже трудно представить, какой шок вызвало в начале 1980-х гг. HD-оборудование (видеомагнитофон, камера, монитор). Интересно, что в "приложении" к линейке оборудования компания представила концепцию использования технологии HD: распределение сигнала HDTV через спутниковые каналы, прием в мини-кинотеатрах и воспроизведение картинки на крупноформатных мониторах.

В год, когда наша страна отмечает 75-летие начала регулярного ТВ-вещания, уместно вспомнить о большом вкладе, внесенном нашими учеными в развитие HDTV. В первую очередь, это профессор М.И. Кривошеев, в течение 30 лет занимавший пост Председателя 11-й Исследовательской комиссии (11 ИК, ТВ-вещание) в МСЭ-Р. Первая рекомендация по студийному стандарту HD в январе 1989 г. была подготовлена под руководством профессора М.И. Кривошеева и при активном участии к.т.н. В.А. Хлебородова. В этой рекомендации был согласован формат кадра 16:9, число элементов в активной части строки — 1920, а также ряд других параметров. Не удалось согласовать только число строк развертки изображения. Тогда стало ясно, что "война стандартов" разгорится именно из-за этого параметра, а также по вопросу использования чересстрочной или прогрессивной системы развертки.

Следует сказать, что по инициативе Председателя 11 И К вопрос стандартизации рассматривался в качестве глобального подхода к развитию ТВЧ, была разработана модель системы, включающая центральный элемент — телевизионный центр ТВЧ, который должен был служить источником программ как для домашнего пользования, так и для международного обмена. Жаль, что многие из этих новаторских идей практически забыты и совершенно не учитываются при разработке концепции развития HDTV в нашей стране, в частности, при определении роли и места ТТЦ "Останкино" в этом масштабном проекте.

Процесс окончательного принятия стандартов HDTV всеми странами был достаточно сложным. Постепенно все согласились с количеством активных строк в кадре - 1080 (Рекомендация ВТ.109-5). Однако в апреле 2004 г. представители ряда европейских стран при поддержке Европейского вещательного союза (EBU) сообщили о заинтересованности в стандартизации формата прогрессивного разложения изображения: 1280х720; 16:9, 50 Гц (формат 720р/50). Азиатско-Тихоокеанский вещательный союз (АBU) выступил с заявлением, что должен быть выбран единый мировой формат: 1920 пикселей на 1080 активных строк (при общем числе строк 1125), стандартизованный в Рекомендации ВТ.309.

Точка зрения европейских стран по этому вопросу претерпевала ряд изменений. Так, в октябре 2005 г. представители EBU и Великобритании выступили с заявлением, что формат 720р/50 в действительности не формат HDTV, он лишь превосходит по качеству изображения формат стандартной четкости. Предлагалось рассматривать этот формат как временный до начала применения формата 1080р/50 при производстве и архивировании программ ТВ-вещания.

На конференции "HD Masters'2006" в Лондоне директор технического департамента EBU Фил Лавен высказался в пользу формата 1080р/50 со скоростью потока 3 Гбит/с, как привлекательного формата для высококачественной съемки, из которого затем легко получить форматы 1080i/25 или 720р/50.

Технологии XXI века сумели существенно снизить накал страстей вокруг выбора универсального формата HDTV весьма простым способом: выпускаемое ведущими мировыми компаниями оборудование поддерживает практически все форматы. Производителям программ остается только выбрать наиболее приемлемый для них. Однако нельзя забывать, что конечной целью внедрения HDTV, на реализацию которой будут затрачены огромные средства, является обеспечение высочайшего качества ТВ-изображения, удовлетворяющего всех: от любителей настоящего кино до спортивных болельщиков, жаждущих эффекта присутствия на стадионах всего мира. При этом международный обмен видеоматериалами HD должен быть максимально облегчен.

Виталий Стыцько,
заместитель начальника управления
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Опубликовано: Каталог "Оборудование для телевизионного производства"-2007
Посещений: 9357

  Автор

Виталий Стыцько

Виталий Стыцько

Заместитель начальника управления ФАПМК

Всего статей:  3

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций