Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Звук - мое основное хобби и моя работа

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Звук - мое основное хобби и моя работа

Стив Черч (Steve Church) родился в 1955 году в США (штат Калифорния, город Сан-Диего) в семье обычных американцев. Стив Черч, основатель и генеральный директор Telos Systems — человек, чей вклад в развитие технологий вещания и обработки сигналов трудно переоценить.


Стив Черч

Основатель и генеральный директор Telos Systems

— Когда и где ты учился?

— Это было в штате Мичиган, в городе Лансинг, недалеко от Детройта.

— А и высшая школа — когда и где?

— Сейчас ты, видимо, спрашиваешь меня про университет, так? Это было в Нью-Йорке.

— Успешно?

— В школе с успеваемостью было все очень хорошо, я закончил ее с отличием в 16 лет, тогда как обычный возраст для этого 18 лет. Таким образом, я поступил в университет в гораздо более юном возрасте, чем другие. Еще и работать успевал - устроился на небольшую радиостанцию в 14 лет.

— Да, было бы желание — многое можно успеть. Главное — двигаться, не стоять на месте так?

— Да, именно так. Я в течение года жил студентом по обмену во Франции в Эксан-Провансе. Это было здорово и, несомненно, стало интересным внедрением в другую культуру. Так начались мои "вожделенные скитания", которые продолжаются и по сей день. Около 10 лет я живу в Латвии, в Риге, и мне здесь очень нравится.

— А чем занимаешься в свободное время?

— У меня сделанная собственноручно акустика Orion, которая была спроектирована Sigfried Linkwitz. Там используется очень необычная "дипольная" конструкция, которая, на мой вкус, звучит гораздо лучше, чем традиционный ящик с громкоговорителями. Я люблю качественный многоканальный звук. Прослушивание хорошего диска вызывает у меня почти благоговейные ощущения.

Нахожу время и для радио. Иногда слушаю "Эхо Москвы" для того, чтобы понимать, что происходит в России, получать новости и улучшать свой русский язык.

А вот телевизор почти не смотрю. Я скорее аудиофил. Хотя, когда моя супруга включает Discovery, мы смотрим его вместе.

— Именно смотрите? Теперь я начинаю понимать твой интерес к фирме Linear Acoustic?

— Много лет назад компания Telos приобрела фирму Omnia, и мы привели их к большому успеху. То есть у нас есть такой опыт. Ребята из Linear Acoustic большие профессионалы и очень подходят нам. Телевидение тоже нуждается в хорошем звуке!

— Какова, на твой взгляд, роль хобби в жизни инженера и бизнесмена?

— Звук - это мое основное хобби и моя работа, и я счастлив, что они пересекаются.

— Твое знание русского языка достойно высокой оценки. А нужны ли языки и общее образование техническому специалисту и менеджеру?

— Я думаю, что иметь кругозор - это очень важно. Будь то классическое образование или просто жизненный опыт. В университете я изучал психологию, экономику и бизнес в дополнение к инженерной профессии. Безусловно, все это мне очень пригодилось, когда я стал директором компании. Еще важнее, что я сохранил интерес ко всем этим вещам и продолжаю учиться все время.

— А как лучше организовать работу? Каковы перспективы дистанционной работы и управления бизнесом? Не мешает ли тебе лично разница часовых поясов и отсутствие личного контакта?

— Хм... ты спрашиваешь об этом парня, который руководит американской компанией из Латвии. Все идет хорошо, и должен сказать, что удаленная работа определенно возможна! На самом деле я полагаю, что это помогает. Я не вовлечен в ежедневную офисную рутину компании, таким образом, у меня есть простор для взгляда в будущее. Также для нашей компании хорошо, что кто-то есть в Европе, чтобы поддерживать контакты и быть в курсе развития индустрии в этой части мира.

Временные пояса - не самая серьезная проблема. Сейчас большинство коммуникаций происходит при помощи электронной почты, что естественным образом и решает проблему разного времени.

— Совершенствуется оборудование и технологии радиовещания, перемены радикальные, но человек за это время практически не изменился. Как, на твой взгляд, нет ли тут противоречия? Нужно ли совершенствовать технику, если остается неизменным человек?

— Производство интересного контента всегда было ключевой задачей для достижения успеха в медиаиндустрии, и решает ее человек. Техника в этом вторична, но все еще неотъемлема от этого процесса. А иногда техника дает новый толчок в развитии программинга.

Я начал свой бизнес, когда сам проводил на радио живые ток-шоу, и техника для использования телефонных линий тогда была не очень хорошей. Плохое качество звука удерживало людей от использования телефонных звонков в эфире, которые могли бы стать его интересным элементом. Так получился первый продукт от компании Telos, который стал большим хитом, поскольку радиостанции открыли для себя, что телефонные звонки могут звучать не так уж и плохо.

В США многие станции впервые начали делать живые шоу с входящими звонками от слушателей, таким образом, техника оказала большое влияние на про-грамминг.

Теперь по поводу человека и вещания. Люди любят связываться и разговаривать друг с другом, но это только промежуточное звено. Мы видим, как активно это происходит при помощи текста через мобильную связь и Интернет. Но я отношусь как к особому волшебству, когда человек может сидеть в небольшой комнате с микрофоном и его голос передается через эфир. Это очень впечатляет, разве нет? Люди живут на Земле сотни тысяч лет, и совсем недавно они достигли возможности такой коммуникации. Мы так привыкли к этому, что пропало ощущение волшебства происходящего.

— А можно ли вернуть волшебство живого эфира? Что для этого должна сделать техника и что — человек?

— Нет объективных причин, по которым этого было бы нельзя достичь и сегодня с помощью современной техники. Но мои ощущения от прослушивания радио иногда отрицательные. Возможно, автоматизация сделала DJ ленивыми.

Конечно, компьютер лучше, чем проигрыватель пластинок или аппаратная карт-машина для воспроизведения элементов расписания: и качество лучше, и работа стабильнее. Но я уверен, что что-то и потерялось. Ди-джейские реплики и проигрывание винила во время пика популярности радиостанций формата Top-40 в 1960-х и начале 1970-х годов сделали радио свежим и энергичным. Энергетика на самом деле ощущалась. Я думаю, что отличие в том, что у DJ было ощущение физического воздействия на эфир. Возможно, причина в другом: компьютер зачастую заменяет человека, и это совершенно другое дело.

Замечу (относительно наших консолей Axia), что мы помним о тактильных ощущениях при работе с оборудованием: размер и нажатие кнопок, ход фейдеров и так далее. Мы считаем, что таким образом заботимся об операторе и он будет чувствовать себя лучше.

— По мере возможности вы заботитесь об успехе станции. Какие факторы влияют на успех радиостанции? Как влияет качество звука, содержание программ?

— Наиболее важная вещь - это, конечно, контент. Но я видел много примеров, когда улучшение звучания радиостанции приводило к увеличению ее рейтинга. Это позволяет выделяться. Люди чувствительны к сигналам, что они не могут объяснить, и качество звука относится сюда же. Не замечали ли вы, что восприятие живого концерта может очень разниться в зависимости от акустики комнаты и звуковой системы?

— Это американские наблюдения или европейские? Имеются ведь различия вещания как технологии и бизнеса: Россия — Европа и США.

— Я думаю, что с точки зрения технологии Россия идет впереди США. В России я вижу много интересных решений и инноваций, в то время как американцы рады ехать по тем же рельсам. Частично это связано с тем, что большинство американских станций принадлежат нескольким крупным компаниям, которые не особенно заботятся о технике, программинге или инновациях. С точки зрения бизнеса американские станции мне кажутся совершенно успешными. Даже при конкуренции с Интернетом, спутниковым вещанием и кабельными операторами эфирное радиовещание удерживает большую часть рекламного рынка.

— Радио слушают и делают люди. Каков портрет сегодняшнего инженера на радио в США? Его можно в России принять как образец для подражания?

— Российский и американский инженеры на радио очень похожи. Основное отличие заключается в том, что американский инженер сегодня отвечает за 5-10 станций, которые принадлежат одному владельцу. Мне кажется, что российский инженер столько не потянет. Но, как я говорил, мой опыт показывает, что российский инженер больше открыт для новых идей.

— А что можно сказать о таких американских инженерах, как Edwin Howard Armstrong, David Sarnoff и Alexander M. Poniatoff?

— Армстронг был креативным гением, к которому плохо относился Сарнов. Сарнов выступал против FM, но Армстронг доказал, что был прав, к сожалению, уже после своей смерти.

— Как ты считаешь, куда пойдет радиовещание — в сторону уменьшения искажения, повышения качества звука и числа каналов (5.1, например), или развитие пойдет в сторону появления новых сервисов?

— Мы увлечены surround и уже провели ряд успешных экспериментов. С точки зрения техники это работает. Это великолепно звучит в машине. Но, к сожалению, в этом пока нет промышленного интереса.

Что касается новых сервисов, то у меня есть ощущение, что вот-вот что-то должно произойти и это изменит все. Но я не знаю, что это...

— Каким тебе видится оборудование радиостудии завтрашнего дня и студия в целом?

— Нет сомнений, что все радиостанции будут построены на технологии IP, исходя хотя бы из здравого смысла. Этот процесс уже идет. Прямо сейчас мы находимся в той фазе, когда все традиционное радиовещательное оборудование переведено на технологию IP. А когда будет единая платформа, появятся и новые идеи. В технологиях всегда так происходит. Посмотрите на мобильные телефоны - разве кто-то ожидал, что SMS станет настолько важной вещью? Или Youtube в сети Интернет? Или iPhone? Когда построена новая базовая платформа, люди начинают придумывать новые способы ее использования. Если говорить о конкретных примерах, то упомяну Telos VX, построенный на IP-технологии, - это вещательная телефонная система, которая откроет новые горизонты.

— Каковы перспективы сосуществования радио и других технологий? Сможет ли "радио в Интернете" забрать аудиторию у эфирного вещания? Кто главный конкурент радиовещанию?

— Потоковые сервисы в Интернете -это действительно очень круто. Но как доставить эти сервисы в автомобиль, где находится основная аудитория радио? На сегодняшний день нет такой технической возможности. Несколько человек могут слушать радио, используя мобильные коммуникаторы, но ограниченная скорость передачи данных в такой системе не позволяет оказать услугу большому количеству слушателей.

Основной конкурент? Пока я не вижу ни одного. Когда люди находятся в машинах, они хотят щелкать кнопкой, развлекаться и слушать человеческий голос. И они хотят чувствовать, что это действо происходит и рождается в прямом эфире, прямо перед ними. Какая еще техника может обеспечить это?

— А что скажешь про Интернет, в частности про порталы www.you-tube.com, www.myspace.com, www.fa-cebook.com? Не заменят ли они нам вещание? Не заменят ли они вообще все?

— Я как раз недавно думал на эту тему, так что спасибо за хороший вопрос. Опять же, если не грянет какая-то техническая революция, мы будем иметь Facebook в машине. Но в любом случае вы не сможете уделять внимание этому медиа, пока ведете машину.

Оглянитесь назад. Помню, какую важную роль играло радио в США в обществе и в формировании общества в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. Энергия и общий успех радио черпались оттуда. Когда молодежь слушала большие рок-н-рольные станции, она чувствовала себя причастной к общему большому событию, которое объединяет ее.

Мне кажется, что сейчас радио не играет такой роли, так как оно само изменилось, и появился Интернет. Я думаю, что это и есть проблема радио и что радиостанции должны попытаться вернуть к себе внимание. Возможно, техника сможет этому как-то помочь, обеспечивая дополнительную связь с помощью мобильных телефонов, Web-сайтов, что в итоге позволит сделать современное прослушивание радио более интерактивным и более привлекательным.

— Большое спасибо.

Беседу вел Сергей Соколов

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2009
Посещений: 10372

Статьи по теме

  Автор

Стив Черч

Стив Черч

Основатель и генеральный директор Telos Systems

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций