Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Выбор оборудования для вещания

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Выбор оборудования для вещания

В № 6 журнала "Broadcasting" за 2012 год в статье "Надежность и резервирование тракта радиостанции" мы говорили о подходе к надежности и резервированию, но тогда лишь частично затронули проблему выбора оборудования для вещания. Теперь поговорим об этом более детально
Антон Сергеев
Руководитель службы вещания
"Дорожного радио", "Радио для двоих",
"Радио Ваня", Санкт-Петербург

Опыт или знания?

Если вы работаете на коммерческом предприятии, и от вас требуют конкретных результатов — каждый ваш шаг должен продвигать вас и вашу компанию, хоть немного, но вперед. Под шагом будем понимать покупку нового оборудования, замену старого или даже глобальное изменение какого-либо бизнес-процесса, связанного с техническим обеспечением. Примем как данность, что ваши решения относительно оборудования не обсуждаются и принимаются как руководство к действию. Решили вы приобрести десять микрофонов — выписывается счет и микрофоны покупаются.

Чтобы в процессе этих решений не допускать простых и досадных ошибок, попробуем сформулировать те основные моменты, на которые стоит обратить внимание.

Итак, что важнее использовать в принимаемых решениях — опыт или знания? Давайте разберемся. Знания мы получаем в процессе обучения. Это может быть вуз или специализированные курсы. В современной системе образования, особенно в сфере вещания, ситуация такова, что студент получает гораздо больше теоретических знаний, чем практических. На выходе получается — теории в голове много, а вот практики мало. Принимать решения в сфере вещания, основываясь только на теоретических знаниях, категорически нельзя. К сожалению, не все руководители высшего звена имеют достаточный практический опыт, что негативно сказывается на эффективности принимаемых решений.

Как же измерить опыт? Какой опыт достаточен для принятия решения, а какой нет? Правильный (или положительный) опыт — это опыт внедрения и эксплуатации ваших решений/идей, которые привели к росту тех или иных показателей. Это могут быть: увеличение времени наработки на отказ, повышение надежности, повышение качества звучания и т.п.


Отметим, что необязательно (но желательно хотя бы на начальном этапе развития вас, как специалиста) самому вкручивать каждый винт. Вы можете руководить коллективом, осуществлять текущий контроль, принимать работу. Все, что сделано под вашим непосредственным руководством, пусть и не вашими руками, является вашим положительным опытом.

Что дают нам знания без опыта? Практически ничего. Опыт без знаний — тоже тупиковый путь развития, потому что, не имея теоретической базы, вы будете пробовать все подряд и идти методом проб и ошибок, а это недопустимо. Оптимальный вариант — знания, которые опытным путем прикладываются к реальным ситуациям.

Реализовав несколько проектов, вы каждый раз увеличиваете свой опыт. Даже простейшая установка оборудования в рэковую стойку научит вас внимательно относиться к размерам оборудования, а также длине и/или количеству кабелей питания.

Итак, у вас или вашего технического руководителя есть знания и практический опыт. Готов ли он принимать технически правильные решения? Да, но только в том случае, если он готов учиться.

Новинки

Как относиться к новинкам на рынке? Однозначного ответа нет. Очень часто инновационные идеи быстро перестают быть актуальными. Один из примеров — лазерный диск (LaserDisk, диаметр диска около 30 см), который хранил на себе аналоговые видеоданные. Технология "умерла" и массового применения не нашла. А вот использованные разработки и опыт позже были применены для создания CD/DVD.

Что дают нам знания без опыта? Практически ничего. Опыт без знаний - тоже тупиковый путь развития, потому что, не имея теоретической базы, вы будете пробовать все подряд и идти методом проб и ошибок

Если у вас есть возможность "пощупать" новинку, попробовать ее в деле — не раздумывайте, берите! Это даст вам бесценный опыт, который может пригодиться в самых непредсказуемых ситуациях.

Не стоит, однако, забывать, что новинка на рынке — это всегда риск. Риск и для покупателя, и для продавца. Такие устройства не стоит ставить сразу в тракт формирования основной программы. Поставьте его там, где отказ прибора не вызовет глобальных проблем. Это может быть запасное рабочее место или резервный канал доставки.

Заметим, что связываться с такими устройствами стоит только в тех случаях, когда они дают принципиально новое качество или функционал. Новый алгоритм кодирования, компактное исполнение, новые возможности управления и мониторинга (например, дистанционного) — ради этого стоит рискнуть. Обратная сторона монеты: скорее всего невозможность замены или оперативного ремонта, а также "сырые" прошивки и другие возможные недоработки. Но как решить все эти проблемы, мы знаем и подробно описали в статье "Надежность и резервирование тракта радиостанции".

Крупные поставщики почти всегда дают свое оборудование на тестирование и держат под рукой один-два демонстрационных комплекта

Делаем вывод — о новинках на рынке надо знать. Крайне желательно иметь опыт их настройки и эксплуатации. Если новинка сделана хорошо, вы будете первым, кто начнет получать от этого выгоду. Если новинка сделана плохо и у нее есть явные недостатки, вы также будете одним из первых, кто узнает об этом. А это значит, что ваша значимость как специалиста и консультанта заметно увеличится. Теперь при анализе очередного технического задания вы сможете смело написать комментарий к одной из позиций:"Пробовали! Не работает! Необходима альтернатива!".

Одно из средств знакомства с новинками — посещение различных семинаров и выставок. Старайтесь не пропускать такие мероприятия, и когда перед вами поставят принципиально новую задачу, то вы вспомните, что видели нужный прибор на прошлогодней IBC в Амстердаме. Вот вам и готовое решение!

Вывод: необходимо знать не только плюсы одних решений/устройств, но также и недостатки других.

Тестирование

Крупные поставщики почти всегда дают свое оборудование на тестирование и держат под рукой один-два демонстрационных комплекта. Эти комплекты используются на выставках, в шоу-румах, хранятся как резерв для клиентов и в конце концов выдаются "на попробовать" всем желающим. Последнее особенно актуально, если это оборудование новое и в деле его еще никто не видел. Поэтому, как только появилось что-то новое на рынке и если эта новинка может быть полезна в вашем бизнесе, смело звоните и просите на тестирование. Не дают на тестирование — приезжайте к поставщику в офис (или приглашайте в свой), просите показать на демонстрационном стенде. Иногда работает правило "мани-бэк", когда вы полностью оплачиваете покупку, но можете вернуть деньги без объяснения причины в течение оговоренного срока. Естественно, комплектация и внешний вид оборудования должны остаться без изменений. По собственному опыту скажу, что независимо от результатов вашего тестирования рекомендуется сделать краткий отчет для поставщика. Что понравилось, что не понравилось, что вызвало проблемы. Поставщик получит технически грамотный отзыв, а вы приобретете опыт. И будьте уверены — в следующий раз первый экземпляр суперновинки в России попадет на тестирование именно в ваши руки.


Злоупотреблять терпением и доверием поставщика не стоит. И если вы договорились, что берете на тестирование на месяц, то будьте добры выполнить ваше обещание. Как ни удивительно, но в узких специализациях (а телерадиовещание — это крайне узкий сегмент рынка) практически все друг друга знают. От Санкт-Петербурга до Москвы нужны всего лишь доли секунды на доставку сообщения Skype или отправку электронного письма. И информация о вас, как о недобросовестном клиенте, может разойтись крайне быстро.

Автоматизация и...

При выборе оборудования для вещания особое внимание необходимо уделять автоматизации и мониторингу. Если в вашей инструкции любая нештатная ситуация сводится к "позвонить дяде Василию и он поможет" — это катастрофа. В случае аварий большинство операций должно выполняться автоматически: переключение на резерв, информирование обслуживающего персонала и т.п. Поэтому и оборудование необходимо выбирать соответствующее.

...мониторинг

Лично я выделил бы два типа оборудования для мониторинга — пассивное и активное. Первое только фиксирует те или иные параметры. Хороший пример: системы мониторинга звуковых сигналов. Основное их назначение — контролировать N каналов на предмет соответствия (или несоответствия, в случае аварии) заданным параметрам, а также вести журнал таких событий. Такие устройства часто ставят в больших аппаратных, где необходимо контролировать сразу десятки программ. Осуществить такой контроль человеку не представляется возможным: десять программ одновременно уже не послушаешь, а прибору это вполне по силам.

Второй тип — активный, когда аппаратно-программный комплекс уже сам принимает какие-либо меры. Тут в качестве примера можно привести так называемый детектор тишины. Такие приборы обеспечивают автоматическое (также есть и ручной режим работы) переключение на резервный источник при пропадании сигнала с основного канала и подают сигнал тревоги. Преимущество такого прибора в том, что он срабатывает и днем, и ночью, и даже в праздники. Он не может устать или забыть переключиться. Сигнал станции оперативно вернется в эфир, а у вас будет возможность более-менее спокойно заняться ремонтом.

При выборе оборудования для вещания особое внимание необходимо уделять автоматизации и мониторингу

Пользуйтесь достижениями современных технологий — для большинства задач теле- и радиовещания уже созданы системы автоматизации, которые на этапе запуска сэкономят вам время и нервы, а на этапе эксплуатации помогут избежать солидных финансовых потерь.

Скорость и точность реакции у чипов гораздо выше, чем у человека. А если параметры реагирования можно описать математически, то человек остается далеко позади. Параметры звукового сигнала, скорость ответа от сервера в локальной сети, напряжение в сети — все это точно и однозначно описывается цифрами. Отклонилось напряжение питания более чем на 10% — переключись на резерв или выключи сервер. Чип проанализирует это за доли секунды. Вывод: не стоит расходовать человеческие ресурсы там, где достаточно устройства или специализированного ПО. Все, что можно автоматизировать, должно быть автоматизировано! С применением соответствующих аппаратно-технических средств, выбор и приобретение которых — это ваша ответственность.

Немного о качестве

Ни для кого не секрет, что качество производства современных устройств падает. Производителям невыгодно выпускать оборудование, которое прослужит десятки лет, гораздо интереснее, чтобы клиент вернулся через 2—3 года и купил что-то новое. Интерес производителей понятен. Но нам, как потребителям, замена интересна только тогда, когда оборудование морально устареет или откажет физически. В обоих случаях вариант замены через пару лет нас не устраивает.


У меня на руках оказался классический микрофонный предусилитель DBX286A. Дата производства — июль 1998 года, страна производства — США, о чем красноречиво говорит надпись made in USA. Данный прибор отработал (практически не выключаясь) на студии в Санкт-Петербурге с 1999 по 2012 год. И только в начале 2013 года он стал "фонить" и был снят с работы. Почти 13 лет бесперебойной работы. А могут ли современные устройства похвастать такими показателями?

К сожалению, купить такое оборудование сегодня довольно-таки проблематично. Практически все на рынке сегодня made in China. Но это не должно вас пугать. Ваша задача — найти хорошую "рабочую лошадку". А это все те проверенные бренды, которые существуют на вещательном рынке не один десяток лет. Любой радийщик с ходу назовет вам пару-тройку таких компаний. Рост объемов производства зачастую благоприятно влияет на качество выходной продукции, если только это не "Китай" в его худшем проявлении. Причина проста: оборудование поступает в огромное количество рук, которые непроизвольно тестируют его во всех мыслимых и немыслимых режимах и конфигурациях. Следствие: в Интернете или у технической поддержки вы сможете найти практически любую документацию по вашему устройству — от принципиальных схем до необычных вариантов применения. Большие партии также автоматически означают, что вы без проблем купите замену или получите подменный экземпляр. И тем самым быстро восстановите работоспособность вашего тракта!

Итоги

Итак, подведем краткие итоги:

  1. Каждый ваш шаг (покупка оборудования, его замена и т.п.) должен продвигать вас и вашу компанию хоть немного, но вперед.
  2. Все, что сделано под вашим непосредственным руководством, пусть и не вашими руками, является вашим положительным опытом.
  3. Учитесь на каждой выполненной задаче.
  4. Если у вас есть возможность "пощупать" новинку, попробовать ее в деле — не раздумывайте, берите!
  5. Необходимо знать не только плюсы одних решений/устройств, но также и недостатки других.
  6. Пользуйтесь достижениями современных технологий. Все, что можно автоматизировать, должно быть автоматизировано!
  7. Не стоит расходовать человеческие ресурсы там, где достаточно устройства или специализированного ПО.
  8. Большие партии автоматически означают, что вы без проблем купите замену или получите подменный экземпляр. Для стабильной работы покупайте хорошую "рабочую лошадку", а не эксклюзив. Сохраните себе время и деньги.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2013
Посещений: 12314

Статьи по теме

  Автор

Антон Сергеев

Антон Сергеев

Руководитель службы вещания
"Дорожного радио", "Радио для двоих",
"Радио Ваня", Санкт-Петербург

Всего статей:  16

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций