Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Внедрение многофункциональной мультимедийной интеллектуальной телевизионной приставки и/или телевизионного приемника - залог успшного развития эфирного телевизионного вещания

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Внедрение многофункциональной мультимедийной интеллектуальной телевизионной приставки и/или телевизионного приемника - залог успешного развития эфирного телевизионного вещания

Валерий Бутенко
Генеральный директор ФГУП НИИР, д.т.н.

Анатолий Назаренко
Зам. генерального директора, главный инженер ФГУП НИИР, к.т.н.

Вильям Сарьян
Зам. главного инженера ФГУП НИИР, д.т.н.

Переход на цифровое ТВ-вещание без всякого преувеличения можно поставить в ряд самых _ важных событий предстоящего десятилетия в области построения информационного общества в нашей стране. Именно поэтому, несмотря на утвержденные в конце 2007 года Правительством Российской Федерации "Концепцию развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008—2015 годы" и "План мероприятий по ее реализации", а также в свете готовящейся Федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в РФ на 2008—2015 годы" многие проблемы, связанные с практическим внедрением цифрового стандарта в России, такие, например, как выбор формата вещания (MPEG-2 или MPEG-4), направление усовершенствования нормативно-правовой базы, выделение частотного ресурса и др., продолжают широко обсуждаться на семинарах, научно-технических конференциях, страницах ведущих профильных научно-технических журналов страны, в том числе и в журнале "Broadcasting. Телевидение и радиовещание".

Данная статья посвящена не менее значимой, на наш взгляд, проблеме — выбору необходимых и обязательных функциональных возможностей для всех без исключения стационарных терминалов, обеспечивающих населению прием цифрового ТВ-вещания, -телевизионных приставок и цифровых телевизоров. Эта проблема почему-то до сих пор остается вне поля зрения вещателей. Цель написания данной статьи - показать вещателям (основному контингенту читателей журнала "Broadcasting. Телевидение и радиовещание"), что закладываемые параметры терминалов для приема цифрового телевидения в стационарных условиях могут существенно повлиять на направления развития цифрового эфирного ТВ-вещания и сыграть ключевую роль в предстоящей конкурентной борьбе телевещателей за перераспределение абонентского ТВ-рынка.

В силу различных причин переход на цифровой стандарт в РФ начался заметно позже, чем в США, Европе и в некоторых странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Благодаря этому он совместился с активно стартующими новыми видами телевизионного вещания: телевидением высокой четкости, мобильным телевидением и IPTV. По данной причине уже на первых этапах своего развития традиционное цифровое эфирное вещание вынуждено вести конкурентную борьбу за зрителя с этими новыми видами телевизионного вещания. И ее исход во многом зависит от мотивации абонентов. Наиболее опасным конкурентом традиционному эфирному телевидению, на наш взгляд, в ближайшее время станет мобильное телевидение.

Конечно, сейчас многие традиционные вещатели, которые обеспечивают население многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных телевизионных каналов заданного качества и реализуют конституционные права граждан на получение информации, еще не совсем могут представить, как мобильное телевидение сумеет заменить стационарное. Их не убеждают даже следующие выводы из проводимых опросов (см. ВС № 1 за 2008 год):
  1.   Самый высокий потребительский спрос сейчас на услуги мобильного ТВ. Почти половина респондентов (44%) заявили, что собираются использовать мобильное ТВ в ближайшие два года.
  2.   Каждый четвертый (24%) из тех, кто пользуется мобильным ТВ, ежедневно смотрит программы ТВ по мобильному терминалу, а примерно половина пользователей (52%) - раз в неделю.
  3.   Среди жанров лидируют новости (77%), а за ними следуют регулярные телепрограммы.

Драматические события инфокоммуникационного бизнеса

В то же время ситуация в телевизионном вещании сейчас напоминает начало по-своему драматических событий из новейшей истории инфокоммуникационного бизнеса не только в нашей стране, но и в мире. Речь идет о проигранной операторами фиксированной телефонной связи конкурентной борьбы операторам сотовых телефонных сетей. В самом начале развития систем мобильной телефонной связи казалось, что стационарная телефонная связь надолго сохранит свое лидирующее положение, однако в последние годы операторы стационарной связи по всему миру регулярно каждый месяц уже не де-факто, а де-юре теряют значительное число не только индивидуальных, но и даже корпоративных абонентов. Отток абонентов фиксированной связи проходит по стандартному сценарию: а) абоненты звонят все меньше; б) в течение длительного времени вообще перестают пользоваться стационарной телефонной связью, даже если находятся дома или на одном и том же рабочем месте, однако продолжают оплачивать абонентскую плату; в) расторгают договора с операторами фиксированной телефонной связи. Высказываются даже мнения, что эра стационарной абонентской телефонной связи заканчивается.

Попробуем разобраться в причинах проигрыша конкурентной борьбы oneраторами фиксированной телефонной связи и воспользуемся результатами этого анализа для прогноза направлений развития цифрового мобильного и стационарного телевидения. Отметим, что конкурентная борьба в телефонной связи, а также внедрение цифрового телевещания разворачивается на фоне активно развивающихся процессов построения информационного общества, характеризующихся:

  •  быстрыми темпами развития новых инфокоммуникационных и других высоких технологий;
  •  конвергенцией сетей связи и телерадиовещания;
  •  накопленными в машиночитаемом виде большими объемами баз данных, в том числе и видеоматериалов, по разным отраслям знаний;
  •  необходимостью повышения технологического уровня производства и жизнеобеспечения;
  •  ростом потребностей населения в широкой номенклатуре инфокоммуникационных услуг (услуг связи, контент- и сервис-услуг);
  •  усложнением социальных структур и необходимостью оперативного управления населением.

Эти процессы внесли существенные коррективы в цели и задачи построения информационного общества, в топологию, аппаратно-программные комплексы и функционирование сетей связи и вещания. Они позволили развитым странам приступить к реализации третьего и четвертого этапов построения информационного общества (рис. 1). На этих этапах инфокоммуникационная среда (ИКС) - материальная основа информационного общества - должна иметь следующие функциональные характеристики, обеспечивающие достижение также целей и всех предыдущих этапов:

  •  обеспечить связь каждого абонента ИКС с любым другим абонентом в любое время и с любого места (первый этап);
  •  обеспечить доступ любого абонента ИКС с любого места и в любое время к любой базе данных (второй этап);
  •  обеспечить доступ любого абонента ИКС с любого места и в любое время к любой инфокоммуникационной услуге (третий этап);
  •  обеспечить административно-хозяйственное управление населением (функции Е-правительства), то есть доступ населения к государственным и управленческим инфокоммуникационным услугам (четвертый этап).

Как видно из в предложенной классификации (рис. 1), этапы развития информационного общества характеризуются количеством и видами доступных на данном этапе массовому абоненту инфокоммуникационных услуг. Очевидно, что только обеспечение доступа к широкой номенклатуре массовых в ценовом и интеллектуальном плане инфокоммуникационных услуг позволит в полной степени реализовать накопленные знания, повысить технологическую оснащенность общества (в частности, ликвидировать цифровое неравенство), способствовать выравниванию качества жизни среди населения. А значит, эти услуги будут востребованы и принесут наибольшую эффективность и прибыльность. В нашей стране появление массовых потребительских рынков инфокоммуникационных услуг, которые являются признаками третьего этапа формирования информационного общества, было связано до недавнего времени в основном с развитием сетей мобильной связи, операторы которой получали рекордные прибыли.

Реализация четвертого этапа означает возможность государственных и управляющих структур соответствовать возрастающим темпам жизни.

Решение этих задач было бы невозможным без начала формирования ИКС (рис. 2), без создания ее составных частей: инфраструктуры предоставления массовых инфокоммуникационных услуг и системы администрирования этих услуг (рис. 3).

Развитие массовых инфокоммуникационных услуг

Формированию ИКС, прежде всего, способствовало развитие массовых инфокоммуникационных услуг операторами мобильной связи, которые первыми в широких масштабах стали использовать при предоставлении абоненту одной услуги сети разных операторов связи, включая и сети операторов фиксированной связи.

Переход телерадиовещания к цифровому формату стал дополнительным катализатором дальнейшей конвергенции, навигации и координатно-временного обеспечения не только сетей связи (кабельных, радио и фиксированных), но и сетей телерадиовещания и началом формирования уже единой ИКС. (В дальнейшем для краткости единую ИКС будем обозначать по-прежнему - ИКС, рис. 2.) Таким образом, процесс конвергенции означает, что вхождение отдельных составляющих в ИКС требует модернизации их аппаратно-программных комплексов для обеспечения совместного использования при предоставлении провайдерами ИКС абонентам ИКС широкой номенклатуры массовых инфокоммуникационных услуг. С этого времени параметры любой новой системы связи уже не могут быть выбраны без учета ее функционирования в ИКС. Рис. 2 иллюстрирует основной принцип функционирования ИКС: для контент- и сервис-провайдеров и абонентов ИКС должна представляться как однородная среда, обладающая свойствами инвариантности. Для операторов связи, параметры сетей которых удовлетворяют этим условиям, ИКС должна обеспечить при предоставлении массовых инфокоммуникационных услуг максимальную возможную (с учетом примененных технологий) эффективность в использовании ограниченных ресурсов (например, частотного спектра), их минимальную себестоимость и проч., тем самым гармонизировав ее привлекательность как для поставщиков, так и для потребителей услуг. В противном случае операторы потерпят убытки и будут вынуждены уйти с рынка.

Процесс формирования ИКС ускоряется еще и по причине того, что идеи конвергенции и формирования ИКС проникли не только в материальную составляющую рынка инфокоммуникационных услуг, но и в бизнес. Зафиксированы случаи, когда владельцы сотовых сетей, как наиболее успешные участники инфокоммуникационного рынка, скупают компании операторов фиксированной связи, эфирного и кабельного телерадиовещания и т.д. Приходит время слияния контент- и сервис-провайдеров и операторов связи. По всей видимости, бизнес-конвергенция достигнет такого развития, при котором будет необходимо выдавать единую лицензию на деятельность оператора инфокоммуникационной среды. Поэтому уже в настоящее время надо думать о разработке нормативно-правовых актов на выдачу этой лицензии.

Можно выделить следующие основные этапы конвергенции сетей связи и телерадиовещания:

  •  конвергенция аппаратно-программных средств, в том числе и терминалы (процесс начался);                  
  •  конвергенция услуг (процесс начался);
  •  конвергенция инфраструктуры предоставления услуг (процесс начался);
  •  конвергенция систем администрирования услуг (процесс начался);
  •  конвергенция нормативно-правовой среды (процесс не начался);
  •  конвергенция бизнеса (процесс начался);
  •  конвергенция лицензий (выдача единой лицензии - оператора ИКС (процесс не начался).

Таким образом, можно с большой долей вероятности предположить, что в ближайшей перспективе рынок инфокоммуникационных услуг будет состоять:

1) из материальной части, в которой выделим три составляющие:

  •  ИКС;
  •  единую инфраструктуру предоставления услуг, обеспечивающую бизнес-процессы взаимоотношений участников рынка;
  •  единую систему администрирования услуг, которая осуществляет юридически значимый контроль за качеством предоставления инфокоммуникационных услуг абонентам и обеспечивает права всех участников рынка;

2) из участников:

  • операторов, которые будут обеспечивать доведение инфокоммуникационных услуг до абонентов; в их число войдут и нынешние операторы связи, обеспечивающие распространение ТВ-программ;
  • провайдеров, обеспечивающих разработку и функционирование инфокоммуникационных услуг; в их число войдут и нынешние контент- и сервис-провайдеры и вещатели;
  • абонентов, имеющих стационарные и подвижные терминалы с одинаковым набором интерфейсов, обеспечивающих доступ к одному и тому же набору услуг.

На рис. 3 изображена инфраструктура предоставления услуг, которая включает в себя некоторые уже действующие составляющие, такие как системы биллинга, коллективные центры, удостоверяющие центры и проч., и те, которым еще предстоит широко внедриться в ИКС: электронные платежные системы, системы навигационного и координатно-временного обеспечения и др. Особо следует сказать об авторской платежной системе (АПС). Она обеспечивает защиту авторских и смежных прав правообладателей в ИКС путем юридически значимой регистрации факта актуализации интеллектуальной собственности и возникновения права правообладателей на вознаграждение. Включение АПС в инфраструктуру предоставления услуг делает возможным ввести в ИКС как равноправных участников рынка массовых инфокоммуникационных услуг правообладателей авторских и смежных прав - разработчиков и владельцев интеллектуальной собственности. Адекватная защита авторских и смежных прав правообладателей интеллектуальной собственности имеет огромное значение для успешного развития рынка инфокоммуникационных услуг, так как привлечет к творчеству массу талантливых людей, что, в свою очередь, будет способствовать развитию рынка.

Как следует из вышесказанного, операторы мобильных сетей связи наилучшим образом соответствуют магистральным тенденциям развития информационного общества, и по этой причине они наилучшим образом подготовлены к формированию и функционированию в ИКС. Именно на их абонентов, имеющих терминалы, которые обеспечивают интеллектуальную и ценовую доступность к широкой номенклатуре инфокоммуникационных услуг, в настоящее время нацелены провайдеры этих услуг. А именно данные услуги приносят львиную долю прибыли в рынке инфокоммуникационных услуг (до 90%) по сравнению с прибылью за услуги связи.

Идеология внедрения цифрового эфирного телевидения

Рассмотрим с этой точки зрения идеологию внедрения цифрового эфирного телевидения. Переоборудование всей приемной сети, на которое должны быть затрачены громадные материальные средства, цифровыми телевизионными приемниками и/или приставками, имеющими возможность обеспечить только прием цифровых телевизионных программ (так называемые бюджетные приставки), означает, что сразу произойдет принципиальное отсечение самых массовых абонентов -телевизионных зрителей от рынка инфокоммуникационных услуг. А поскольку еще одно такое грандиозное переоснащение всей приемной сети эфирного телевидения в скором времени маловероятно, то внедрять бюджетные ТВ-приставки - это значит обречь эту сеть на поражение в конкурентной борьбе с мобильным телевидением.

По этой причине были разработаны и серийно производятся многофункциональные интеллектуальные телевизионные приставки, выполненные полностью отечественными разработчиками, включая и программное обеспечение (ПО). Для реализации задачи обеспечения доступа телевизионного абонента к рынку массовых инфокоммуникационных услуг - собственное ПО является ключевым, так как оно позволяет оперативно расширять номенклатуру услуг.

В настоящее время ценовая разница между бюджетной и многофункциональной реализациями приставки составляет всего несколько сотен рублей. Однако, учитывая постоянное снижение цен на цифровые процессоры и другие комплектующие при начале производства ТВ-приставок в объемах, исчисляемых десятками миллионов штук, эта разница, по прогнозам, нивелируется.

На рис. 4 показаны возможности взаимодействия приставки с инфраструктурой предоставления массовых инфокоммуникационных услуг. Уже имеющаяся ее реализация позволяет обеспечить доступ практически к такой же номенклатуре инфокоммуникационных услуг, как и продвинутый мобильный терминал. Однако, учитывая габариты и стационарность телевизионных приемников и приставок, следует ожидать, что номенклатура предоставляемых инфокоммуникационных услуг может быть намного шире, чем у мобильных терминалов.

К тому времени, когда прекратит вещание аналоговое телевидение, школу доступа к массовым инфокоммуникационным услугам, предоставляемым мобильной связью своим абонентам, пройдет большинство населения страны. Поэтому у них телевизор без доступа к инфокоммуникационным услугам будет считаться таким же допотопным, как нам сейчас видится стационарный телефонный аппарат по сравнению с мобильным терминалом.

В то же время и для мобильного и стационарного терминалов есть своя ниша - в идеале все абоненты должны иметь два терминала с одинаковым интерфейсом (рис. 5): мобильный и стационарный, а их использование будет связано с видом услуг. Причем залог успеха в том, что мобильные и стационарные операторы не будут жестко конкурировать между собой, а наоборот, поддерживать друг друга. Впрочем, к тому времени, согласно нашему прогнозу, не станет вещателей в нынешнем понимании этого слова, а будут контент-провайдеры (с одинаковым отношением к абонентам), как с мобильными, так и со стационарными терминалами.


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2008
Посещений: 11962

  Автор

 

Валерий Бутенко

Генеральный директор ФГУП НИИР, д.т.н.

Всего статей:  1

  Автор

 

Анатолий Назаренко

Зам. генерального директора, главный инженер ФГУП НИИР, д.т.н.

Всего статей:  1

  Автор

В. Сарьян

В. Сарьян

Зам. главного инженера ФГУП "НИИР"

Всего статей:  2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций