Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Унификации описаний аудиовизуального контента в России быть! Часть 3

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Унификации описаний аудиовизуального контента в России быть!Часть 3

1 декабря 2012 года в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54719-2011 "Архивирование телерадиопрограмм. Описание аудиовизуальных материалов. Структура метаданных" введен в действие для добровольного применения
Валентин Хаимов
Заместитель генерального директора
по научной работе ЗАО "ВНИИТР",
начальник отдела системных исследований
и комплексов аппаратуры современного
телерадиовещания, к.т.н.

Достаточно объемный труд призван стать основой для установления принципов унификации описаний медиаматериалов и регламентации взаимодействия между участниками обмена аудиовизуальным контентом.

Зачем государству внедрять национальный стандарт?

Аргументация необходимости и своевременности внедрения в практику отечественного телерадиовещания указанного стандарта наряду с описанием его структуры и основных положений была достаточно подробно рассмотрена в первой части статьи под тем же призывным заголовком ("Broadcasting. Телевидение и радиовещание". — 2011. — № 8/1). Одна из указанных в ней причин создания стандарта — взрывной характер (в разы) увеличения числа телерадиокомпаний, государственных и частных, создающих контент, достойный внимания общероссийской аудитории. Как следствие, резкое возрастание объемов аудиовизуального контента, предлагаемого к распространению и обмену. И все это на фоне практически нерегулируемой множественности его методов описания и алгоритмов обращения, что неизбежно приводит к существенному затруднению поиска запрашиваемых программ или фрагментов передач и их адресного извлечения из медиахранилищ. Возникшая коллизия особенно остра для организаций, имеющих собственные архивы аудиовизуального контента, и особенно для Гостелерадиофонда РФ как организации, осуществляющей функцию федерального государственного учреждения по комплектованию фондов обязательными экземплярами телерадиопродукции.

Внедрение указанного национального стандарта в рамках страны должно за счет законодательной унификации процессов архивирования телерадиопрограмм, их описаний и правил обмена аудиовизуальными материалами повысить эффективность взаимодействия между субъектами медиарынка.

Административный регламент как инструмент внедрения национального стандарта

Как известно, действующее законодательство относит документы, имеющие статус национальных стандартов, к рекомендательным, не обязывающим вещателей соблюдать их требования. Поэтому, если ставить целью реализацию основных положений стандарта, необходимо разработать нормативный документ, который носил бы обязательный характер для всех членов медиасообщества. Например, таким документом может стать Административный регламент, утверждаемый регулятором. Этой проблеме была посвящена вторая часть статьи, опубликованная в журнале "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" (2012, № 1/2). Разработка регламента должна конституировать предоставление телерадиокомпаниям государственной услуги по организации взаимодействия с Гостелерадиофондом с целью обмена аудиовизуальным контентом, поступающим к нему на депозитарное хранение, и шире — позволить ввести в практику отечественного телерадиовещания заложенные в стандарте принципы унификации описаний телерадиопродукции и четкие правила, формализующие процесс обмена описательной информацией (метаданными) и собственно аудиовизуальным контентом.

Методы комплектования обязательными экземплярами аудиовизуальной продукции и новые технологии

Не секрет, что комплектование обязательными экземплярами аудиовизуальной продукции медиаархивов Гостелерадиофонда, несмотря на соответствующий федеральный закон, наталкивается на серьезные трудности. Это и нежелание многих компаний передавать произведенный контент, что, как это ни парадоксально, имеет свою положительную сторону, так как фонд просто не смог бы "переварить" все возрастающие объемы поступающей продукции. Это и невнятность описаний передаваемых телерадиокомпаниями медиаматериалов, ведь рассматриваемый в настоящей статье стандарт до сих пор не внедрен, а это затрудняет поиск и извлечение из медиахранилищ затребованных программ и фрагментов передач. Наконец, это устаревшие технологии сбора, анализа и архивации контента, предполагающие его передачу на физических носителях (кассетах, дисках, рулонах), что, помимо всего прочего, требует больших помещений для хранения, а следовательно, и значительных финансовых средств для их обустройства.

В настоящее время предпринимаются попытки изменить сложившуюся ситуацию. С одной стороны, обсуждаются предложения, позволяющие снять зависимость Гостелерадиофонда от поставщиков контента. В частности, по примеру Франции (INA — Institut national de l'audiovisuel) предлагается с целью получения обязательного экземпляра осуществлять прямую запись на физические носители с эфира всех вещаемых в регионе программ. Однако не все телерадиокомпании (даже государственные) имеют эфирное вещание, контент многих из них распространяется по кабелю или по спутниковым каналам. Поэтому суммарный эффект от реализации таких предложений не будет значительным. К тому же федеральное учреждение, каким является Гостелерадиофонд, должно распространять свою деятельность на все регионы страны, а это значит, что нужно и там организовывать запись контента. При этом желательно не ограничиваться только государственными компаниями, так как качественный контент, который может быть причислен к национальному достоянию и потому должен быть сохранен, создается и в негосударственном секторе. Суммируя все эти соображения, можно предположить, что идея прямой записи контента на физические носители не сможет достичь желаемого эффекта.

С другой стороны, прилагаются усилия по внесению изменений в закон об обязательном экземпляре с тем, чтобы разрешить Гостелерадиофонду получать и сохранять контент в электронной форме с использованием современных средств связи. В этом случае можно опереться на ставшие уже достаточно распространенными облачные технологии (Cloud Technologies), которые в условиях широкого распространения широкополосных коммуникаций позволяют создать разветвленную и управляемую Центром сеть региональных депозитариев контента, будь то региональные дата-центры (центры обработки данных, ЦОД) или медиаархивы телер адиокомпаний.

Построение такой сети позволит отказаться от концентрации обязательных экземпляров телерадиопродукции в Центре, обеспечив доступ, с учетом обеспечения авторских прав и соблюдения жестких мер безопасности, к контенту, помещаемому в региональные медиахранилища.

В самом общем виде облачные технологии могут быть определены как перспективная бизнес-модель использования информационных технологий в качестве услуги, основным преимуществом которой является значительное снижение затрат на приобретение, установку, обновление и поддержку работоспособности дорогостоящего серверного оборудования и программного обеспечения. Другими словами, облачные технологии — это технологии, обеспечивающие повсеместный и удобный сетевой доступ по требованию к общим конфигурируемым компьютерным ресурсам (например, сетям передачи данных, серверам, медиахранилищам), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены пользователями. Примеры успешного перехода на облачные технологии можно отследить в интернет-, банковском и телекоммуникационном бизнесе, в деятельности налоговых и социальных служб.

С точки зрения поставщика IТ-услуг, благодаря объединению ресурсов и непостоянному характеру потребления со стороны потребителей, облачные технологии позволяют экономить, используя меньшие аппаратные ресурсы, чем требовались бы при выделенных аппаратных мощностях для каждого потребителя, а за счет автоматизации выделения ресурсов существенно снижаются затраты на обслуживание.

С точки зрения потребителя, эти характеристики позволяют получить услуги с высоким уровнем доступности (High Availability) и низкими рисками неработоспособности, обеспечить быстрое масштабирование вычислительной системы без необходимости создания, обслуживания и модернизации собственной аппаратной инфраструктуры.

Построение выделенной (или адаптация имеющейся готовой) сети позволит наряду с продолжением выполнения функции сохранения национального наследия постепенно и согласованно, с учетом возможностей получателей контента и потребностей его производителей, перейти на организацию инновационного Центра управления фондовыми материалами, в основе которого оказывается медиаархив поступающих описаний аудиовизуальной продукции вместо традиционных медиаархивов собственно аудиовизуальных материалов. При этом, конечно, за Гостелерадиофондом остается важнейшая функция сохранения уже накопленных за долгие годы телерадиофотоматериалов, в том числе и перенос содержащегося в них контента в глубины перспективных серверных медиахранилищ.

Указанный подход позволит уполномоченному федеральному органу исполнительной власти определять ситуации, в которых производители медиапродукции смогут быть полностью освобождены от обязанности по доставке их экземпляров на материальных носителях (при условии доставки в цифровой форме), либо им будет позволено снижать общее число предоставляемых экземпляров. Понятен значимый экономический эффект от такого рода преобразования. Понятно также, что без законодательной унификации описаний и правил обмена аудиовизуальными материалами переход на такие прогрессивные технологии тоже окажется невозможным.

Управление указанной сетью (в том числе управление правами) должно остаться за центром управления фондовыми материалами Гостелерадиофонда, который, получив доступ к региональным депозитариям, сможет на основе унифицированных описаний медиапродукции (в обязательном порядке присылаемых участниками рынка контента на основе обновленного закона) осуществлять отбор и классификацию произведенного контента с целью определения его значимости для фонда культурного наследия, выпускать соответствующим образом индексированные каталоги и справочники, определять правила на рынке продажи и обмена контентом, размещать на собственном портале необходимую информацию.

В заключение следует отметить, что предложения по созданию децентрализованной цифровой депозитарной системы накопления контента, включаемого в фонд национального достояния, на основе широкого использования облачных технологий потребуют значительных финансовых и организационных усилий, крепкого коллектива разносторонних специалистов. Эта работа должна проводиться в течение трех-пяти лет с возможным продолжением и расширением фронта работ. Но это не должно пугать. Дорогу осилит идущий!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2012
Посещений: 11212

Статьи по теме

  Автор

Валентин Хаимов

Валентин Хаимов

Зав. отделом ВНИИТР

Всего статей:  6

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций