Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Времена перемен

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Дмитрий Иванов
Главный специалист компании Snell&Wilcox

Времена перемен

Как принято сейчас говорить, нам очень не повезло: мы живем во времена перемен. Однако в таком случае не везло также нашим предкам, не повезет и потомкам...

Самое важное для нас - это выработать в себе правильное отношение к переменам и ивовремя к ним адаптироваться. Изменения неминуемы, и если быть более конкретным и присмотретьcя к структуре систем, используемых телевещателями, то нетрудно заметить, что вот-вот и в нашем "тихом омуте" что-то должно случиться.

Для примера рассмотрим структуру телестудии (аппаратно-студийного блока) и попытаемся подметить "неладноe"

Классика жанра

Классическая структура аппаратно-стyдийного блока (АСБ) в максимально упрощенном виде выглядит так, как показано на рис. 1

Естественно, в каждом конкретном случае эта структура может быть адаптирована под решение конкретных задач, но ее ключевые компоненты, как правило, остаются неизменными. В их число входят:

  • коммутатор (видео/аудио, основной/резервный и т.д.);
  • видеомикшер;
  • аудиомикшер;
  • источники сигналов,рекордеры (на данный момент - все чаще видеосерверы), системы оформления эфира;
  • мониторы (видео/аудио, tal1у/UMD);
  • измерительное оборудование;
  • система служебной связи;
  • "обвязка" - всевозможные синхрогенераторы, распределители, преобразователи, системы точного времени и другое интерфейсное оборудование.

Структуры центральных аппаратных, принимающих сигналы из различных студий, очень схожи между собой, однако каждая из них адаптирована под задачи приема некоторого количества внешних линий, распределения сигналов между стyдиями, вставки рекламы и программ и выдачи некоторого количества "результирующих" сигналов в каналы связи, на передатчик и т.д.

Многократно провереннaя в работе "классическая" схема построения АСБ хорошо адаптируется под любые задачи, обладает высокой степенью "непотопляемости". Все ведущие фирмы-производители выпускают оборудование, которое идеально в нее вписывается. Казалось бы, можно бесконечно "штамповать" телестудии с одной и той же структyрой, однако препятствием на пyти к такой идиллии становится стремление на чем-нибудь сэкономить.

Минимализм

Первыми "еретиками" оказались фирмы-производители,ориентирующиеся на малобюджетные решения. Любой видеомикшер так или иначе содержит в себе коммутатор - так почему бы не выкинуть его вообще и не переложить задачу коммутации на основной коммутатор? Так же можно поступить и с процессорами эффектов (DVE), хромакейерами и т.д. - почему бы не реализовать их в виде отдельных блочных или модульных устройств, "заточенных" на решение каких-то узкоспециальных задач? Коммутировать можно и видео, и аудио одновременно (при условии, что все устройства корректно работают с вложенным звуком), а заодно можно избавить cя от проблем, связанных с взаимной синхронизацией видео и звука. Структура студии при таком подходе слегка изменится и будет выглядеть примерно так, как показано на рис. 2.

Некоторые компании (Quartz, Miranda и др.) специализируются на решениях подобного рода и с каждым годом предлагают все более продвинутые изделия.

Преимущество подобного подхода - в высокой гибкости конфигурирования системы: на базе одного коммутатора и нескольких простых микшеров (2х1 плюс 1-2 канала DSK) можно создать "виртуальный" микшер с произвольным количеством линеек и расширить его возможности путем подключения к коммутатору разнообразных устройств (хромакейеров, stiil /clip store и т.д.).

Недостатком такого подхода являются высокие требования к надежности коммутатора и довольно сложная схема управления, которая должна обеспечивать управление большим количеством устройств одновременно. Тем не менее подобный подход эффективен при создании эфирных (центральных) аппаратных, особенно в слyчае многоканального вещания.

Все в одном флаконе

Возможен и уклон в прямо противоположнyю сторонy: ничего не "дробить", а наоборот, упаковать и коммутатор, и микшер и еще как можно больше приборов в одно компактное многофункциональное устройство, так называемое studio-in-a-Ьох. Среди компаний, занимающихся производством подобных устройств, есть свои фавориты (NewTek, Globecaster), а тот факт, что количество фирм, предлагающих решения подобного рода, растет, говорит o том, что этот подход имеет право на жизнь. "Минус" подобных систем состоит в том, что, как правило, они построены на базе компьютерной платформы (со всеми вытекающими отсюда сомнениями в их стабильности и ограниченными возможностями расширения). Тем не менее такой подход экономически эффективен при создании небольших максимально автоматизированных стyдий.

Требования вещателей

Все рассмотренные выше варианты так или иначе являлись вариациями одной и той же темы, которая была изобретена довольно давно (еще в старые добрые "композитные" времена). Прогресс не стоит на месте, и современные телевещатели выдвигают требования, задумываться о которых лет 10-20 назад даже не приходилось:

  • совместимость c различными стандартами сигналов (SD/HD) и форматами кaдра;
  • совместимость c компрессированными сигналами (MPEG-2/4/... и, кто знает, какими еще);
  • одновременное формирование программ для разных групп потребителей (SD, HD, вещание в Интернет и на мобильные устройства);
  • усиление обратной связи между вещателями и потребителями (интерактив, video-on-demand и т.д.);
  • наконец, защита инвестиций: увеличение функциональности систем не должно приводить к необходимости тотальной замены оборудования.

IP-зация

Возможное решение - это использование сетевых технологий, "видео по IP" и т.п. для передачи сигналов любого типа (видео, аудио, сигналов управления, метаданных и чего-то еще, необходимость передачи чего еще не осознана, но непpеменно будет придумана маркетологами), причем с использованием универсальной структуры (рис. 3).

Несмотря на то что инкапсуляция видео в IP и передача по сетям - это несамая простая зaдача, имеющая много "тонких" моментов, количество фирм, предлагающих соответствующие решения, с каждым годом удваивает. За редкими исключениями (I-Visto) ими предлагается оборудование для "стыковки" (включaя сжатие) видео и сетей передачи данных (Aastra, Path 1 ). Проникновение сетевых технологий в структуру студий ограничивается интероперабельностью оборудования разных фирм-производителей. Кроме того, сказываются ограничения на скорость передачи данных и производительность сетевого оборудования, особенно если речь идет о некомпрессированном HD-видео.

Стандарты и сроки

Здесь напрашиваются определенные аналогии: SDI был стандартизован в 1993 r., действующий стандарт (ANSI/SМРТЕ 259М) - в 1997-м. Сейчас уже никому не придет в голову стpоить новyю стyдию и использовать компонентный сигнал в качестве основного для соединения всех устройств: везде используютcя цифровые сигналы. Даже в нашем суровом климате "повальный" переход на цифру произошел примерно в течение последних 5-10 лет. Первые образцы оборудования со встроенной поддержкой "видео по IP" (имеется в виду телевизионное оборудование, такое, как студийные камеры) появились совсем недавно. Следующее поколение студийных систем, использующих сетевые технологии в качестве "родного" способа передачи сигналов, можно ожидать в течение ближайших 5 лет, a их повсеместное использование может стать естественным примерно через те же 10 лет. Дело только в том, насколько быстро фирмы-производители будут готовы принять или навязать существующие/новые стандарты и начнут производить соответствующее оборудование, и в том, насколько мы будем к этому гoтовы.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2005
Посещений: 12442

Статьи по теме

  Автор

Дмитрий Иванов

Дмитрий Иванов

Главный специалист Snell & Wilcox

Всего статей:  11

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций