Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Студии DI: правильный подход

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Студии DI: правильный подход

Цифровые технологии становятся все более и более доступными. За минувшее десятилетие они с успехом прошли процесс адаптации к производству, да и люди привыкли к новым способам работы. Киностудии сейчас повсеместно переходят на цифровые способы производства продукции. Технологический бум вовлекает в бизнес множество компаний с малым опытом или даже вообще без опыта работы. Появляются новые студии, которые строятся, что называется, с нуля, но в то же время многие старые студии стараются приспособить уже имеющуюся структуру под требования цифровых технологий производства

Андрей Вернидуб
Руководитель учебного центра Avid, компания "Элогар инжиниринг"

Digital Intermediate (или DI) - одна из самых быстро развивающихся технологий цифрового кинематографа. Это понятие охватывает всю технологию постпроизводства современного фильма. Реальный производственный процесс DI объединяет все части цифрового кинопроизводства: предпрос-мотр, монтаж в низком (SD) разрешении, цветоустановка, ретушь, спецэффекты, титры, мастеринг, а также создание трейлеров, рекламных роликов, версий на DVD и т.п. Современная реставрация фильмов также связана с DI, часто сами студии дополнительно оказывают услуги по реставрации.

Как известно, постпроизводство любого современного фильма достаточно жестко делится на две стадии: Черновая стадия (off-line):

  • задачи этой стадии: построение истории, решение драматургических, ритмических и композиционных проблем рассказа;
  • работа с пониженным качеством изображения;
  • сокращенное количество инструментов для обработки изображения и звука;
  • прогноз визуальных и звуковых эффектов.

    Чистовая стадия (on-line):

  • задачи этой стадии: шлифовка формы фильма, создание визуальных эффектов, цветокоррекция и формирование цветовой драматургии фильма;
  • работа с полным качеством изображения, постоянный контроль качества изображения и звука;
  • полный набор инструментов для обработки изображения и звука;
  • чистка видеоряда и звукоряда;
  • создание экранной копии;
  • создание экранных трейлеров, мастеров DVD.

Следует отметить, что, говоря о DI, часто имеют в виду только этап чистовой сборки кинокартины. И если с цифровой технологией черновой стадии работы все уже более или менее понятно, то при переходе на чистовую сборку фильма приходится решать ряд проблем, и во многом они связаны с сильно различающейся технической базой на студиях и разностью применяемых форматов изображения. Условия для перевода проектов на цифровую технологию могут существенно отличаться в каждом отдельном случае, что очень неудобно для съемочных групп и кинопроизводителей. Поэтому, прежде чем согласиться на какое-то внешне привлекательное упрощенное решение, продюсеры могут потратить некоторое время на то, чтобы разобраться, что в действительности может предложить та или иная пост-продакшн-компания, уточнить уровень знаний ее специалистов и получить информацию об имеющемся в их распоряжении оборудовании. В случае принятия подобных решений, как продюсерам проекта, так и руководителям студий приходится сталкиваться с некоторыми факторами, описание которых дается ниже.

Технологический фактор

Несмотря на то что кинопленка все еще продолжает оставаться основным носителем для производства фильмов, доля полностью цифровых фильмов постепенно и уверенно возрастает. Поэтому успешная DI-студия должна быть способна работать над проектами разных типов: SD, HD и 2К. Кроме того, авторам фильмов иногда приходится использовать одновременно материалы различного разрешения; и студия должна обеспечить наилучшее возможное качество и при этом максимально сократить время преобразования одного съемочного формата в другой.

Правильно организованная технология DI должна работать быстро и не ухудшать качество материала. Фактически это означает полную поддержку разных цветовых пространств: YCrCb (YUV) для форматов HDCam и Vari-cam (без перехода в RGB), поддержку RGB-форматов Arri D20 и Sony HDCam (без дополнительного транскодирования в YUV), поддержку технологии Varicam с изменяемой частотой кадров, поддержку RGB LOG FilmStream от Viper, а также возможность непосредственной обработки файлов MCF от Tornado. Кинолаборатории сейчас предлагают DI в качестве естественного расширения набора их обычных услуг. На первом этапе DI может способствовать развитию обычного бизнеса по работке пленки, а также подготовить лабораторию к будущему переходу на полностью цифровую технологию. Ориентация на один тип проектов (то есть на один источник дохода) может поставить DI-студию в невыгодное положение.

Работа с цветом является одним из важнейших элементов DI. Но надо сказать, что правильное использование цифровых кинотехнологий открывает дополнительные возможности для оказания разнообразных платных услуг (причем вне зависимости от бюджета фильма). Некоторые студии предлагают съемочным группам свои услуги с самого начала работы над фильмом: от просмотра текущих съемочных материалов до создания цифровых эффектов. В данном случае DI - следующий закономерный шаг, особенно для тех студий постпроизводсва, которые имеют опыт создания эффектов и производства реального цифрового контента для кино. После внедрения у себя процесса DI они смогут предложить полный комплекс цифровых услуг.

Некоторые студии используют достаточно дешевые модели DI: работа ведется с копиями файлов в пониженном разрешении (например, 1К вместо 2К) и только в одном формате. Работа по копиям и длительное время просчета не всегда могут оправдать ожидания клиентов. В этом случае студиями используется такой "трюк": просчет копий практически в реальном времени, а затем повторный, "скрытый" от глаз клиента, просчет окончательного результата, на этот раз уже длительный и в полном разрешении. Такое удешевление технологии может оказать существенное влияние на данную структуру DI. При такой структуре DI выбор инструментальных средств может быть ограничен, поскольку в подобных студиях, как правило, используются специальные системы спецэффектов, цветокоррекции и хранения данных.

Копии плохи тем, что на них не виден реальный конечный результат. В материале могут присутствовать "мертвые" пиксели, мерцание и иные ошибки, которые незаметны на копии и становятся видны только после вывода (печати) на пленку. Такая технология требует дополнительного контроля качества или постоянной проверки результатов просчета материала. Надо учитывать, что авторы фильмов все больше и больше внимания уделяют возможности вносить изменения в фильм на протяжении всего производственного процесса. Естественно, они хотят оценить результат своих коррекций как можно быстрее. Долгий этап просчета полноразмерной версии фрагмента может раздражать клиента и создает дополнительные проблемы для студий DI. В результате и студия, и клиент постоянно вынуждены выбирать: более дорогое оборудование и большая точность при меньших сроках производства либо дешевая техника и более длительная работа.

Следующий этап обсуждения технологии DI связан с архитектурой устройств хранения данных, а также с организацией управления их движением. Архитектура систем хранения данных и организация производственного процесса DI - серьезные проблемы, которые требуют особого внимания. Но в то же время приходится учитывать, что любые проблемы при контроле материала сильно влияют на отношение клиента к студии, следовательно, возникает необходимость использования дополнительных устройств.

Современные устройства хранения данных можно использовать для воспроизведения материала в качестве 2К, так как они позволяют воспроизводить полнометражные фильмы в данном качестве независимо от фрагментации и уровня доступа пользователя.

Во-первых, необходимо обратить внимание на то, что как общие устройства хранения данных, так и любые локальные дисковые массивы рабочих станций должны иметь защиту RAID и возможность "горячей" замены дисков (чтобы предотвратить искажение и тем более потерю данных). Иначе велика вероятность, что придется переделывать уже практически готовую работу. Соответственно чем больше в системе имеется дисков с нулевым уровнем защиты, тем более вероятны сбои системы при работе.

Во-вторых, поскольку проекты DI часто подвергаются серьезным изменениям в процессе работы, необходима удобная и грамотная система управления клипами и медиаданными, не допускающая случайного удаления материалов. Эта система должна обеспечивать правильное соответствие между данными различной природы, версиями проекта, на всех структурных элементах системы DI. Эти структурные элементы зачастую могут относиться к разным версиям и разным производителям, что в результате может сильно усложнить и удорожить систему. Как уже говорилось выше, по мере роста доли цифровой съемки общий производственный цикл должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить работу с RGB, YUV, прогрессивной и чересстрочной разверткой, но при этом с малой глубиной цвета, с разной частотой кадров и разными разрешениями без преобразований, которые отнимают время и дисковое пространство. Поэтому желательно, чтобы система DI могла работать со многими форматами без дополнительного пересчета и менять выходной формат "на лету". Иначе диски будут быстрее забиваться различными копиями, и придется закупать дополнительное оборудование. Администрирование такого проекта также значительно усложняется.

Человеческий фактор

Отношения между студией DI и ее клиентами, взаимопонимание между сотрудниками на самой студии - важнейшие составляющие успеха. Очень часто клиенты рады бы использовать DI, но они имеют весьма упрощенное или просто искаженное понимание этого процесса. Объяснение этому простое: цифровые технологии достаточно молоды, и еще не выработано общих критериев и правил оценки. Например, колористы могут обнаружить, что некоторые клиенты слишком мало знают о DI.

Для студии постпродакшн работа с DI будет нестандартной, потому что цифровые технологии предполагают смещение производства со стадии съемок именно на стадию постпродакшн. Поэтому DI предполагает большее время работы над проектами, гораздо больше уровней управления проектами, а также более сложный расчет системы оплаты. Специалисты студии имеют возможность выполнить работу на самом высоком уровне, но результат зависит от времени и материальных затрат. Следовательно, нужно изучать ожидания клиентов и предлагать им такие оборудование и инфраструктуру, которые позволят выполнить всю необходимую работу по фильму за отведенное для этого время и в рамках выделенного бюджета.

Выбор технологических возможностей

Как мы уже говорили, реальная технология DI позволяет студиям, у которых имеется необходимое оборудование, предлагать широкий спектр услуг параллельно с выполнением основного проекта - от предпросмотра до цветоу-становки, создания трейлеров и изготовления мастеров. Задача технологии DI заключается в обеспечении оптимального использования ресурсов. Не надо забывать, что кинопроизводство имеет циклический характер, и режим работы может быть непостоянным. Благодаря грамотному подбору оборудования и организации производства студии DI могут работать в различных форматах SD, а также заниматься реставрацией. В этом случае важно то, что оборудование не простаивает, а люди имеют возможность работать и зарабатывать. Причем качество SD-продукции у студии DI будет выше, чем у конкурентов в этом секторе производства.

В настоящее время выбор инструментов DI очень широк. Точно так же, как еще недавно, все, кто только мог, разрабатывали нелинейные монтажные системы на базе ПК, теперь бросились создавать системы для чистовой сборки кинофильмов. Желательно, чтобы такие системы сочетали в себе монтаж, композитинг (иногда с возможностью работы в ЗО-пространстве), цветокоррекцию. Все новые и новые программные пакеты, включая цветокорректо-ры, появляются практически каждый месяц. Обычно такие системы являются "покупными изделиями", то есть они включают в себя собственно программный пакет, операционную систему стороннего производителя, платформу стороннего производителя и дисковую подсистему стороннего производителя.

Руководителю студии могут встретиться высказывания такого типа: "N -самая совершенная система для DI. Уже продано столько-то экземпляров системы на такое-то количество студий. Если добавить несколько дополнительных рабочих станций и сервер, то получите мощную систему DI..." Но насколько верно такое утверждение?

Сколько систем и от каких производителей необходимо для организации эффективного производственного цикла? Кто будет отвечать за техническое сопровождение системы в целом? Как добиться совместимости данных при обновлении версий программного обеспечения разных производителей? В современной структуре студии DI ее ядром является некая мощная система, объединяющая возможности различных участков и поэтому позволяющая контролировать любую из стадий развития проекта.

Требования к подобной системе:

  • обеспечение постоянного контроля качества изображения и звука от входа до выхода;
  • сохранение всего фильма (а также всех вариантов монтажа) полностью в разрешении, подходящим для кино;
  • совместимость черновой и чистовой версий с возможностью сравнить их;
  • воспроизведение всего проекта фильма в реальном времени, со всеми необходимыми временными вариантами/previews, в полном разрешении;
  • показ изображений фильма с колори метрией, контрастностью, гамма-характеристикой и т.д., что типично для кинопленки;
  • немедленная реакция на изменения для обзора и выхода из системы;
  • осуществление базовых функций, включая монтаж, цветовую коррекцию, работа в режиме vfx, титрование и т.д.;
  • работа с принятыми техническими параметрами изображения, чтобы в результате представить конечный продукт в кинокачестве;
  • принцип WYSIWYG (what you see is what you get - что видишь, то и получаешь).

Верный выбор центральной системы в технологии DI дает студии большие преимущества. Он может стать "правильным" подходом ко всему процессу постпроизводства, и DI-оборудование может использоваться не только для цветокоррекции. Зачем вкладывать деньги только в один вид бизнеса, когда можно получать преимущества от различных видов?

Большие DI-студии строят свои производственные бизнес-модели, основанные на широком подходе к использованию DI. Такой подход позволяет продюсерам и съемочным группам экономить средства на всех стадиях кинопроизводства, а DI-студиям позволяет обеспечивать несколько источников дохода при работе над каждым проектом:

  • съемка (предпросмотр или оказание цифровых услуг);
  • постпродакшн (сканирование, ретушь, цветоустановка, эффекты, титры);
  • маркетинг (трейлеры, реклама, электронные пресс-релизы);
  • распространение (мастеринг и создание версий, субтитры, версии на DVD).

Лучший способ выбрать оборудование - это ответить для себя на следующие вопросы: какой деятельностью будет заниматься моя студия после перехода на DI; какие услуги DI (предпросмотр, цветокоррекция, ретушь, монтаж, титры, эффекты, трейлеры, мастеринг, распространение) собирается предоставлять студия; если студия приобретет оборудование для DI, выгодно ли использовать его также для проектов других форматов; можно ли использовать оборудование, уже имеющееся на студии, совместно с новой технологией; выгодно ли студии покупать все оборудование, или она может найти партнеров в этом виде деятельности, и т.д.

Только после ответа на данные вопросы и принятия соответствующего бизнес-решения можно будет сделать выбор подходящего оборудования.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2007
Посещений: 14973

Статьи по теме

  Автор

Андрей Вернидуб

Андрей Вернидуб

Руководитель учебного центра Avid, компания "Элогар инжиниринг"

Всего статей:  2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций