Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Стратегия технического развития телекомпании

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Стратегия технического развития телекомпании

Александр Золотницкий
Заместитель генерального директора "ТВ Центр"
Александр Игоревич Золотницкий окончил в 1985 году Московский институт инженеров транспорта и в 2006 году – Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. 1979–1989 годы – Телевизионный технический центр. Запись, монтаж и выдача в эфир программ различных редакций Центрального телевидения. 1989–1991 годы – Агентство печати "Новости". Организация производства многих телевизионных программ. 1991–1993 годы – Московское бюро Европейского вещательного союза (EBU Moscow bureau). Организация, подготовка и проведение съемок, монтажа с передачей через спутниковые каналы связи сюжетов в рамках международного обмена для ведущих телекомпаний мира (ZDF, ARD, ITN, CNN, SRG, NOS и др.), как из Москвы, так и из различных регионов России и стран СНГ, включая "горячие точки". 1993–1998 годы – Московское представительство международного информационного агентства "Телевидение Рейтер". Обеспечение строительства технической базы нового бюро Reuters television, включая последующую эксплуатацию и совместную работу с российскими и зарубежными телерадиокомпаниями (РТР, ОРТ, НТВ, BBC, NBC, TV-ASAHI, SAT-1, PRO-7 и др.). 1998–2001 годы – Московская независимая вещательная корпорация ("ТВ-6"). Технический директор. 2001–2005 годы – ГТРК "Культура". Заместитель генерального директора, технический директор. 2005–2007 годы – ВГТРК. Руководитель производственно-технологического департамента. С 2007-го по настоящее время – ОАО "ТВ Центр". Заместитель генерального директора по техническому развитию.

- В одном из своих интервью в качестве важной задачи вы назвали “разработку и реализацию стратегии технического развития компании". Что Вы подразумеваете под этим термином?
- В моем понимании основная часть - это как раз разработка стратегии, потому что от качества и глубины подготовки будет напрямую зависеть и последующая реализация. Что касается смысловой части понятия стратегии как таковой - это не только определение конкретных проектов, планируемых к реализации, но и в не меньшей степени определение тех направлений, по которым будет происходить развитие технической базы компании. Естественно, что часть из них достаточно стандартна -обеспечение бесперебойного съемочного процесса и монтажа, подготовка и выдача программ в эфир каналов с последующим архивированием, функционирование задействованных в работе каналов связи, компьютерных сетей и программного обеспечения, поддержка пользователей, составление технических заданий на проектирование, ввод в эксплуатацию с последующей поддержкой всех технических средств компании, включая комплексы студийных и нестудийных съемок, подготовки программ, сбора и верстки новостей, а также функционирование тех программных комплексов, которые напрямую не имеют отношения к производственному циклу, но тем не менее без них телекомпания не может существовать. Например, такие подразделения, как бухгалтерия, финансовая дирекция и т.п.

Другая часть имеет специфику для каждой компании. Приведу пример, касающийся непосредственно “ТВ Центра": для нас действительно стратегическим вопросом является решение проблемы разноголосицы баз данных, имеющихся в различных подразделениях, с обеспечением взаимодействия между различными программными продуктами. От его решения впоследствии будет зависеть не только объем требуемых финансовых ресурсов, но и ресурсов человеческих. 

Если говорить непосредственно о производстве, то тут одна из проблем - быстро меняющиеся тренды. Появляются новые продукты, новые стандарты, новые форматы: не успели перейти на телевидение высокой четкости, а уже производителями фактически навязывается технология ЗD-телевидения. Но я пока не вижу объективных предпосылок для широкого развития 3D в России в силу целого ряда причин. Для телезрителей наиболее предпочтительно телевидение высокой четкости. Ведь HD - это большая детализация картинки, вещание в лучшем качестве, что и дает потребителям понятные плюсы.

При этом переход на формат высокой четкости - это действительно серьезная работа, связанная не только с техническим переоснащением, но и с обучением персонала. Ведь это и отличная от предыдущей работа операторов, звукорежиссеров, повышенные требования к применяемым декорациям и пр.

Стратегия технического развития не может быть оторванной от стратегии развития всей компании и определяется теми задачами, которые в ней поставлены прежде всего с точки зрения состава сетки вещания. В зависимости от этого строятся и производственно-технологический, и вещательный комплексы. Например, если сетка вещания канала подразумевает постоянные оперативные изменения, то необходимы особые требования к производственной базе, к вещательному комплексу и применяемому программному обеспечению. Стратегия напрямую коррелируется с тем, что ждет канал в будущем с точки зрения производства собственного продукта. Тем более если раньше продуктом мы считали исключительно уже сформированный канал, выдаваемый в эфир, то сейчас уже имеются и другие средства доставки. Это прежде всего Интернет: доставка контента в режиме Video-on-Demand, выкладывание готовых сюжетов или программ для телезрителей на корпоративном сайте или специализированных сайтах. Семимильными шагами происходит распространение различного рода мобильных устройств: смартфонов, планшетных компьютеров, которые предназначены в том числе для получения видеоинформации -они предполагают изменение формата не только с технической стороны, но и с точки зрения творчества. Все эти обстоятельства влияют на стратегию развития компании, на то, каким образом будет обеспечиваться растущий спрос этого сегмента рынка.

- Существует ли некий документ (план), в котором описывается стратегия технического развития, или это достаточно условное понятие?
- Стратегия, конечно, должна быть формализована. Скажем, у нас в “ТВ Центре” существует документ, который называется “Концепция технического развития компании", где обозначаются общие направления - как раз те, которые я упоминал - и описание, каким образом это будет воплощаться. Например, сегодня разделить IТ-инфраструктуру, производственную и общую, уже невозможно. В качестве примера: сейчас широко применяется такая технология, как виртуализация, она заложена у нас в концепции.


Но стратегия ни в коем случае не должна являться догмой. Она в идеале должна корректироваться каждое утро, и это не шутка. Потому что те высокоскоростные изменения конкурентной среды, в которой мы находимся (под конкурентной средой я понимаю как производителей оборудования и программного обеспечения, так и непосредственно наших конкурентов -телеканалы или медиакомпании, которые не вещают, но производят контент), тоже должны учитываться. Если просто принять некий документ, определяющий техническое развитие на ближайшие пять лет, и больше его никогда не трогать, то через пять лет мы останемся у разбитого корыта. Поэтому из практики получается, что стратегия должна корректироваться постоянно. В нашей компании, например, действует технический совет. Мы регулярно проводим заседания этого совета, и отдельные подразделения готовят представления тех проектов, которые планируются к реализации, в том числе регулярно рассматриваются и вопросы общей стратегии технического развития.

- Как часто парк оборудования телекомпании нуждается в обновлении?
- Что касается парка оборудования, здесь не обойтись без употребления такого понятия, как жизненный цикл, которое относится как к единицам оборудования, так и к комплексам оборудования и программного обеспечения.

Скажем, лет 25 - 30 назад любые производственные комплексы - а тогда в большей степени это были отдельные аппаратные - строились из расчета 10 - 15 лет полезного использования, и действительно 10 - 15 лет эти аппаратные работали без каких-либо изменений, может быть, с небольшими доработками. Затем, к началу 1990-х годов, как раз из-за скорости происходящих технологических изменений, этот жизненный цикл сократился до 10 лет (максимум), а к концу 1990-х годов был порядка 7 лет, и на сегодня мы имеем жизненный цикл телевизионных комплексов приблизительно 5 лет. Конечно, это нельзя относить абсолютно ко всем системам, но если брать среднее арифметическое, получается порядка 5 лет. Это связано не только с физическим, но и с моральным старением техники. (Например, компьютеры, приобретенные 3 года назад и работающие не в офисах, а в производственных цепочках, сейчас уже не могут выполнять имеющиеся задачи, соответственно мы вынуждены заменить их.) Но замена никогда не должна производиться ради замены, всегда нужно говорить о некоем качественном переходе и о тех плюсах, которые реально принесет модернизация техники или ее полная замена.

-  “ТВ Центр” совместно с компанией-подрядчиком получил специальный приз HAT за комплекс постпродакшн. А какие еще технические проекты вы могли бы особо отметить?
- Нам весьма приятна высокая оценка проекта, и мы очень горды наградой HAT. В этом проекте впервые в России применено решение компании Apple -Final Cut Server. Я назову это зачатками внедрения Media Asset Management -следующего проекта, над которым сейчас идет работа.

Также хочется упомянуть о введенном в строй новом вещательном комплексе, работающем в эфире с ноября прошлого года. Два года назад вошел в строй комплекс новостей, и в наших планах уже стоит его дальнейшая модернизация.

Идет работа над нашей новой 16-камерной передвижной телевизионной станцией (естественно, формата HD), которая, мы надеемся, завершится в IV квартале этого года. ПТС проектировалась с учетом специфики работы телекомпании “ТВ Центр". Сейчас начинается процесс инсталляции и настройки оборудования с последующими пусконаладочными работами.

Очень серьезный проект - это архив “ТВ Центра". Наша телекомпания была пионером в области цифрового архивирования и до сих пор у нас функционирует и действует цифровой архив, обеспечивающий прежде всего наше новостное вещание. Но этот проект уже не устраивает нас ни по скорости, ни по тем возможностям, которые он предоставляет. По завершении второго этапа развития цифрового архива имеющиеся ограничения будут сняты, и, кроме того, архив будет обеспечивать необходимыми материалами не только новости, но и все творческие подразделения компании. Одновременно разрабатывается проект внедрения Media Asset Management (МАМ). На сегодняшний день МАМ стал неким модным понятием и зачастую никто не может толком объяснить, а что же это такое. На русский язык этот термин переводится как “система управления контентом”. Но этого будет недостаточно для описания системы. Мы подходим к ней прежде всего с точки зрения функционала, который необходим журналистам для создания программ. Система должна обеспечивать легкость поиска материала. Сразу возникает вопрос: каким образом каталогизировать материалы? Здесь мы никуда не денемся от такого понятия, как метаданные. Но как только мы говорим о метаданных, сразу же возникает вопрос о стандартах: должны ли это быть уникальные для нашей компании данные или это должно быть нечто общее? Но это вопрос риторический. Конечно, мы не должны разрабатывать полностью что-то свое, но беда в том, что нет готовых российских стандартов, есть только международные рекомендации, это прежде всего рекомендации Европейского вещательного союза (я говорю сейчас о метаданных). Мы будем строить свою систему с оглядкой на эти рекомендации, но с учетом нашей специфики.

Следующая функция МАМ - техническая: система должна обеспечивать не только контроль движения всех материалов внутри компании - из архива в производственный участок (под производственным участком мы можем понимать и newsroom и монтажные аппаратные комплекса постпродакшн и т.п.), - но и выдачу архивных материалов на сторону. Так как меняется конкурентная среда и появляются компании, которым не нужен полностью сформированный канал, а нужны именно материалы или их часть как отдельные единицы, которые они выкладывают для доступа своим потребителям. Другая техническая функция -перекодирование материалов при необходимости. Должна выполняться и такая функция, как отслеживание прав. Мы никуда не денемся на телевидении от такого понятия, как права. Есть такой термин - техническое хранение, то есть материал физически доступен, но использовать его не представляется возможным, потому что на него нет прав. В этом случае сразу же должен включаться механизм предупреждения или запрета выдачи, соответственно вся эта информация также должна присутствовать в метаданных. И вот отслеживание таких данных - одна из функций Media Asset Management, которая, конечно, в этом случае должна сопрягаться с существующей на канале системой планирования. У нас это действует, так как мы не можем себе позволить выдать в эфир программу без прав, но в архиве это гораздо сложнее, потому что многие программы состоят из отдельных материалов, на часть которых могут быть права, а на часть - нет. Одним из очевидных плюсов внедрения МАМ будет предоставление возможности использования большего числа архивных материалов.

Моя позиция состоит в том, чтобы любые технические проекты были рассмотрены с точки зрения тех реальных плюсов, которые они дают нашим творческим сотрудникам. Мы хотим, чтобы наши зрители видели программы более интересные и содержательные.

- По каким критериям вы выбираете подрядчиков?
-  Критерии очень простые: у нас в компании существует внутренний документ о конкурсной комиссии, определяющий порядок выбора поставщиков. Это могут быть и конкурсы, и запросы котировок. Базируется этот документ на действующем законодательстве Российской Федерации, мы предпочитаем следовать тем процедурам, которые обозначены в Федеральном законе № 94. То есть когда речь идет о каких-то больших комплексах, их проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию - объявляется конкурс, приглашаются поставщики, собирается технический совет, рассматривается ряд предложений. И выбор проходит по тем критериям, которые обозначены в Федеральном законе № 94, где цена является одним из критериев.

Что касается более мелких закупок, то они проходят в режиме запроса котировок. Это достаточно стандартная процедура: мы посылаем поставщикам, которые работают на рынке, наш запрос, получаем предложения на один и тот же бренд, и кто предложит нам товар за меньшие деньги и за лучшие условия (а под условиями мы подразумеваем и порядок оплаты, и сроки поставки, и гарантийные обязательства), тот и выиграет конкурс. Конечно, мы учитываем и репутацию поставщика, потому что закупки производятся в том числе и на средства нашего основного акционера, которым является правительство Москвы, и мы не можем себе позволить, чтобы деньги пропали. Если компания имела негативные отзывы, то мы предпочтем не иметь дела с недобросовестными поставщиками.

- Как правительство Москвы в достаточно непростой период выделяет деньги на инвестиции?
- Я искренне сейчас говорю, что очень признателен правительству Москвы. Даже год назад, практически в самый разгар кризиса, “ТВ Центр” был одним из тех проектов в инвестиционной программе московского правительства, который хотя и сократился, но не был вычеркнут вообще. Дело в том, что телевидение прежде всего выполняет социальную задачу, и это прекрасно понимает наш собственник. Инвестиционная программа “ТВ Центра" - это совершенно отдельная статья целевой программы в составе бюджета города. Мы защищаем и отстаиваем свои проекты, а впоследствии отчитываемся. Должен отметить, что контроль за расходованием выделенных средств ведется очень жесткий. Но именно благодаря этому за последние три года мы очень серьезно обновили техническую базу компании.

- Эти инвестиции впоследствии окупаются?
- В нашей отрасли подсчитать отдачу от инвестиций напрямую не всегда возможно. Если не вкладывать средства в модернизацию технической базы компании, с одной стороны, получится достаточно серьезная экономия денег, но, с другой стороны, через определенное время компания просто не сможет вещать. И в этом случае уже можно будет подсчитать огромные прямые убытки и представить косвенные. “ТВ Центр" -это коммерческая организация, статус компании - открытое акционерное общество, и деньги мы зарабатываем на продаже рекламы, поэтому, например, невыход по техническим причинам рекламного блока приводит к прямым экономическим потерям для компании. То есть в этом случае можно говорить о том, что вложения в модернизацию технической базы позволяют поддерживать ту необходимую надежность обеспечения эфира и производства программ, за счет которых компания зарабатывает деньги.

Другая составляющая - это эффективность. Нельзя сказать, что после ввода в строй какого-то нового комплекса мы уволим 25 человек, но не учитывать экономию на людских ресурсах было бы неправильно. Например, если раньше в любой монтажной аппаратной обязательно был инженер, то сейчас один инженер обслуживает сразу много монтажных аппаратных, поэтому эффективность работы одного человека повышена. Мы стараемся строить комплексы и проектировать их таким образом, чтобы сотрудники компании могли за меньшее количество времени сделать больший объем работы. Конечно, это не является самоцелью, но обязательно учитывается. Поэтому ключевое слово здесь, конечно, “эффективность", и это относится как к проектированию так и к последующей эксплуатации техники, включая выдачу программ в эфир с последующим архивированием.

- Как в условиях технической модернизации и замены оборудования обеспечиваются беспрерывный съемочный процесс и производство программ? Возникают ли сложности?
- Очень хороший вопрос. Не то что бывает, а мы в этом живем, потому что на телекомпанию амбарный замок не повесишь и не напишешь, что срок модернизации заканчивается такого-то числа, заходите позже. Поэтому действующие комплексы параллельно работают с вновь спроектированными и вводимыми в строй. Только после того, как вновь введенные в строй комплекс или аппаратная, или какие-то единицы оборудования будут полностью проверены и мы убедимся, что это надежно и бесперебойно функционирует, старые комплексы выводятся из эксплуатации.

Иногда это занимает достаточно много времени. Если есть ограничения по финансированию (а они практически есть всегда!), мы не можем себе позволить сразу построить новый комплекс. В этом случае проект внедряется в несколько этапов, при этом полный вывод из эксплуатации старого комплекса проходит только после завершения последнего этапа. Соответственно определенный период времени у нас параллельно работают два комплекса и на технический персонал нагрузка увеличивается почти вдвое. Например, комплекс постпродакшн вводился в эксплуатацию именно в таком режиме.

- При этом персонал нужно обучать?
- Обучение - это отдельная животрепещущая тема. Я отношусь к обучению, как к реально необходимому условию, которое не только позволит работать технике, но и является важным элементом мотивации персонала, позволяющим специалистам расти и профессионально, и карьерно. Нам удалось в бюджете компании заложить отдельные статьи на проведение такого рода обучения. Наши специалисты прошли обучение во многих компаниях (Harris, Omneon, SeaChange, Ехапег.идр.), также неоднократно организовывалось обучение по продуктам компании Apple и компании Microsoft. Обучение -очень значимый ресурс, и его важность зачастую недооценивается.

- Что на сегодняшний день входит в технический комплекс “ТВ Центра"?
- Технический комплекс “ТВ Центра" с точки зрения состава мало чем отличается от других телекомпаний. Это прежде всего съемочная техника, которая, в свою очередь, разбивается на внестудийную (передвижные телевизионные станции, тележурналистские комплекты) и студийную (аппаратно-студийные блоки, комплексы по производству и выдаче в эфир новостей), комплекс постпродакшн, вещательный комплекс и аппаратные коммутации, такие как центральная аппаратная, коммутации волоконно-оптических линий, аппаратные спутниковой связи, средства доставки. В качестве средств доставки мы используем как передвижные спутниковые станции, так и передвижные радиорелейные станции, все шире применяется и доставка через Интернет с использованием различных современных технологий. У нас есть еще отдельный комплекс на “Мосфильме", он не принадлежит нам -мы его арендуем и используем для обеспечения нашего утреннего вещания. Недавно была проведена его модернизация с применением новых решений компании Harris. К техническому комплексу относятся и программные решения для работы бухгалтерии, финансовой и коммерческой дирекций, а также подразделений занятых подготовкой эфира с точки зрения планирования и последующего контроля.

- Каков объем собственного производства канала?
- Мы мало чем отличаемся от каналов так называемого общего назначения. Приблизительно 25 %.

- Есть ли планы по модернизации на 2010 — 2011 годы?
- Я предпочитаю оперировать такими понятиями, как проект, и являюсь сторонником именно проектного подхода к реализации той самой стратегии технического развития компании. Те проекты, которые на сегодня уже подтверждены и по которым идет работа, будут завершены в 2010 - 2011 годах.

К планируемым проектам относятся модернизация комплекса сбора и верстки новостей, создание системы Media Asset Management.

При реализации всех проектов и планов, о которых я рассказывал, приходилось учитывать одну, но очень большую сложность: мы находимся в приспособленных помещениях, так как все здание на ул. Большой Татарской - это бывший завод. Накладываемые физические ограничения в этом случае сильно влияют на возможности по модернизации технической базы компании и не позволяют построить действительно серьезный современный комплекс.

Несколько лет назад было принято решение о создании нового медиакомп-лекса, но в силу недостаточности финансовых ресурсов дальше эскизного проекта дело не пошло. И наконец, в июле 2010 года произошло то, чего мы очень ждали, - подписано решение о проектировании и строительстве медиа-комплекса, и теперь все наши мечты связаны с тем, чтобы проект был реализован на самом высочайшем уровне, на что и будут направлены все наши силы.

Беседу вела Анна Заварзина

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2010
Посещений: 15683

Статьи по теме

  Автор

Александр Золотницкий

Александр Золотницкий

Заместитель генерального директора "ТВ Центр"

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций