Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Современный этап телевизионного производства

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Современный этап телевизионного производства


Дмитрий Богданов
Эксперт

Создание цифровых производственных комплексов началось не сегодня, но именно сегодня наступил тот этап развития, когда островки цифровизации, готовые слиться в единое целое, требуют системного подхода.

В отечественных специализированных изданиях дискуссия на эту тему только разворачивается, между тем как концепция построения будущих цифровых производственных комплексов обретает уже вполне реальные черты. Их реальность подтверждается тем, что, с одной стороны, все это уже возможно и все это уже работает, а с другой - тем, что существуют проблемы, характерные для каждого локального рынка (в том числе и для нашего) и потому носящие субъективный характер.

Переход к цифровому телевизионному производству оказался осложнен бурным внедрением информационных технологий (IT). Цифровизация не стала простой сменой форматов, как казалось вначале. Сегодня во многом рушатся классические концепции и представления о телевизионном производстве.

Тему концепции построения вещательных центров (Broadcast Operation Center, BOC) настоящего и будущего на страницах отечественных специализированных изданий в 2006 г. одним из первых затронул В. Хлебородов. Четырехуровневая модель1 не только дает возможность унифицированного подхода к проектированию и построению производства на обозримую перспективу, но и позволяет высветить и понять проблемы сегодняшнего дня, а также то, к чему они могут привести в будущем.

Опираясь на эту модель, но не вдаваясь в ее описание, хотелось бы остановиться на некоторых чертах современного производства, которые, несмотря на кажущуюся обособленность, коррелируются с довольно неожиданной стороны2.

Вместо вступления. Немного о мифах

Переход на цифровое производство и вещание иногда сопровождается весьма курьезными мифами. Например, одним из аргументов в пользу цифрового вещания является то, что в основном нынешнее производство ведется с использованием цифровых форматов. И наоборот: переходить на цифровое производство нужно потому, что грядет цифровое вещание. Якобы здесь есть какая-то взаимосвязь.

Еще один миф заключается в том, что цифровое производство - это производство без потери качества, так как перезапись идет "по цифре", и это априори точное копирование. Но такой результат - идеал, частный случай. Реальная же производственная ситуация предусматривает множество преобразований (а значит, и потерь), поскольку передовая техника работает по технологии вчерашнего дня. На самом же деле копирование без потерь - это копирование файлов.

Физический уровень: прокрустово ложе форматов

Внедрение IT-технологий проходит действительно бурно и не без шероховатостей. Вот маленький пример: оказывается, у IT-шников и телевизионщиков различные ассоциации вызывает такое понятие, как формат. Между тем такой пустяк влечет за собой огромные финансовые последствия. С точки зрения телевизионных инженеров, формат - это не файл, а прежде всего кассета. Переход с одного формата на другой -постоянная головная боль эксплуатационного персонала. Наличие в комплексе двух и более форматов - трагедия для всего производства.

Конечно, присутствие в медиасети материалов (файлов) различных форматов - неприятность, но уж никак не трагедия. Существует множество программных и аппаратно-программных средств для автоматического и полуавтоматического перевода материалов из одного формата в другой.

А финансовые последствия - это кассеты: для телевизионных менеджеров очевиден тот факт, что львиная доля текущих расходов приходится на приобретение кассет. На кассеты снимают, монтируют, архивируют; с "мастеров" делаются эфирные копии... В результате кассеты множатся почти без всякого учета и порядка, что, однако, не спасает от потери материала: кассеты стареют физически (осыпаются) и морально (на смену старым приходят новые форматы, которые, конечно же, лучше прежних).

Почему нужно отказываться от ленты? Не только потому, что это дорого.

Дело в том, что, работая с кассетой, приходится иметь дело с последовательным доступом к материалу. Это означает, что с кассеты нельзя взять два сюжета, два плана одновременно; в поисках нужного эпизода придется перематывать ее последовательно взад-вперед. Да и весь доступный или отснятый материал оказывается разбит, раздроблен этими носителями на составляющие, с трудом поддающиеся логическому осмыслению, сведению в базы данных, в архив.

Главное же тормозящее звено современного производства - это видеомагнитофон, устройство стоимостью в хороший автомобиль.

Кстати, почему он стоит так дорого? Прецизионный лентопротяжный механизм (призванный обеспечить все тот же последовательный доступ), полный набор внешних интерфейсов, отвечающих высочайшим требованиям качества (стремление превратить магнитофон в универсальное устройство) -вот где таится избыточность, которая влечет за собой напрасную трату средств.

Между тем видеосерверы, которые приходят на смену магнитофонам, уже сегодня имеют куда более превосходные свойства как по качеству материала и возможностям параллельного доступа, так и по стоимости. Но их главное достоинство заключается в том, что они имеют "природную склонность" к интеграции в медиасеть. Именно видеосерверы являются основным связующим звеном между физическим уровнем и уровнем медиасети.

Именно в медиасети, словно в виртуальной реальности, открываются все те возможности, которые предоставляет современному пользователю компьютер: учет, архивирование, преобразование форматов, автоматизированный эфир и транспортировка потоков данных, плановое выполнение задач, организация условного доступа, безграничная автоматизация процесса.

Так мы приходим к пониманию того, что безленточное производство - это мейнстрим.

Отступление. (Из личного опыта)

Часто приходится слышать от преподавателей технических учебных заведений, что лишь ничтожно малая доля студентов представляет себя в роли инженеров, работающих по специальности. Большую же часть молодежи интересует диплом, который весьма ценится, например, в салонах сотовой связи.

Преподаватель же призван не только давать технические знания, но и прививать культуру производства и уважение к собственной профессии хотя бы той небольшой части студентов, которая не мыслит себя вне инженерной специальности. Помню, в советское время нам внушали, что мы — будущие руководители производства, поэтому нам необходимо не только знать, как работает техника, не только находить способы решения технических проблем, но и уметь общаться с людьми, поддерживая общую культуру производства на высоком уровне.

А сегодня кто только не идет работать на телевидение!.. И это является следствием падения общей культуры производства. В результате технология становится не просто прислугой, а оказывается в положении "чего изволите". В таком положении не может идти речь ни о какой разумной технической или кадровой политике. Раньше хотелось смеяться, когда "безумные творцы" пытались приспособить технику под свои нужды и капризы. В условиях, когда технология становится сложной и уязвимой, уже не до смеха.

Сегодня невозможным становится подход: инженер — это только исполнитель. Насущной задачей становится постоянная профессиональная переподготовка. Инженер должен иметь не только хорошую зарплату, но и постоянный доступ к нормативно-технической базе, к Интернету. Постоянное самообразование и аттестация, жесткий отбор в процессе работы — вот требования сегодняшнего дня.

По моему опыту, лучше всего к новым технологиям адаптируются выпускники профильных учебных заведений — в первую очередь, конечно, выпускники факультета "Радиовещание и телевидение" МТУСИ.

Получается, что инженеры — это те, кто может и должен отстаивать культуру производства. Больше некому. Впрочем, сегодня делать это они еще не могут. И это ключевой вопрос развития.

По сути, время случайных людей в телевидении (по крайней мере, в области техники) прошло. Они не владеют основами профессии, и мировоззрение их ущербно. У них всегда будут огромные пробелы в самых неожиданных аспектах профессии. Получается дом на песке: фундамента-то нет.

Уровень медиасети: проблема техническая или организационная?

Если безленточное производство -это мейнстрим, то основным вопросом организации медиасети является архитектура хранилища медиаданных.

В течение ряда лет мне приходилось наблюдать за ходом дискуссии, посвященной тому, должно ли хранилище быть единым для всего производственного процесса или же распределенным. Интересно, что недостатки как того, так и другого решения являются продолжением их достоинств.

Например, так называемое единое хранилище предполагает, что материал, однажды попав в него, далее никуда не переписывается (возможно, только в архив), обрастает метаданными и претерпевает изменения лишь на логическом, описательном уровне. Иначе говоря, на всех технологических этапах работают лишь со ссылками на этот материал (ссылками являются и условия по его воспроизведению: последовательность, параметры интерфейсов). Это удобно, потому что исключает копирование материала (а значит, позволяет экономить дисковое пространство). Но тогда возникают повышенные требования к резервированию и работоспособности системы. А это уже недостаток. И в то же время, когда хранилища распределены по технологическим узлам и происходит копирование -транспортировка материала по технологической цепи, возникают потери времени, но возникает и возможность гибкого решения в случае нарушений работоспособности какого-то отдельного узла. Как говорится, не класть все яйца в одну корзину - сильный аргумент.

Такое плотное сплетение достоинств и недостатков, скорее всего, говорит о том, что, с одной стороны, вопрос архитектуры хранилища медиаданных очень сложен, а с другой - видимо, каждая концепция имеет право на существование. С моей точки зрения, при выборе концепции необходимо учитывать ряд факторов и обстоятельств, характерных для данной конкретной задачи, и почву, на которой эту задачу предполагается реализовывать.

Кроме всего прочего, само разделение на единое и распределенное хранилище является весьма условным. Развитие сетевых технологий дает возможность рассматривать физически разнесенные дисковые массивы и серверы как единый массив. И в то же время разнообразие организации и высокий технологический уровень дисковых массивов позволяют организовать внутри единого массива сколь угодно сложную архитектуру с распределенными правами.

Поэтому основным остается вопрос: стоит ли организовывать производство с опорой на технологические узлы и тем самым распределять ответственность по прохождению материала в системе или нужно целиком полагаться на грамотную политику прав пользователей и мощный IТ-департамент?

Таким образом, вопрос этот из области дискуссий и технологических предпочтений совершенно четко переходит в область организационную: а есть ли достаточно мощное и стабильно работающее IТ-подразделение с набором высоких профессионалов, которому компания могла бы доверить все свое производство, в том числе и эфир? Только вот не частично, а все и сразу?

Отступление второе. (Из личного опыта)

За годы работы на телевидении я ни разу не сталкивался с нехваткой специалистов IT-департамента. Однако многое зависит от руководителя этого подразделения: захочет ли он поднять свой департамент на необходимый уровень, устроить жесткий отбор кадров? В любом случае IT-специалисты, как правило, самоучки. Их образование либо весьма далеко от техники, либо не имеет отношения к телевизионному производству. Основной кузницей IT-специалистов являются офисные сети. И мышление, характерное для офисного IT-департамента, является причиной того, что IT-департамент на российском телевидении, как правило, так и остается на вторых ролях, довольствуясь функцией обслуживания офиса телекомпании. И это проблема не только телевидения. Везде, где необходимо прикладное применение IT-технологий, тут же возникает острый дефицит компетентности.

Вот и для меня самой большой проблемой было найти администратора серверных монтажных комплексов. Этих систем не так много, но таких людей — просто единицы. Ибо серверные системы условного доступа, включенные в общий процесс производства, требуют уникальных знаний: с одной стороны, IT-технологий, а с другой — общей технологии телевидения, параметров и структуры сигнала, интерфейсов и т.д., и т.п.

Получается, что проще ввести телевизионного инженера в мир сетевых и компьютерных технологий, чем обучать IT-шника основам телевидения и радиовещания.

Прикладной уровень: важный ресурс развития

Телевизионный производственный комплекс состоит из весьма "интеллектуальных" компонентов. Каждый из них характеризуется базовым решением, которое берется за основу в продвижении на рынке и при системной интеграции. Но все эти элементы, особенно построенные на основе компьютерных систем, обладают возможностью развития, адаптации к конкретным производственным условиям. Возможность гибко изменять эти компоненты и дополнять их - не просто соблазн, а путь к развитию возможности системы в целом, обретению ее новых возможностей.

Кроме того, такая потребность есть постоянно, ведь жизнь не стоит на месте, а между этапом проектирования телевизионного комплекса и запуском его в эксплуатацию проходит немало времени. Это, как правило, противоречит требованиям производителя о недопустимости изменений в конфигурации систем, установки дополнительного программного обеспечения. Исключая случаи сделки с совестью, которые сами по себе не могут рассматриваться в качестве рекомендаций в рамках данной статьи, стоит отметить, что с точки зрения теории сетей развитие системы может происходить за счет объединения ресурсов компонентов, каждый из которых неизменен сам по себе. Так система приобретает новые свойства и возможности.

Использование прикладных программ и компонентов - важный ресурс развития. Но он несет в себе элемент непредсказуемости, поскольку комплекс становится уникальной производственной единицей, новые возможности которого нигде и никем не испытывались.

Поэтому очень важно иметь компетентный персонал, который мог бы с достаточной долей вероятности предсказывать последствия вносимых изменений и реагировать на непредвиденный результат.

Уровень безопасности

Сегодня безопасность - не только антивирусная защита (хотя и это целая система). Безопасность - это мониторинг постоянно изменяющейся конфигурации системы, ее "узких" мест или избыточности ресурсов. А еще это постоянный мониторинг персонала (пользователей) со стороны администраторов. В совокупности с комплексом превентивных мер это называется "защитой от дурака". Происходит постоянный интеллектуальный поединок, потому что дурак в данном случае совсем не дурак.

И, конечно, безопасность - это выработка нормативно-технической базы, борьба за ее внедрение в реальное производство.

Отступление последнее. Несколько слов о принципах подготовки кадров и роли технологии

Учиться должны все: творческий и технический персонал, руководители и редакторы. В разной степени, но все. Это — аксиома.

Что касается тех, кто занимается непосредственно производством, то их можно условно разделить на две группы: пользователи и администраторы.

Такое деление происходит ввиду необходимости соблюдения определенных технологических требований (чем и призваны заниматься администраторы и без чего техника просто не будет функционировать так, как надо) и желания вовлечь в производственный процесс возможно большие физические и творческие силы (для выполнения конкретных проектов — словом, для основной производственной деятельности).

Думаю, излишне говорить, что для успешного выполнения работ и бесперебойного функционирования оборудования эти две группы специалистов должны быть взаимосвязаны. И связь эта называется технологией.

С одной стороны, это технология эксплуатации оборудования, с другой — технология подготовки программ. Таким образом, перед обучением персонала необходимо разработать обе эти технологии и разграничить зоны ответственности. Это особенно важно, если две группы (пользователи и администраторы) имеют разных руководителей.

Естественно желание пользователей (которое, как правило, поддерживается их руководителями) иметь максимум прав при эксплуатации техники и минимум ответственности. Сторона, заинтересованная в бесперебойной работе техники (в особенности сложной и комплексной), должна смирять эти амбиции безответственности ради того, чтобы всё просто работало. Ибо неправильная эксплуатация одного из ключевых компонентов несет в себе опасность для всего комплекса оборудования.

Именно поэтому, прежде чем приступать к работе с конкретными людьми, технологии эксплуатации оборудования и подготовки программ должны быть выработаны и согласованы.

Кадровая политика

Мало кто из менеджеров в полной мере отдает себе отчет в том, что главной проблемой современного телевизионного производствастановится кадровый голод. И чем сложнее техника и технологии, тем острее эта проблема.

Сегодня отечественное телевидение имеет самые передовые разработки мировой телевизионной индустрии. Однако показательно, что порой эти новинки простаивают или используются не по назначению по одной только причине - некому работать.

Элементарно: переход на безленточные технологии откладывается в дальний ящик именно потому, что совершенно непонятно, кто же будет реализовывать виртуальные потоки медиа-данных. А кассета - вот она. Записал, отнес, куда надо, вставил в магнитофон... Все наглядно, просто, понятно. Словом, классика. Если бы не то, что...

Миллионы, сотни миллионов кассет накапливаются и продолжают множиться. Это огромные деньги. Магнитофоны представляют собой устройства фантастической стоимости и столь же фантастически ограниченных возможностей. А ведь все это надо еще и архивировать...

И вот грядет цифровое вещание. Число каналов, уже немалое, многократно возрастет, так как падет основной фактор сдерживания их числа -частотный диапазон. Строить телевизионное производство традиционными методами станет не просто невыгодно -невозможно (в особенности для многоканального вещания).

Вопрос перехода на безленточные технологии скоро перестанет быть актуальным, как перестал быть актуальным вопрос о распределенном или едином массиве данных. Он просто перейдет в другую плоскость (скорее всего, в кадровую). И вот почему. Сами производители магнитофонов и кассет голосуют за новые технологии. Многие у нас так и не могут понять, что их новые форматы - это уже не кассеты, а носители. И эти носители (XDCAM, P2) концептуально не предполагается использовать для записи конечного продукта, транспортировки медиапродукции, архивирования, выдачи в эфир. Поэтому сравнивать данные носители с кассетами нельзя, их стоимость особого значения не имеет. Они работают в цикле "съемка - ingest". И все.

Что касается кадровой проблемы, то пока она не будет решена, не будет никакой возможности построить новые комплексы, интегрированные на основе IT. Или вдохнуть новую жизнь в уже запущенные, но едва дышащие, эксплуатируемые не по назначению, технические чудеса. Пока не решена кадровая проблема, всегда будет соблазн вкладывать деньги в технологии вчерашнего дня или воздвигать памятники технологиям дня сегодняшнего.

Похоже, пока эта ситуация устраивает всех. Что ж, подождем.


1 The evolution of broadcast engineering // BroadcastEngineering. — 17 October 2005; Four Layer facility model // Broadcast Engineering. — 5 July 2005
2 Для знакомства с данной статьей совсем не обязательно начинать поиски упомянутых материалов или первоисточников из журнала BroadcastEngineering, которые, хочется подчеркнуть, носят дискуссионный характер, хотя и очень полезны для обобщенного понимания основных тенденций современного телевидения.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2006
Посещений: 16975

  Автор

Дмитрий Богданов

Дмитрий Богданов

Начальник отдела подготовки ТВ-программ ВГТРК

Всего статей:  5

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций