В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Если бы людей больше всего интересовал контент, телевизионные устройства стали бы исчезать из квартир и домов под натиском компьютеров, Интернета и современных интернет-сервисов. В ближайшее время вряд ли стоит ожидать, что в этой области что-либо переменится. Диагональ устройств из года в год становится все больше, сам телевизор — тоньше, но это все тот же старый добрый телевизор, который показывает нам любимые передачи, фильмы и сериалы.
Так или иначе, одна только привязанность не может обеспечить производителям техники стабильно высокие продажи ТВ-устройств. Необходимо постоянно удивлять потребителя, привлекать его интересными новинками. Несколько лет назад такой приманкой для потребителей стало ЗD-телевидение. Однако в итоге оно так и не оправдало возложенных надежд, момент славы был слишком кратким, чтобы удовлетворить аппетиты и амбиции производителей.
Дальше производители телевизионной и сопутствующей техники стали рассуждать и действовать, казалось бы, вполне логично. Они обратились к одному из самых мощных трендов современности — интернет-технологиям. Так появилось Smart TV, и на "большой экран" попали Интернет, интерактивные сервисы и различные приложения. Была ли эта самостоятельная попытка привнести интерактив в телесмотрение удачной?
Идея проста: если совместить ТВ с Интернетом, пользователи получат сразу все свои любимые развлечения на одном большом экране. Однако, как показывает практика, симбиоза и синергии не случилось. Ставки, сделанные на Smart TV, не оправдались. Технология не стала популярной, что подтверждается выступлениями производителей на CES-2013 в Лас-Вегасе и различными исследованиями и прогнозами.
В частности, Informa Telecoms & Media представила вниманию аудитории любопытный вариант развития событий. По оценкам Informa, к 2017 году ежегодные продажи Smart TV достигнут 220 млн единиц. Среднемировой показатель проникновения Smart TV составит 31%, а в Северной Америке и Западной Европе — 63 и 64% соответственно. На первый взгляд довольно многообещающие цифры. Если бы не одно "но": согласно прогнозу, более половины из 800 млн существующих к 2017 году устройств Smart TV не будут подключены к сети Интернет. Другими словами, все это огромное количество "умных" телевизоров не будет выполнять свою основную функцию. Почему?
Здесь можно выделить сразу несколько серьезных причин:
1. Слишком сложная самостоятельная настройка и отсутствие адекватной техподдержки. Значительное, если не сказать подавляющее количество покупателей Smart TV не в состоянии правильно подключить и настроить свой "умный" телевизор. Для большинства потребителей подключение ТВ к Интернету оказывается непреодолимым препятствием. Не имея возможности получить доступ к инновационным функциям, люди просто отказываются от дальнейших попыток и больше никогда не возвращаются к этому вопросу, используя свое устройство как обычный телевизор. Более того, основываясь на негативном опыте, в дальнейшем они стараются приобретать именно обычный телевизор. В итоге технические трудности, сопряженные с использованием Smart TV, и отсутствие поддержки со стороны производителя отталкивают потенциального потребителя.
2. Чрезмерное обилие сервисов. Как показывает практика операторов платного ТВ, слишком большое разнообразие инновационных сервисов еще хуже, чем их недостаток. Пользователя очень легко запутать, преддожив ему слишком много разнородных, а зачастую и ненужных услуг. Слишком большое предложение сбивает с толку, негативно влияет на восприятие услуги в целом и в итоге снижает общий интерес потребителя.
3. Разнородные интерфейсы сервисов. Если пользователь смог найти среди моря полезных и не очень сервисов то, что ему нужно, следующее, с чем ему придется столкнуться, — это совершенно разные по логике, формату и содержанию интерфейсы. Под эгидой Smart TV объединяются десятки сервисов и далеко не все они телевизионные. И у каждого свой интерфейс с уникальным брендированием, возможностями, скоростью отклика. Получая вроде бы одну услугу, телезрители вынуждены обучаться работе с изрядным количеством разнокалиберных приложений, что их, безусловно, не привлекает.
4. Неприспособленность интерфейсов. По отзывам самих пользователей, в большинстве случаев интерфейсы слишком сложны и недостаточно удобны. Кроме того, они не сохраняют "дух телевизора". Телезритель хочет, чтобы все дополнительные сервисы были в "духе ТВ". Все должно быть просто, понятно и быстро, как переключение каналов кнопкой на пульте. Сегодня планка удобства задается высококлассными, интуитивно понятными интерфейсами от Apple, Sony и Microsoft. Если качество интерфейса заметно ниже, пользователь сразу же ставит производителю огромный минус.
5. Быстрое устаревание. Этот недостаток скорее моральный, нежели технический, однако он тоже оказывает довольно сильное влияние на потребителей. Smart TV: приобретенный в прошлом году, он скорее всего устареет уже к 2015. Темпы роста производительности, совершенствования "железа" и развития интерактивных сервисов не сравнимы с длительностью жизненного цикла телевизоров. В этом смысле телевизоры проигрывают легко заменяемым смартфонам, планшетникам и телевизионным приставкам.
Операторы платного ТВ, как и пользователи, тоже недолюбливают Smart TV. Основные причины неприязни — отсутствие возможности управления устройством и недостаточная гибкость в предоставлении услуг. На сегодняшний день уже можно сказать, что Smart TV проигрывают битву за пользователя обычным телевизионным приставкам. Вопрос: что именно помогло приставкам сохранить свои позиции и не уступить столь амбициозному конкуренту?
На сегодняшний день приставки выглядят намного привлекательнее Smart TV и для абонентов, и для операторов. Для абонентов приставки проще, понятнее и удобнее. Для операторов STB предоставляют гораздо больше возможностей и перспектив в плане развития сервисов: модернизация приставок идет более быстрыми темпами, функционал расширяется, при этом стоимость существенно не растет.
Коль скоро затея со Smart TV не удалась, чем будут удивлять потребителей производители ТВ? Выставка CES'2013 довольно явно демонстрирует, что это будут телевизоры с разрешением 4К. Соответствующие модели были показаны ведущими компаниями — Samsung, Sharp, Toshiba, Panasonic и LG.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2013
Посещений: 7917
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций