Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Службы и услуги мультисервисных сетей кабельного телевидения

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Службы и услуги мультисервисных сетей кабельного телевидения

Часть 2

Во второй части статьи продолжается начатый разговор о мультисервисных сетях кабельного телевидения (МСКТВ), относящихся к классу инфокоммуникационных сетей (ИКС), так как они предоставляют сегодня потребителю наиболее полный комплекс информационных (программы новостей, справки о погоде, движении поездов и т.п.) и телекоммуникационных (видеотелефон, передача данных и др.) служб и услуг

Информационные службы МСКТВ

С развитием МСКТВ перечень информационных служб и услуг будет постоянно расширяться, и провести классификацию всего перечня в настоящее время не представляется возможным. Поэтому целесообразно определить некоторые общие признаки, по которым можно разделить различные информационные службы.

Очевидно, что информационные услуги могут обеспечиваться собственными информационными службами МСКТВ и информационными службами вне сети, к которым МСКТВ обеспечивают доступ. Таким образом, информационные службы МСКТВ можно разделить на две группы - собственные и внешние (рис. 1).

Собственные службы организуются в виде различных серверов и центров, которые могут стать основными источниками доходов МСКТВ. Примерами таких служб могут быть центры вещательных программ (ТВ, радио), серверы коммунальных служб, серверы компьютерных игр и др.

К внешним информационным службам, к которым МСКТВ обеспечивают доступ, относятся информационные службы Интернета, телефонных сетей общего пользования, сетей передачи данных, информационно-вычислительных центров и баз данных муниципальных, районных, городских, государственных и международных информационных систем и пр.

Информационные услуги предоставляются пользователю с помощью определенных телекоммуникационных служб. Например, теле- и радиопрограммы из центра вещательных программ доставляются пользователю при помощи телекоммуникационных распределительных служб, а информация с серверов компьютерных игр - через телекоммуникационные диалоговые службы. Таким образом, следующим признаком классификации информационных служб может стать их взаимосвязь с обеспечивающими телекоммуникационными службами.

В этом случае к информационным службам следует отнести такие, которые связаны с удаленным обслуживанием пользователей с помощью специально разработанных и установленных в рамках МСКТВ или вне ее технических систем. Именно эти службы способны в корне изменить условия жизни и деятельности людей. Сегодня исследуется и внедряется целый ряд таких служб, как:

  • телеработа - пользователь устанавливает связь через поставщика услуг, активизирует и управляет местными и удаленными средствами, связывается с сотрудниками, не выходя из дома;
  • телемедицина - служба дистанционного медицинского обслуживания, включающая консультации с местными и зарубежными специалистами;
  • телемагазин - служба, предназначенная для дистанционного проведения торговых операций между покупателями и поставщиками товаров;
  • телебанк - обеспечивает совершение определенных банковских операций с помощью электронных средств;
  • служба социальной помощи, обеспечивающая личный контакт обслуживающего социального персонала муниципалитета, района, города, например, с пожилыми гражданами, неспособными выходить из дома;
  • телебиржа - служба, с помощью которой можно осуществлять все функции традиционной биржи. При этом обеспечивается одновременная работа нескольких представителей биржи, защита баз данных, предотвращение несанкционированного доступа к системе и пр.;
  • дистанционное образование и обучение с организацией интерактивного обратного канала между преподавателями и учащимися. Для имитации обстановки, близкой к условиям учебных заведений, можно создавать виртуальные "классы", виртуальные "аудитории" и т.п.

Целесообразно выделить в отдельную группу службы, связанные с доступом к различным информационным серверам, обеспечивающим такие услуги, как электронные игры, новости по запросу, справочная информация, кино по запросу и т.д. Рынок данных услуг будет постоянно расширяться, обновляться и становиться все более привлекательным для широких слоев населения, а их производство потребует создания мощной индустрии комплексов технических средств и программного обеспечения.

Отдельную группу составят службы, организующие контроль и сигнализацию различных объектов (охранная и пожарная сигнализация, телеконтроль счетчиков расхода электроэнергии, воды, газа и др., системы телеголосования и т.д.).

В книге М.И. Кривошеева и В.Г. Федунина "Интерактивное телевидение" было предложено выделить комплексы услуг, связанных с программами вещания, вспомогательными данными и сигналами, с применением прямого интерактивного канала и др.

С программами вещания могут быть предложены следующие услуги:

  • электронный путеводитель по программам вещания в виде каталога и содержания программ. Выбор ТВ-программ из каталога производится по запросу абонента;
  • субтитры, наложенные на изображение на экране телевизора. Могут передаваться одновременно на нескольких языках;
  • резюме, как краткое содержание программы. Транслируется в процессе передачи программы;
  • описание передаваемой программы для абонентов с дефектами зрения;
  • рейтинг программ вещания в соответствии с результатами, полученными от телезрителей или ответами на вопросы, задаваемые источником программ и др.

К услугам, связанным с вспомогательными данными и сигналами, относятся:

  • управление доставкой программы, как дистанционное управление записью ТВ-передач на домашний видеомагнитофон. Данные могут использоваться также для обозначения наименования программ, времени окончания передачи и для управления переключением ТВ-каналов;
  • опознавание реклам и объявлений в составе ТВ-программ;
  • опознавание срочной информации, например экстренных сообщений, и прерывание видеозаписи программы на время их передачи;
  • управление видеозаписью программ вещания, как разрешение или запрет записи принимаемой программы ТВ-вещания на видеомагнитофон;
  • навигационная информация, позволяющая ориентироваться во множестве источников информации.

Информационные порталы МСКТВ

Идея информационных порталов достаточно хорошо отработана и использована в Интернете, где порталы являются концентраторами информационных служб. Активно обсуждается проблема создания телевизионных порталов, возникшая в результате конвергенции Интернета и телевидения. Принципы построения центров видеоинформационных услуг, по своей идее близких к телевизионным порталам, рассматриваются Ю. Сагдуллаевым и В. Джалябовым (№ 6, 8, 2003, "Broadcasting. Телевидение и радиовещание"). Информационные порталы в полной мере соответствуют и концепции МСКТВ, так как позволяют:

  • организационно и технически разделить информационные и телекоммуникационные службы МСКТВ, не ломая тем самым традиционного разделения этих сфер деятельности;
  • создавать мощные распределенные городские сети информационных центров (рис. 2), предоставляющих абонентам МСКТВ полный комплекс информационных услуг;
  • постоянно расширять и совершенствовать информационные службы и услуги независимо от телекоммуникационного ядра;
  • создать и развивать индустрию производства информационных продуктов и оборудования, т.к. информационные порталы станут основным средством информационного обслуживания населения.

На рис. 2 показан фрагмент сети информационных порталов городской МСКТВ, состоящей из городского информационного портала (ГИП), расположенного в главном центре (ГЦ) МСКТВ, и районных информационных порталов (РИП), расположенных в районных центрах (РЦ) МСКТВ.

С развитием МСКТВ и увеличением нагрузки может возникнуть необходимость приближения информационных порталов к абоненту, что приведет к их размещению в распределительной транспортной сети на месте распределительных ответвителей (ОРО) и, возможно, в домах абонентов. Такие порталы будут обеспечивать оперативное информационное обслуживание ограниченной группы абонентов и позволят решить проблему снижения требований к пропускной способности магистральной и распределительной транспортных сетей. Для этого они должны выполнять в первую очередь функции видеопортала для доступа к персонифицированному видео- и аудиоконтенту. Возможности информационного обслуживания абонентов таких видеопорталов уже конкретно прорабатываются в концепциях различных фирм, о чем кратко говорится в статье В. Гусева "Телевизионные порталы. Концепция построения" (№ 1, 2001 „. "Broadcasting. Телевидение и радиовещание").

Заключение

Вопросы классификации служб и услуг МСКТВ, как и большинство теоретических проблем сетей нового поколения, относящихся к классу инфокоммуникационных систем, только начинают прорабатываться. Материалы, изложенные в настоящей статье, не претендуют на окончательные решения, а скорее являются приглашением к широкому обсуждению и дальнейшей разработке этой актуальной проблемы.

Главный научный сотрудник ФГУП "НИИ "Рубин"
Павел Барабаш

Начальник комплексного научно-исследовательского центра ФГУП "НИИ "Рубин"
Олег Махровский

Директор ФГУП "НИИ "Рубин"
Виталий Шибанов

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2005
Посещений: 13218

  Автор

Павел Барабаш

Павел Барабаш

Главный научный сотрудник ФГУП "НИИ "Рубин"

Всего статей:  8

  Автор

 

Олег Махровский

ГУП НИИ "Рубин"

Всего статей:  5

  Автор

 

Виталий Шибанов

Директор ФГУП "НИИ "Рубин"

Всего статей:  2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций