Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Практика радиовещания в Америке

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Практика радиовещания в Америке

О работе российских радиостанций написано немало статьей, учитывающих как российский менталитет, так и реалии отечественного бизнес-пространства. Законы у нас российские, налоги российские, но вот только оборудование и технологии в большинстве случаев разработаны и созданы далеко за пределами Российской Федерации. По этой причине многим российским специалистам интересно, а как там у них? Какое оборудование ставят? Как в эфире работают? Какие решения принимают в тех или иных ситуациях?
Антон Сергеев
Руководитель отдела информационных технологий
и инноваций “Дорожного радио”, “Радио для двоих”,
“Радио Ваня”, Санкт-Петербург

На эти и другие вопросы я попробую ответить в этой статье, поводом для написания которой стало посещение холдинга Emmis Communication, а точнее, его филиала в американском городе Нью-Йорк. Одной из сфер деятельности холдинга как раз и является работа нескольких радиостанций – 97,1 FM HOT 97 (Hip-Hop-станция), 107,5 FM WBLS (R`n`B), 1190 AM – WLIB (христианская радиостанция).

Отмечу, что холдинг давно и активно “залезает” в цифровую среду, не сковывая себя рамками аналогового вещания. Освоено вещание в формате HDRadio, причем поставлено это на коммерческую основу – активно ищутся партнеры (иногда даже за пределами США), которым предлагается возможность транслировать свой сигнал в формате HDRadio на FM-частотах станций холдинга. Схема проста: в FM-диапазоне транслируется основной аналоговый сигнал, а цифровые станции передаются на этой же частоте, но доступны для прослушивания только на специальных приемниках. С последними в Америке проблем нет, и они устанавливаются производителями практически в каждый автомобиль.

Мобильные приложения

Другая сфера деятельности холдинга – мобильные приложения. Созданное ими приложение NEXT-RADIO (http://nextradioapp.com/) позволяет объединить возможности FM-приемника вашего смартфона с цифровым каналом передачи данных (3G/Wi-Fi) для получения принципиально нового интерактивного и мобильного сервиса. Приложение может быть знакомо посетителям NAB, так как одноименный стенд регулярно там появляется.

Профессионализм

Но вернемся к радио. Не секрет, что в сфере технологий и развлечений крупнейшие города Америки ушли далеко вперед. И дело тут не только в электромобилях, цифровом вещании и прочих новинках, а скорее в умах, в отношении к себе и к своей работе.


Первым делом хочу отметить общий профессионализм работников на всех должностях. Для Америки немыслима ситуация, когда решение, например техническое, принимает далекий от техники человек. Здесь очень сложно устроиться “по знакомству” или за “красивые глаза”, так как работодатель в первую очередь смотрит на профессиональные достижения претендента.


Cначала думать, используя здравый смысл и реальный опыт, а только потом принимать решение – вот формула успеха. Заметим, что похожую картину можно наблюдать во многих прогрессивных компаниях, нацеленных на результат. Хороший пример – планировка/интерьер офисов и отношение к своим сотрудникам в компании Google, о чем в Интернете размещено достаточное количество материалов.

Резервирование

Хорошие решения не появляются сами по себе, их прорабатывают и внедряют люди. Рассмотрим подробнее, как организовано резервирование в холдинге Emmis.


Передающее оборудование стоит на одной из самых высоких точек Нью-Йорка – Empire State Building. Основной канал передачи данных – оптика, по которой передается цифровой сигнал. Оконечное оборудование – HD-аудиокодеки Intraplex от фирмы Harris. Студия находится в зоне прямой видимости от передающего центра, поэтому инженеры станции организовали резервный беспроводной канал “точка-точка”. Этот резерв полностью оправдал себя, когда ураган Сэнди разрушил в конце 2012 года большинство основных коммуникаций города. Благодаря беспроводному каналу передачи данных до передающего центра и собственному дизель-генератору, станция оставалась в эфире максимально возможное время.


В стойках мною были замечены IP-кодеки от фирмы Telos – Zephyr IP, а также более простые Barix. Данное оборудование применяется для различных целей, например для организации эфиров из других студий или прямой аудиотрансляции с концертной площадки.

Технологии и закон

Об одном необычном способе применения таких кодеков мне рассказали американские специалисты. Гость станции, популярный Hip-Hop-артист, похулиганил на улице рядом со студией. Для молодых исполнителей Америки это привычное дело. Дебошир был задержан полицией и, как обычно бывает в таких случаях, закон запретил нарушителю порядка приближаться к данному зданию, в котором располагается основная эфирная студия HOT 97. Но артист известный, в эфире ему появляться надо – это интересно слушателям, а значит интересно и самой радиостанции. На помощь пришли вышеописанные мной IP-кодеки. Артиста стали приглашать в резервную студию, находящуюся в другом здании. А звуковой сигнал передавали в эфир при помощи аудиокодеков. И закон не нарушен, и артиста в эфир вернули!

Эфирное оборудование

Интересно организована работа серверной, которая обслуживает три радиостанции холдинга. Все оборудование, включая даже эфирные компьютеры, размещено здесь: шесть Mac с ProTool для монтажа и записи звука, несколько эфирных ПК с системой автоматизации радиовещания Dalet, различные сервера, запись эфира и т.д. Все системные блоки стоят в стойке, а клавиатура, мышка и монитор подключены через специальный удлинитель Gefen CAT5-1000R. Логика такого размещения оборудования проста. Размещая эфирные ПК в серверной, не нужно беспокоиться о шуме и вентиляции, серверная терпит любой шум и специальным образом охлаждается. В случае профилактических или ремонтных работ не надо ползать по студии и таскать туда-обратно системные блоки. Не стоит забывать, что ведущие – в большинстве своем люди творческие и не любят проблем с техникой. Они должны творить, а инженеры обязаны обеспечить им спокойную работу в студии.


Весь звук в эфирных студиях и студиях производства давно переведен на цифру. Установлены цифровые консоли, а передача звука между узлами студии организована по витой паре. Оборудование американской компании Wheatstone позволяет легко коммутировать звуковые сигналы и практически мгновенно менять студии местами. В ближайших планах холдинга – полный переход на оборудование AXIA.


В качестве звукового процессора на HOT 97 установлен OMNIA 11. Станция современная, с большим количеством музыкальных новинок. Для такой фонотеки просто необходим серьезный звуковой процессор, который максимально эффектно подаст слушателю его музыкальное блюдо. Именно поэтому выбор пал на OMNIA 11, как на один из самых передовых и мощных звуковых процессоров на рынке.

Отметим интересный факт – сегодняшний топ-менеджер и руководитель Telos (Omnia Audio является подразделением Telos Alliance) Фрэнк Фоти давно знаком с главным инженером трех радиостанций Стивом Пепе. Около 30 лет назад они простыми инженерами начинали свое погружение в мир радио на небольшой станции в Нью-Джерси. Но хорошие отношения сохранились до сих пор, и этот контакт производителя и клиента идет всем только на пользу. Получить от клиента адекватный и честный отзыв о недостатках или удачных решениях в устройстве – важно для любого производителя оборудования.

Видео

Современную индустрию развлечений сложно представить только в формате “аудио”. Аудитория требует видеоконтента, который можно посмотреть на мобильных устройствах или стационарных компьютерах. Именно по этой причине холдинг Emmis Communication создал отдельный видеоотдел. Это коллектив, который создает различные видеоматериалы – интервью, отчеты с концертов, проморолики для сайта и многое другое. Для расширения возможностей, был построен “зеленый уголок” – хромакей-зона, с профессиональным освещением и камерами. Здесь можно снимать все, что угодно, вплоть до музыкальных видеоклипов, с последующим наложением компьютерной графики и спецэффектов.

Отдел видеопроизводства не просто делает красивые ролики для продвижения радиостанции, его руководство активно ищет (и находит) способы монетизации видеоконтента. Одна из целей – привлечение известных брендов и спонсоров. У видеоотдела есть также свой канал на YouTube (с количеством подписчиков более 400 тыс.), куда регулярно выкладываются новые материалы.

Концертная деятельность

Раз уж мы заговорили о видео, то стоит отметить и такой бесценный источник оригинального материала, как собственный музыкальный фестиваль. Уже несколько лет станция HOT 97 организует летний концерт с большим количеством приглашенных артистов – Summer Jam. Чтобы читатель мог оценить масштаб мероприятия, отметим, что в 2014 году Summer Jam посетили более 55 тыс. человек, а на площадке выступали такие звезды, как 50 Cent, Snoop Dog, Lil Wayne, NAS и др.

Пиплметры на службе радиостанции

Поговорим теперь о рейтингах и о том, как их измеряют в США. Один из самых достоверных и надежных способов проанализировать аудиторию радиостанции – это использование пиплметров (от англ people meter – измерение, подсчет людей). Данное устройство представляет собой компактный переносной прибор, который регистрирует звуковое окружение своего владельца и записывает эту информацию в свою память. По записанным данным рейтинговые компании могут определить, кто, сколько и когда слушал ту или иную радиостанцию или смотрел ТВ.

В серверной Emmis Communication под “рейтинговое” оборудование выделена почти целая стойка. Это специальные кодеры, которые добавляют в аудиосигнал станции специальные звуковые метки. Все оборудование установлено компанией Arbi-tron, которую в конце 2013 года купил холдинг Nielsen, специализирующийся на измерениях аудитории и различных рейтингах. Сейчас холдинг носит название Nielsen Audio. Заказчиком на установку оборудования выступает сама радиостанция. Она же платит за это оборудование определенную абонентскую плату.

В официальной документации на сайте Nielsen указано, что блоки меток передаются в диапазоне частот 3—8,2 кГц. Это позволяет избежать разрушения меток при их обработке аудиопроцессорами или в случае применения психоакустических алгоритмов сжатия звука в каналообразующем оборудовании.

Тут же установлены и декодеры – приборы, которые принимают эфирный сигнал и проверяют, есть ли в эфире закодированная информация для пипл-метров, о чем сообщают обслуживающему персоналу при помощи зеленого индикатора на лицевой панели.

Атмосфера на радио

Отдельных слов заслуживает атмосфера на радио. При встрече каждый сотрудник обязательно улыбнется, поздоровается и спросит, как дела или откуда я приехал. И это при условии, что видят они меня первый раз в жизни. Со своими коллегами общение еще более свободное – обняться, подколоть веселой шуткой – все это в порядке вещей. Возникающий при этом позитивный настрой – отличный способ повысить мотивацию и работоспособность сотрудника.

В эфирной студии я заметил на полу штангу. Да, самую обыкновенную штангу, которую мы обычно привыкли видеть в спортзале. Оказалось, что ведущие эфира для поддержания формы и разминки (работа-то малоподвижная) регулярно этой штангой пользуются. Казалось бы, лишний предмет в студии, но если его не ронять на эфирное оборудование и пользоваться с умом – он легко превращается в полезный.

Совокупность таких небольших факторов в сумме как раз и дают тот небывалый заряд энтузиазма и желания добиться максимума для себя и своей компании.

Работа со звонками

Заглянув в несколько эфирных студий, я обратил внимание на практически идентичное оборудование. Все сделано как под копирку, что облегчает работу как творческого, так и обслуживающего персонала. Отдельно из элементов, стоящих в каждой студии, я хотел бы выделить комплекс VoxPro (http://www.audionlabs.com). Это аппаратно-программный комплекс, состоящий из специального ПО и небольшого пульта. Его назначение – работа со звуковыми файлами, в частности запись и обработка телефонных звонков и интервью. В отличие от ситуации с использованием звуковых редакторов (например, Adobe Audition) тут не надо запоминать смысл десятков пунктов меню или пытаться мышкой попасть в нужный фрагмент звуковой дорожки. Все максимально упрощено, а собственно редактирование файла упрощается в разы за счет использования интуитивно понятного пульта управления. Именно поэтому с монтажом и записью мгновенно справляются даже далеко не молодые ведущие, которым не так просто освоить все новинки прогресса.

Заключение

В заключение хочу отметить, что в очередной раз я нахожу подтверждение известному факту – самое главное не технологии, не бюджет и даже не офис в центре Нью-Йорка, а люди, которые создают ваш продукт. Работайте с коллективом, внимательно слушайте его пожелания/комментарии/претензии, дайте ему возможность внедрять свои идеи – и ваш бизнес пойдет в гору.

Особую благодарность хочу выразить Сергею Соколову, генеральному директору ООО “Дигитон Системс”, за предоставленную возможность посетить офис холдинга Emmis Communication в Нью-Йорке

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4+5, 2014
Посещений: 11203

Статьи по теме

  Автор

Антон Сергеев

Антон Сергеев

Руководитель службы вещания
"Дорожного радио", "Радио для двоих",
"Радио Ваня", Санкт-Петербург

Всего статей:  16

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций