Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Перспективы развития OTT-TV

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Перспективы развития OTT-TV

Несмотря на сильные позиции классического эфирного, кабельного и спутникового телевидения, в последнее время наблюдается активное развитие альтернативных способов организации доставки контента до конечного потребителя. В частности, наибольшее распространение приобрела технология IPTV. Но несмотря на ряд преимуществ данной технологии, игроки альтернативного рынка все чаще обращают внимание и отдают предпочтение другому, также относительно молодому способу организации доставки контента — OTT-TV

Максим
Мартьянов
Главный эксперт консультационного агентства "Телекомпас"

Андрей
Труфанов
Директор направления "Телерадиовещание" консультационного агентства "Телекомпас"

Анна
Петелина
Старший эксперт направления "Телерадиовещание" консультационного агентства "Телекомпас"

Технология ОТТ (Over the Top, от англ. "поверх") представляет собой технологию доставки видео- и аудиоконтента на воспроизводящее устройство пользователя (компьютер, TV-приставку, планшетник, мобильный телефон) через сеть Интернет, используя HTTP-протокол.

Основное отличие от услуг IPTV заключается в том, что в случае IPTV сигнал доставляется через управляемую (закрытую) оператором сеть с гарантированным качеством сервиса и постоянной скоростью трафика, тогда как OTT-TV применяет способ доставки через неуправляемую сеть общедоступную для всех устройств, поддерживающих HTTP-протокол (отсюда и название — "поверх").

Преимущества OTT-TV

Главным преимуществом технологии ОТТ является возможность доставки контента на любое воспроизводящее устройство, имеющее функцию доступа к сети Интернет и поддерживающее HTTP-протокол, то есть контент может быть доступен любому пользователю сети Интернет.

Наряду с этим OTT-TV обладает теми же полезными "способностями", что и IPTV, как то:

  • шифрование в различных форматах видеоконтента для просмотра на различных оконечных устройствах абонента;
  • передача закодированного видеоконтента с возможностью записи отдельных передач на абонентские устройства пользователей;
  • предоставление видеоконтента по запросу с возможностью просмотра в реальном времени или записи на абонентское устройство для дальнейшего просмотра.

Данные преимущества позволяют в первую очередь охватывать более широкую аудиторию потенциальных абонентов, а также дают возможность производителям контента напрямую, минуя операторов, предоставлять потребителям доступ к своему продукту.


Кроме того, при использовании в большинстве случаев рекламной модели организации ОТТ-сервисов (подробнее данная модель будет рассмотрена ниже) контент для конечного пользователя бесплатен, что, несомненно, является еще одним плюсом привлечения аудитории клиентов.

Недостатки OTT-TV

Конечно же, как и у любой технологии, обладающей рядом преимуществ, у OTT-TV есть и определенные недостатки. Основным из них является тот факт, что сеть Интернет изначально является "неуправляемой" сетью, в которой ширина полосы до конечного пользователя неконтролируема. Как производное, основной поток видео иногда имеет низкое качество и периодически приостанавливается для буферизации, что, в свою очередь, отрицательным образом влияет на отношение пользователя к качеству услуги. Особенно актуальна эта проблема для мобильных сетей. Хотя следует отметить, что для борьбы с этим недостатком операторы используют различные технологии, в частности адаптацию битрейта, которая позволяет кодировать контент с разным значением битрейта и передавать абоненту в разные промежутки времени данные с учетом пропускной способности сети, что помогает избежать буферизации видео и оптимизировать качество изображения.

Применительно к использованию технологии OTT-TV в сетях мобильного беспроводного доступа стоит упомянуть, что 12 июля 2012 года состоялся конкурс Роскомнадзора на получение права на оказание услуг связи в сетях четвертого поколения при использовании стандарта LTE. Технология данного стандарта позволяет осуществлять передачу данных со скоростью до 326 Мбит/с на прием (в теории). Победителями конкурса стали операторы "большой четвертки" ("Ростелеком", "Вымпел-Ком", МТС, "МегаФон"), в связи с чем можно предположить, что в ближайшее время при активной модернизации сетей операторов и внедрении технологий четвертого поколения недостаток, связанный с невысокой скоростью передачи данных в сетях сотовой связи, будет устранен.

К недостаткам технологии ОТТ также можно отнести и то, что в качестве транспортного протокола должен быть использован протокол HTTP для всех типов контента и всех услуг, в том числе при оказании услуги "Видео по запросу". Соответственно технология ОТТ должна быть адаптирована с учетом особенностей всех типов абонентских устройств (компьютеры, TV-приставки, мобильные устройства и т.п.) для качественного и бесперебойного оказания услуг.

Но несмотря на вышеперечисленные минусы, многие эксперты предрекают активное развитие технологии OTT-TV на рынке платного телевидения, как альтернативы IPTV, а некоторые даже говорят о вытеснении им традиционного кабельного телевидения. Поэтому неудивительно, что компаний, выходящих на рынок платного телевидения и использующих данную технологию, становится все больше и больше.

Виды реализации ОТТ-проектов

При реализации бизнес-проектов с использованием технологии OTT-TV применяется несколько основных моделей: подписка, плата за просмотр (pay-per-view) и рекламная модель. Возможны также различные варианты с одновременным использованием нескольких моделей.

Каждая из моделей применяется в зависимости от потенциальной аудитории сервиса, вида контента либо от содержания пакета услуг, предоставляемых абоненту. Самая распространенная модель — рекламная, поскольку данный вариант наиболее интересен для привлечения и расширения клиентской аудитории ввиду безвозмездности контента для конечного потребителя.

Технически ОТТ-сервисы, как уже говорилось выше, реализуемы на всех устройствах, имеющих доступ к сети Интернет и поддерживающих HTTP-протокол, однако отдельное внимание нужно уделить возможности просмотра "полноценного" OTT-TV на телевизорах. Для использования ОТТ-сервисов с помощью телевизора необходимо использовать TV-приставку, либо, если это позволяет модель TV-приемника, функцию Smart TV или Connected TV. В последнее время производители телевизоров увидели положительные перспективы интернет-телевидения и практически все современные модели TV-приемников оснащаются этой функцией. Согласно исследованиям ComScore, в 2011 году количество TV-приемников с подобной функцией в России равнялось 1,5 млн, из которых 1 млн был продан в течение этого же года. По прогнозам, в 2012 году их будет уже 3,5 млн, в 2013 году — 5,1 млн, в 2014-м - 7,1 млн, в 2015-м - 8,8 млн, а в 2016 году — 10,8 млн.

Касаемо TV-приставок, на данный момент сегмент медиаприставок set-top-box находится в зачаточном состоянии, активное знакомство потребителей с этим оборудованием началось только недавно, в связи с переходом на цифровое эфирное телевещание в ряде регионов Российской Федерации. Поверхностный интерес абонентов объясняется достаточно ощутимой ценой приставки, как используемой при приеме цифрового эфирного телевещания, так и в сетях цифрового кабельного телевидения. Потребитель, привыкший к бесплатному традиционному эфирному вещанию, не готов психологически заплатить за подключение (TV-приставку) единовременно от 3 до 7 тыс. руб. Но в последнее время кабельные операторы решили эту проблему путем растворения стоимости set-top-box в ежемесячных абонентских платежах. В случае же с цифровым эфирным телевидением данный вопрос планируется решать организацией массового производства TV-приставок на территории РФ с целью создания конкурентных цен по сравнению с китайскими производителями.

С развитием ОТТ-технологии эволюционируют и сами TV-приставки, конкретно при решении вопроса защиты контента правообладателями и производителями применяются новые технические средства защиты авторских прав, наибольшее распространение в настоящее время получила система Digital Rights Management (DRM). Данная технология выигрывает у классической системы условного доступа Conditional Access System (CAS), требующей применения смарт-карт, благодаря возможности быстрого обновления системы и защите от копирования контента за счет наличия обратной связи между абонентскими устройствами и платформой предоставления услуг, что позволяет отказаться от использования и перевыпуска дорогих при изготовлении смарт-карт. Ввиду этого сами TV-приставки становятся дешевле.

В целом можно отметить, что все ведущие игроки на рынке производства и доставки цифрового контента в последнее время отдают предпочтение именно системе Digital Rights Management.

Чего стоит ожидать от ОТТ операторам IPTV и операторам кабельного телевидения

По данным аналитиков, развитие рынка платного телевидения и его деление по способам оказания услуг на настоящий момент имеет вид, показанный на рис. 2.


Поскольку технология OTT-TV позволяет производителю контента напрямую доставлять его конечному потребителю, не прибегая к услугам оператора кабельного телевидения как промежуточного звена, то становятся понятными опасения операторов, что они могут потерять часть рынка или вообще в долгосрочной перспективе выпасть из бизнес-процессов доставки контента. С учетом этого можно порекомендовать операторам-кабельщикам диверсифицировать свою деятельность в направление ОТТ-сервисов и начать самим оказывать данную услугу. Это подтверждается стремлением некоторых крупных игроков российского рынка кабельного телевидения и IPTV, таких как ОАО "Ростелеком"и ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), организовать в ближайшее время предоставление своим абонентам ОТТ-сервисов в дополнение к основным услугам. Также в пользу развития OTT-TV играет факт выхода на российский рынок платного телевидения крупнейших провайдеров ОТТ-сервисов, таких как NetFlix и Hulu.

Подводя итог, можно сказать, что будущее OTT-TV уже далеко не туманно и данную технологию нужно всерьез воспринимать в качестве следующего витка эволюции платного телевидения. Темпы дальнейшего роста и развития этого сегмента ограничены лишь степенью охвата населения широкополосным доступом в сеть Интернет и нехваткой в необходимом объеме в настоящее время качественного и интересного для потребителя контента. Что, в свою очередь, является лишь вопросом времени.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2012
Посещений: 20054

Статьи по теме

  Автор

 

Максим Мартьянов

Главный эксперт консультационного агентства "Телекомпас"

Всего статей:  2

  Автор

 

Андрей Труфанов

Директор направления "Телерадиовещание" консультационного агентства "Телекомпас"

Всего статей:  2

  Автор

 

Анна Петелина

Старший эксперт направления "Телерадиовещание" консультационного агентства "Телекомпас"

Всего статей:  2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций