Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Объемное телевидение - взгляд из России Часть 2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Объемное телевидение - взгляд из России

Часть 2

Павел Варгин
Генеральный директор ПКБ "Рельеф"

Объемная телевизионная камера, объемный телевизор, линии связи объемного телевидения, есть ли в нашей стране технологии, позволяющие создать подобное оборудование? Каковы перспективы внедрения и развития объемного телевидения в России? Об этом вам расскажет генеральный директор ПКБ "Рельеф" Павел Варгин: мы представляем вашему вниманию вторую часть его статьи

В России разработано устройство, принадлежащее к новому классу свето-локационных устройств (АС СССР № 174185 от 06.04.81 „.), названное телевизионным лазерным локатором (ТВЛЛ), которое обладает угловым разрешением и быстродействием, присущим обычной телевизионной камере, и разрешением по дальности, достигаемым в фазовых оптических локаторах. Поскольку в ТВЛЛ может использоваться один короткий импульс подсветки на телевизионный кадр, то он обладает практически полной защитой от любых паразитных засветок. Средняя мощность его излучения может быть снижена до предельно низкого уровня. Так как в ТВЛЛ не используется принцип сканирования пространства, его нельзя называть сканером. Технические характеристики ТВЛЛ позволяют использовать его для создания объемной телекамеры, генерирующей RGBD-видеосигнал. Действие данного светолокационного устройства при излучении инфракрасного света (как в обычном телевизионном пульте) незаметно для глаз человека.

Аналогичное устройство независимо от России было изобретено в Японии в 2004 г. На рис. 6 приведены RGB-изображение японского изобретателя Масахиры Кавакиты (а) и D-компо-нента его четырехкомпонентного изображения (Ь). Интересно отметить, что в 2005 г. в Стране восходящего солнца принята государственная программа создания объемного телевидения к 2020 г., в рамках которой на научные исследования в 2006 г. выделено 10 млн долларов.

В России на момент написания данной статьи такой программы нет, а поскольку именно объемное телевидение в значительной мере будет определять облик будущего мира, следует сказать, что под угрозой находится экономическая и информационная безопасность России. Отсутствие активных научных исследований в области объемного телевидения ведет к потере гигантских потенциальных рынков внутри страны и за ее пределами. Это рынки аппаратуры и контента.

Объемную телевизионную камеру, построенную с применением ТВЛЛ, можно назвать активной, использующей метод оценки времени задержки отраженного от объекта импульсного светового сигнала для определения удаленности точек поверхности объекта.

Если не принимать особых мер, то количество планов разрешения по дальности для ТВЛЛ варьируется от 100 до 1000, в зависимости от условий освещенности снимаемой сцены. Существуют способы многократного увеличения числа этих планов, при необходимости синтеза сложной модели сцены.

Заметим, что математические преобразования модели (вращение, перенос, масштабирование) должны производиться с высокой точностью. Требуемая точность, соответствующая десяткам и сотням тысяч планов по глубине, легко обеспечивается современными компьютерами.

При воспроизведении объемного изображения достаточно разрешения в 256 планов дальности, поскольку это соответствует физиологическому пределу возможностей зрения человека. Учитывая последнее обстоятельство, удобно представлять выходной RGBD-сигнал объемного телевизора в виде четырехбайтового цифрового сигнала. Аналогичное представление для компьютерного цвета задается стандартом True color.

Трехмерная интерактивность

Видеосигнал даже одной объемной телекамеры позволяет строить трехмерную компьютерную модель объекта наблюдения. Имея такую модель, мы можем поворачивать ее на экране компьютера с помощью джойстика (мыши) или оглядывать в некоторых пределах, меняя положение головы. Это простой, но важный вариант трехмерной интерактивности.

В обычных условиях человек, столкнувшись с незнакомым объектом, стремится рассмотреть его, обойдя со всех сторон. При наблюдении за знакомыми объектами желания заглядывать им "за спину не возникает, но ничто не должно настораживать зрителя при случайном естественном движении его головы в пределах, например, полуметра. Если мы меняем положение головы, то ожидаем увидеть соответствующую сторону объекта и должны ее увидеть. Реализовать возможность естественного оглядывания объекта (при наличии его компьютерной модели) для сегодняшнего уровня развития техники несложно. Для этого можно использовать устройство определения положения головы зрителя.

Стереоскопический дисплей со слежением за головой зрителя с помощью линейки фотодиодов был реализован фирмой Sony.

В немецком Институте Фраунгофера для увеличения точности разработана система отслеживания зрачков зрителя с помощью двух миниатюрных телекамер, встроенных в верхнюю часть стереоди-сплея (рис. 7). Аналогичные устройства разрабатывались и в России.

Для расширения пределов оглядывания необходимо установить две объемные телекамеры или больше, как упоминалось выше, объединив их сигналы в единую модель.

Наблюдая изображение, при желании можно вращать, масштабировать и перемещать наблюдаемую сцену, используя специальный ручной пульт.

Без компьютерной модели объекта можно обеспечить оглядывание его изображения методами многоракурсной съемки и воспроизведения. О недостатках этих методов будет сказано ниже.

Оглядывание - частный случай интерактивности. Предвидеть все варианты интерактивности здесь не представляется возможным. Часть этих вариантов реализована в компьютерных играх. Ощущение активного участия в событиях чрезвычайно ценно для человека, недаром у компьютерных игр столько поклонников. Попробуем пофантазировать. Допустим, мы смотрим репортаж о спортивном матче со встроенным в него программно-многовариантным комментарием специалистов. Если у нас получилось с первого раза, корректируя действия спортсмена, добиться того, чего самому спортсмену не удалось, мы ощущаем прилив гордости за себя, компенсируя свое разочарование в действиях персонажа матча. Другим примером использования возможностей взаимодействия с телевизионной системой может быть просмотр специального многовариантного (с нелинейным сюжетом) детективного фильма, в котором человек нередко отождествляет себя с главным героем. Конечно, кроме правдоподобности участия в действии, которая достигается с помощью технических возможностей объемного телевидения, необходимо умение телезрителя "участвовать в сюжете". Чтобы научить этому детей, подойдут объемные мультфильмы с заложенными игровыми возможностями. Для педагогики открываются новые горизонты. Фактически речь идет о будущем внедрении в нашу жизнь неких супертренажеров.

Подчеркнем: реализовать интерактивность при наличии компьютерной модели можно на обычном плоском экране, экране для воспроизведения стереопары и, наконец, с помощью объемного телевизора (монитора). Первый и второй варианты обеспечивают совместимость объемного телевидения с существующим парком обычных телевизоров и имеющимися на рынке устройствами стереоскопического изображения - для этого достаточно оснастить их специальными приставками для приема сигналов объемного телевидения и специальными ручными пультами.

Объемный телевизор

Рассмотрим далее возможность реализации объемности телевизионного изображения. Регулярно публикуемые обзоры знакомят нас с множеством методов воспроизведения объемного изображения, среди которых: проекция изображения на вращающийся экран, возбуждение монолитного кристалла скрещенными лучами инфракрасных лазеров, голография и другие. Среди них наиболее популярны способы формирования трехмерных изображений с помощью стереопары - двух изображений для правого и левого глаз. С середины XIX в. - с появлением стереоскопа (Уитсон, 1833 г.) - этот метод в сознании многих людей связан с представлением о технической возможности создания объемного изображения. С середины XX в. в Советском Союзе велись работы по созданию объемного телевидения под руководством П.В. Шмакова Одновременно в нашей стране велись разработки стереокино, где были достигнуты выдающиеся результаты. В обоих случаях был реализован способ с созданием стереопары.

В данной статье предпринята попытка представить современный взгляд на развитие объемного телевидения, и мы уделим внимание способу с использованием стереопары лишь для полноты картины, поскольку он и сегодня подкупает простотой реализации. Псевдообъемный характер получаемого изображения - это плата за эту простоту.

В последние десятилетия благодаря технологическому прогрессу изображение на экране компьютерных мониторов постоянно улучшалось. В настоящее время разрешение таких экранов выросло до 1920 элементов (RGB триад) вдоль строки их растра. Это не могло не вдохновить инженеров на внедрение в практику создания компьютерных дисплеев идей стереокино. В частности, стали активно использоваться линзовые растры, размещенные перед жидкокристаллической панелью.

На рис. 8 приведена фотография ноутбука японской фирмы Sharp, специальный экран которого позволяет воспроизводить стереоскопическое изображение. Никаких особых очков пользователю при этом не требуется. Обратим внимание на то, что часто в рекламе стереодисплеев для выразительности художники, применяя фотомонтаж, выносят объекты за рамку фотографии экрана, подчеркивая объемный характер изображения, хотя в действительности объемное изображение, конечно, можно наблюдать только на фоне экрана.

От компьютерного стереоизображения недалеко до "живого" стереотелевизионного. Достаточно подключить к компьютеру стереокамеру. На рис. 9 приведена схема организации стереотелевизионной передачи с демонстрацией изображения через растр из цилиндрических линз. Здесь задействованы две телекамеры из пяти изображенных, обеспечивающие создание стереопары. Изображение каждой из камер накрывается решеткой. Две решетки просвечивающихся полосок изображений совмещаются в компьютере или специальном электронном блоке в одно изображение. Если посмотреть на эту раздвоенную неприятную картинку через растр, составленный из узких цилиндрических линз, то можно обнаружить, что в некотором положении головы видно хорошее объемное изображение объекта телевизионной передачи. Если нужное положение головы найдено, то цилиндрические линзы проецируют полоски изображения левой телекамеры в левый глаз, а полоски изображения правой телекамеры - в правый. Произошла сепарация изображений стереопары, и возник стереоэффект.

Стоит изменить положение головы или экрана - и стереоэффект пропал. Вот тут могут пригодиться оставшиеся не-задействованными телекамеры. Если их изображения тоже "нарезать" на полоски и совместить в одно изображение (пять для данного случая), то при его разглядывании через цилиндрический растр получим интересный эффект. При смещении головы вбок стереоизображение не только не теряется, но и видны новые его ракурсы - в соответствии с размещением дополнительных телекамер. То есть удалось добиться оглядывания объекта наблюдения. К сожалению, для сколько-нибудь широкого и плавного оглядывания нужно множество телекамер (намного больше, чем пять), расположенных тесно друг к другу. Легко заметить, что для размещения множества полосок необходим телевизионный экран с большим физическим разрешением. Действительно, в каждом положении головы видны лишь две полоски из п (в нашем примере п=5), формируемых телекамерами, за каждой цилиндрической линзой. Остальные полоски, невидимые, занимают элементы изображения, понижая видимое разрешение экрана.

Можно не ставить перед собой задачи обеспечить оглядывание, а просто попытаться сохранить хорошее качество стереоизображения при движении головы зрителя. Для этого необходимо обеспечить отслеживание положения его головы с помощью одного из вышеупомянутых устройств и, соответственно, смещать положение линзового растра так, чтобы изображение объекта наблюдения всегда попадало в поле зрения.

Проблема создания устройств объемного изображения постоянно привлекает внимание разработчиков современных технологий.

17 крупных компаний, среди которых Sony, Sanyo, Sharp, Microsoft, Kodak и Olympus, объявили о формировании альянса 3D Consortium, задачей которого является вывод на массовый рынок объемных компьютерных дисплеев. Участниками консорциума, в частности, заявлено, что "будет уделено внимание и пока малоизученным аспектам безопасности, поскольку известно, что работа с объемными дисплеями может приводить к повышенной утомляемости глаз".

Последнее обстоятельство может показаться малозначительным, но в действительности это проблема № 1 на пути создания как объемных компьютерных мониторов, так и объемных телевизоров.

Подавляющее большинство ЗD-дисплеев на сегодняшнем рынке - это дисплеи с сепарацией изображений стереопары. Для них кардинальное решение проблемы утомления зрения невозможно!

Бинокулярная иллюзия объемности изображения возникает у человека при сепарированном наблюдении стереопары благодаря реагированию мозга на диспаратность точек изображений объекта наблюдения. При попытках рассмотреть разноудаленные части изображения мозг стимулирует глаза на их правильную, с точки зрения жизненного опыта, конвергенцию и аккомодацию. Однако изменение аккомодации, ре-флекторно связанное со скашиванием глаз, приводит к расфокусировке изображения стереопары, что неприемлемо для мозга, поэтому от него следует новый стимул глазам - вернуться к хорошей фокусировке. По-видимому, именно постоянная борьба стимулов и вызывает быстрое утомление глаз. Для снятия проблемы утомления зрения техническое средство формирования объемного изображения должно обеспечивать естественные (привычные) условия работы глаза.

Пытаясь решить проблему переутомления зрения, исследователи обращаются в качестве одного из вариантов к модификации метода интегральной фотографии Г. Липмана (нобелевский лауреат 1908 г.). Цветное интегральное изображение в идеале является подлинно объемным и не требует, в отличие от голографического, например, с использованием голограммы Ю.Н. Де-нисюка, решения проблемы динамичного синтеза голограмм. Реализация его для дисплеев (или тем более телевизоров), как и в случае голографии, сильно осложнена технологическими трудностями, связанными с очень высокими требованиями к разрешающей способности отображающего экрана. Работы в данном направлении проводятся в Японии. На рис. 10 показано объемное изображение букв с низким разрешением. Здесь изображение воспроизводится с помощью сотового линзового экрана с диаметром линз 6 мм. При данном методе физическое разрешение экрана теоретически должно быть порядка N2 элементов по строке, где N - число видимых в строке элементов. Для дисплея с экраном 30 см по горизонтали вдоль строки укладывается 50 линз, а на каждую линзу приходится около 40 элементов, что соответствует 40 ракурсам. В каждой линзе мы видим один, увеличенный до ее размеров, элемент изображения. Трудно сказать, где может найти применение столь сложный дисплей с разрешением 50 элементов по строке и сколько времени понадобится разработчикам для увеличения этого разрешения хотя бы до 300 элементов.

Рис. 11 поясняет процесс съемки (вверху) интегральной фотографии, где участвует один большой объектив (линза), который обращает изображение объекта, и множество (показано четыре с большим увеличением) маленьких объективов, составляющих линзовый растр. В фокальной плоскости линз экрана находится светочувствительный материал (фотопластина). После позитивного проявления фотопластина становится транспарантом, при освещении которого с обратной стороны, перед линзовым экраном (рис. 9), возникает объемное изображение объекта. Это изображение можно оглядывать в пределах площади зрачка большого объектива, использованного при съемке.

При попытке применения данного метода для телевидения, кроме проблемы высокого разрешения фотодатчика и воспроизводящего экрана перед разработчиком возникает сложная проблема оптически точного соответствия линзового растра, используемого при съемке, линзовым растрам, предназначенным для воспроизведения изображения. Если значительно увеличить диаметр входного зрачка съемочного объектива, чтобы увеличить угол оглядывания, при воспроизведении возникнет проблема цветовых и других искажений изображения. При проведении съемки без большого объектива воспроизводимое изображение будет обращенным, то есть похожим на разрезанный пополам мячик, при взгляде на него изнутри.

Существует своеобразная лестница, поднимаясь по которой мы переходим от неоглядываемого автостереоскопического изображения (стереограммы) к оглядываемому (параллакс-панарамограм-ме) и далее к интегральному (панорамо-грамме). Чем выше по лестнице, тем -теоретически - качественнее изображение, но тем быстрее возрастают и технологические сложности. При достигнутом сегодня размере элемента цветного компьютерного дисплея 150 мкм, для панорамограммы требуется размер элемента порядка 1 мкм, а для фиксации голограммы - 0,1 мкм. Быть может, эра на-нотехнологий подарит нам дисплеи с гигантским разрешением, но пока это перспектива не слишком близкого будущего. По-видимому, следует искать способы воспроизведения объемного изображения, отличные от рассмотренных выше.

Следующие требования ограничивают круг поиска:

  1. Объемный дисплей должен быть персональным. Оглядывание объемного изображения следует ограничить небольшим углом. Задача формирования подлинно объемного изображения с неограниченной глубиной сцены, при возможности ее оглядывания для нескольких наблюдателей представляется сегодня неоправданно сложной. Существуют дисплеи с вращающимся экраном, допускающие круговое оглядывание объемного изображения, но это изображение сосредоточено в небольшом объеме, то есть ограничено по глубине.
  2. Дисплей должен обеспечивать естественные условия работы глаз человека. При направлении взора на далекие объекты изображения глаза должны перефокусироваться вдаль, а оси зрения обоих глаз должны быть параллельны. При направлении взора на близкие объекты глаза должны перефокусироваться на близкий план и соответственно скашиваться. Таким образом, исключается проблема переутомления зрения.
  3. Качество объемного изображения должно быть не хуже качества обычного двухмерного изображения.

Перечисленным требованиям удовлетворяет ЗВ-дис-плей с фронтальной диагональю 51 см (рис. 12). Он выполнен по технологии DepthCube и обладает трехмерным разрешением 1024x748x20 элементов. То есть он воспроизводит 20 планов по дальности. Разработчики утверждают, что им удалось сгладить дискретность (ку-лисность) изображения, обусловленную низким разрешением по глубине, с помощью оригинального алгоритма сглаживания.

В данном случае на 20 экранов (на поясняющем рис. 13 их три) последовательно, по тактам, проецируются части изображения, сепарированные по дальности, с помощью проектора, находящегося за экранами. При этом в каждом такте только один экран включен в режим рассеивания, а остальные экраны прозрачны. Хотя каждый экран виден лишь в течение половины миллисекунды, за время 20x0,5 = 10 мс можно сформировать полный кадр объемного изображения (лучше за 20 мс для уменьшения паразитных засветок). Ограничение количества планов по дальности обусловлено инерционностью 0,4 мс жидкокристаллических слоев - экранов, наличием оптических рефлексов и быстродействием проектора. Высока и стоимость дисплея (около 100 тыс. долларов).

Очевидным его недостатком является отсутствие оптической системы, растягивающей изображение в глубину, из-за чего оно сосредоточено в небольшом объеме. Технология DepthCube является на сегодняшний день, пожалуй, единственной на рынке, дающей подлинно объемное изображение и хорошо приспособленной к использованию компьютерной 3D-графики.

Альтернативой ей является технология создания объемного дисплея, разработанная в нашем КБ. На схеме рис. 14 показаны: синим цветом - направление траектории строчной развертки объемного изображения, красным - направление кадровой развертки. Данная технология значительно дешевле предыдущей (прогнозируемая стоимость дисплея около 30 тыс. рублей) и не имеет ограничений в достижении разрешения по дальности в сотни планов, что особенно важно для отображения сцены большой глубины. Телевизор, разработанный по этой технологии, может быть похож на дисплей (рис. 12), но может иметь и необычную конструкцию.

Кроме устройства отображения (дисплея), в состав телевизора входит приемник радиосигнала или сигнала кабельного телевидения и пульт управления.

Объемный телевизор, кроме того, будет иметь, подобно компьютеру, устройства обработки информации, ввода/вывода различных данных, а также собственную память.

Напомним, что существует вариант использования обычного телевизора для приема объемной телепередачи с помощью цифровой приставки, аналогичной упомянутой в начале статьи. При этом телезритель получает возможности трехмерной интерактивности, хотя и будет наблюдать необъемное изображение.

У зрителя может возникнуть желание смотреть передачу с объемным изображением в кругу семьи: тогда надо будет купить телевизор с сепарацией стереопары, но взаимодействовать с телевизионной системой при коллективном просмотре телепередачи сможет лишь тот, у кого в руках будет телевизионный пульт. Кроме того, в последнем случае зрителям придется примириться с повышенной утомляемостью глаз.

Линия связи

Объемную передающую камеру и объемный телевизор мы рассмотрели. Обратим внимание на особенности линии связи объемного телевидения. Но сначала поясним, что такое компьютерная модель трехмерного объекта и как ее получают.

Компьютерная модель - это особая структура числовых данных, удобная для расчетов графических сцен и их визуализации. Для создания модели можно, например, воспользоваться одним из простейших языков программирования VRML (Virtual Reality Modeling Language - Язык моделирования виртуальной реальности), который позволяет описывать трехмерные сцены, содержащие объекты, а также взаимодействие объектов и наблюдателя. В этом языке определены четыре базовые объемные фигуры: параллелепипед, сфера, цилиндр и конус - так называемые объемные примитивы. Последовательно задавая их координаты в пространстве, размеры, ориентацию и раскраску, программист строит трехмерную сцену любой сложности. Язык создан специально для Интернета, то есть для передачи объемных изображений по линиям связи, и этим интересен при обсуждении проблем объемного телевидения.

Для модели рис. 15 использованы два примитива: куб и сфера, причем кубу программно задано свойство полупрозрачности, а на сферу наложена текстура - карта Земли. Заметим некоторую угловатость сферы, которая объясняется тем, что она представлена выпуклым многогранником.

На рис. 16 представлена гораздо более сложная модель Красной площади, также построенная с использованием VRLM. Здесь изображены общий вид модели и ее ракурсы. Несмотря на то, что здесь приведены два ракурса Красной площади (два нижних кадра), в модели содержится практически бесчисленное их множество, что говорит об эффективном сжатии информации. Используя специальную программу-браузер, с помощью компьютерной мыши мы можем перемещаться по площади в любом направлении.

Процесс моделирования трехмерной сцены часто сводится к построению ее каркасной полигональной геометрической модели и наложению на каркас текстур - плоских изображений частей объектов сцены. Модель Красной площади (рис. 15) содержит 11 килобайт информации о каркасе и 1,1 мегабайта информации о 89 текстурах, записанных в 55 файлах GIF (Graphics In-terchang Format). Данный формат предусматривает возможность кодирования цвета с помощью выбора цветовой палитры. Интересно, что всего в этих текстурах 1 850 272 элемента изображения. Для сравнения: стандарты телевидения высокой четкости предусматривают передачу изображения с 1152x1440=1 658 880 и даже с 1080x1920 = 2 073 600 элементами. То есть особых технических сложностей для передачи сигналов объемного изображения не возникает.

Принципиально телевизионное изображение отличается от компьютерно-графического тем, что движение объектов в нем и смена сюжетов не являются программируемыми. Особое значение имеет скорость синтеза модели снимаемой сцены. Ранее говорилось о том, что эта модель строится из данных видеосигналов многих объемных телекамер. Например, для получения модели всей Красной площади понадобятся десятки телекамер. Дело упрощается тем, что студийный компьютер может иметь большую мощность. Многие элементы технологии синтеза отработаны на задачах построения моделей объектов для трехмерных сканеров как панорамных, так и переносных.

Модель объемного изображения надо закодировать и передать телезрителю. В настоящее время распространены аналоговые системы кодирования телевизионного сигнала - в нашей стране это SECAM. На смену им идут цифровые системы кодирования. В России принята система Европейского союза (DVB). Естественный канал связи для объемного телевидения - это цифровой канал. Главное, что должно принести нам цифровое телевидение, -это отнюдь не просто увеличение числа каналов связи или удобство работы с видеоинформацией, а "выход в третье измерение".

В области цифрового сжатия видеоинформации имеются впечатляющие успехи. Используются различные идеи сжатия цифровых потоков. Например, для частых повторяющихся сообщений выбирают короткие числа, длинные -для редких (статистическое кодирование). Если какая-либо область изображения однородно окрашена, информацию о каждой точке изображения не передают, а кратко указывают область и ее цвет (простейший случай кодирования с использованием дискретного косинусного преобразования). Если в поле зрения телекамеры объект перемещается на неподвижном фоне, его выделяют и кратко передают значение его смещения и возможное небольшое изменение вида (компенсация движения блоков). Эти и другие идеи нашли отражение в стандартах Международной экспертной группы по обработке изображений (MPEG). В настоящее время для цифровых телевизионных систем стандартной и высокой четкости используют стандарт ISO/IEC 13818 (MPEG-2).

Объемное телевидение потребует новых достижений в области сжатия и преобразования информации. Отражением современного положения дел в этой области являются стандарты MPEG-4 (Часть 2 и Часть 10), созданные с заимствованием идей языка VRLM и включающие достижения предыдущих стандартов MPEG. Первый ориентирован на кодирование богатого интерактивного мира, в котором сливаются реальные видеосцены (плоские изображения) и искусственные двух- и трехмерные образы и объекты. Второй ориентирован на высокоэффективную и надежную видеосвязь, поддерживающую двухсторонние, потоковые и широковещательные приложения. Для стандарта MPEG-4 AFX (Animated Framework Extension) специалистами Московского университета разработана спецификация формата трехмерных видеоданных DIBR (Depth Image-Based Representations -представления, основанные на изображениях с картами глубины). Такой формат соответствует RGBD-структу-ре видеосигнала объемной телекамеры.

Можно полагать, что многие элементы цифровых линий связи, такие как передатчики, ретрансляторы, приемники, коммутаторы и др., не претерпят существенных изменений при переходе к объемному телевидению.

Перспективы для России

Приход в наши квартиры объемного телевидения - вопрос времени. Переход от обычного телевидения к объемному будет подобен переходу от черно-белого телевидения к цветному. Затраты на переоборудование телевизионных студий и всей инфраструктуры подготовки и обеспечения объемных телепередач, а также смены парка телевизоров, составят, по меньшей мере, сотни миллиардов рублей - и они несоизмеримы с затратами на научные исследования и подготовку специалистов по объемному телевидению. Можно надеяться получить готовую аппаратуру для организации объемного телевизионного вещания в нашей стране из рук более активного в настоящее время внешнего мира. В случае реализации таких надежд издержки нашей научной пассивности будут восполнены за счет телезрителей. Россию ждет потеря огромных рынков аппаратуры и специфического объемного контента. Нас ждет отставание во многих областях, связанных с получением и представлением визуальной информации. Это области различных компьютерных приложений и применения прикладных телевизионных систем - от медицины, промышленности и образования до обороны.

Сегодня в России имеется интеллектуальный и идеологический (во всяком случае, в отношении технических идей) потенциал для лидерства в области объемного телевидения. Именно стремление сохранить этот потенциал не позволяет нам подробно описать наши технические решения в рамках данной статьи и осуществлять их патентование до приближения к фазе промышленной реализации. Лидерство не означает, что нам следует все делать самим: наоборот, международная кооперация необходима и желательна.

Учитывая положение дел с технической наукой в области телевидения в России (эту науку надо воссоздать), можно предложить следующую динамику (план) разработки и внедрения объемного телевидения в нашей стране:

  • 2008-2011 гг. - НИР, с созданием действующего макета системы объемного телевидения;
  • 2012-2014 гг. - ОКР, с проведением опытного вещания;
  • 2015-2020 гг. - внедрение объемного вещания (создание соответствующей промышленности).

На первом этапе закладывается интеллектуальная база, необходимая для успешного действия в такой сфере технологий будущего, как объемное телевидение. Подготовка и сохранение специалистов - важнейшая задача этого этапа.

На втором этапе развивается технологическая база и закладываются основы инфраструктуры для производства контента.

На третьем этапе создаются и перестраиваются имеющиеся промышленные ресурсы для производства телевизоров и другой телевизионной аппаратуры. На двух последних этапах свое слово должны будут сказать творческие люди, создатели передач нового объемного телевидения. Им не придется начинать с нуля. Опыт работы на обычном телевидении, в стереокино и виртуальной реальности в нашей стране есть.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2007
Посещений: 16348

  Автор

Павел Варгин

Павел Варгин

Генеральный директор ПКБ "Рельеф"

Всего статей:  8

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций