Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новый важный шаг на пути перехода к цифровому радиовещанию в России. Часть 2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новый важный шаг на пути перехода к цифровому радиовещанию в России
Часть 2

Юрий Ковалгин
Завкафедрой СПбГУТ им. профессора М.А. Бонч-Бруевича 

Валерий Николаев
ФГУП “Научно-производственный центр радиосвязи,
радиовещания и телевидения “Даймонд", к.т.н

Широкомасштабные испытания разных разновидностей систем IBOC, выполненные в Европе, показали также их несовместимость с существующими AM- и ЧМ-приемниками (наличие помех в соседних каналах при гибридном режиме работы), по этой причине ее применение в Европе не планируется. Следует все же отметить, что характеристики и возможности систем IBOC непрерывно совершенствуются за счет введения все новых и новых сервисных режимов работы.

Но в любом случае очевидно, что выбор системы IBOC HD Radio требует коренного изменения принятого в России и Европе частотного планирования, большего частотного ресурса, в то время как внедрение системы DRM (и соответственно DRM+) не требует этого. Более того, для диапазона MB может быть получено существенное увеличение числа частотных каналов, даже при переходе к многоканальной стереофонии, а, как известно, частотный ресурс в этом диапазоне в крупных городах России практически исчерпан.

Итак, выбор европейской платформы ЦРВ оправдан.

О реализации этапов внедрения ЦРВ

И вот не так давно на уровне государства был сделан очередной очень важный шаг в данном направлении - после всестороннего обсуждения была принята Концепция федеральной целевой программы “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы", утвержденная распоряжением Правительства РФ от 21 сентября 2009 года № 1349-р. В ней говорится, что эффективное решение существующих проблем в области радиовещания возможно только при участии государства. Мероприятия по переходу на цифровые технологии в 2009-2015 годах будут носить межотраслевой и межрегиональный характер, потребуют согласованных действий различных органов государственной власти. Подчеркнуто также, что развитие цифрового телерадиовещания - это приоритетная задача для России. Для ее решения необходима разработка соответствующей целевой государственной программы с бюджетным финансированием (далее - Программа), ориентированной на конечный результат. Эта работа в настоящее время завершается. Программа должна остановить все увеличивающийся объем затрат, требуемых на поддержание функционирования существующей государственной аналоговой телерадиовещательной сети, рост технологического отставания национальных средств массовых коммуникаций от мирового уровня, а также создать возможности для равноправного вхождения России в глобальное информационное мировое сообщество.

Широкомасштабные испытания разных разновидностей систем IBOC, выполненные в Европе, показали также их несовместимость с существующими AM- и ЧМ-приемниками (наличие помех в соседних каналах при гибридном режиме работы), по этой причине ее применение в Европе не планируется. Следует все же отметить, что характеристики и возможности систем IBOC непрерывно совершенствуются за счет введения все новых и новых сервисных режимов работы.

Но в любом случае очевидно, что выбор системы IBOC HD Radio требует коренного изменения принятого в России и Европе частотного планирования, большего частотного ресурса, в то время как внедрение системы DRM (и соответственно DRM+) не требует этого. Более того, для диапазона MB может быть получено существенное увеличение числа частотных каналов, даже при переходе к многоканальной стереофонии, а, как известно, частотный ресурс в этом диапазоне в крупных городах России практически исчерпан.

Итак, выбор европейской платформы ЦРВ оправдан.

О реализации этапов внедрения ЦРВ

И вот не так давно на уровне государства был сделан очередной очень важный шаг в данном направлении - после всестороннего обсуждения была принята Концепция федеральной целевой программы “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы", утвержденная распоряжением Правительства РФ от 21 сентября 2009 года № 1349-р. В ней говорится, что эффективное решение существующих проблем в области радиовещания возможно только при участии государства. Мероприятия по переходу на цифровые технологии в 2009-2015 годах будут носить межотраслевой и межрегиональный характер, потребуют согласованных действий различных органов государственной власти. Подчеркнуто также, что развитие цифрового телерадиовещания - это приоритетная задача для России. Для ее решения необходима разработка соответствующей целевой государственной программы с бюджетным финансированием (далее - Программа), ориентированной на конечный результат. Эта работа в настоящее время завершается. Программа должна остановить все увеличивающийся объем затрат, требуемых на поддержание функционирования существующей государственной аналоговой телерадиовещательной сети, рост технологического отставания национальных средств массовых коммуникаций от мирового уровня, а также создать возможности для равноправного вхождения России в глобальное информационное мировое сообщество.

Реализацию всей Программы планируется осуществить в течение 2009-2015 годов в два этапа. Основной целью 1-го этапа Программы (2009 год) было обеспечение условий для перехода на цифровой формат распространения программ, в частности выбор самой системы ЦРВ, разработка, экспертиза и утверждение системных проектов для первой очереди строительства цифровых сетей в субъектах Российской Федерации. Эти работы в части обоснованного выбора системы ЦРВ выполнены.


Основной целью предстоящего 2-го этапа Программы (2010-2015 годы) является реализация мероприятий по развитию телерадиовещания, повсеместный переход на цифровое вещание, создание условий для последовательного отключения аналогового вещания в стране и завершение создания единого информационного пространства в РФ. Намечено в качестве опытного полигона для отработки технологий ЦРВ выбрать Северо-Западный регион России.

Достоинство выбранного Россией формата ЦРВ (DRM) состоит в том, что ширина полосы частот радиосигнала системы DRM эквивалентна ширине полосы частот аналогового канала (или даже уже, если говорить о диапазоне MB), для ее внедрения не требуется выделения дополнительных участков частотного спектра. Переход на новый стандарт планируется осуществить при параллельной работе как в аналоговом, так и в цифровом формате.

На развитие наземного ЦРВ на период до 2015 года программой предполагается выделение 13 994 млн руб. из средств федерального бюджета. Государственным заказчиком-координатором программы является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; государственными заказчиками - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство связи и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Основными разработчиками Программы определены Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, ФГУП “Российская телевизионная и радиовещательная сеть”, ФГУП “Космическая связь”. Порядок разработки таких целевых программ утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 “О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Итак, сделан новый очень важный шаг на пути перехода к ЦРВ: определены цели, задачи, сроки и финансирование работ, выбран формат системы. Предстоит еще осуществить подбор исполнителей работы, определение сферы их ответственности, сроков выполнения и объемов возложенных на них работ. Это значит, что пора завершать дискуссии о выборе системы ЦРВ для России и начинать практические работы по внедрению системы DRM сначала в диапазоны ДВ, СВ и KB, а в последующем и ее дополнения (DRM+) в диапазон ОВЧ (MB).

Заключение

1. Внедрение цифрового радиовещания в формате DRM позволит решить значительное число наиважнейших задач, стоящих перед Российской Федерацией:

  • усиление и обеспечение информационной безопасности Российской Федерации;
  • развитие радиовещания на зарубежные страны, а также сохранение информационного присутствия России на территории зарубежных стран при переходе на цифровые технологии радиовещания;
  • обеспечение значительного повышения качества передаваемых программ в ДВ-, СВ-, КВ-диапазонах путем внедрения системы DRM, возможность передачи стереофонических программ, а в дальнейшем и плавный переход к режиму DRM+ (30...174 МГц) в диапазоне ОВЧ;
  • улучшение условий для создания единого культурного информационного пространства, равных возможностей доступа к звуковым программам для жителей, проживающих на отдаленных территориях страны и относящихся к разным социальным группам;
  • обеспечение сохранения лидирующей роли Российской Федерации на информационном пространстве внутри страны и в странах СНГ;
  • способствование созданию эффективной сети распространения и трансляции государственных и коммерческих радиопрограмм внутри страны и на зарубежные страны;
  • стимулирование развития отечественных инновационных отраслей науки, техники и промышленности для производства всей номенклатуры профессиональных технических средств ЦРВ и бытовой приемной техники для населения, являющихся высокотехнологичными изделиями;
  • обеспечение значительной экономии электроэнергии за счет повышения энергетической эффективности и уменьшения требуемого уровня мощности излучения передатчиков при их работе в формате DRM, а также снижение эксплуатационных затрат при значительном повышении качества предоставляемых услуг.

2. Для внедрения цифрового радиовещания в формате DRM в РФ необходимы радикальные меры по решению целого ряда вопросов технического и организационного характера, а именно:

  • подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих современные научные, технические и эксплуатационные знания в областях цифровой, информационной, передающей, приемной, связной и другой техники, а также журналистов, ведущих, редакторов на радиоканалах, работающих в цифровом формате DRM;
  • проведение научных исследований в области разработки отечественной радиопередающей, кодирующей, модулирующей, согласующей, радиоприемной, измерительной, оптической, спутниковой, связной и другой аппаратуры, необходимой для создания эффективной технологической цепи российского цифрового вещания;
  • проведение исследований с целью создания оптимальной сети государственного и коммерческого радиовещания как в существующем аналоговом, так и во внедряемом цифровом форматах;
  • решение вопросов частотного планирования в аналоговом и цифровом форматах, а также юридических и правовых вопросов, связанных с переходом на цифру;
  • решение вопросов предоставления качественных радиоканалов для государственных и коммерческих служб. Необходимо помнить, что для этого программный продукт в системах обработки информации должен быть отечественного производства. Недопустима бездумная закупка подобного оборудования за рубежом;
  • обеспечение на уровне государства достаточного и регулярного финансирования работ по внедрению цифрового вещания в формате DRM Российской Федерации;
  • выбор отечественных предприятий для решения этой сложной комплексной проблемы, при обеспечении эффективного контроля выделяемых на эти цели государственных средств и единого оперативного руководства.

3. Весь комплекс работ, связанных с переходом к ЦРВ в России, как важнейшей общенациональной задачи, требующей соответствующего бюджетного финансирования, должен происходить в рамках соответствующей федеральной целевой программы при непосредственной поддержке государства.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2010
Посещений: 10477

Статьи по теме

  Автор

Юрий Ковалгин

Юрий Ковалгин

Зав. кафедрой радиоприема, вещания и электромагнитной совместимости СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Всего статей:  20

  Автор

Валерий Николаев

Валерий Николаев

Генеральный директор ФГУП НПЦРРТ "Даймонд"

Всего статей:  5

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций