Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Надежность и резервирование тракта радиостанции

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Надежность и резервирование тракта радиостанции

Поговорим о надежности и резервировании тракта радиостанции. Забегая вперед, отметим, что большая часть материала этой статьи применима не только к радиостанции, но и к студии производства ТВ-программ или даже аппаратному залу дата-центра
Антон Сергеев
Руководитель службы вещания
"Дорожного радио", "Радио для двоих",
"Радио Ваня", Санкт-Петербург

Итак, перед нами стоит непростая задача — обеспечить максимальную надежность всего тракта. Упрощенная схема последнего показана на рис. 1.


Весь тракт состоит из трех логических составляющих:

1.  Студия — аппаратно-программный комплекс, создающий на своем выходе готовую звуковую программу.

2. Канал доставки — физическая среда и оборудование, передающее звуковой сигнал (а при необходимости и дополнительные данные — например, RDS) между студией и передающим центром.

3. Передатчик — передающее оборудование и антенно-фидерный тракт, выводящий наш сигнал в радиоэфир.

По действующему на момент написания статьи ГОСТ Р 27.002-2009 "Надежность в технике. Термины и определения" термин "надежность" описывается как "свойство готовности, влияющие на него свойства безотказности и ремонтопригодности и поддержка технического обслуживания".

Читателю, возможно, будет более понятно определение "надежность" из фактически устаревшего ГОСТ 27.002-89, поэтому процитируем формулировку 1989 года: "Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования".

Так как наш тракт передачи радиопрограммы — это единое целое, то отказ любого элемента приводит к простою в эфире. Иными словами, надежность всего тракта равна надежности самого слабого звена. Важно все — от хорошего крепления оборудования в стойке до пайки проводов.

Обеспечить стопроцентную надежность на продолжительное время (десятки лет) невозможно по определению. Любое оборудование стареет, ломается и выходит из строя. Поэтому наша задача разбивается на две подзадачи. Во-первых, обеспечить оптимальный выбор каждого элемента тракта. И во-вторых, по возможности зарезервировать каждый такой элемент. Под термином "резервирование" будем понимать "способ обеспечения надежности объекта за счет использования дополнительных средств и (или) возможностей, избыточных по отношению к минимально необходимым для выполнения требуемых функций" (ГОСТ 27.002-89). В нашем примере с трактом радиостанции я бы упростил данное определение до "возможности оперативно обойти/заменить отказавшее оборудование без потери работоспособности всего тракта в целом".

Оптимальное решение

Как же выбрать оптимальное решение для ваших задач? Будь то микрофон, бухта акустического кабеля или даже сервер вещания? Во-первых, старайтесь не брать "крайние" позиции. Это относиться ко всем характеристикам — позиция в прайс-листе (то есть цена), дата выхода на рынок, заявленные технические параметры. Самое дешевое решение, так же как и самое дорогое, никогда не будет оптимальным. Отметим, что здесь мы говорим о практической полезности, а не о вопросах престижа или статуса. Когда стоит задача "поставить самый крутой и дорогой эфирный пульт", то вопрос оптимального расходования средств уже не стоит.

Аналогичная ситуация и с новинками на рынке, которые из-за собственной новизны могут быть не до конца отлаженными или вообще "сырыми". Рынок диктует свои условия, и в погоне за прибылью производитель может начать продажи откровенно недоработанной модели.

Также желательно использовать стандартные решения. Избегать "самоделок" и сложных схем работы, например устройств, которыми можно управлять только при помощи специализированного терминала, который есть только у фирмы-производителя в Германии. Плюсы стандартных решений ясны — простота запуска в работу, понятные правила эксплуатации/замены, наличие официальной документации и официальных дилеров.

Приведем пример. В одном из городов нашей страны в качестве эфирного звукового процессора выступал обыкновенный ПК со специальным программным обеспечением для обработки звука. С одной стороны, радиостанция решила вопрос покупки звукового процессора дешевле, чем было бы в случае покупки профессионального оборудования. С другой — вместо надежного аппаратного решения установлен бытовой ПК, который по определению менее стабилен в работе, чем специализированное решение. В современном вещательном оборудовании все функции выполняют специализированные чипы, причем каждый чип отвечает за минимальный набор функций, тем самым обеспечивая хорошую стабильность работы всего устройства в целом. Аналогично бытовые ПК регулярно используют в качестве оконечных устройств для передачи звука по IP-сетям, что отрицательно сказывается на надежности такой схемы подачи программы.

И еще, решение должно удовлетворять поставленной задаче с запасом не менее, чем "+1". Поясним, что это значит. Если нам нужен микшерный пульт с количеством микрофонных линеек 3 штуки (для трех ведущих в студии), то покупать надо пульт с минимум четырьмя линейками. Причина банальна — линейка может "сгореть", на линейку могут пролить кофе или может просто отломаться фейдер. Имея запас, мы имеем возможность легко переключить микрофон на резервную линейку и продолжить эфир. Внимательный читатель спросит: если нам нужен запас "+1", то, может, нам и пульт целиком надо резервировать? Именно так и никак иначе! Эти же правила верны и для микрофонов, поп-фильтров, источников бесперебойного питания или жестких дисков — всегда надо иметь резерв.

Резервирование отдельных элементов

Тут мы и подошли к вопросу "по возможности зарезервировать каждый элемент тракта". На радио, так же как и во многих других отраслях, крайне важна стабильная работа комплекса в целом. Если какой-то компонент начал сбоить или вести себя нештатным образом, нам необходимо максимально быстро обойти его (или перейти на резерв) и возобновить штатную работу комплекса. Например, у вас начал подвисать эфирный компьютер. Перезагрузка операционной системы Windows — никак не менее 30 с. А если вышел из строя один из вентиляторов и компьютер просто перегрелся? Никакие перезагрузки не помогут, вам надо полностью отключить ПК и заменить элемент(ы) системы охлаждения. А это уже минимум полчаса времени с учетом того, что компьютер надо переставить в удобное для работы место, разобрать/собрать и т.п. Замолчать на пару десятков минут в эфире? Слишком велика цена, ведь в городах-миллионниках стоимость рекламы может составить как минимум несколько десятков тысяч рублей. А это как раз стоимость резервного ПК, который надо было купить заранее и просто поставить рядом.

В некоторых случаях можно предусмотреть обход отказавшего устройства. В случае с поломкой, например, звукового процессора мы обходим его и станция будет работать в эфире без звуковой обработки. Это ухудшит качество программы, но мы все же сохраним станцию в эфире.

На рис. 2 показана студия одной из петербургских радиостанций. В кадре видны два пульта. Основной (на фото слева) — эфирный пульт со встроенным телефонным гибридом и прочими прелестями профессиональной техники.


Резервный (на фото справа) — простейший микшерный пульт, которого вполне хватит для вывода программы в эфир и микширования двух-трех источников звукового сигнала. Он менее удобен и менее функционален, но как резерв — это оптимальный выбор. Разница в стоимости двух этих устройств более чем 15 раз. За кадром остались также и два эфирных ПК, работающих синхронно и играющих одну и ту же программу. В отличие от пультов компьютеры абсолютно одинаковые и ничем не отличаются по своим техническим и пользовательским параметрам. Даже название "основной" и "резервный" применимы к ним только наполовину, основной у нас тот, который в данный момент находится в эфире, резервный — второй из пары. В случае зависания/поломки основного ПК одним движением фейдера на пульте можно вывести в эфир его "брата". Тем самым мы в кратчайшие сроки восстанавливаем эфир и развязываем руки технической службе, которая может спокойно и не суетясь заниматься ремонтом/заменой.

Резервирование тракта целиком

Как быть с отдельными элементами студии, мы разобрались. Но в начале статьи мы условно разделили весь тракт радиостанции на три части — студия, канал доставки и передатчик. И каждый из этих элементов тоже надо резервировать!

Студия. Мыслим глобально: что делать, если всю эфирную студию залило водой? Компьютеры, микрофоны, пульт — все сломано и не работает. Ремонт — несколько дней минимум. В этом случае нам надо резервировать студию целиком. Решение есть, но далеко не все, к сожалению, им пользуются. Итак, необходимо установить резервный источник сигнала как можно дальше от студии. Можно сделать резервную студию в соседнем доме — это очень удобно, но и очень дорого. Оптимальный вариант — установить источник звука на передающей стороне, около передатчика. Это может быть компьютер, МРЗ-плеер или любое другое устройство воспроизведения звука. Если этим устройством можно управлять удаленно (или подавать на него живую программу), это вообще замечательно. В случае аварии на студии мы переключаем источник сигнала и выводим в эфир не основную студию, а сигнал с резервного МРЗ-плеера. На последний заранее записывается некая стандартная звуковая программа нашей радиостанции. Что мы получили? Станция не молчит в эфире и играет форматную программу. Студия полностью отключена, и можно спокойно провести все восстановительные работы. Можно поставить один ПК и простейший эфирный пульт и снова перевести эфир с резерва на студию. Стоимость такого резервирования (источник сигнала на передающем центре) — не более нескольких десятков тысяч рублей, что может позволить себе практически любая радиостанция.

Устройством коммутации может выступать любой коммутатор звуковых сигналов. Пример такого коммутатора изображен на рис. 3. Он механический, не требует питания и крайне прост в обращении. В зависимости от нажатой кнопки (от 1 до 4) на выход (стерео XLR) устройства подается сигнал с одного из четырех входов (также стерео XLR).


Канал доставки. Вариантом резервирования канала доставки может быть вышеописанный источник звука на передающей стороне: ведь он, по сути, соединяется с передатчиком проводом длиной всего несколько метров. Другой вариант — альтернативный канал передачи данных. Не забываем, что резерв должен быть как можно более независимым от основного средства доставки. Оптимальный вариант — иная физическая среда доставки от другого провайдера связи. Пример: в качестве основного канала доставки используем прямую оптику и пару оптических модемов. Резерв — недорогой ADSL-канал и оборудование Audio-over-IP, установленное в студии и у передатчика.

Передатчик. Тут все гораздо сложнее. Ставить второй передатчик такой же мощности в качестве резерва дорого. Разумный вариант — покупка маломощного передатчика, чтобы в случае аварии можно было выйти в эфир с меньшей мощности. Если вы используете отдельно возбудитель и усилитель, то в случае поломки последнего можно выйти в эфир напрямую с возбудителя. Мощность будет несколько десятков ватт, но это лучше, чем полная тишина. Очень часто передающие центры сами решают эту проблему путем установки одного резервного передатчика на несколько основных.

Отметим еще один важный момент. Переключение на резерв должно быть либо автоматическим, либо настолько простым, что справиться с ним сможет любой пользователь (охранник офиса, ведущий эфира и т.п.). Например, нажатие одной кнопки. Сложные алгоритмы — ручное перетыкание проводов, переставление каких-либо приборов и т.д. — крайне нежелательны.

Теперь поговорим о финансовой стороне вопроса. Сколько же денег надо тратить на резервирование? Точного ответа, конечно же, нет, но прикинуть масштаб расходов все-таки стоит. Если речь идет о коммерческом проекте, то необходимо посчитать прямые потери от невыхода рекламных материалов за 12 часов простоя. Именно на такое времени можно "выпасть" из эфира, если отказало основное оборудование. 10—20% от этой суммы вполне могут быть потрачены на приобретение и подготовку резерва. Само собой, реальный ущерб будет гораздо больше, что может негативно отразиться на рейтинге, а также на имидже станции в целом.

Выводы

Итак, подведем итоги:

  1. Надежность всего тракта равна надежности самого слабого звена. Важно все — от хорошего крепления оборудования в стойке до пайки проводов.
  2. Не бывает абсолютно надежных вещей. Поэтому нужно всегда закладывать возможность обхода/резервирования каждого элемента — от микрофона до передатчика.
  3. Переключение на резерв должно быть либо автоматическим, либо настолько простым, что справиться с ним сможет любой пользователь (охранник офиса, ведущий эфира и т.п.), например нажатие одной кнопки.
  4. Максимальное использование стандартных решений. Минимум "самоделок" и узкоспециализированных решений.
  5. Резерв должен быть максимально независим от основного элемента создания/доставки/хранения по всем параметрам — от физического расположения до принципа работы.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2012
Посещений: 14441

Статьи по теме

  Автор

Антон Сергеев

Антон Сергеев

Руководитель службы вещания
"Дорожного радио", "Радио для двоих",
"Радио Ваня", Санкт-Петербург

Всего статей:  16

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций