Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Малобюджетное студийное производство HD. Новые горизонты

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Малобюджетное студийное производство HD. Новые горизонты


Владимир Водзинский
Руководитель отдела видеооборудования компании
"Профессиональные Телевизионные Системы"

Ни для кого не секрет, что задуманный когда-то формат HDV, являющийся по сути экономическим компромиссом между настоящим High Definition и распространенным DV, с каждым днем завоевывает все больше сторонников в среде телепроизводства и выводит использующие его компании на новый уровень качества, будь то телевещание или видеопродукция

Съемка и последующий монтаж материала в одинаково популярных форматах HDV 1080i или 720р привели к неизбежному улучшению качества изображения в плане разрешения. В рамках этого обзора мы не будем затрагивать проблемы кодека MPEG-2 - о нюансах, связанных с ним, неоднократно говорилось на страницах многих тематических изданий. Характер и артефакты получаемого изображения, как и сама концепция межкадровой компрессии, безусловно, подлежат обсуждению, но монтаж материала в HDV и последующий вывод даже в режиме SD неизбежно приводят к более детализированной и "шелковистой" картинке, чем при работе от начала до конца в режиме стандартной четкости.

Новое поколение оборудования

В настоящий момент рынок профессионального оборудования HDV достаточно богат - производителями предлагаются камеры различных версий форматов HDV - 1080i и 720p, моноблочные и плечевые со съемной оптикой, работающие с кассетами, накамерными дисковыми рекордерами и на твердотельных картах памяти. Количество выпускающихся модификаций уже сегодня превышает десяток, а на всемирно известной выставке NAB были анонсированы новые модели, которые в ближайшем будущем пополнят этот список. Стоимость подобного оборудования достаточно демократична, и такие камеры все чаще применяются на выездных съемках и в составе тележурналистских комплексов (ТЖК).

Распространение оборудования HDV вынуждает телекомпании предъявлять новые требования к материалам, подготовленным не только ТЖК, но и в рамках студий или мобильных многокамерных телевизионных комплексов (ММТК). На фоне внедрения HDV студийное оборудование в подавляющем большинстве телекомпаний осталось неизменным, и материал проходит весь тракт "съемка - запись -монтаж - эфир" в стандартном разрешении и отличается от материала, подготовленного в ТЖК. Некоторые компании для решения этой проблемы прибегали к съемке несколькими камерами и последующему монтажу, благо последние версии ПО поддерживают многокамерный режим, а сами камкордеры все чаще оснащаются функцией "прикуривания" (синхронизации всех камер по тайм-коду через порт IEEE 1394). Но работа по традиционной схеме с выбором камеры микшером не потеряла своих преимуществ и в большинстве случаев удобнее многокамерной съемки.

С новым поколением камкордеров на рынке появились и недорогие видеомикшеры с нестандартным набором функций, обеспечивающих работу с несинхронизированными источниками посредством аналогового или цифрового HD-интерфейса. В настоящее время выбор в этой категории ограничен всего четырьмя моделями.

Видеомикшеры

Абсолютно все модели камкордеров HDV оснащены аналоговым компонентным выходом, поэтому в первой из доступных моделей бюджетного HD-видеомикшера акцент ставился именно на этом типе сигнала. Roland Ediroll V-440HD работает с сигналами не только HD, но и SD по схеме 4+4 для обеспечения микширования различных по разрешению 8 источников.

Микшер принимает 4 аналоговых компонентных HD и 4 композитных или YC SD-сигнала, имеет встроенный кадровый синхронизатор по всем входам, позволяет работать не только с традиционным цветоразностным компонентным сигналом, но и с RGB. На выходе микшера по выбору пользователя формируется сигнал 1080i или 720р независимо от формата входных сигналов. Примечательно, что у секции стандартного разрешения есть свой собственный выход SD, что может быть востребовано в определенных ситуациях.

Несколько позже появился "младший брат" предыдущей модели - Edirol V-44SW, представляющий собой упрощенный вариант модели V-440HD, но в новом компактном корпусе 2U, призванном облегчить инсталляцию в мобильных комплексах. Основным недостатком этой модели для телепроизводства является отсутствие традиционной ручки Т-бар. Иначе говоря, переход осуществляется только в автоматическом режиме, пусть и с регулируемой скоростью. Для экономии места на задней стенке разъемы BNC были заменены на D-Sub. Функционально же обе модели практически идентичны и имеют только аналоговые интерфейсы.

Некоторое время спустя был анонсирован и выпущен видеомикшер GrassValley Indigo, решающий проблемы совместимости оборудования SD и HD, имеющий два опциональных входа высокого разрешения HD-SDI в дополнение к 6 входам стандартного разрешения Composite/SD-SDI (на совмещенных разъемах), 4 входам YC, 2 разъемам DV25 Fire Wire и опциональному DVI. Микшер также обеспечивает переключение между разноформатными и несинхронными источниками, но в отличие от Edirol имеет встроенный аудиомикшер с большим количеством настроек - от параметрического эквалайзера и моторизованных фейдеров до интегрированной линии задержки звуковых сигналов, необходимой при работе с цифровыми интерфейсами.

Доступен также и видеомикшер Panasonic AV-HS300, имеющий 5 входов HD-SDI, встроенный кадровый синхронизатор и возможность установки опции аналоговых компонентных HD-входов. Некоторым ограничением является отсутствие возможности микширования сигналов SD и HD. При этом микшер оснащен не только цифровыми, но и аналоговыми HD-выходами даже в базовой комплектации.

Наряду с микшерами совершенствуются и появляются новые камкордеры. Первое поколение камкордеров HDV оснащалось только аналоговым компонентным выходом и при этом не имело входа внешней синхронизации, возможности дистанционного управления и совместимости со студийными аксессуарами. В этом просто не было необходимости. В начале внедрения HDV никто и не предполагал, что в скором времени камкордеры с матрицами размером 1/3" будут применяться в студиях.

Фото

Работы по разработке компактных недорогих студийных камер на базе уже существующего на рынке оборудования HDV в настоящий момент привели к появлению модели, приспособленной не только к работе в ТЖК или ММТК, но и имеющей для полноценной студийной работы массу соответствующих опций. В их числе различные студийные видоискатели TFT и CRT, полнофункциональное дистанционное управление по 26-жильному камерному каналу и совместимость с ранее выпущенными блоками управления, интерфейсы YUV и HD-SDI, возможность внешней синхронизации, интегрированная служебная связь, а также модульная наплечная конструкция со съемной оптикой, возможность использования уже имеющихся у телекомпании объективов 1/2" и 2/3" и т.п. Для сохранения настроек и переноса их на другую камеру применяется карта памяти SD. Следует отметить, что вся студийная конфигурация легко переводится в режим работы в стандартном разрешении путем переключения формата только в меню камеры.

Некоторые производители для дистанционного управления настройками предлагают использовать специальное программное обеспечение, но такую схему работы нельзя назвать традиционной. Тем не менее, камкордеры оснащаются всеми необходимыми интерфейсами (YUV, SD/HD-SDI) и входом внешнего опорного сигнала. В качестве студийного видоискателя на таких камкордерах обычно применяются компактные TFT-мониторы.

Проблемы записи

К сожалению, на фоне такого изобилия съемочного и микшерного оборудования возможность выбора недорогих видеомагнитофонов для записи программы практически отсутствует. Единственный рекордер формата 720р не имеет ни компонентных, ни HD-SDI-входов и подать на него сигнал можно только, преобразовав его в HDV IEEE 1394. С форматом 1080i не намного легче, несмотря на несколько появившихся на рынке моделей. Тем не менее уже выпускается рекордер, имеющий цифровые HD-интерфейсы в базовой версии, аналоговые HD-интерфейсы и интерфейсы стандартного разрешения в качестве опций.

Неплохой альтернативой видеомагнитофонам в этой ситуации может оказаться монтажная система с соответствующими выходу микшера интерфейсами. При такой схеме работы и записи непосредственно на NLE впоследствии не потребуется дополнительное время на "перегон" материала, асам материал можно записать с бОлыпим потоком данных, чем может обеспечить видеомагнитофон (19-25 Мбит/с). Такой вариант особенно оправдан для компаний, постепенно отказывающихся от традиционного ленточного архива. Программно-аппаратные средства для таких решений постоянно совершенствуются, и в настоящий момент работа с некомпрессированным аналоговым HD-сигналом не вызывает каких бы то ни было затруднений и не требует ощутимых финансовых вложений.

Эфир долгожданный

Все перечисленное оборудование позволяет построить очень недорогие по сравнению с "настоящим" HD съемочные комплексы. В России уже запущено спутниковое HD-вещание в тестовом режиме, что заставляет задуматься о перспективах.

Таким образом, перед потенциальным покупателем стоит непростая задача - приобрести студийный комплект стандартного разрешения или уже сегодня иметь возможность за те же или меньшие деньги работать не только в SD, но и в HD. Многие пошли по второму пути. Отдавая материал в эфир в стандартном разрешении, телекомпания формирует свой собственный архив в HDV, обеспечивая бесспорный запас по качеству изображения. В настоящий момент продолжают строиться ММТК и студии на базе двухформатного SD/HD-обо-рудования, позволяющие сегодня перейти на высокое разрешение на этапе "съемка - запись - монтаж", а завтра к этой цепочке добавится последнее и самое долгожданное слово "эфир", и на вашей HDV-камере гордо засветится лампа Tally...

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2007
Посещений: 11142

  Автор

Владимир Водзинский

Владимир Водзинский

Руководитель отдела видеооборудования компании "Профессиональные Телевизионные Системы"

Всего статей:  5

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций