Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

IPTV. Что вы должны об этом знать

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

IPTV. Что вы должны об этом знать


Наталья Яшенкова

Компания "Нетрис''

Все эксперты в один голос говорят о перспективах IPTV. В мировой и отечественной прессе публикуются прогнозы, предсказывающие многократный рост абонентской базы и доходов операторов от предоставления услуг цифрового интерактивного телевидения. IPTV рассматривают как перспективный сервис, способный повысить лояльность абонентов и увеличить ARPU компании-оператора. И операторам ничего не остается, как броситься на покорение вершин IPTV. Но нужно понимать, что это требует хорошей подготовки и серьезных финансовых вложений.

Последние семь лет были благоприятными для России. Ежегодный стабильный прирост экономики стимулировал развитие отдельных отраслей. Одним из самых привлекательных направлений, помимо сырьевых, можно считать телекоммуникационный сектор. По мнению экспертов, рост этой индустрии в ближайшие годы продолжится, что обусловлено строительством новых сетей, обновлением инфраструктуры, внедрением новых стандартов и форматов.

Если говорить о переходе на новые форматы, то здесь необходимо учитывать факт перехода российского телевидения на цифровое вещание, который должен завершиться, в соответствии с государственной программой, в 2015 году. До этого момента операторы должны продемонстрировать зрителям основные преимущества IPTV, стимулируя досрочный приход цифрового телевидения в каждый дом.

Несколько слов о преимуществах IPTV. Во-первых - это интерактивность, которая выделяет его на фоне кабельного телевидения. Зритель взаимодействует с системой, выбирает контент, заказывает услуги. Второе достоинство IPTV заключается в том, что это элемент комплексного предоставления услуг, например Triple Play. И последним преимуществом можно считать расширяемую базу сервисов, в том числе за счет конвергентных услуг.

Технические и нетехнические вопросы внедрения IPTV

Операторы, приступающие к внедрению IPTV, озабочены вопросами, которые условно можно разделить на технические и нетехнические. К первым можно отнести состояние и возможности транспортной сети, комплекс оборудования и ПО для организации и учета услуг, а ко вторым - вопросы производителя с жестко фиксированными элементами или приобрести более экономичный вариант, состоящий из продуктов разных производителей. В России в основном распространен второй вариант, так как цена решения играет важную роль, напрямую определяя срок окупаемости проекта. Также нужно учитывать, что, если решение дорого для оператора, оно соответственно может быть дорого и для потенциальных абонентов. Например, приставки будут не по карману большинству населения, следовательно, услуга не имеет надежды стать массовой. Для нейтрализации проблем с совместимостью практически все производители отдельных компонентов проводят предварительную интеграцию своих продуктов с решениями и компонентами лидирующих компаний, что позволяет им конкурировать с комплексными решениями от одного производителя. По опыту нашей компании могу отметить, что произвести интеграцию компонентов решения IPTV при тесном взаимодействии с каждым производителем не составляет большой сложности. Срок интеграции может составлять от двух недель до двух-трех месяцев. Компоненты должны быть интегрированы между собой и с ПО middleware, координирующим взаимодействие между подсистемами (рис. 2). Обычно поставщик middleware становится посредником между вендорами систем VoD и CAS/DRM при интеграции. По количеству проинтегрированных решений можно судить об опытности и профессиональности разработчика middleware.

В Интернете за последние годы появилось много информации, касающейся технических описаний, схем решений и принципов построения. Здесь же хочу обратить внимание читателей на ряд трудностей, встречающихся на пути операторов, внедряющих IPTV. Опираясь на опыт международных компаний, можно выделить пять основных причин, по которым развертывание интерактивного телевидения проходит не так гладко, как планировалось (рис. 1).

1. Несовместимость компонентов решения. Оператор при выборе поставщика стоит перед дилеммой: купить дорогое и часто негибкое решение от одного производителя с жестко фиксированными элементами или приобрести более экономичный вариант, состоящий из продуктов разных производителей. В России в основном распространен второй вариант, так как цена решения играет важную роль, напрямую определяя срок окупаемости проекта. Также нужно учитывать, что, если решение дорого для оператора, оно соответственно может быть дорого и для потенциальных абонентов. Например, приставки будут не по карману большинству населения, следовательно, услуга не имеет надежды стать массовой. Для нейтрализации проблем с совместимостью практически все производители отдельных компонентов проводят предварительную интеграцию своих продуктов с решениями и компонентами лидирующих компаний, что позволяет им конкурировать с комплексными решениями от одного производителя. По опыту нашей компании могу отметить, что произвести интеграцию компонентов решения IPTV при тесном взаимодействии с каждым производителем не составляет большой сложности. Срок интеграции может составлять от двух недель до двух-трех месяцев. Компоненты должны быть интегрированы между собой и с ПО middleware, координирующим взаимодействие между подсистемами (рис. 2). Обычно поставщик middleware становится посредником между вендорами систем VoD и CAS/DRM при интеграции. По количеству проинтегрированных решений можно судить об опытности и профессиональности разработчика middleware.

2. Добавление интерактивных сервисов. Как же так, скажете вы, только что называли это основным достоинством, а, оказывается, это препятствие? К сожалению, креативным идеям маркетологов должны соответствовать технические возможности системы. Мало придумать интересный сервис - нужно суметь его реализовать. Поэтому некоторые крупные операторы объявляют конкурсы с миллионным призовым фондом на изобретение и реализацию новых сервисов. На данном этапе услуги разрабатываются в области, связанной с передачей и хранением видео, а также технологиями Web 2.O. Активно ведется разработка в направлении интерактивной рекламы, игр и других развлечений, в том числе сетевых.

3. Поддержка системой OSS/BSS новых услуг.

4. Ограничения пропускной способности сети.

5. Конвергенция между IPTV и мобильным ТВ.

Причины 3-5 получили практически равную оценку. Однако остановимся подробнее на каждой из них.

Система OSS/BSS (Operation Support System/Business Support System) управляет операционной и коммерческой стороной деятельности оператора. Сюда входят система биллинга (Billing), CRM (Customer Relationship Management), система обработки заказов (Order Management System), система активации услуг (Activation System), система управления ресурсами (Inventory) и другие модули. При внедрении новых услуг на старой платформе могут возникнуть трудности с обновлением системы OSS/BSS. Иногда единственным выходом из сложившейся ситуации может быть только полная замена модуля или всей системы на современную, разработанную с учетом принципов NGOSS (TeleManagement Forum). Особое внимание следует обратить на систему обработки заказов (заявок), так как она первая начинает взаимодействовать с потенциальным абонентом.

Следующий аспект касается качества передачи видео, данных и голоса по сети. Считается, что поддержка QoS является обязательным условием для предоставления услуг IPTV. Существует ряд производителей, создающих инструменты для тестирования линий связи и выявления причин плохого или некорректного изображения. Есть еще один термин, характеризующий качество сигнала, пришедшего к пользователю, - QoE (Quality of Experience), который основан на субъективной оценке потребителя услуги. К сожалению, сейчас на QoE обращают внимание только в том случае, если звонит недовольный абонент и жалуется на качество изображения. В условиях жесткой конкуренции операторы будут вынуждены использовать механизмы, позволяющие изучать мнения подписчиков, иначе придется считать убытки от голосования рублем.

Завершают "пятерку" проблемных вопросов сложности, стоящие перед операторами, внедряющими конвергентные услуги. Здесь действительно хватает как организационных, так и технических преград. Такие услуги подразумевают использование ресурсов операторов, предоставляющих сервисы IPTV и мобильную связь. Возникает вопрос: как распределять зоны ответственности, затраты и прибыль? Дело сдвинется с мертвой точки, когда в России появятся операторы quad play, и первые шаги к этому уже сделаны.

О контенте и маркетинговой поддержке

Еще несколько слов посвятим нетехническим составляющим подготовки внедрения IPTV - контенту и маркетинговой поддержке. Важность последнего несправедливо недооценивается многими операторами. Так, недавно стало известно, что один питерский оператор IPTV за полгода сумел набрать только одну тысячу абонентов, что очень удивительно для такого большого города. Эксперты утверждают, что виной тому стало нежелание оператора вкладывать средства в продвижение услуг. Обращая внимание на техническую сторону предоставления IPTV, оператор иногда забывает, что услугу (техническую возможность) нужно еще красиво и доходчиво преподнести пользователю.

Что действительно трудно недооценить для IPTV, так это контент. В последние время споры о том, является ли контент "королем", обычно завершаются победой сторонников "монархии". Действительно, хорошего контента мало и он стоит дорого. Также ситуацию значительно осложняет неразбериха с авторскими правами. Перспективная и интересная услуга - телевидение высокой четкости, также буксует из-за нехватки передач в HD.

Если принять в расчет затраты на качественный контент, срок окупаемости проекта IPTV может увеличиться до пяти лет. В защиту владельцев каналов можно сказать, что и проект по созданию нового канала также требует пятилетнего срока, чтобы выйти на точку безубыточности. Но и в этой сфере наблюдаются сдвиги к лучшему - некоторые каналы сами приходят к операторам и просят о возможности получить доступ к телезрителю, однако таких пока немного.

"Оператор операторов"

Российский рынок IPTV активно развивается, в том числе и в направлении предоставления контента операторам. Появился новый тип игрока - провайдер услуг IPTV, работающий на рынке В2В. Он реализует субоператорскую схему предоставления услуг, где локальным операторам предлагается не просто набор контента, а готовые интерактивные сервисы: "видео по запросу", TimeShift, PVR и другие.

Для небольших операторов участие в таком проекте может стать ключом к новому витку развития. Локальный оператор убивает двух зайцев: предоставляет современные сервисы и сохраняет собственную независимость. Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Представим себе, что есть крупный оператор, готовый продавать интерактивные услуги, что называется, оптом: у него хорошая подборка контента и укомплектованный аппаратно-программный комплекс, предоставляющий услуги интерактивного телевидения в условиях распределенной сети. И есть два небольших оператора (условно в Псковской и Астраханской областях), которые хотели бы предоставлять услуги IPTV на своих сетях. Немаловажным аспектом является то, что у них должен быть хороший канал связи до провайдера. Псковский оператор имеет большую абонентскую базу и может себе позволить закупить часть оборудования для размещения на своей территории. Астраханский оператор предпочел получить стандартные услуги в стандартном интерфейсе. В обоих случаях контент и его защита останется на стороне головного оператора (рис. 3). Астраханский оператор не размещает дополнительных серверов, и все услуги предоставляются через широкий канал связи. Псковский оператор устанавливает серверы VoD и middleware, что позволяет ему провести доработку пользовательского интерфейса, а также повышает производительность и надежность системы. К тому же у него появляется возможность добавлять на видеосерверы локальный контент, например, запись футбольного матча местной команды, который можно будет посмотреть в режиме "видео по запросу". То есть псковский оператор выбирает более гибкое решение, открывающее ему возможности для получения дополнительного дохода за счет размещения локального контента и рекламы.

Головной оператор должен обладать гибкой системой управления субсистемами, обеспечивающей оперативное добавление новых услуг, формирование независимых тарифных планов, контроль потребления услуг конечными пользователями и выбор бизнес-сценария для каждого субоператора. За все эти функции отвечает платформа middleware, центральный компонент решения IPTV. Особую роль здесь будут играть и системы распределения и синхронизации контента, которые в автоматическом режиме должны управлять перемещением медиафайлов и метаданных с центральных серверов на локальные.

На данный момент субоператорская схема представляется очень перспективной для развития IPTV, поскольку она дает возможность крупным операторам продавать свои услуги в разные регионы посредством местных операторов на партнерской основе. Мелкие операторы будут заинтересованы в продвижении услуг интерактивного телевидения, так как и для них это будет означать увеличение прибыли.

Другим перспективным направлением развития IPTV является равноценность использования в качестве абонентских устройств компьютера и телевизора, дополненного приставкой. Интерфейсы и функциональность обеих пользовательских систем должны по возможности быть схожими. О внедрении ПК-плейера в России уже заявлено (QWERTY), но пока эта услуга находится в тестовой эксплуатации.

В заключение хотелось бы предположить, какой вид может приобрести IPTV в будущем. Гонка сервисов может привести к созданию информационно-развлекательной виртуальной среды, где пользователь не только смотрит фильмы и ТВ-передачи, но и совершает покупки, общается с друзьями, записывается на прием к врачу. Если оператор сможет обеспечить это на локальной основе в пределах одного города, района, квартала, то он сможет рассчитывать на лояльность своих абонентов, развитие системы и стабильный доход.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2008
Посещений: 12796

  Автор

Наталья Яшенкова

Наталья Яшенкова

Компания "Нетрис"

Всего статей:  3

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций