Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Головная станция как облачная услуга

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Головная станция как облачная услуга

– Даже не знаю, что бы я делал, если бы наши пути не пересеклись. – Для начала вы бы умерли.
Дэвид Митчелл, “Облачный атлас”
В2016 году многие маленькие и даже средние операторы оказались на грани выживания из-за нависших угроз: рост курса валют (а значит, рост расходов на права на зарубежный контент, снижение возможности для модернизации оборудования), повышение требований со стороны государства (в том числе требование модернизации СОРМ), недобросовестная конкуренция и демпинг, снижение платежеспособности населения. Одно из условий выживания оператора – сокращение издержек. Сегодня речь пойдет о том, как за счет облачных технологий оператору сэкономить на головной станции для приема телеканалов
Григорий Кузин
Эксперт

Антикризисная экономика

Для разворачивания собственной головной станции требуются капитальные затраты (CAPEX) от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей. Затем обязательно требуются затраты на периодическую модернизацию, потому что число телеканалов увеличивается, технологии совершенствуются, телеканалы переходят с SD на HD, не за горами UHD. И, конечно, OPEX – ежемесячные расходы на обслуживание оборудования головной станции.

В качестве альтернативы собственной головной станции оператор может воспользоваться облачной услугой “Агрегация телеканалов”. При этом CAPEX стремится к нулю. Что касается OPEX: ежемесячные платежи за услугу “Агрегация телеканалов” соизмеримы, а в некоторых случаях ниже, чем стоимость обслуживания собственной системы.

Возможен также гибридный вариант, когда уже имеющаяся головная станция, позволяющая качественно принимать, например, 100 каналов, дополняется услугой “Агрегация телеканалов” с пакетом из еще 150 каналов. В этом случае оператор получает за минимальные деньги важнейшее конкурентное преимущество в виде большого пакета из 250 телеканалов.

Как это работает?

Агрегатор, предоставляющий услугу, берет на себя следующие функции: сбор телевизионных сигналов от телекомпаний, приведение их к единому формату, мультиплексирование в единый поток и доставку по наземным каналам связи до операторов. Услуга операторского класса должна также включать резервирование каналов и оборудования, мониторинг качества прохождения сигналов по всей цепочке от вещателя до оператора и круглосуточную техническую поддержку.

Сбор телевизионных сигналов – это не просто внешняя головная станция агрегатора, которая вместо головной станции оператора “приземляет” телеканалы со спутников. Одно из преимуществ услуги в том, что большинство телеканалов по-честному доставляется по земле по всей цепочке от вещателя до оператора, без спутниковых промежуточных трактов. Поэтому телеканал, получаемый от агрегатора, будет максимально возможного качества и уже не станет зависеть от метеорологических условий, влияющих на прием со спутника.

Для наземного сбора телеканалов иногда используются выделенные IP-и оптоволоконные каналы, присоединенные непосредственно к Playout-студии вещателя. Однако в большинстве случаев SDI-сигналы берутся более централизованно в местах скопления телеканалов – для этого агрегатор организовывает точки присутствия своей сети в ТТЦ “Останкино", на Шаболовке и в НТВ-Плюс.

Все телеканалы агрегатор собирает в одной точке, SDI кодирует в MPEG TS, также часть телеканалов с нестандартными параметрами транскодирует, в результате все телеканалы приводятся к единому формату и мультиплексируются в один транспортный поток Multicast или Unicast.

Unicast, как правило, используется в случае доставки пакета телеканалов до операторов через открытый Интернет. Такая технология нежелательна, поскольку имеет ряд существенных минусов: большая временная задержка – больше полминуты, невысокая надежность негарантированных каналов. Такую услугу нельзя назвать решением операторского класса.

Multicast, доставляемый по выделенным каналам, лишен недостатков Unicast. Поток доставляется до региональных точек присутствия, где происходит присоединение операторов. Если оператор хочет получать Uni-cast, то агрегатор осуществляет преобразование Multicast в Unicast непосредственно в соответствующей региональной точке присутствия.

Многим операторам, использующим собственные головные станции, хорошо известны нехорошие случаи, когда вдруг один из каналов пропадает на продолжительное время. Причем чаще всего оператор вынужден оплачивать вещателю по условиям лицензионного соглашения даже этот простой, а истинные причины неисправности часто остаются тайной, то ли это экскаватор порвал оптику около телекомпании, у которой не оказалось резервного канала, то ли это из-за снега пропал спутниковый сигнал. В случае использования услуги “Агрегация телеканалов” за наличием и качеством доставляемого телесигнала следит система мониторинга агрегатора, которая делает замеры в контрольных точках как в начале и конце всего маршрута прохождения сигнала от вещателя до оператора, так и на промежуточных узлах. Это позволяет оперативно отслеживать и локализовать проблемы. В сочетании с использованием резервирования каналов и оборудования это позволяет практически гарантировать непрерывность доставки телеканалов.

Права на агрегируемые телеканалы

В данной статье речь идет о технической услуге “Агрегация телеканалов”. При этом вопросы прав на телеканалы регулируются стандартными лицензионными соглашениями между вещателями и операторами, в которых только меняется способ получения сигнала: наземный канал вместо спутникового. Вещатели не меньше операторов заинтересованы в том, чтобы их сигнал доставлялся более надежно и качественно, поэтому большинство телекомпаний приветствует переход на прием сигнала через “наземного” агрегатора.


В дополнение к технической агрегации возможна и агрегация прав, когда лицензионное соглашение оператор подписывает также с компанией-агрегатором. Однако в отличие от прозрачной технической части услуги здесь есть юридические нюансы, которые пока не до конца урегулированы, поэтому не все вещатели готовы передавать свои права агрегаторам.

В реальности агрегатор, который оказывает только техническую услугу, все равно сильно упрощает жизнь оператора и в части лицензирования. Лицензионные соглашения с вещателями, которые уже имеются у оператора, продолжают действовать. В заключении лицензионных соглашений с новыми телеканалами, полученными через услугу “Агрегациия телеканалов”, максимально поспособствует сам агрегатор, который может выступить в роли консультанта и посредника в переговорах с вещателем и еще предоставит буквально инструкцию по взаимодействию с тем или иным телеканалом.

Опции и комплектации

Дополнительно к решению задач головной станции по приему нескольких сотен телеканалов агрегатор может решать смежные задачи, например предоставить услуги CDN для операторов с ОТТ-сервисами, или систему управления сервисом интерактивного телевидения для абонентов (MiddleWare), или полностью всю платформу как облачное решение.

Сегодня на российском рынке операторам доступно, если можно так выразиться, три “комплектации”.

Первый вариант – все свое, своя платформа, включая головную станцию, – максимальные затраты и риски.

Второй вариант – своя платформа с услугой “Агрегация телеканалов” вместо головной станции – снижение затрат, особенно в части CAPEX, повышение качества ТВ-сервисов

Третий вариант – это внешняя платформа, когда оператор, по сути, превращается в агента по продаже своим абонентам чужого интерактивного телевидения, – снижение CAPEX, снижение рисков, но также и снижение доходов, поскольку оператору будет оставаться только агентское вознаграждение порядка 20%, а 80% будет уходить внешнему поставщику телевизионной услуги.

Если абстрагироваться от особенностей отдельных операторов, то второй вариант с использованием услуги “Агрегации телеканалов” и без необходимости как-то кардинально менять бизнес-модель (превратиться в агента) получается оптимальным. Но в реальном непростом мире для каждого оператора нужно садиться и считать, какой вариант будет самым экономически эффективным и позволит ему выжить.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2016
Посещений: 7235

  Автор

Григорий Кузин

Григорий Кузин

Директор по интерактивным технологиям "АФ Медиа"

Всего статей:  14

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций