Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Эволюция отрасли кабельного телевидения

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Эволюция отрасли кабельного телевидения

На прошедшей в феврале выставке CSTB'2009 мы общались с представителями компаний-участников и узнали их мнение о тенденциях развития телекоммуникационного рынка. Так как в выставке принимало участие большое количество телеканалов, то и в нашем обзоре они нашли отображение, поделившись своим мнением о том, как повлияет на отрасль создание ассоциации поставщиков интерактивных услуг, о степени кризисоустойчивости отрасли, о влиянии кризиса на рынок контента, о наиболее значимых событиях, произошедших за последние десять лет. Представляем вниманию наших читателей первую часть обзора.

Процесс формирования российского рынка платного телевидения уже практически завершился


Виталий Суфан

Генеральный директор представительства компании Zonemedia Enterprises Ltd (Chello Zone) в России и странах СНГ

—  Слышали ли Вы о создании ассоциации поставщиков интерактивных сервисов, в которую войдут операторы и владельцы прав на контент? Как создание подобной ассоциации повлияет на отрасль?

— Я знаю об ассоциации, но ее создание, как и любой другой организации, еще не гарантирует построения более эффективных и цивилизованных взаимоотношений между правообладателями контента и операторами. Безусловно, с учреждением в России биржи мультимедийного контента может быть создан интересный прецедент, это совершенно новая для российского рынка идея. Думаю, она вполне реализуема, но вопрос в том, насколько функциональна и полезна она будет для тех, кто в нее входит, для тех, кто захочет воспользоваться ее опытом работы.

— Прошла первая волна кризиса, на Ваш взгляд, какие можно сделать выводы о кризисоустойчивости отрасли и конкретно вашей компании?

— Финансовое положение нашей компании на сегодняшний день я вполне могу назвать устойчивым и стабильным. Кризис в большей степени коснулся наших взаимоотношений с операторами. Мне уже поступали (и я думаю, что еще будут поступать) просьбы от наших партнеров о различных послаблениях в плане платежей. Это связано с падением курса рубля и прямой зависимостью наших расценок от курса доллара. Операторы не решаются увеличивать цены для абонентов. Мы в целом готовы рассматривать такие просьбы в индивидуальном порядке, поскольку всегда внимательно относились к просьбам наших партнеров, старались всегда найти разумный компромисс.

Что будет в конце года - трудно предсказать, но как цель для себя и компании я ставлю сохранение на нынешнем уровне нашей клиентской базы и количества подписчиков. Если нам это удастся и если удастся еще что-то добавить, то я бы считал, что год прожит не зря.

— Как кризис скорректировал рынок контента?

— Я каждый день общаюсь с операторами и знаю, что закупочные и программные бюджеты были существенно урезаны. Это значит, что мало кто сейчас будет готов брать новые каналы, а если и будет - то в очень ограниченном количестве. Что касается нашей компании, то мы давно работаем на российском рынке, имеем достаточно устойчивую базу подписчиков и как цель ставим себе ее сохранение.

— В этом году нашему журналу исполняется 10 лет. На Ваш взгляд, что изменилось в отрасли за эти 10 лет (какие глобальные события произошли)?

— В качестве главного события я могу выделить появление и становление в России платного телевидения. Отрасль зарождалась на пустом месте в неблагоприятных условиях, но тем не менее платное телевидение появилось. На начальном этапе люди не могли понять, почему они должны платить за телевидение, а сейчас почувствовали преимущества платного ТВ, знают, за что платят, и готовы эти деньги платить. На мой взгляд, процесс формирования российского рынка платного телевидения уже практически завершился.

Увеличение количества каналов и абонентов - это естественный процесс


Александр Силин

Директор компании "Аскон", представитель Eurosport

—  Слышали ли Вы о создании ассоциации поставщиков интерактивных услуг, в которую войдут операторы и владельцы прав на контент?

— Слышал, только пока непонятно, чем собирается заниматься эта ассоциация.

— Прошла первая волна кризиса, какие, на Ваш взгляд, можно сделать выводы о кризисоустойчивости отрасли, и в частности, вашей компании?

— Отрасль очень кризисоустойчива, с нашей компанией тоже все в порядке. На мой взгляд, большинство проблем, которые возникают в отрасли между компаниями, обусловлены скорее не объективным положением дел, а традиционно российским подходом в любой сложной ситуации пытаться "прогнуть" контрагента до минимальных цен. Первая волна прошла, посмотрим, что будет дальше.

— Как, на Ваш взгляд, кризис скорректировал рынок контента?

— Еще никак, все будет понятно в середине года, потому что все те компании, которые получали стартапные деньги, - эти деньги пока имеют и работают.

— Как Вы считаете, в условиях кризиса может возрасти конкуренция среди операторов и приведет ли это к увеличении интереса к рынку контента?

— Конкуренция среди операторов сейчас вырасти не может, она перейдет в другую качественную плоскость. Операторам, вместо того чтобы строить новые сети и подключать к ним абонентов, то есть расти экстенсивно, придется расти интенсивно, а именно: сократить показатель оттока абонентов от сетей. Безусловно, это возможно сделать только за счет контента, следовательно, кризис увеличит интерес операторов к контенту, и это видно уже сейчас. Но при этом оператор, за счет того что будет резко ограничен в деньгах, станет более ответственно подходить к выбору контента. Если раньше он выбирал между качественным каналом и тремя менее качественными, но за те же деньги, и отдавал предпочтение трем, то сейчас велика вероятность того, что выбор будет сделан в пользу более качественного канала. Хотя поначалу будет наклон в противоположную сторону.

— В этом году нашему журналу исполняется 10 лет. В связи с этим нам интересно узнать Ваше мнение о том, какие наиболее яркие события случились в отрасли за это время.

— В отрасли кабельного телевидения могу отметить появление крупных игроков, которые работают по разным моделям и благодаря большим размерам страны умудряются сосуществовать. Что касается увеличения количества каналов и абонентов - это естественный процесс.

Сегодня отрасль значительно интереснее, чем даже год назад


Марат Хасянов

Вице-президент корпорации "Рикор"

— Прошла первая волна кризиса, какие, на Ваш взгляд, можно сделать выводы о кризисоустойчивости отрасли и, в частности, вашей компании?

— О кризисоустойчивости отрасли не могу сказать, так как не анализировал, но по некоторым показателям данной выставки можно сделать кое-какие выводы. По первым двум дням могу сказать, что региональные компании, которые вовлечены в эту отрасль, на сегодняшний день не высказывали никаких опасений с точки зрения устойчивости-неустойчивости. Я не слышал ни одного возражения вроде: сейчас кризис, нам не до этого.

— Как, на Ваш взгляд, кризис скорректировал рынок контента?

— В отношении контента кризис вообще неощутим. Сегодня я видел минимум шесть компании, которые занимаются контентом и о существовании которых я не подозревал. Однако они есть, они работают, подходят к нам и предлагают свои услуги. То есть контент значительно увеличился по объему.

— Как Вы считаете, в условиях кризиса может возрасти конкуренция среди операторов и приведет ли это к увеличении интереса к рынку контента?

— Кризис - это уже конкуренция: слабый умрет, а сильный останется. Один американский бизнесмен сравнил кризис с отливом, в процессе которого становится видно, кто залез в воду без трусов. Однако я думаю, что как-то связывать конкуренцию с контентом невозможно. На сегодняшний день обычное телевидение (антенна плюс мостелекомовская доставка по кабелю) - составляет порядка 30 каналов, которые практически на 80% удовлетворяют потребности телезрителей. Добавим к этим 30 каналам еще 10, и это будут 40 каналов, которые практически на 99% удовлетворят интересы абонентов. Поэтому сейчас о расширении контентной части речи нет, задача в другом - контент должен быть качественным. Причем должен быть качественным не только с точки зрения изображения, но и подачи информации.

Сегодня контента в избытке. Вопрос заключается только в том, чтобы каждый оператор правильно спланировал контентную часть, чтобы это было интересно всем.

— В этом году нашему журналу исполняется 10 лет. В связи с этим нам интересно Ваше мнение о том, какие наиболее яркие события случились в отрасли за это время.

— Сегодня отрасль значительно интереснее, чем даже год назад. Идет эволюция, хотим мы этого или нет. В рамках этой эволюции появляется система выбора, и это уже прекрасно. Есть выбор контента, источника изображения, тех функций, которыми человек пользуется. Я думаю, что отрасль идет вперед.

В отрасли пока серьезных изменений из-за кризиса не произошло


Артем Лысов

Директор по развитию канала LUXE.TV-Russia

— Слышали ли Вы о создании ассоциации поставщиков интерактивных сервисов, в которую войдут операторы и владельцы прав на контент? Как создание подобной ассоциации повлияет на отрасль?

— Я всегда положительно отношусь к любым объединениям, если от этого есть реальная польза, будь то ассоциация поставщиков интерактивных сервисов или клуб любителей аквариумных рыбок.     

Этот проект давно назревал, и я надеюсь, что у его организаторов хватит средств для осуществления задуманного. Главное, чтобы данная ассоциация рассматривалась, прежде всего, как бизнес-модель, а не как клуб по интересам. В России уже имеется несколько ассоциаций с громкими названиями, которые при этом, к сожалению, практически ничего не делают для отрасли.

— Прошла первая волна кризиса, на Ваш взгляд, какие можно сделать выводы о кризисоустойчивости отрасли и конкретно вашей компании?

— Мне кажется, что в отрасли пока серьезных изменений из-за кризиса не произошло. Первая волна - это еще не показатель. Хотя количество представителей кабельных операторов, которые смогли приехать на выставку CSTB'2009, стало значительно меньше. На сегодняшний день никаких сокращений в команде LUXE.TV-Russia не произошло и в ближайшее время не прогнозируется. Несмотря на кризис, мы планируем продолжать проведение акций в городах нашей сети и дальнейшую маркетинговую активность.

— Как кризис скорректировал рынок контента?

— Я всегда стараюсь находить во всем положительные стороны. Конечно, финансовый кризис не мог обойти стороной сферу масс-медиа. Во многих компаниях прошли сокращения. Большое количество глянцевых изданий было просто закрыто. Но есть и положительные моменты. Благодаря кризису отсекается все лишнее и нежизнеспособное. Это своего рода естественный отбор. Должны выжить сильнейшие компании, которые смогут предложить качественный продукт по разумной цене.

— Как Вы считаете, может ли в условиях кризиса возрасти конкуренция среди операторов и приведет ли это к увеличению интереса к рынку контента?

— Я очень на это надеюсь. Конкуренция была и до этого, но мне кажется, что финансовый кризис станет катализатором процесса. Многие операторы уже сейчас начинают пересматривать свои списки каналов, входящих в пакеты, проводить замены. Не думаю, что в ближайшее время абонентская плата будет серьезно понижаться. Единственный выход, чтобы удержать зрителя, - предлагать качественный и интересный контент.

Конкуренция проявится в обширном спектре специальных предложений


Наталья Палинова

Генеральный директор ЗАО "Юмор ТВ"

— Прошла первая волна кризиса, какие, на Ваш взгляд, можно сделать выводы о кризисоустойчивости отрасли и, в частности, вашей компании?

— Безусловно, кризис затронул и нашу отрасль, в частности, снизился уровень продаж прямой рекламы. Недавно прошедшая выставка CSTB, в которой принимал участие "Юмор ТВ", показала, что количество посетителей и потенциальных партнеров также снизилось по сравнению с прошлым годом. Что же касается нашей компании, то в нынешних условиях мы мобилизовали все силы, определили для себя ряд приоритетных направлений, частично сократили расходы. Уверена, что прорвемся, потому что мы - международный холдинг, всегда существовавший без сторонних дотаций. Поэтому рассчитываем всегда только на свои силы и на профессионализм наших сотрудников.

— Как, на Ваш взгляд, кризис скорректировал рынок контента?

— Рынок контента переполнен. В условиях кризиса слабые и мелкие компании уходят с поприща за неимением средств и сил вести здоровую конкурентную борьбу. Остаются преимущественно крупные холдинги и те, кто предлагает действительно востребованный зрителем контент. Это своего рода естественный отбор. Поэтому не стоит воспринимать кризис только как отрицательное явление.

— Как Вы считаете, в условиях кризиса может возрасти конкуренция среди операторов и приведет ли это к увеличению интереса к рынку контента?

— Да, возможно. Сильные, как я уже отметила, останутся на плаву и начнут скупать мелкие компании, создавать объединения. Конкуренция проявится в обширном спектре специальных предложений, более льготных условиях подключения и т.п. В свою очередь, уверена, что кабельные операторы начнут более тщательно подходить к выбору каналов для размещения в своей сети, а главное, появится заинтересованность в качественном контенте. Ведь приоритетом для нас всегда был и остается зритель, который в условиях кризиса выбирает только то, что любит, к чему привык. Это хорошее время для проведения честного мониторинга.

— В этом году нашему журналу исполняется 10 лет. В связи с этим нам интересно Ваше мнение о том, какие наиболее яркие события случились в отрасли за это время.

— 10 лет - это очень большой период, за это время в нашей сфере произошло многое, отрасль не стоит на месте, растут и каналы, и кабельные операторы. Корректируется и избирательность зрителя. Новшества научно-технического прогресса облегчают с каждым днем нашу работу, корректируют направления в развитии медиаструк-тур. Все это в принципе является естественным развитием жизни.



Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2009
Посещений: 9722

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций