Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Этапы технологического пути

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Этапы технологического пути

Олег Колесников
Технический директор “НТВ-ПЛЮС”
Олег Олегович Колесников окончил Московский физико-технический институт (МФТИ). В 1994 году принят на работу в должности технического директора АОЗТ "Ракурс". В 1995 году начал работу в спортивной редакции телекомпании НТВ. А в 1996 году был назначен на должность директора-распорядителя Спортивного канала "НТВ-Плюс". С апреля 2005 года и по настоящее время – технический директор телекомпании "НТВ-Плюс"

- Какие основные задачи технического развития стоят в настоящий момент перед компанией?
- У нас все задачи основные, второстепенных нет. Мы представляем собой не просто спутникового оператора платного телевидения - платформу для чужих каналов, но и производящую компанию, поэтому задач у нас много и все они разные. Это связано и с производством разнообразнейшего контента, в первую очередь спорта, кино и т.д. Планируем перевести на собственное производство один из каналов, который выпускает для нас сторонний производитель. Если говорить о спорте, то мы постепенно, уже на протяжении последних нескольких лет, переходим на цифровую без ленточную технологию. В настоящее время основная наша деятельность - это совершенствование процессов безленточного производства, а именно: пересылка материалов, обработка, получение внешних файловых материалов и многое другое. Также развиваем нашу производственную базу, поскольку инструменты в руках у режиссеров, редакторов за последние два-три года очень сильно изменились. Сейчас практически 90% работы выполняет персональный компьютер на столе у любого выпускающего редактора или режиссера. С одной стороны, это сделало работу проще, с другой - привнесло новые вопросы по обработке медийного контента на всех стадиях производства. Мы стараемся упорядочить и структурировать организационную часть производства, чтобы эффективно использовать то дисковое пространство, которое выделяется для монтажа, и с меньшими затратами времени производить операции над контентом. Другими словами, обращаться с файлами, как с единицей видеоинформации, оказалось сложнее, чем это было в эпоху кассет и видеомагнитофонов.

С точки зрения производства киноконтента у нас остался участок киноканалов, который включает в себя еще ленточные технологии, но в начале будущего года запланировали и его перевести полностью на безленточную технологию с обращением файлов, с редакторским просмотром, озвучиванием и т.д. В свое время мы для себя поставили задачу гораздо более сложную - перевести на “безленту” в первую очередь спорт, а потом на отработанной технологии запустить кино. Пока стратегия оправдывается - уже сейчас мы все делаем более тщательно и осмысленно на этапе планирования комплекса, имея богатый опыт внедрения в спортивной дирекции.

Но самое важное и интересное, над чем мы трудимся уже практически полгода, - это 3D. Здесь еще есть над чем работать, причем не только нам, но и производителям оборудования, так как технология еще находится на этапе становления и многие вопросы приходится решать самостоятельно, а не применять законченные решения от производителей. Но так же было в 2006 году, когда мы запускали HD-каналы, когда не было контента на рынке, не было большого опыта по его производству, и мы практически были вынуждены производить этот контент своими силами. То же самое сейчас происходит и в мире 3D. Канал готов и уже вещает для наших подписчиков, но, к сожалению, очень мало контента не только у нас, но и в мире, поэтому сейчас активно работаем с системными интеграторами, творческим персоналом на тему собственного производства в 3D. Конечно, в первую очередь, как наиболее интересные и зрелищные, планируем снимать спортивные события, хотя зрителей нашего 3D-канала ожидают и другие приятные сюрпризы.

- Какие проекты, внедренные в компании за последнее время, вы можете отметить?
- Мы внедрили - с точки зрения перевода на IP-технологии - доставку и обработку материалов от производителей, но это внутренние производственные вещи, которые не видны на экране, и в телевизоре никак не отражаются. С точки зрения производственных процессов - уже огромное количество входящего материала, который к нам поступает в цифровой форме, либо в IP-потоках, либо в файлах. Стояла большая задача научиться, как с этими файлами “бороться”, что с ними делать, как их правильно обрабатывать и сопровождать по производственно-технологической цепочке. И эту задачу мы успешно решили. А с точки зрения технологического рывка - это опять же связано с темой 3D. Я считаю, что для нас большим прорывом явилось то, что мы смогли наладить сотрудничество с кинотеатрами. И уже этим летом и весной мы на базе собственного производственного комплекса в сотрудничестве с сетью кинотеатров “Каро” показывали прямые ЗО-трансляции футбольных матчей на большом экране. До сих пор мы работали только с абонентскими приемниками для индивидуального просмотра, телевизорами в квартирах, а сейчас мы разработали технологии взаимодействия с кинотеатрами и большими экранами. Так что для нас электронный кинематограф - это не просто слова, а освоенный этап технологического пути. Также мы сейчас находимся в процессе внедрения IP TV, хотим наш контент распространить не только среди наших абонентов, обладателей ТВ-приставок и спутниковой антенны, но также и операторов широкополосного доступа. IP TV на данный момент находится на стадии решения организационных вопросов, этап технического эксперимента был пройден вполне успешно. Я надеюсь, что уже в этом году проект будет запущен.

- По каким критериям вы выбираете подрядчиков и поставщиков оборудования и решений?
- При современном развитии рынка мы в принципе можем использовать любые качественные технологические решения от любых поставщиков. Но самое важное - это не процедура выбора поставщика, а в первую очередь последующее обслуживание. Когда мы разговариваем с подрядчиками, которые вводят для нас то или иное решение, мы держим в уме нашу дальнейшую работу, потому что именно от качества последующего обслуживания зависит долговременное функционирование оборудования комплекса. Поставить какое-либо решение - это даже не полдела, это 30% дела, потому что все остальное - его эксплуатация, поддержка этого решения - это головная боль для любой технической дирекции. Сейчас мало используют комплексные решения какой-то одной компании, в основном это решения сборные, решения десятков компаний, десятков наименований. Поэтому при выборе поставщика мы обращаем пристальное внимание на последующие условия обслуживания, скорость и качество реакции, наличие запчастей и подменного фонда оборудования.

-  Сейчас вы работаете больше как производящая компания?
- Я бы так не сказал, у нас идет работа по всем фронтам одновременно -производство, распространение и доставка на дом телевидения высокого класса. Что касается наших абонентов, компания сейчас имеет целый ряд устройств просмотра спутниковых приемников, который покрывает практически все категории и желания абонентов. Это и достаточно дешевые приемники, которые обладают возможностью приема в передовом стандарте MPEG-4 SD, то есть сигнала стандартного разрешения, и несколько моделей приемников HD, в том числе с записью на жесткий диск, повторным просмотром программы. В этом отношении компания достаточно много и активно работает с новыми поставщиками приемников, думаю, что в будущем году нашим абонентам будут доступны новые сервисы с точки зрения удобства пользования оборудованием и телевидением как продуктом.

- Кто основной пользователь спутникового ТВ? Какие регионы наиболее перспективны для вас как оператора спутниковой связи?
- Мы работаем на людей, которые хотят получать качественный продукт за свои деньги, скажем так. Это люди, которые привыкли получать качественный контент не только с точки зрения технического качества, но и с точки зрения наполнения.

- Стоит ли перед вашей компанией вопрос нехватки спутниковой емкости?
- В ноябре 2009 года был запущен новый спутник Eutelsat W7, который заменил собой Eutelsat W4 в точке 36 градусов, с большим количеством транспондеров. Сейчас мы не только удовлетворили наши текущие потребности, но и имеем некоторое количество на развитие новых каналов и сервисов. Мы сознательно не используем всю доступную емкость, так как с точки зрения контентного насыщения на нашей платформе все контентные ниши достаточно широко представлены и мы тщательно подходим к процессу выбора каналов. У нас есть несколько детских каналов, женских, несколько каналов для мужчин, ряд спортивных каналов, кино, музыка, развлечения. И для того, чтобы просто заполнить спутниковую емкость, канал для собак мы вряд ли соберемся запускать, хотя на рынке есть такого рода прецеденты.

-  Сейчас вы запускаете ЗО-канал. Что это: отстройка от конкурентов, возможность привлечь новую аудиторию, занять пустующую нишу рынка или вы действительно считаете, что за 3D будущее?
- 3D, или стереоскопическое ТВ, существовало давно. Когда я был маленький, уже были кинотеатры, где можно было посмотреть кино со стереосъемками, были специальные очки, видна была глубина и т.д. Однако сейчас это некий тренд, который приходит в каждй дом, который вводит даже не индустрия бродкаста, а индустрия, так скажем, бытовых устройств изображения. Именно “бытовики", производители домашних телевизоров показывают нам направление движения вкуса зрителей, а мы уже движемся за ними. Мы можем придумать какую угодно технологию, но если она не будет поддерживаться производителями массовых бытовых устройств, то это так и останется на уровне лабораторной технологии, игрушкой для “гиков". Продолжая тенденцию, заданную производителями бытового оборудования, мы поняли, что в ближайшее время это действительно будет играть значительную роль. Приживется ли этот тренд или нет, это вопрос времени. Если говорить о нас, то, безусловно, канал в 3D для нас в первую очередь имиджевый. Мы всегда были первыми во всем, что касается современного телевидения. Первыми запустили цифровое ТВ, стереовещание, многоканальное вещание, HD-каналы и, продолжая эту тенденцию, практически одновременно с английским каналом Sky в октябре запустили 3D в Европе.

- Кто относится к вашей аудитории, на кого вы рассчитывали, создавая SD-канал?
- Основной зритель - это те, кто интересуется технологическими новинками. Когда мы проводили первые эксперименты в кинотеатрах, к нам уже подходили люди и спрашивали: где же можно купить ваш замечательный ЗО-телеви-зор? Это пока небольшая прослойка людей, обеспеченных средствами, которые готовы внедрять у себя дома самые передовые технологии, при этом мы предлагаем этот ЗО-канал, не взымая никакую дополнительную оплату, для подписчиков он будет бесплатным приложением к пакету каналов HD.

- Где вы берете контент, достаточный для заполнения канала?
- Производство - это отдельная тонкая вещь, сейчас мы ведем консультации с системными интеграторами на тему поставки ЗО-комплекта для съемок, с точки зрения трактов, формирования канала - это у нас уже все есть. С точки зрения производства, безусловно, мы заинтересованы в производстве собственного контента, если не в конце этого, то в начале следующего года приступим к показам событий в прямом эфире, снятых самостоятельно. В первую очередь это спорт, возможно, концерты, но, конечно,  вряд ли мы будем снимать кино. Технологии сейчас только на первой ступени становления, есть скромное количество производителей 3D-KaMep, систем контроля и управления. Пока эти решения достаточно дорогие, все практически ручной работы, не серийного производства. Очень много технологий приходит из кино, оно обратилось к теме 3D чуть раньше, но кино и телевидение - это очень разные вещи. ТВ работает оперативно, и шансов на второй дубль нет, особенно если мы говорим о спорте. Мы делаем прямые трансляции, с самого начала должны создать именно ту картинку, которая будет показана зрителю, а съемки прямых ЗО-трансляций сильно отличаются по построению картинки от обычных съемок даже просто в HD. Специалистов, которые умеют правильно снимать в стереоформате, в мире можно пересчитать по пальцам одной руки, они даже называются высокохудожественно - стереографы. Технически сделать комплект для съемки можно, вопрос, как это показать, как переключаться с крупного плана на общий, чтобы у зрителя не было неприятных ощущений, - это уже совсем другие правила и другой опыт. Во время трансляции чемпионата мира на протяжении месяца проходили ЗО-съемки и было видно, насколько изменяется стиль показа, персонал учился на ходу. Но, безусловно, мы будем обучать своих специалистов, возможно, отправим ведущих режиссеров, операторов на обучение.

Беседу вела Дарья Минакова

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2010
Посещений: 11418

Статьи по теме

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций