Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

DVB-H открывает новые горизонты в индустрии телерадиовещания

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

DVB-H открывает новые горизонты в индустрии телерадиовещания

Александр Ануфриев
Заместитель генерального директора "НПО СвязьПроект"

За последние десять лет цифровые технологии способствовали быстрому росту индивидуального потребления продуктов медиаиндустрии. Появление видеомагнитофонов (PVRs), видео по требованию и многопрограммного вещания позволило зрителям индивидуализировать контент, который они хотят смотреть. А с внедрением интерактивности зрители могут сами выбирать программы для просмотра и влиять на содержание получаемых медиапродуктов

Как часть этой тенденции (наряду с развитием мобильной телефонии и ростом количества телефонов у людей) появились новые технологии, которые позволяют зрителям получать телевизионные программы на их мобильные телефоны и другие мобильные устройства, такие как карманные компьютеры. Место просмотра телепрограмм больше не ограничено телевизионным приемником дома или в транспортном средстве, а расширено до такой степени, что позволит людям смотреть телевидение везде, где они находятся в тот момент, когда хотят посмотреть любимую передачу.

Стандарт DVB-H (Digital Video Broadcasting to Handheld) создан для того, чтобы обеспечить просмотр телепередач на мобильном переносном устройстве. Опираясь на стандарт DVB-T (Digital Video Broadcasting -Terrestrial), который уже используется, DVB-H определяет тенденцию к индивидуализации потребляемого контента.

Сегодня DVB-H уже занимает и волнует умы людей. Статьи в СМИ называют личное телевидение в движении как "убойное приложение". Но поскольку приемники DVB-H могут сочетать в себе функциональные возможности мобильного телефона и телевизора, это также порождает и немало вопросов. Кто будет собственником нового сервиса? Является ли DVB-H вещательным сервисом, сервисом мобильного телефона или это смесь двух? Каковы потенциальные бизнес-модели, которые позволят поставщикам нового сервиса сотрудничать, чтобы создавать новые услуги и рынки?

Цель данной статьи состоит в том, чтобы дать краткий обзор услуги телевидения на индивидуальное переносное устройство с использованием стандарта DVB-H. В статье будут рассмотрены некоторые аспекты использования стандарта и возможные пути взаимодействия сторон, участвующих в процессе создания и потребления новой услуги.

Вещание на переносные устройства

Концепция вещания телевидения на мобильные устройства с большим энтузиазмом была встречена во всем мире. Уже сегодня некоторые операторы мобильной связи обеспечивают услуги передачи видео, используя их сети UMTS или сети третьего поколения NGN. Кроме того, сегодня главными альтернативными способами передачи телевизионных услуг на переносные устройства являются технологии DMB, ISDB-T, MediaFLO и теперь DVB-H.

Технология Digital Multimedia Broadcast (DMB) обеспечивает мобильные телевизионные услуги, применяя стандарт Eureka-147 Digital Audio Broadcast (DAB) с дополнительным исправлением ошибок. T-DMB использует наземную сеть в III частотном диапазоне и/или L-диапазоне, в то время как S-DMB - спутниковую сеть в L-диапазоне.

Стандарт Integrated Services Digital Broadcasting (ISDB-T), разработанный в Японии как стандарт цифрового эфирного телевидения, обеспечивает некоторые режимы работы, которые подходят для того, чтобы организовать телевизионное вещание на переносные устройства.

MediaFLO - это собственная система, разработанная для поставки услуги телерадиовещания на переносные приемники, используя модуляцию OFDM в диапазоне частот 700 МГц в Соединенных Штатах.

Опираясь на портативные и мобильные возможности DVB-T, проект DVB разработал стандарт Digital Video Broadcasting to Handheld (DVB-H) для доставки звукового и видеоконтента на мобильные переносные устройства. DVB-H преодолевает два ключевых ограничения стандарта DVB-T, когда он используется для переносных устройств - это снижает расход энергии батареи и улучшает надежность приема в очень трудных условиях приема внутри и снаружи помещения портативными устройствами со встроенными антеннами. DVB-H ориентирован на использование технологией мобильного телефона, и, таким образом, абоненты смогут пользоваться и извлекать выгоду как из мобильной связи, так и из вещательной сети.

Кому интересно DVB-H

Зрители

Поскольку DVB-H позволяет зрителям смотреть телевизионные программы на индивидуальном переносном устройстве, просмотр телепередач все больше становится более личным действом. Услуги могут быть востребованы, когда зритель находится в движении - в общественном транспорте или в машине, стоит за чем-нибудь в очереди или находится на работе. Таким образом, "карманное телевидение" увеличивает время, которое человек тратит на просмотр телепередач, находясь вне дома.

Хотя маловероятно, что зрители будут использовать переносные устройства для просмотра телевидения, когда это можно сделать обычными средствами (через телевизор), тем не менее это предположение может быть не всегда справедливо. Зрители могут захотеть продолжить смотреть телевидение на переносном устройстве, если оно обеспечит им доступ к различным дополнительным функциям, связанным с просмотром телепередач. Или пожелают смотреть свои любимые программы на индивидуальном устройстве, одновременно наблюдая за каким-нибудь событием на обычном, экране или наоборот.

Те перспективы, которые открываются перед зрителями от использования индивидуальных переносных устройств для просмотра телевидения, вызывают большой интерес у публики.

Вещатели

Обладая опытом в создании и агрегации контента, вещатели также имеют хорошую возможность поставлять контент и на переносные устройства. Однако они должны определить уровень своей причастности к DVB-H-вещанию. Например, будут ли вещатели управлять отношениями со зрителями или предпочтут делегировать эту роль другой стороне? И если выберут второй вариант, то примут ли вещатели тот вид, в котором будет передаваться их контент какой-то третьей стороной?

Вещатели, возможно, будут не одиноки в деле предоставления услуг DVB-H. Вполне вероятно, что другие игроки рынка, как, например, операторы мобильной связи, смогут обойти вещателей в поставке контента на переносные устройства. На данном этапе, однако, вещатели находятся в более выгодном положении, так как DVB-H -это новый вещательный сервис, использующий тот же спектр, чтобы доставлять услуги телевидения новому типу телевизионного приемника.

Операторы мобильной связи

Если мобильные операторы захотят объединить мобильные телефоны с приемником DVB-H, вещатели могут извлечь выгоду из этого партнерства. Мобильные операторы имеют доступ к большой базе клиентов и налаженную систему оплаты, которая может использоваться для биллингования клиента. Поскольку многие потребители рассматривают мобильные телефоны как "модные" устройства и охотно меняют их каждые несколько лет, чтобы пользоваться новыми возможностями мобильных технологий и быть в центре внимания, услуга, поставляемая через гибридное (телевидение/мобильный телефон) устройство, может иметь большой успех. Операторы мобильной связи уже развернули свои сотовые сети, которые также могут быть использованы для развития услуг DVB-H.

Операторы вещательных сетей

Операторы вещательной сети одни из ключевых участников развития стандарта DVB-H. Это и не удивительно, учитывая, какую потенциальную выгоду операторы могут иметь от использования своих сетей.

Операторы вещательной сети имеют доступ к инфраструктурам сетей, которые могут поддержать DVB-H. Многие из вещательных сетей были построены и строятся с таким расчетом, чтобы обеспечить уверенный прием внутри помещений для стандарта DVB-T на индивидуальные антенны. А для DVB-Н требуется как минимум та же зона охвата. Это означает, что большая часть инфраструктуры сети находится уже в тех местах, где нужно. Хотя некоторые дополнительные инвестиции будут необходимы для обеспечения приема в более сложных условиях окружающей обстановки с учетом того, что антенны карманных устройств менее чувствительны, чем антенны индивидуальных телевизионных приемников. И, в отличие от других сетевых операторов, операторы вещательной сети уже используют высокие мачты, необходимые для первичного охвата услуг DVB-H.

Кроме того, оператору вещательной сети хорошо подходит роль посредника между различными поставщиками услуг. Учитывая ограниченные ресурсы спектра, наиболее вероятно и правильно будет, отдать только один мультиплекс под услуги DVB-H, когда эти услуги первоначально будут запускаться. Как следствие, поставщики услуг должны будут разделить доступный ресурс и могут предпочесть, чтобы именно независимый оператор управлял сетью.

Последствия для вещателей

Новые возможности

Как следствие движения к всеобщей цифровизации средств доставки контента, роль вещателей в современном мире изменяется. С появлением новых методов доставки контента, таких как Интернет, локальные сети и вещание на переносные устройства, вещатели могут предложить своей аудитории доступ к контенту через использование любого из этих методов. Для этого вещатели вправе рассмотреть вопрос об изменении своей деятельности и сменить фокус с вещания на то, чтобы стать контент-агрегатором или провайдером. Передача телевизионных программ на переносные устройства позволяет вещателям достичь своей аудитории, независимо от того, где находятся зрители. Просмотр ТВ-программ больше не будет ограничен домом или другими общественными местами, где есть телевизоры. Вещатели смогут оставаться в контакте с аудиторией в течение всего дня.

В зависимости от времени суток вещатели смогут найти новую зрительскую аудиторию, желающую смотреть телевидение, соответствующее моменту и ситуации. Это текущий актуальный материал, программы, нацеленные на зрителей в движении, или маленькие версии основных программ, транслируемых в обычном режиме. Вещатели будут в состоянии использовать переносное телевидение, чтобы поддержать контакт с аудиторией, увеличивая лояльность абонентов и рекламируя то, что они смогут посмотреть дома в режиме полных версий программ.

Телевизионные услуги, интегрированные в мобильный телефон, обеспечивают тесное взаимодействие зрителя с контентом и позволяют создавать более сложные телевизионные программы. В начале развития интерактивность может быть столь же простой, как SMS-голосование, но в дальнейшем это возможно приведет к развитию полностью диалоговых форматов программ, которые могли бы стать дополнительной статьей дохода для участников рынка.

Контент

Не все телевизионное содержание является подходящим для того, чтобы наблюдать его на переносном устройстве. Тем не менее одновременная трансляция существующих программ на мобильные устройства может быть достигнута относительно простым способом и стать очень привлекательной для выхода на рынок. Кроме того, большинство просмотров на мобильных устройствах будет иметь периодичный кратковременный характер, когда у абонента появляется свободная минутка между другими делами. Обычные программы - длительностью от получаса и больше, - не годятся для просмотра. Скорее всего, формат контента для мобильного устройства будет коротким и легким для восприятия: новости, спортивные состязания, погода, музыкальные клипы - те типы программ, которые предпочитают зрители. Связь программ, передаваемых на мобильные устройства, с программами, смотримы-ми позже дома - очевидная выгода для вещателей. Но пока, поскольку новые услуги могут стимулировать иную модель поведения зрителей, преждевременно делать выводы. Фактически только приобретенный опыт покажет, что зрители захотят смотреть на своих карманных устройствах.

Размер экрана

Одной из особенностей "карманного" телевидения, несомненно, является маленький размер экрана. Сегодня размеры экрана переносных устройств составляют 5 - 12 см по диагонали. Этот факт накладывает определенные требования к содержанию передаваемой картинки, и, вероятно может понадобиться специальная переделка существующих программ для их комфортного просмотра на мобильных устройствах. В то же время из-за перекодирования программ в низкое разрешение некоторые типы традиционных телевизионных программ рискуют потерять свою привлекательность из-за неудобства для просмотра. К таким программам можно отнести спортивные состязания, такие как футбол и хоккей на льду и т.п., где присутствует большое количество мелких деталей. Адаптация картинки к маленькому экрану потребует не только редактирования изображения до подачи его на кодер, но, может быть, и изменения самого подхода к освещению события в части работы оператора.

Интерактивность

Хотя интерактивность полностью еще не использовалась для традиционного телевизионного рынка, она может быть легко внедрена через принятие услуг DVB-H, так как любое из современных мобильных устройств является гораздо более пригодным к такой деятельности, чем традиционный телевизор.

Интерактивность может использоваться для проведения голосования или даже позволит зрителям участвовать в телевикторинах вместе с участниками в студии, используя встроенные цифровые камеры.

Весьма интересной услугой - как сама по себе, так и в части использования интерактивности - может быть услуга "местный гид". Услуга "местный гид" может предоставить зрителям информацию о месте пребывания (страна, город или область) в виде прогноза погоды, анонсов фильмов и театральных постановок, расписания городского транспорта и многого другого. С использованием диалогового канала зрители могут запрашивать и получать различную информацию. Однако из-за отсутствия стандарта на middleware-интерфейс в настоящее время необходимо некоторое дальнейшее развитие данного приложения, прежде чем зрители в состоянии будут вызвать интерактивные услуги непосредственно из транслируемого потока.

Заключение

DVB-H вещание действительно является очень интересной и привлекательной задумкой. И те возможности, которые уже сегодня DVB-H предоставляет вещателям, операторам сетей и зрителям, позволяют говорить об эволюции процесса взаимодействия зрителя и производителя программ и даже, может быть, о выходе этого взаимодействия на абсолютно новый уровень. Вместе с тем достижение этого уровня, как видно из статьи, может быть только тогда, когда все участники процесса внедрения DVB-H осознают свою роль в нем и будет выработана модель их взаимодействия.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2008
Посещений: 12842

Статьи по теме

  Автор

Александр Ануфриев

Александр Ануфриев

Директор по маркетингу представительства Scopus Video Networks в России и странах СНГ

Всего статей:  2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций