Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

DRM для радиовещателей: что это такое, кому оно выгодно и с чем его едят. Часть 3. Структура DRM-радиокомпании

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

DRM для радиовещателей: что это такое, кому оно выгодно и с чем его едят
Часть 3
Структура DRM-радиокомпании

В России существует три типа самоокупаемых радиовещательных компаний: ретранслирующие чужую программу, создающие собственную и так называемые сетевые, собственные радиопрограммы которых раздаются в регионы для ретрансляции. Структура подразделений и создаваемая программа всех трех типов компаний ориентирована на местное вещание в рамках одного города. Для DRM-радиовещания необходим совершенно иной подход — вещание на целый регион с покрытием многих городов и при этом создание интерактивной программы, интересной для слушателей на большой территории с различными условиями проживания. Новые возможности порождают совсем иную структуру, которая будет создавать другой программный продукт
Сергей Комаров
Генеральный директор ООО
"Радиовещательные технологии''

Структура организации и управления

По структуре организации и управления DRM-радиокомпания в силу большого числа подразделений и сотрудников должна быть построена исключительно по горизонтальной схеме - с делегированием ответственности и полномочий ее структурным подразделениям. Работа столь крупной радиокомпании при вертикальном управлении очень быстро выявит объективную неуправляемость, это приведет к разобщенности в коллективе и, как следствие, уходу лучших творческих кадров. При этом радиопрограмма во многом потеряет привлекательность для слушателей и, естественно, для рекламодателей.

Организация работы в “горизонтальной" команде требует от руководителей подразделений высокого уровня профессионализма в области радиовещания, необходимого для грамотного и эффективного выстраивания взаимодействия внутри своего подразделения, и умения наладить взаимоотношения со смежными подразделениями. Возглавлять подразделения должны специалисты, профессионалы своего дела, но никак не “универсальные" управленцы.

В этом случае как руководитель компании, так и руководители других подразделений находятся на одной горизонтали. Они - команда. Каждый руководитель своего направления не имеет над собой начальника. И это принципиально, так как никто, кроме него, не может быть более компетентным в вопросах, за которые он отвечает. Он сам принимает решения и при этом несет полную ответственность за свой вклад в общий результат деятельности компании. Это понятно, и это нормально! Таким образом, в данной структуре ответственность за общий исход дела делегирована в равной степени всем членам команды. И каждый из них уполномочен выстроить как структуру, так и функционирование своего подразделения по максимально эффективной методике.

В такой схеме задача руководителя компании - обеспечить взаимосвязи между подразделениями, обозначить темы их сотрудничества и поддерживать их дальнейшие инициативы. В текущей работе, естественно, рождаются определенные типы профессионального взаимодействия между подразделениями:

  • Программный и рекламный отделы. Создание новых тематических программ, интересных для появившихся новых социальных групп слушателей (потребителей рекламы), и увеличение эффективности взаимодействия с рекламодателями новых направлений развивающихся видов бизнеса. Социум меняется, а значит, на это должна реагировать и программа.
  • Программный отдел и отдел маркетинга. Оживление аудитории и привлечение в ее ряды новых слушателей путем создания игр, конкурсов, розыгрышей призов, освещения массовых мероприятий, прямых трансляций концертов певцов, музыкантов, рок-групп и пр.
  • Отдел рекламы и технический. Освоение и внедрение новых звуковых эффектов (например, спектральной, динамической и психоакустической обработки звука) при записи рекламных роликов.
  • Отдел маркетинга и технический. Настройка тембра радиостанции (FM-процессора) под интонационный профиль голосового общения, принятый в позиционируемых социальных группах слушателей.
  • Программный и технический отделы. Индивидуальная настройка спектральной и динамической обработки микрофонного процессора под тембр голоса каждого ведущего. Разработка индивидуальных джингл-страниц под каждую радиопередачу и для каждого ведущего.
  • Отдел рекламы и отдел маркетинга. Разработка иллюстративных материалов для рекламных агентов с целью максимального привлечения рекламодателей. Проведение курсов по повышению эффективности методик продаж, ведения переговоров, выработка специализированных финансовых схем для продажи рекламы и услуг разным категориям рекламодателей.

При этом руководитель компании постоянно получает от руководителей подразделений информацию о работе компании и эффективности взаимодействия ее подразделений (обратная связь), которую использует для налаживания взаимодействия в команде. Иными словами, при нормальной (штатной) работе руководитель компании на 100% делегирует все полномочия членам своей команды и занимается лишь поддержанием эффективного взаимодействия внутри ее. Сам же при этом разрабатывает вопросы перспективного развития компании, организует процессы для повышения квалификации и условий труда своих сотрудников. Однако главная задача руководителя компании лежит вне ее пределов. Это - внешние контакты, вопросы влияния и интеграции радиокомпании в экономику своего региона.

Функциональная схема DRM-радиокомпании

Функциональная схема любой радиокомпании сильно зависит от ее концепции вещания. Поскольку DRM-радиокомпании, которые накрывают вещанием большие территории, являются региональными СМИ, объединяющими на своих волнах активную часть населения и доносящими информацию до жителей всего региона, то их концепция вещания должна быть рассчитана на взрослое население и соответственно иметь информационно-музыкальный характер, ориентированный на общение со слушателями.


В силу многоплановости радиопрограмм, ориентированных на большую и неоднородную аудиторию, функциональная схема DRM-радиокомпании включает в себя как полный набор технологических звеньев музыкального вещания, так и структуру производства информационно-публицистической программы. Полная функциональная схема DRM-радиокомпании представлена на рис. 2.

Редакция радиовещания, возглавляемая главным редактором, включает в себя программный отдел, отдел информации и отдел производства.


Отдел маркетинга проводит мероприятия по продвижению, текущему и оперативному социальному позиционированию радиопрограммы на выбранную аудиторию слушателей, обрабатывает информацию от слушателей (обратная связь) с целью поднятия рейтинга как отдельных передач, так и программы в целом.

Отдел рекламы обеспечивает коммерческую деятельность радиокомпании.

Отдел техники и технологий определяет и поддерживает всю технологию радиовещания, функционирование аппаратно-студийного комплекса, компьютерной сети радиокомпании, обеспечивает работу автоматизированной системы подготовки радиопрограмм и радиовещания.

Помимо этого, в DRM-радиокомпании существует отдел текстовых сообщений, который по информации, представленной в вещательной компьютерной сети всех отделов радиостанции, готовит тексты сообщений для передачи их на дисплей радиоприемника слушателя. При этом появляется возможность освободить звуковой канал вещания от передачи неспецифической для слухового восприятия информации и выдать эту информацию в виде текста с автоматической записью в памяти радиоприемника и с возможностью последующего удобного поиска. Ведь никто не слушает радио с карандашом в руке, чтобы записывать адреса, телефоны и названия фирм, предоставляющих товары и услуги, которые заинтересовали слушателя. Существенно то, что в этом случае изменяются стили звучания рекламных роликов, информационных сообщений и даже ведения музыкальных программ! Новая идеология радиоприема1, реализуемая в DRM-вещании, облегчает восприятие радиопрограмм и позволяет поднять эффективность рекламных сообщений. Однако для этого потребуется провести широкомасштабную промоушн-акцию новых возможностей цифровых интерактивных радиоприемников. Они должны стать любимой игрушкой для взрослого населения страны, такой же, как сейчас для молодежи стали мобильные телефоны. Но поскольку к моменту

проведения этой акции (к широкомасштабному внедрению DRM-вещания) молодежь, играющая со своими мобильными телефонами, уже подрастет и станет взрослой, то такому населению не нужно будет прививать любовь к техническим игрушкам. Таким образом, сами средства массовой информации должны позаботиться о создании своей аудитории. А для радиовещания аудитория вещания и парк радиоприемников у населения - понятия неразрывные.

Автоматизированная система подготовки радиопрограмм и радиовещания

Как видно из приведенной структуры, технология создания радиопрограммы базируется на автоматизированной компьютерной системе подготовки радиопрограмм и радиовещания. В настоящее время в России уже имеются две компании, зарекомендовавшие себя на рынке систем автоматизации вещания, - это “Тракт" и “Дигитон", обе из Санкт-Петербурга.

Эти компании имеют достаточный опыт в создании принципиально новой системы автоматизации вещания, позволяющей не только создавать двухканальные программы с использованием звукового канала и канала текстового сопровождения, но и обеспечивать эффективный контакт со своими региональными представительствами по размещению рекламы и планированию рекламных кампаний.

Помимо классических “звуковых" функций: производство, планирование и редактирование расписания, архивирование, составление расписания ротации рекламных роликов, вещание, программная поддержка прямых эфиров, автоматизированная система подготовки радиопрограмм и радиовещания обязана автоматически (по умолчанию, без участия ведущего или оператора) сформировать в канале текстового сопровождения следующую символьную информацию, отображаемую в реальном времени на дисплеях радиоприемников:

  • Линейный эфир:
    • название радиостанции и ее атрибуты (частота, вид модуляции, тип сигнала: моно/стерео);
    • название текущей радиопередачи, имя или псевдоним ведущего, номер эфирного телефона;
    • название проигрываемой песни и имя исполнителя (или автора, например для бардовских песен);
    • анонс последующих передач (фрагмент программы передач или расписания вещания);
    • частотное расписание.
  • В информационных сообщениях:
    • краткий анонс главных событий;
    • прогноз погоды;
    • курс основных валют.
  • В рекламных сообщениях:
    • названия фирм и услуг;
    • номера телефонов и почтовые адреса;
    • электронные адреса и адреса сайтов.
  • В радиоиграх:
    • правила игры;
    • назначение программируемых клавиш в радиоприемниках слушателей для ведения игры;
    • подтверждение регистрации участника игры;
    • стоимость отправляемых игровых SMS-сообщений.
  • В интерактивных опросах:
    • тексты вопросов;
    • варианты ответов на вопросы;
    • назначение программируемых клавиш в радиоприемниках слушателей в данном опросе.
  • Другие тексты или наборы управляющих символов в соответствии текущей программой радиокомпании.

Для этого автоматизированная система подготовки радиопрограмм и радиовещания должна содержать редактор текстового сопровождения и интерфейс выдачи его в эфир - как синхронно со звуковой программой, так и по командам ведущего.

Помимо этого, автоматизированная система подготовки радиопрограмм и радиовещания должна формировать коды необходимых команд для соответствующего управления интерфейсом радиоприемников своих слушателей. В списке таких команд должна быть команда, при получении которой каждый радиоприемник выдает единичный неидентифицируемый SMS-отклик, предназначенный для оперативного определения числа радиоприемников в зоне вещания, настроенных на частоту данной радиостанции. Однако, в силу того что данный запрос будет перегружать сети сотовых операторов, право на его выдачу должно быть предоставлено только главному редактору. Именно с его ведома он будет вставляться в сетку вещания радиопрограммы (плей-лист) для его однократной выдачи в эфир по команде ведущего в заранее оговоренных передачах.

Взаимодействие DRM-радиокомпании с регионом вещания

Для DRM-радиокомпании, вещающей на территории большого региона или федерального округа, необходимо иметь рекламно-корреспондентские представительства во всех крупных населенных пунктах зоны вещания радиокомпании, а также в мелких городах, где имеются крупные градообразующие предприятия регионального и федерального уровней, являющиеся потенциальными рекламодателями.

Региональные представительства включают в себя корреспондентский отдел (отдел собственной информации), рекламный отдел и отдел маркетинга (продвижения) и возглавляются региональными менеджерами. Координацию деятельности региональных представительств осуществляет отдел сетевого взаимодействия (на рис. 2 не показан), который внутри радиокомпании связан со всеми отделами. Соответственно в системы автоматизации вещания должен быть добавлен сетевой блок, позволяющий дистанционно, через Интернет, поддерживать контакт с региональными представительствами четырем подразделениям: отделам информации, рекламы, маркетинга и администрации (службе генерального директора).

В тех региональных представительствах DRM-радиокомпании, которые расположены в районах, где могут происходить события государственной важности (экономические или политические), возможно также наличие небольшого студийного комплекса и даже собственного блока радиопередач, который регулярно (например, раз в неделю в течение нескольких часов) выходит в эфир непосредственно из своей студии. Для этого необходима организация канала подачи программы из регионального представительства в центральный АСК. Таким образом, деятельность DRM-радиокомпаний будет способствовать развитию телекоммуникаций в регионах России.

Работа региональных представительств должна вестись на основе полной самоокупаемости за счет отчислений от рекламы, которую они привлекли. Бюджет каждого регионального представительства обязан также предусматривать статью расходов на регулярные промоушн-акции, проводимые региональным филиалом отдела маркетинга. Эти вложения со временем будут окупаться с большой отдачей, обеспечивая эффективную работу отдела рекламы. За счет этих же отчислений станет возможным содержание широкой корреспондентской сети. Поскольку радиовещание, по определению, является прибыльным, то и каждое региональное представительство также должно не только быть самоокупаемым, но и приносить прибыль для радиокомпании.

Нижняя граница численности населения в городах, где имеет смысл размещать такие представительства, будет сильно зависеть от типа имеющегося в этих городах крупного и среднего бизнеса (республиканского или федерального уровня) и форм деятельности имеющихся градообразующих предприятий. Она должна определяться индивидуально в каждом конкретном случае.
Внедряя DRM-вещание, нужно помнить, что слушатель при этом получает не только исчерпывающую информацию о жизни своего региона, но и возможность участвовать в крупных промоушн-акциях и розыгрышах призов, узнавать о товарах и услугах, производимых в своем округе, общаться со слушателями своего региона посредством аудитории любимой радиостанции. DRM - это возможность слушать радиостанции всего мира. И наконец, самое главное — иметь персональный коммуникатор, работающий в любой точке страны.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2011
Посещений: 13262

Статьи по теме

  Автор

Сергей Комаров

Сергей Комаров

Генеральный директор ООО "Радиовещательные технологии"

Всего статей:  20

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций